Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Запрыгнуть в последний вагон: кто и почему создал огромные очереди в ГАИ в Ждановичах в последние дни июня

24814 15

С 1 января 2021 года в Беларуси ввели транспортный налог, который должны оплачивать все собственники автомобилей, стоящих на учете в ГАИ. Это стало неожиданностью для автомобилистов, которые некогда продали свои машины по доверенности или сдали в утиль, но не оформили сделку. Законодатели успокоили: привести в порядок документы время есть, а те, кто снимет несуществующий или проданный автомобиль с учета до 1 июля, платить налог не будут.

Однако в последние дни июня в ГАИ собрались небывалые очереди. Корреспондент Автобизнеса побывала в Межрайонном регистрационном отделе ГАИ в Ждановичах, пообщалась с водителями и узнала, что заставило людей тянуть с переоформлением автомобиля до последнего.

"Мы приезжаем сюда третий день – вчера закончились талоны"

"День икс" настал сегодня, а вчера, 30 июня, в МРО ГАИ был настоящий коллапс. Дозвониться в отдел в начале рабочего дня невозможно – в трубке постоянно короткие гудки. В 9.00 очередь за номерами электронной очереди растянулась по лестнице до самой парковки – люди стояли в одиночку и парами, некоторые приехали в отдел с маленькими детьми.

На получение одного талона у автомобилиста обычно уходит около минуты. По словам остальных, те, кто пришли к 8 утра и заняли очередь заранее, в 10.00-11.00 уже могли отдать документы в окошко. К 10.00 хвост очереди "спрятался" в здании ГАИ, а в 10.30 людей возле терминалов почти не было. Все дожидались, когда высветится их номер очереди на экране.

Не все автомобилисты знают, что рабочих терминалов в ГАИ два: один находится при входе в зал, и именно к нему выстроилась очередь до самой парковки, а второй расположен чуть дальше по коридору, очередь там во много раз короче.

"Я полчаса отстоял на улице, а потом пришел сюда, – рассказал мужчина из "короткой" очереди. – Терминалы абсолютно одинаковые, конец тут, в зале, просто об этом аппарате, наверное, мало кто знает".

Так кто же в очередях? Есть ли среди автомобилистов те, кто хочет списать старую машину в утиль или переоформить проданный давно и подпадающий под налог автомобиль? Или владельцы стремятся быстрее совершить уже оговоренные сделки купли-продажи, чтобы не платить налог?

Максим, судя по всему, в ГАИ редкий посетитель, с налогом свой приезд не связывает и решил приехать для переоформления автомобиля планово: "Я в интернете читал, что ажиотаж есть и даже еще один отдел хотят открыть, но таких очередей не ожидал".

А вот другого мужчину из очереди как раз к приезду подтолкнул налог: "У меня две задачи: один автомобиль нужно переоформить, так как закончился срок лизинговых обязательств, а кроме того, на мне числится старый автомобиль, который давно был разобран на запчасти. Я привез документы, чтобы снять его с учета и не платить за него налог. Конечно, ожидал, что люди будут, но такого количества не предвидел, так как был тут на прошлой неделе – все было относительно спокойно".

Еще один молодой человек подключается к разговору со словами: "Сегодня последняя возможность снять машину с учета и не платить пошлину, поэтому все стоят". Но оказывается, что он тут не по этой причине, а чтобы поставить на учет на себя недавно купленный автомобиль.

Стоящая перед ним женщина как раз хочет избавиться от 40-летнего ВАЗа, который они с мужем решили продать, чтобы освободить гараж: "Покупатель пошел сверять номера, а я заняла очередь. Я догадывалась, что будет много людей, но не рассчитывала, что задержусь тут на целый день. Работница в ГАИ сказала, что такой наплыв наблюдается последнюю неделю, до этого было спокойнее".

Женщина говорит, что продает авто умершего отца. Раньше транспорт не продали и не переоформили, потому что было много трудностей с документами: сразу нужно было решить вопрос с наследством, потом поставить машину на учет на маму, выписать доверенность, после чего только можно было продавать. А потом решили освободить гараж. Женщина знает, что этот автомобиль старше 1990 года и не подлежит налогообложению, однако все равно решила пройти переоформление сегодня, так как уже договорилась с покупателями.

Еще несколько опрошенных нами человек недавно купили автомобиль и прицеп и приехали поставить их на учет. Они не задумывались о налоге, поэтому очереди стали для них неожиданностью. Но, несмотря на ожидание, они решили все же закончить оформление. Некоторые автовладельцы, уже договорившиеся о продаже своей машины, стремятся заключить договор до 1 июля, чтобы не платить за авто транспортный налог. Кто-то из них приезжал в ГАИ и вчера, и позавчера.

