​Солдат служит - счетчик крутит. Как забрать со штрафстоянки авто сына, если его не отпускают из армии?

11282 12
11282 12

Автобизнес продолжает помогать читателям находить ответы на юридические вопросы. Сегодня - о том, как быть, если на штрафстоянку забрали машину сына, плата за хранение увеличивается каждый день, а решить вопрос парня не отпускают из армии из-за карантина.

"Столкнулась с проблемой, не знаю куда бежать. Сына призвали для прохождения срочной службы в ВС РБ в ноябре 2019 года, свой автомобиль он выставил на продажу, но продать не успел. Так сложилось, что машина осталась на парковке возле ТЦ "ОМА" на улице Ванеева в Минске.

20 марта обнаружили, что машины нет на месте. Через ГАИ выяснили, что автомобиль был эвакуирован ООО "Белспецавтоэвакуация" во исполнение указа "как неэксплуатируемый длительное время". Уж не знаю, по каким признакам автомобиль признали неэксплуатируемым, ведь колеса не спущены, стекла-двери на месте… Нарушения правил парковки не было.

Мужу по телефону сообщили, что за эвакуацию надо заплатить более 100 рублей, а каждые сутки стоянки стоят 7 рублей. Служить сыну еще больше года. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой посещения, увольнительные, отпуска отменили. Когда он сможет сам обратиться - неизвестно. А сколько к тому времени накапает денег для оплаты, просто страшно представить. