Обратная сторона trade-in. Отвечает ли дилер за проданный "бэушный" автомобиль?

34758 50
34758 50

Подержанный автомобиль - это кот в мешке. Отвечает ли продавец за такой "бэушный" товар, когда предлагает его покупателю? Рассмотрим ситуацию на конкретном примере покупки авто по системе trade-in.

"Двигатель "нездоров", его надо вскрывать"

Максим: "19 марта решил присмотреть себе в автоцентре "бэушный" автомобиль. В результате понравился Citroёn C3 Picasso. Этот автомобиль принимался салоном по trade-in у предыдущего владельца. Менеджер указал, что машина исправна, предъявил акт диагностики, в котором дефектов основных агрегатов не значилось. Я заплатил аванс за авто, и мы договорились, что на следующей день поменяю деньги в банке и оплачу остальное. В итоге автомобиль оплатил, документы оформил и поехал домой.

На следующей неделе после покупки по пути на работу утром я замерз - в машине печка то грела, то нет. Я сообщил об этом менеджеру по телефону, а сам погнал автомобиль на ближайшую СТО, чтобы диагностировать проблему. В результате осмотра стало ясно, что С3 имеет ряд дефектов двигателя: течь масла, антифриза со всех сторон, сизый дым из выхлопной трубы, который может указывать на внутренние проблемы с двигателем.

Вытекавшее из двигателя масло скапливалось в полостях под капотом.

Мастер СТО, осматривавший авто, сказал, что двигатель "нездоров", его необходимо вскрывать для определения проблем.

Самое страшное, на мой взгляд, то, что тормозные диски крайне изношены, они тонкие, а с таким дефектом вообще запрещено эксплуатировать автомобиль.

Даже цилиндр сцепления течет.

По итогу диагностики были выявлены следующие недостатки:

Характеристика неисправности

Рекомендация

1

Течь прокладки клапанной крышки

Замена прокладки клапанной крышки

2

Течь термостата

Замена термостата

3

Течь из ГБЦ со стороны цепи привода ГРМ

Необходимо вскрытие ДВС

4

Неисправность водяной помпы

Замена водяной помпы

5

Течь заднего сальника коленчатого вала

Замена заднего сальника коленчатого вала

6

Течь масляного стакана

Замена масляного стакана

7

Износ свечей зажигания

Замена свечей зажигания

8

Течь масляного поддона

Замена масляного поддона

9

Течь сальников КПП

Замена сальников КПП

10

АКБ не держит заряд

Замена АКБ

11

Износ тормозных дисков 4 шт. (вне допуска)

Замена тормозных дисков 4 шт.

12

Забита система охлаждения (не греет печка)

 

13

Троение на холостом ходу

Необходимо вскрытие ДВС

А по акту, который мне выдали при покупке автомобиля, продавец указал только неисправности, в основном касающиеся состояния лакокрасочного покрытия авто:

"По этому договору продавец практически ни за что не отвечает"

В общем, течь масла продавец указал, однако откуда оно вытекает и причина течи не указаны, мол, "помойте ДВС снизу", и все. Про аккумуляторную батарею ни слова, про термостат, сальники, свечи тоже сведений нет. Про износ тормозных колодок 10-25% указано, и это в пределах нормы, но про изношенные тормозные диски, которые по акту "вне допуска", сведений нет.

Автомобиль оказался со значительными неисправностями, и это еще двигатель не вскрывали - боюсь даже представить, что там.

Продавец, выслушав мои претензии, сказал, что разберется. В итоге его предложение - компенсировать предполагаемые при ремонте неисправностей затраты самостоятельно определенной ими суммой. Но даже навскидку я понимаю, что данных денег не хватит. Обратился к знакомому юристу и показал ему договор купли-продажи автомобиля. По словам юриста, по этому договору продавец практически ни за что не отвечает.

Сейчас направил продавцу претензию, в которой попросил возместить расходы по устранению неисправностей в полном объеме и указал, что в случае отказа буду обращаться в суд. Жду ответа. Но что делать, если мне откажут в требованиях? Как поступить?"

От редакции

В представленном Максимом договоре купли-продажи действительно изобилуют такие формулировки, как "продавец не отвечает", "ответственности не несет", "продавцу не известно", "покупатель предупрежден и согласен" и тому подобное.