"Продаю автомобиль и пытаюсь переоформить его уже второй день, – рассказала женщина, которая стояла в очереди к автомату одной из первых. – Взяла один квиток, сейчас стою за вторым, потому что покупатель еще не приехал, а я решила перестраховаться, чтобы сегодня успеть наверняка. Тот, что не пригодится, отдам кому-нибудь. Вчера мы приезжали тоже, но после 11 часов закончились талоны. Я заметила и подняла оставленную кем-то бумагу с номером, который как раз высветился на табло, но сотрудник видел, что я не держала ее в руках, а взяла со стола, поэтому не стал нас принимать. Сегодня мы приехали еще раз и вынуждены были просить приехать будущего владельца – он пожилой человек, едет из области. Переоформить машину хотели бы именно сегодня, так как завтра уже придется платить за нее налог, а я этого не хочу".

Еще одна женщина из очереди рассказала, что приезжает из области третий день и пытается переоформить автомобиль. Вчера поездка была напрасной из-за того, что им не хватило талонов. Поэтому они, прождав несколько часов в надежде, что появится дополнительное время, все же приехали сегодня.

Так как все сотрудники очень заняты, задать какие-то вопросы практически некому. Например, пожилой мужчина приехал из области и хотел бы сдать "номера" и техпаспорт от давно утилизированной машины 1992 года выпуска, как раз подпадающей под налог. Он отошел от автомата с талоном 464 в синие окна – ГАИ г. Минска.

"Я что-то запутался, куда нужно идти после получения номера? – спрашивает он и отвечает на наш вопрос, куда конкретно ему нужно: – Минск или область? Сам прописан в области, но все документы оформлял и получал в Минске".

Так и не разобравшись, как помочь, мы посоветовали ему обратиться к кому-то из сотрудников в окошке. Будет очень обидно, если, отстояв такую очередь, он выяснит, что нужно было обращаться в областной отдел, и придется бронировать новое место в очереди.

Святослав также стремится снять автомобиль до введения налога. "Покупателя я нашел давно, договорился, но у авто были проблемы с VIN, пришлось делать экспертизу, – рассказал он. – Позавчера получил результаты, вчера сразу поехал сюда. Прошел сверку номеров, но закончились талоны к специалистам. Сейчас подам документы, и мне скажут, когда прийти за "транзитами". Планирую решить этот вопрос сегодня, так как налог за проданную машину платить желания нет".

Еще один пожилой мужчина хочет снять с учета автомобиль 1990 года, который давно был утилизирован. На часах 10.30, он находится в ГАИ с 8.00.

"Полтора часа я отстоял за талоном электронной очереди, теперь жду здесь. Я вчера был, но сдать документы не смог, так как не было мест к специалистам. Вчера только оформил заявление и оплатил 10 рублей, сейчас вот отдам документы".

По словам мужчины, он догадывается, что за его машину не нужно платить налог, но решил перестраховаться, так как дозвониться в ГАИ и получить консультацию не смог.

"Раньше тут были скамейки, сейчас их нет. Наверно, специально убрали, ожидая большой наплыв. А завтра, уверен, не будет никого", – отмечает Артем, который приехал в ГАИ для того, чтобы поставить на учет купленный автомобиль. На вопрос, почему он выбрал именно этот день для приезда, мужчина ответил, что сегодня у него выходной, которым он и решил воспользоваться.

Сотрудники авторынка, точки которых находятся рядом с автоматами, выдающими талоны, отмечают, что ажиотаж длится всего несколько дней, и уверены, что он связан с появлением налога. По их словам, среда и четверг в ГАИ обычно самые спокойные дни, когда готовые документы можно получить уже через 4 часа после подачи заявления.

"Наплыв людей я наблюдаю последние дня два. Не помню даже, когда в ГАИ было столько народа, – рассказывает владелец точки, где делают ключи. – Меня попросил взять талон знакомый, который должен сейчас подъехать, но я так думаю, что ждать ему придется минимум час".

На часах 11.10, и мы замечаем, что люди растерянно собираются возле автоматов электронной очереди. На табло появился лист бумаги с предупреждением, что талоны на сегодня закончились.

"А вы не знаете, может, спустя время они появятся опять?" – спрашивает у присутствующих мужчина.

"Вчера мы оказались точно в такой же ситуации. Приехали после 11, а талонов уже не было. Мы прождали несколько часов и после двух поехали домой, так как они не появились", – отвечает женщина.

Наш вердикт

Подытожим. 30 июня в ГАИ приехали те, кто давно нашел покупателя, но не мог переоформить авто по объективным причинам, например, пришлось делать экспертизу из-за поврежденного VIN. Были и люди, которые тянули с переоформлением до последнего и не ожидали, что будет такой ажиотаж. Некоторые приехали в ГАИ планово, в надежде быстро пройти процедуру в будний день, и были ошарашены тем, как долго им придется ждать оформления. 

Срочный выкуп машин в базе Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/221420_1_350.jpg?v=1625078584
Пожалуйста, подождите...