Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Что так и не так с транспортным налогом? Мнение

141957 278
141957 278

С транспортным налогом на самом деле не все так плохо: теперь можно спокойно пройти техосмотр, так как не нужно совершать дополнительный большой платеж. Да и ставка налога за одну машину заметно меньше размера пошлины. Но есть моменты, которые вызывают явное недоумение. Андрей Ахрем излагает свое мнение о нововведениях.

Эффективное решение

Да-да, именно так. Считаю введение транспортного налога и отвязку его от техосмотра правильным и эффективным решением. Связка "ТО + пошлина", которую никто не мог принудить оплачивать, фактически стимулировала непрохождение техосмотра. Ведь 35-40 рублей на техосмотр не жаль, но вот 6 базовых (в моем случае) пошлины – это уже ощутимо. Поэтому большинство автовладельцев перестало проходить ТО, так как оплатить штраф раз в год, а на практике зачастую намного реже, было существенно дешевле. 

Можно сколько угодно дискутировать о необходимости техосмотра в принципе, но такая ситуация привела к тому, что станции диагностики едва не остались без работы. Бюджет же недополучил значительные суммы как в виде подоходного налога от диагностических станций, так и в виде пошлины, которую многие не уплачивали.

Введение налога, который теперь не привязан ни к чему, простимулировало тех, кто не проходил техосмотр из-за нежелания уплачивать пошлину, таки пройти его. Свидетельство этого – огромные очереди на ТО в начале января. Количество клиентов станций диагностики выросло в разы, если не в десятки раз, что приведет к росту налоговых отчислений от этих самых станций.

Плюс теперь нет варианта не уплачивать налог, так как заниматься его сбором будет налоговая. Пускай единичный платеж в абсолютном выражении будет меньше, чем в виде пошлины, но налог заплатят все. А не заплатить – пеня, уклонение от уплаты и прочие "плюшки". Браво! Если оставить за скобками вопрос, а должны ли автовладельцы вообще платить что-то еще помимо того, что уже включено в стоимость топлива, то введение транспортного налога – действительно шикарный ход властей. Наверняка в конечном итоге сумма поступлений в бюджет будет значительно выше, чем от пошлины.

Спорные моменты

Но закономерно появляется недоумение: а что мешало сделать это раньше? Теме неэффективности пошлины и недовольства ею автомобилистов не год и не два, но эффективное решение проблемы созрело только в конце 2020 года, в то время как госпошлина существовала с 2014-го.

С одной стороны, платить придется меньше, к тому же не сегодня-завтра. С другой – налог необходимо уплачивать за каждый находящийся на учете автомобиль, даже если он не ездит. Естественно, у владельцев "недвижимости" "подгорело".

Но если у вас есть машина, которая годами стоит во дворе и не ездит, снимайте с учета, продавайте хоть на запчасти, утилизируйте. Ценное место во дворах многоэтажек такие машины занимают, технические жидкости из них часто текут ручьем – почему, по-вашему, владельцы этих авто не должны платить налог? Добро пожаловать в комментарии. Вы возразите, что находиться "недвижимость" может и во дворе частного дома. Ок, но если она просто стоит и гниет – вот вам стимул наконец-то избавиться от нее, а если же ценна как память или по другим причинам – 60-80 рублей в год не такая большая сумма.

Другой вопрос, что многих машин, по неофициальным данным около 15-20% числящихся на учете, в Беларуси уже не существует: они проданы на запчасти, сданы на металл, проданы по доверенности в Россию и т.д. Те, на ком "висят" такие авто, действительно столкнутся с проблемами, если, конечно, не сохранились документы и "номера". И таких людей много. Как будет решаться вопрос – пока непонятно. Хотя что мешало соблюдать соответствующие процедуры при отчуждении автомобилей? Еще один урок, почему не стоит продавать машины по доверенности, "перекупам" и т.д.

Спорным может показаться момент градации ставки налога в зависимости от полной массы автомобиля. Видимо, логика такова: чем больше весит машина, тем большая от нее нагрузка на дорожное покрытие. Но почему бы не унифицировать в этом моменте Налоговый кодекс с соседней Российской Федерацией, раз уж нас "подогнали" под заниженную мощность многих новых двигателей, подходящих под тамошние ставки?

Еще одна нестыковка, вытекающая из градации по разрешенной полной массе, – налог за прицеп массой до 0,75 тонны и прицеп-дачу. Он одинаковый. Конечно, отдельные модели компактных прицепов-дач укладываются в 750 кг полной массы, однако большинство из них весит больше, достигая двух тонн у двухосных моделей.

Но самое интересное – это отсутствие необходимости уплачивать транспортный налог за автомобили старше 1991 года выпуска. Это с чего вдруг? Понятно, что есть янгтаймеры – раритетные машины, обладающие определенной ценностью, но подавляющее большинство машин старше 1991 года ценность, да и то невысокую, имеют разве что в Гатово.

В остальном точно так же ездят по дорогам общего пользования, загрязняют воздух куда больше современных машин, наконец, просто опасны, причем опасны не только для владельцев, но и для окружающих. Если въехал случайно в зад современной машине – отделаешься легким испугом и затратами на ремонт своего авто. А "впишешься" в какое-нибудь "ведро" без подголовников – и ненароком переедешь на 5 лет в Горки, потому что пассажиры "корча" переломают себе шеи.

Во всем мире власти стимулируют автовладельцев избавляться от устаревших автомобилей, вводя градации по экологическим нормам и усложняя жизнь тем, кто ездит на чадящем старье, но только в Беларуси владельцы старья получают преференции. Благо 60-80 рублей – сумма столь незначительная, что неспособна содействовать пересаживанию с современных машин на "корчи".

И здесь видится логичным введение повышающих и понижающих коэффициентов к ставке налога. Например, Евро-4 – единица; Евро-6 – 0,5; Евро-2 – 1,5; Евро-1 – 2. Возраст до пяти лет – 0,5, от 5 до 10 лет – единица, старше десяти лет – 1,5, старше 20 лет – 2. Это сделало бы ощутимо накладным владение старыми автомобилями, не соответствующими никаким современным экологическим нормам и требованиям безопасности.

Здесь в меня должен прилететь тапок: мол, а что делать людям в регионах, у которых зарплаты не позволяют покупать свежие машины и денег хватает только на "корчи"? Пардон, но в регионах "корчи" не перестают быть "корчами", а проблему нужно решать повышением доходов населения регионов, а не снижением платежей.

Вердикт

Может показаться, что я "топлю" за налоги и сборы с автомобилистов, но нет – я за равные правила игры. Либо платят все, либо не платит никто. В этом плане транспортный налог более совершенен, чем существовавшая до него госпошлина. Вполне возможно, что он даже окажет позитивное влияние в плане избавления дворов от автохлама, который годами никуда не ездит, ведь вроде и немного, но платить за сам факт его наличия придется. Если конечно хлам не старше 1991 года выпуска – это сейчас, на мой взгляд, главный провал, связанный с транспортным налогом. Как и почему прописали такую норму, не понял, наверное, никто. Но расслабляться владельцам старых автомобилей, кажется, рано. Изменения и дополнения могут быть приняты в любой момент.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/218743_1_350.jpg?v=1610898399
Пожалуйста, подождите...