Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Дилеры не продают машины россиянам: защита рынка, джентльменский сговор или нарушение закона?

11877 35
11877 35

Не так давно просочилась информация, что белорусские дилеры отказываются продавать автомобили гражданам России. Автобизнес провел мини-расследование, которое частично подтвердило появившиеся данные. Российские СМИ, в частности ГАЗЕТА.RU, выяснили, что продажи автомобилей гражданам России ограничили только официальные дилеры четырех марок: Hyundai, Kia, Lada и Toyota. Хотя если учитывать наш опыт изучения данного вопроса, то к списку можно прибавить еще парочку дилеров. Что стоит за этими действиями?

О чем говорит дилер?

Некоторые дилеры пояснили, что запрет на продажу автомобилей гражданам России введен на основании дистрибьюторского соглашения, мол, это защита национальных рынков. Другие ссылались на наличие договора с производителем, где подобный запрет имеет место быть, ну а некоторые указали на то, что с комплектом документов, выдаваемым в белорусских автосалонах, автомобиль на учет в России не поставишь, поэтому они и не продают. Где правда?

Как пояснили нашим российским коллегам из ГАЗЕТА.RU в российском офисе "Хёнде Мотор СНГ", который отвечает за продажи в странах СНГ, никаких указаний белорусским дилерам относительно регулирования продаж гражданам Союзного государства с их стороны не поступало, это противоречит нормам права. Тем не менее дыма без огня не бывает, и тут речь не столько о конкретном дилере, а в целом о ситуации.

Да, спрос на автомобили в России растет, связан он в том числе с дефицитом микрочипов, используемых для производства автомобилей российской сборки. Растет спрос и в Беларуси, и дилеры данный факт подтверждают. Но спрос, на наш взгляд, не должен порождать дискриминационные меры применительно к гражданам соседнего государства, да и иных тоже.

Скриншот с www.autonews.ru

Что говорит закон?

Как гласит статья 11 Конституции РБ, иностранные граждане и лица без гражданства на территории нашей страны пользуются теми же правами и свободами, что и белорусы, если иное не определено законами. Применительно к покупке автомобиля есть покупатель, есть продавец, а отношения между ними регулируются Законом Республики Беларусь о защите прав потребителей (далее – закон). 

Потребитель – это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В законе не указано, что это именно белорусский потребитель, поэтому и россиянин, и китаец могут прийти в автосалон и купить там машину. Так, в соответствии со ст.10 закона любой потребитель имеет право на свободный выбор товара в любое удобное для него время с учетом режима работы торгового объекта. Продавец при этом обязан оказывать покупателю содействие в свободном выборе товара.

Часть 4 статьи 10 закона о защите прав потребителей​: установление каких-либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается, за исключением преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством.

Никаких ограничений при выборе товара по национальному, расовому либо иному другому признаку закон не допускает, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Поэтому и различные дистрибьюторские соглашения, и указания производителей, и решения дилеров, и другие джентльменские договоренности производителя с продавцами, ограничивающие право гражданина России и любого другого государства приобрести автомобиль в белорусском автосалоне, незаконны. 

Статья 23 Конституции РБ:  ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Дилер – это юридическое лицо, у него есть руководитель, прямая обязанность которого – принимать меры по надлежащей организации деятельности.

Статья 24.58 КоАП. Непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица

Непринятие руководителем юридического лица или иным лицом, занимающим руководящую должность, необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.

Не будет лишним также напомнить и о статье 19 Закона Республики Беларусь о защите прав потребителей, согласно которой условия договора, которые ограничивают права потребителя по сравнению с правами, установленными настоящим законом и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются недействительными. 

Просто бизнес?

Интересной мыслью с редакцией Автобизнеса поделился один из читателей. Он предположил, что продажа автомобилей россиянам невыгодна для белорусских дилеров, поскольку, как правило, они платят всю сумму сразу, а белорусу же предложат и лизинг, и кредит. При этом стоимость автомобиля в итоге с учетом кредитных или лизинговых платежей подскакивает от 30 до 50%. Плюс к этому, если машина уезжает в Россию, то там проходит и ТО, а это тоже деньги, а так и ТО здесь, и деньги здесь.

Как думаете, имеет место такое предположение? Напишите в комментариях.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
35 комментариев
2

"Он предположил, что продажа автомобилей россиянам невыгоднадля белорусских дилеров, поскольку, как правило, они платят всю сумму сразу, а белорусу же предложат и лизинг, и кредит. "
Бред....вся сумма за авто в любом случае поступает дилеру...а 30-50 процентов переплат идёт в мошну банка или лизинговой компании...но это уже проблемы "счастливого" покупателя......