Однако бояться этой терминологии не стоит, ведь отношения между продавцом и покупателем регулируются Законом РБ о защите прав потребителей (далее - Закон), в котором есть такая норма:

Статья 19. Недействительность условий договора, ограничивающих права потребителя

1. Условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными настоящим Законом и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются ничтожными.

Проще говоря, любые условия договора, которые ограничивают в правах покупателя, недействительны. А по Закону прав у потребителя хоть отбавляй: и расторжение договора с возвратом денежных средств при реализации товара ненадлежащего качества, и замена такого товара, и устранение недостатков, и соразмерное уменьшение цены, и возмещение иных расходов.

Поэтому такие пункты акта к договору купли-продажи между продавцом и Максимом, как "возможно обнаружение скрытых дефектов, за которые продавец не отвечает" или "покупатель претензий к качеству не имеет", могут быть признаны при судебном разбирательстве ничтожными, если после продажи автомобиля будут выявлены недостатки. И все потому, что продавец в силу закона отвечает за реализованный им товар.

Что касается безопасности товара, то Закон в принципе запрещает продавать товар, при эксплуатации которого может возникнуть угроза жизни и здоровью людей, - это что касается изношенных до степени "вне допуска" тормозных дисков.

Продавец принимал автомобиль по системе trade-in у владельца транспортного средства согласно акту приема-передачи товара.

По этому акту автомобиль исправен, повреждений и недостатков не имеет. По похожему акту автомобиль впоследствии передавался уже от продавца покупателю, то есть Максиму.

В соответствии с этим документом Максим предупрежден о том, что автомобиль "бэушный", его осмотр проводился без использования специальных диагностических приспособлений и подъемных механизмов. Однако ранее (при приеме в trade-in) автомобилю ставился диагноз "исправен", а это значит, что основные узлы и агрегаты машины осматривали. Сделать это без специальных приспособлений и как минимум подъемного механизма сложно.

Еще один важный момент: в соответствии с Законом продавец должен передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых он предназначен. В нашем случае это автомобиль, а значит, он должен ездить из точки А в точку Б. Если судить по дефектному акту от сторонней СТО, то передвигаться на таком автомобиле проблематично в силу Правил дорожного движения.

Продавец отвечает по закону

Поскольку в настоящее время Максимом продавцу направлена претензия о качестве реализованного им товара, то как минимум нужно дождаться получения на нее ответа, на что договором предусмотрено 15 дней. В соответствии с Законом о защите прав потребителей, если продавец с претензией о наличии недостатков товара не согласен и между сторонами возник спор, то продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Но тут нужно понимать, что если претензии покупателя будут признаны необоснованными, то тогда стоимость этой экспертизы продавец может взыскать с покупателя. Поэтому проще договариваться. Даже текстом договора купли-продажи в нашей истории предусмотрено, что все разногласия стороны обязуются разрешать исключительно путем взаимных переговоров. Если же продавец и покупатель в итоге не достигнут взаимопонимания, то разрешить их спор может только суд.

Применительно к нашей ситуации имеется два документа (акта) о состоянии автомобиля: первый - выданный Максиму при покупке авто с указанными недостатками,  второй - полученный им на сторонней СТО с выявленными недостатками уже более серьезного характера. Оба эти документа имеют свою силу и могут использоваться сторонами в качестве доказательств. Как правило, техническую составляющую спора обосновывает эксперт, а юридическую - суд. Такой путь долог, может быть затратным и эмоциональным. Поэтому выбор за сторонами.

Наш вердикт

После знакомства с подобными ситуациями напрашивается мысль, что договоры многие читают только после того, как столкнутся с проблемами. Никто не мешал заранее взять образец договора и изучить его с юристами или проверить исправность автомобиля.

Статьей 11 Закона предусмотрено, что потребитель имеет право на проверку качества товара в его присутствии, и не нужно слепо руководствоваться документами, в которых указано, что "автомобиль исправен", которые были до, а не после обращения за покупкой. Продавец обязан продемонстрировать работоспособность товара. Если бы это было сделано предварительно, то подобных ситуаций удалось бы избежать.

В любом случае независимо от того, покупаете вы подержанный автомобиль у дилера (приобретенный им по trade-in) или такой же на авторынке, это все тот же "бэушный" автомобиль, который вполне себе может стать котом в мешке как для самого дилера, так и для того, кто впоследствии у него эту машину купит.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214618_1_350.jpg?v=1586280744
Пожалуйста, подождите...