Отсюда приходят "письма счастья". Система фотофиксации нарушений скорости изнутри

18602 27
18602 27

Мы побывали в Центре фиксации правонарушений и познакомились с фабрикой "писем счастья" изнутри. На наши вопросы ответил пресс-секретарь СЗАО "Безопасные дороги Беларуси" Александр Хилькевич:

- Единая система фотофиксации нарушений скоростного режима в Беларуси была введена в эксплуатацию 5 июля 2012 года. Почему приняли решение о создании системы? Потому что 1200 погибших в ДТП за 2011 год - это для Беларуси очень много! По статистике каждое третье ДТП с гибелью людей происходит по причине превышения скорости движения транспортных средств. Поэтому одной из стратегий, направленных на предупреждение дорожно-транспортного травматизма, стало снижения количества нарушений скоростного режима на дорогах страны.

Наиболее эффективным средством решения этой задачи оказался контроль скорости в автоматизированном режиме с использованием технических средств, который в то время уже успешно применялся во многих развитых странах мира.

Идея системы проста - фиксация превышений скорости техническими средствами в автоматизированном режиме и привлечение нарушителей к ответственности в соответствии с законодательством.

Оператором технических средств контроля является гражданская организация СЗАО "Безопасные дороги Беларуси". Административный процесс по результатам фотофиксации ведут сотрудники отдела обеспечения деятельности системы автоматизированной фиксации правонарушений МВД Беларуси.

Все начинается на дороге

В настоящее время система фотофиксации насчитывает 540 датчиков контроля скорости (ДКС), в том числе 483 - в стационарном исполнении (Mesta 2000/2200, MultaRadar SD 580, PoliScan, Кордон), 57 - мобильные системы (PoliScan), именуемые в народе "треногами".

Это центр обработки данных:

Информация с датчиков контроля скорости поступает именно сюда. Оператор проверяет качество зафиксированной информации.

В данном случае система распознала транспортное средство и выдает сведения о том, что это легковой автомобиль, двигающийся по первой полосе дороги на удаление со скоростью 109 км/ч при допустимых на данном участке 90 км/ч. Все данные о превышении зафиксированы корректно.

И размер автомобиля тоже?

Представим ситуацию, что на участке дороги скорость для легковых автомобилей ограничена знаком "90", для грузовых - "70". Как камера отреагирует и определит нарушителя, если, допустим, грузовик ехал 90 км/ч? Оказывается, камера определяет это по габаритным размерам автомобиля и автоматически относит его к категории грузовых авто с ограничением "70". Качество работы камеры во избежание ошибок в этом случае проверит оператор.

Камера делает несколько снимков в разных оптических диапазонах в зависимости от времени суток, погодных и прочих условий. На одних фотографиях отчетливо видно изображение транспортного средства, на других - буквы и цифры регистрационного знака. В том числе фиксируется место, время, дата фиксации, полоса движения, направление движения и скорость движения транспортного средства.

Кроме того, датчик контроля скорости PoliScan делает фотоснимок с идентифицирующей рамкой, которая обозначает транспортное средство, скорость которого была измерена лазером.

В постановлении печатается фотоснимок с максимально качественным изображением регистрационного знака (насколько это возможно с учетом размера фотоснимка в постановлении и особенностей черно-белой печати принтера). Поэтому фотоснимки в постановлениях бывают темными и не панорамными (как правило, это увеличенная часть фотоснимка с изображением регистрационного знака).

Если же на транспортном средстве регистрационный знак отсутствует или его изображение некачественное и не позволяет идентифицировать владельца транспортного средства, водитель остается безнаказанным. Но таких фиксаций немного.

В дело вступают люди в погонах

После центра обработки данных информация направляется в отдел обеспечения деятельности системы автоматизированной фиксации правонарушений МВД Беларуси, находящийся в этом же здании. Именно здесь юридически "рождается" тот самый документ, который в народе именуют "письмом счастья", а по факту - постановление о привлечении к административной ответственности.

Необходимо отметить, что у специалистов СЗАО "Безопасные дороги Беларуси" нет доступа к персональным данным граждан, они видят только нарушение и регистрационный знак автомобиля. А вот дальше уже сотрудник МВД, исходя из сведений, предоставленных ему, определяет нарушителя по данным, указанным при регистрации автомобиля, и иным учетам, имеющимся у правоохранителей.

Если владелец авто - юридическое лицо, то в организацию делается запрос о предоставлении сведений о том, кто конкретно был за рулем автомобиля в момент нарушения.