5

Основная причина в том, что наши дилеры не накручивают цены под предлогом стоимости защитной сетки радиатора за три тысячи долларов и сигнализации за пять и при таком раскладе россияне выгребут под ноль вообще все, что есть в наличии в РБ. А это в перспективе прямые потери, т.к. заказать еще не получится из-за дефицита, а покупатели не будут кредитоваться и обслуживаться в РБ.
Конечно, наши дилеры тоже могут накрутить цену, но это не поможет, т.к. в РФ натуральная паника из-за цен на автомобили и находится достаточно покупателей, готовых переплатить 50% от прайса.

2

Согласен. Тут чисто москвичи приедут и разорят все салоны. Но есть другой момент. У кого-то есть в Беларуси родственники и друзья, которые спокойно могут приобрести машину, а потом её переоформить на покупателя из России.

0

Надежные родственники и друзья не у всех есть. Да и тёте Гале из Слуцка сложновато будет объяснить, откуда у нее появились деньги на LC300: даже если денег дал любимый племянник из Москвы в подарок на 60-летие, их, по-хорошему, декларировать надо со всеми вытекающими.
В общем, схема может и рабочая, но не массово применяемая.

1

А на кой ляд эти дилеры? Ладно вот по аналогии пройдем: есть не дилер, а магазин продает не авто, а удочки, суть у магазина продать больше, если у магазина закончатся удочки то вопрос к недальновидному руководству и рискам бизнеса и запретами они просто агонию своей смерти отодвинут но исключат... Это повод делать как в том анекдоте: ....я им чтоб туалетную бумагу купить унитаз приносил.....

2

"Он предположил, что продажа автомобилей россиянам невыгоднадля белорусских дилеров, поскольку, как правило, они платят всю сумму сразу, а белорусу же предложат и лизинг, и кредит. "
Бред....вся сумма за авто в любом случае поступает дилеру...а 30-50 процентов переплат идёт в мошну банка или лизинговой компании...но это уже проблемы "счастливого" покупателя......

0

Я что-то не понял, а какая выгода салона продавать в лизинг или в кредит? На этом зарабатывает банк и лизинговая компания! Или салоны тоже в доле?

0

Работал в "Автодроме" недолго...есть список банков партнёров и лизинговых контор.С каждой есть договор.Делятся конечно с каждого клиента.Замотивирована вся цепочка-менеджер "обзванивалка" по привлечению клиентов,менеджер продавец,техническая группа.Но это все копейки.Основной доход конечно у "комиссионки" и банков.

2

а ТО? за которое все дилеры крутят немеряные деньги..
про кредиты чушь конечно

1

Тут да...упущенная выгода присутствует....

0

А если предположить, что банк или лизинговая компания как-то заинтересовали дилера, чтобы он, дилер, не продовал авто не гражданам РБ?

0

Как бы то же просматривается упущенная выгода от невыданых кредитов)))...но маловероятно...в реальности "заинтересованность"(пусть и небольшая) выплачивается по факту ...все довольны...одни "стригут" проценты...другие свою маржу при продаже...

7

чаму чаму цэны растуць? каб не павывязли рассияне! У нас увезде чысценька, наша бульба смачнейшая, нашыя дзиляры пушысцее, вось и едуць рассияне у нашые санаторыи и па дароге купляюць лады для абратного вывазу у наберажныя чалны. © Вася

5

По нормальному, прокуратуру для начала на дилеров вызвать, государству сейчас грошы нужны, 200 базовых для начала с них снимут, потом посмотрим что они там лепетать будут!

0

О чем вы? Загляните в автосалоны, машин тупо нет, торговать нечем.

4

Вам сразу жить от этого легче станет?
Настоящий беларусик: пофиг, что вокруг всё в дерьме, главное, что у соседа корова сдохла.
Коллега ChemBro в первом посте всё верно написал.

2

Конечно легче жить станет и не только мне! Когда в стране "не до законов", восторжествует закон и порядок всему народу станет легче жить.
Когда в рашке обвалился деревянный и многие белорусы поехали за дешёвыми новыми авто, им российские дилеры продавали авто и ни кто палки в колеса не вставлял!

2

От того, что дилер заплатит штраф в стране восторжествует закон? И от этого народу станет легче жить?
Т.е. вы считаете, что если душить друг друга, ничего не поменяв в источнике "не до законов" вам станет лучше жить?
Не, ну я знал, что "невероятные" невероятные, ну не настолько же...

