"По документам все чисто". Почему дилер Geely не видит проблем, которые очевидны для автовладельца

68789 90

Фото автора

68789 90

Фото автора

Покупая в салоне автомобиль, его владелец при этом приобретает и права, гарантированные ему законодательством. Они должны неукоснительно соблюдаться как продавцом, так и заводом-изготовителем. А как происходит на практике и что вы можете с этим сделать?

На примере читателя Автобизнеса, ставшего обладателем нового, но проблемного автомобиля отечественного бренда, мы покажем и расскажем, как поступать в спорных ситуациях.

Первый день - первые проблемы

Игорь: "18 января 2020 года стал счастливым обладателем нового автомобиля Geely Emgrand X7 2019 года выпуска. Но радость была недолгой. По приезде домой в день получения автомобиля я увидел запотевание обеих фар. Конечно же, расстроился данному обстоятельству. На форумах прочитал, что проблема достаточно массовая. Был уверен, что по гарантии поменяют без проблем, так как влага в фарах - это плохо. Подумал, что, может, со временем влага пропадет, но этого не случилось.

Обратился к дилеру. Инженер по гарантии осмотрел автомобиль и сказал: "Запотевания относятся к неприемлемым, поменяем обе фары по гарантии. Так как запчастей в наличии нет, то закажем. Как придут, сообщим и запишем на замену. Нужно, чтобы запотевания были в день замены".

Документов по обращению на руки я не получил (и не спрашивал, если честно). Особенно смутило то, что мне еще надо показывать запотевания в день замены, хотя это увидели сразу же в день обращения к дилеру. Казалось бы, факт неисправности уже установлен, на что мне ответили: так требует завод-изготовитель".

Закон РБ о защите прав потребителей

Статья 14. Обязанности изготовителя (продавца, поставщика, исполнителя) по обеспечению возможности использования товара (результата работы) по назначению, его ремонта и технического обслуживания

2. Изготовитель (поставщик) обеспечивает возможность ремонта и технического обслуживания товара, выпуск и поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объемах и ассортименте в течение срока производства товара, после снятия его с производства - в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня реализации потребителю товара.

В силу этого же закона обнаруженные недостатки товара должны быть устранены продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) по требованию потребителя безвозмездно и незамедлительно. Если устранить недостатки товара незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок их устранения не может превышать 14 дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков.

"1 февраля был мой второй визит к дилеру для замены "потеющих" фар. На момент обращения такие запотевания были в нижней части фар. Приемщик дилера принял автомобиль и сказал: сейчас помоем автомобиль, фары еще больше запотеют, сфотографируем для завода-изготовителя и поставим новые. Через полчаса меня позвали в ремонтный бокс и объявили, что такие запотевания не являются гарантийным случаем, потому что завод-изготовитель, мол, допускает, что фары могут "потеть", об этом указано в руководстве по эксплуатации, где есть пункт про запотевание блок-фар. А раньше об этом специалисты не знали, когда я изначально с этим вопросом обратился? Странно.

Правила дорожного движения. Приложение 4 "Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении". Глава 3 "Внешние световые приборы".

19. Внутри оптических элементов находятся не предусмотренные конструкцией предметы (жидкости).

В итоге по окончании споров мне предложили поездить до 1000 км (на тот момент было всего 560 км пробега) и понаблюдать. Если фары запотеют, то сразу же ехать к ним и показывать. Долго спорили. Потом вышли посмотреть на автомобиль - и уже появились обширные запотевания с каплями и дорожками в двух фарах.

Гарантийщик сказал, что надо еще проверить с включенным ближним светом в течение 15 минут, а если отпотеют, то тогда это не гарантийный случай. Включили свет на 15 минут - ситуация стала еще хуже. В итоге поменяли обе фары по гарантии. После замены ни одной капельки в фарах я уже не видел. Но нервов потратил немало.

Однако история на этом не закончилась.

Крашеный автомобиль под видом нового?

После автомобильной мойки на лакокрасочном покрытии авто при солнечном свете были замечены "голограммы" от полировки.

Такая картина была сразу в нескольких местах. Администратор автомойки сказал, что это некачественная полировка ЛКП. В тот же день поехал на проверку толщины ЛКП толщиномером - она оказалась в основном 200-240 мкм, а в одном месте более 300 мкм. Очень похоже на вторичное окрашивание автомобиля. В отделе сервиса на мои вопросы по ЛКП сказали, что в таком случае машину отполируют для устранения голограмм, а толщина ЛКП не влияет на мою безопасность.

Даже если автомобиль и перекрасил завод-изготовитель, то почему тогда с недостатками, почему мне о перекрашивании не сказали при продаже? Я бы, скорее всего, отказался от такого автомобиля. Перекрашенный автомобиль теряет свою ликвидность на рынке "бэушных" автой, ведь все хотят не бит, не крашен".

Статья 7. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), соответствующую установленным настоящим Законом, иными актами законодательства, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза и обычно предъявляемым в розничной торговле, бытовом и иных видах обслуживания потребителей требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Тут необходимо отметить, что автомобиль в салоне приобретается новым. Если с автомобилем уже проводились ремонтные (кузовные) работы, то такая информация, причем достоверная, должна в обязательном порядке сообщаться покупателю согласно требованиям законодательства.

Статья 7. Информация о товарах (работах, услугах)

6. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатка (недостатков) должны быть указаны в документе, подтверждающем факт приобретения товара.

"В салоне провели замеры толщины ЛКП по всем элементам автомобиля, все сфотографировали и отправили на завод для предоставления информации.