"Письмо счастья" - вот оно

После оформления постановления копию этого документа распечатывает принтер.

Качество черно-белой печати принтера, конечно, уступает качеству изображения авто на экране, которое изучают сотрудники ГАИ.

Эта машина складывает копии постановлений в виде бесконвертных почтовых отправлений.

Каждому постановлению присваивается штрихкод, он считывается сканером, после чего вся информация заносится в базу данных, что не дает почтовому отправлению потеряться.

Зафиксированные нарушения - это всего лишь 1-2% реальных нарушений, надводная часть айсберга. Подводная же его часть - это 98-99% нарушителей, которые притормозили перед камерой. В этом и заключается профилактический эффект системы - датчик контроля скорости заставляет нарушителей двигаться на контролируемом участке дороги с установленной скоростью. Это делается для того, чтобы предотвратить ДТП на данном участке дороги. Если камера установлена, значит, скорее всего, раньше их здесь случалось немало.

Вот как это происходит. Например, на участке дороги, где стоит знак ограничения скорости "90", 20-30% водителей нарушают установленную скорость. А там, где стоит датчик контроля скорости с предупреждающим знаком, таких нарушений фиксируется не более 1-2%.

Конечно, какой белорус не любит быстрой езды… Но все это хорошо, когда хорошо заканчивается. Не все водители могут правильно оценить дорожную обстановку и возможности своего автомобиля. Вместе с тем подавляющее большинство автомобилистов соблюдает скоростной режим, и датчики контроля скорости их не раздражают.

Об эффективности системы фотофиксации

В 2014 году председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник, эксперт по организации дорожного движения, по результатам проведенных исследований сделал выводы о целесообразности применения системы фотофиксации в г. Минске (в научно-техническом отчете по договору "Разработка принципиальной схемы мест применения средств автоматизированного контроля (превышение скорости) в г. Минске").

Очевидно, что, уменьшая количество превышений скорости, система снижает вероятность ДТП, предотвращает травматизм и гибель людей.

Александр Хилькевич отмечает, что для объективной оценки эффективности датчиков контроля скорости и системы фотофиксации в целом необходимо определить, какие изменения и в каких областях они осуществляют:

- Нами определены четыре основных взаимосвязанных между собой показателя для условного участка автодороги:

  1. Уровень превышений скорости (количество превышений скорости).
  2. Уровень аварийности (количество ДТП).
  3. Уровень травматизма (количество человек, пострадавших в ДТП).
  4. Уровень гибели (количество погибших в ДТП).

Для определения эффективности датчика контроля скорости необходимо сравнить значения этих показателей до установки ДКС со значениями показателей после установки ДКС...

Для наглядности  отразим все значения в таблице (значения внесены условно):

Участок дороги Показатель уровня безопасности Измеряемые значения показателя Эффективность
ДКС

Было до установки ДКС

Стало в период эксплуатации ДКС в изменении показателя в процентах
М1
238-й км + 142 м

 

 

 

Зона контроля и измерения
(150-300 м)

 

1.1. Уровень превышений скорости (количество превышений за сутки) 1000  10 - 990 99
1.2. Уровень аварийности (количество учетных ДТП за 1-3 года)

 

6 1 -5 83
1.3. Уровень травматизма (количество человек, пострадавших в ДТП за 1-3 года)

 

5 2 -3 60
1.4. Уровень гибели (количество погибших в ДТП
за 1-3 года)
1 0 -1 100

- Сегодня все говорят только об одном значении - сколько датчик зафиксировал нарушений (в таблице это число "10"), - продолжает Александр Хилькевич. - Мало кто обращает внимание на значения "1000" и "- 990". Но именно в этих цифрах заключается основной эффект датчика контроля скорости - снижение уровня превышений скорости на 99 процентов и, как следствие, уменьшение вероятности ДТП, травматизма и гибели людей.

В 2011 году в ДТП на дорогах Беларуси погибло 1200 человек, в 2019-м - 504. Безусловно, система фотофиксации нарушений скоростного режима сыграла свою существенную роль в профилактике  дорожно-транспортного травматизма в Беларуси.

Редакция Автобизнеса благодарит пресс-секретаря СЗАО "Безопасные дороги Беларуси" Александра Хилькевича и руководство отдела обеспечения деятельности системы автоматизированной фиксации правонарушений МВД Беларуси за помощь при подготовке материала

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214676_1_350.jpg?v=1586709717
Пожалуйста, подождите...