1

В 2014 году россияне непуганные были. Я хорошо помню эту трансформацию от "да что ты нам в долларах говоришь, скажи сколько в наших" до "да, цена остается прежней, ээээ, в долларах". Именно потому сейчас в РФ такие цены, закладываются абсолютно все риски. Даже отскок рубля не повернул цены назад. Так что 2014 можно вспоминать как невероятную удачу, но такого больше не будет.

1

Будет и не раз,но прогнозы делала Ванга,еще поживем и увидим много таких обвалов.

0

"Раз в жизни,и больше никогда"...хорошая статья на АБВ тогда бЫла....

0

Думаю, что кредитование тут не при чем. К примеру один из банков предлагает кредит под 0,01% на 12 месяцев при авансе 50%. Такой кредит невозможен без вкручивания интереса банка в стоимость авто, банк - не благотворительная организация. Поэтому при продаже автомобиля сразу за всю сумму, "интерес банка" остается у дилера, а значит дилеру это очень даже выгодно.

4

С падением производства из-за дефицита компонентов у белорусов и так возникнет проблема с покупкой в салонах у дилеров. И если продавцы здесь хоть как-то пытаются оттянуть этот момент, то незачем катить на них бочки вместо спасибо. Весь рынок РБ для производителей имеет меньше значения, чем продажи в одной только Москве. И стоять с пустыми салонами после нового года нашим продавцам не хочется, как и терять деньги за ТО вывезенных машин.

2

срубить бабла за раз и распустить сотрудников в неоплачиваемый отпуск - это мечта любого предпринимателя, уж во всяком случае лучше, чем стоять и трясти своими нераспроданными запасами, уговаривая дядьку с деревни раскупорить кубышку, а затем отвечать на его глупые претензии. А вы, включая авторов текста, живете какими то сялянско-советскими мифами об общинном благе.

1

А я вот согласен с Vova! Продал всё, зайцев перевёл в валюту или в какой другой выгодный актив и сиди, жди обвала рубля, экономики...

0

Важен постоянный оборот, т.е. скорейшая реализация склада и поступление нового товара. Так что, тут, скорее, нечестная конкуренция со стороны головных офисов в Москве.
Сидеть и ждать обвала - дело неблагодарное для бизнесмена, это дело инвесторов-спекулянтов, они могут шортить рынок.

1

Закрыться - это мечта недалёкого предпринимателя. Нормальному простаивать не нужно.

1

нормальному предпринимателю надо шарики на входе, менеджеры, кидающиеся на прохожих и повесивщаяся на затоваренном складе крыса - так видит соц. ответственнре предпринимательство агроэлита.

2

Вроде в статье собирались разобраться в причинах, но ответа ни на один вопрос я в ней не нашел. Вижу только противоречие с Hyundai.

Так в чем же причина?

Эксперимент с покупкой проводили? Хотя бы по телефону? Причины отказа выясняли? Переписка по Аркане до итога не доведена.

1

зато конституцию процитировали - так нынче выглядит постанальнеровская расследовательская журналистика, лежа на диване собрать по форумам суждения хомячков, левой ногой доложить туда цитат из конституции, приправить измышлениями дядьки из деревни - и принимайте - срочно в номер горячий материал.

0

АБВ не тупой зомбоящик, где вам вкладывают нужную мысль в голову. Приведены факты, а выводы уже делайте сами, если ещё не атрофировалась такая способность.

0

Не продают, потому что "тамбовские" запретили. Кремлевские холопы должны нести деньги в семью, а не другим бандам, тем более фенциковым.

1

Пять лет назад брал в Смоленске Шкоду Йети, у них же заказал сигналку (сам заказал, они не навязывали), цена была очень приемлема. По сравнению с Минском, машина обошлась дешевле почти на 1600$. Очень все понравилось. Сейчас видимо другие времена, и нравы в РФ (относительно допов) тоже поменялись

0

няма таго, што раньш было...

1

Декабрь 2014-го профукал...реванш в в 2016-м(Москва...Кашкай)....дисконт в три косаря...110 тыров пробега....как слон доволен...ещё год-полтора ...и в USA снова брать(cкорее всего)....

1

Эээм... Причём тут дилеры к кредитным и лизинговым программам и их %? Дилер продаёт машину, а кредитует банк. Далее у нового владельца все взаимоотношения исключительно с бпнком/лизинговой компанией, а не дилером.

  • Войти или создать профиль