Минимальная толщина в проемах составляла 90-120 мкм, а в основном 200-240 мкм. На крышке лючка бензобака она была около 340 мкм. После всех замеров мне сказали ждать ответ от завода. 12 марта 2020 года дилер ответил вот что:

И ни слова про обязательную в данном случае экспертизу за счет продавца.

Проблемы пошли чередой

Следующая проблема была связана с регулировкой углов установки колес, так как с момента покупки чувствовался увод автомобиля вправо. Подумал сначала, что машина новая, может, еще не привык, показалось, поэтому с данным вопросом не паниковал. В процессе эксплуатации (пробег около 3000 км) все так же уводило автомобиль вправо.

Дилер отрегулировал углы установки колес, отметив, что были сбиты их показания. По пути домой я почувствовал, что автомобиль по-прежнему тянет вправо. Вернулся, начали опять смотреть. Мастера заметили, что зимнюю резину я покупал не у них, одно колесо отличалось партией (модель и размерность те же). В итоге для эксперимента поменяли передние колеса местами, мол, если проблема в резине, то тянуть будет влево. В итоге все равно тянуло вправо. Делали тестовые заезды с инженером. Решили перебросить задние колеса вперед, но подъемник был уже занят, попросили приехать в другой день.

В другой день я обозначил еще пару проблем. Например, на непрогретом автомобиле ощущаются щелчки в районе селектора АКПП, стуки из рулевой рейки, подергивания автомобиля при 1400 оборотах двигателя и т.п.

В общем, по итогу специалисты сообщили, что подергиваний не было, увода вправо нет, скрипов тоже нет. Это и зафиксировали в заказе-наряде. То есть по документам все чисто, а сами проблемы, как я считаю, остались".

От редакции

О том, что проблем с новыми автомобилями хватает, мы писали не раз. При этом бывают случаи, когда у дилера они не выявляются, возможно, потому, что эти недостатки не имеют постоянного характера. Но это не значит, что с этим нужно соглашаться.

Если владелец автомобиля считает, что купил авто ненадлежащего качества, он имеет полное право действовать в соответствии с законом о защите прав потребителей. Расскажем, что делать в такой ситуации.

Во-первых, при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

В претензии продавцу следует прямо на это указать: "При несогласии с моими требованиями по устранению недостатков прошу провести экспертизу качества товара или качества выполненных работ за ваш счет". Это касается и тех случаев, когда дилер не видит проблему при диагностике, но ее видит покупатель.

Стесняться тут не нужно, просто дальнейшие действия должны иметь документальное подтверждение. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме (п.11 ст.20 Закона). Но тут нужно понимать, что если экспертиза не подтвердит обоснованность претензий покупателя, то он будет обязан возместить продавцу затраченные на экспертизу деньги. При отказе продавец может взыскать денежные средства через суд.

Во-вторых, никто не мешает вам диагностировать проблемы на другой сертифицированной СТО. Допустим, дилер ответил, что указанная проблема не диагностирована, то есть ее нет, но при эксплуатации автомобиля автовладелец видит, что это не так. Что делать в этом случае? Получать заключение об обратном (при диагностике проблемы) на другой СТО. А дальше - либо опять к дилеру с этим документом с требованием провести экспертизу, либо в суд с иском о защите прав потребителя.

В-третьих, можно обратиться с региональные общества по защите прав потребителей. В соответствии со ст.47 Закона общественные объединения потребителей имеют право по поручению покупателя обращаться с претензией к продавцу, а также с исковыми заявлениями в суд. И если суд такой иск удовлетворит, то продавец свои финансовые потери умножит как минимум на два.

Статья 44 Закона РБ о защите прав потребителей

2. При удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местный исполнительный и распорядительный орган или общественное объединение потребителей, суд взыскивает за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере ста процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Такие обстоятельства могут сыграть свою решающую роль, продавцы эти "особенности" законодательства, как правило, знают и могут пойти на конструктивный диалог.

В-четвертых, за проведением экспертизы покупатель может обратиться самостоятельно в экспертное учреждение, которое имеет разрешение на проведение таких исследований. Допустим тот же Государственный комитет судебных экспертиз Беларуси, ООО "Судебно-экспертная коллегия", те же региональные общества по защите прав потребителей также обладают таким правом и др. Для экспертов не составит труда выяснить, подвергался, допустим, автомобиль покраске после выхода с конвейера или нет.

Но и тут есть нюанс. При обращении в суд эта экспертиза, проведенная до подачи иска, может не приниматься во внимание, то есть суд не связан ее результатами и может назначить свою экспертизу в период рассмотрения иска (п.10 постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь №4 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей").

Ответ есть, но странный очень

17 февраля 2020 года Игорь направил дилеру претензию, в которой предложил либо заменить его автомобиль на автомобиль надлежащего качества, либо расторгнуть договор купли-продажи и возвратить уплаченную за товар денежную сумму.

Так как приобретался автомобиль, напомним, 18 января этого года, то покупатель уложился в 30 дней со дня передачи ему автомобиля - срок, когда такие требования в отношении дорогостоящего либо технически сложного товара можно заявлять при реализации товара ненадлежащего качества (п.7 ст.20 Закона). По истечении этого срока подобные требования для этой категории могут предъявляться при наличии существенных недостатков.

Ответ от 27 февраля был таким:

То есть ответа на претензию по существу как такового нет. Теперь Игорь готовит исковое заявление в суд - за нарушение прав потребителя. 

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214533_1_350.jpg?v=1585674670
Пожалуйста, подождите...