Пять лет спустя. Кто оказался "крайним" во взрыве метанового VW Touran в Барановичах

62069 50
62069 50

Начало этой истории было положено около пяти лет назад, когда на заправке в Барановичах взорвался метановый VW Touran, а его владелец стал инвалидом. Еще в прошлом году казалось, что инцидент спустят на тормозах, – виновного никак не могли установить. Но похоже, что дело сдвинулось с мертвой точки.

Материалы по теме:

Владелец взорвавшегося Touran: "У меня не проверили документы на баллоны, но все равно начали заправку"

Расследование ABW.BY. Почему в Беларуси взрываются VW Touran, но решать проблему никто не спешит

Останется ни с чем или выплатят компенсацию? Как проходил суд по делу о взорвавшемся VW Touran

"Я стал инвалидом, но виновных во взрыве так и не нашли". Пострадавший владелец метанового VW Touran – о резонансной истории спустя три с половиной года

Что было раньше

В Европе подобные инциденты с метановыми VW Touran также были зафиксированы, например, в мае 2015 года в шведском Линчепинге. Благо при том взрыве никто не пострадал, поскольку рядом с машиной никого не было. Однако сам автомобиль был практически полностью разрушен и восстановлению не подлежал. Как выяснили в шведской Ассоциации сервисных станций, при проведении технического обслуживания баллонов специалисты сервиса не снимали пластиковый кожух, закрывающий ГБО, а потому и не увидели значительные очаги коррозии, что в итоге и привело к взрыву.

Похожий взрыв случился в августе 2016-го в Барановичах во время заправки машины газом. Владелец машины Александр Кравчук получил многооскольчатые переломы обеих костей левой голени с размозжением мягких тканей, что повлекло за собой ампутацию левой голени, – в итоге он стал инвалидом.

Как пояснил редакции Автобизнеса Александр, в январе 2014 года из представительства "Атлант-М" его пригласили на акцию по замене заводских газовых баллонов. Это стало следствием подобных инцидентов на территории Европы, акция была бессрочной и проводилась во многих странах. По акции два из четырех баллонов заменили и сказали ждать звонка на замену оставшихся.

Из ответа Volkswagen AG:

"… Условия проведения отзывных кампаний 2014-2016 гг. были соблюдены, замена газобаллонного оборудования (двух задних газовых баллонов) осуществлена в установленные сроки, работы проведены в полном объеме. Если при замене задних газовых резервуаров по условиям отзывной кампании 2014 года будет установлено, что проверка отвода газов невозможна вследствие поражения коррозией передних резервуаров (баллонов), то фактически последние подлежат замене".

Такое приглашение поступило в августе 2016-го, именно на замену оставшихся баллонов Александр ехал в столицу Беларуси, а по пути решил заправиться газом. Результат вы уже знаете. А вот виновные определены только в феврале 2021 года.

Из экспертизы:

"Причиной взрыва явилось разрушение баллона в результате того, что давление газа внутри его корпуса превысило предельное для данной конструкции. Непосредственной технической причиной взрыва могли послужить: уменьшение прочности корпуса (коррозия материала корпуса), трещины, сколы и т.п."

Было установлено, что VW Touran Александра прошел техосмотр, а этому предшествовало освидетельствование газовых баллонов в специализированном центре ООО "Авто Перспектива Центр" в Кобрине. 

Но напрашивается вопрос: если осмотр баллонов проводился и есть документальное подтверждение, то как можно было не заметить ржавчину, которая, как следует из выводов экспертов, покрывала практически всю поверхность ГБО и появилась не одномоментно, а развивалась в течение длительного времени? Задал себе такой вопрос и следователь управления Следственного комитета Республики Беларусь по Брестской области, который разбирался в обстоятельствах этого дела.

Что было дальше

Сам Александр Кравчук на месте не сидел и регулярно писал во всевозможные инстанции вплоть до Администрации президента с требованием разобраться и принять законное решение. 

Шли недели, месяцы, даже годы, но виновный во взрыве газового баллона так и не был установлен. За помощью пришлось даже обращаться к российским экспертам.

Из ответа Следственного комитета:

"... Расследование в условиях экстраординарности произошедшего события, отсутствие наработанной практики и специалистов в соответствующих областях познаний (в частности, металловедения и коррозии металлов) объективно вызывает сложность и не может быть окончено с принятием законного решения без всесторонней, полной и объективной проверки всех обстоятельств уголовного дела.

Установление возможного периода образования коррозии на взорвавшемся баллоне имеет первостепенное значение для доказывания вины и требует проверки экспертным путем, однако соответствующих специалистов и методик в Республике Беларусь не имеется".

Когда заключения экспертов, в том числе и российских, были готовы, осталось только собрать пазл, после чего можно определяться с виновником.

По выводам следствия в причинах трагедии был виновен директор ООО "Авто Перспектива Центр", который имел надлежащую квалификацию, прошел необходимые курсы по работе с ГБО, аттестацию и прочие механизмы, но допустил халатность.

В соответствии с материалами дела техническое освидетельствование установленных под днищем VW Touran баллонов он фактически не проводил, хотя обязан был это сделать ввиду того, что оказывал платные услуги по проведению таких процедур. Само по себе освидетельствование баллонов включает демонтаж, осмотр поверхностей, очистку и промыв баллонов, гидравлические испытания давлением и прочие проверки. 

Однако в целом проверка ограничилась составлением акта, заверенного печатью, в связи с чем баллон не выбраковали, а должны были. Если бы пластиковый чехол, закрывающий баллоны, был снят, то ржавчина сразу бы бросилась в глаза, что исключило бы использование ГБО. Это точь-в-точь повторяет шведский инцидент, о котором мы говорили в самом начале. Вместо этого Александру Кравчуку на руки выдали документы о допуске его автомобиля к заправке метаном, что привело к трагическим последствиям.

Однако пострадавший считает, что во взрыве виновен не только директор региональной СТО.

"Где ответственность компании "Атлант-М", которая проводила акцию по замене баллонов? – спрашивает Александр. – Ведь меня никто не предупредил о том, что после замены одной пары баллонов вторую использовать было опасно. Взорвался-то именно баллон из второй пары. Где ответственность автозаправочной станции, на которой, как я считаю, были нарушены инструкции по заправке автомобилей газом? Нашли в итоге "крайнего". Понятно, что директор там что-то нарушил, но цепочка после него тянулась дальше. И я считаю, что если бы самостоятельно не ворошил чиновничий "улей", то все вообще могло сойти на нет".

Тем не менее уголовное дело направлено в суд, которому еще только предстоит вынести свое решение. Автобизнес будет следить за ходом разбирательства.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/219496_1_350.jpg?v=1614935080
Пожалуйста, подождите...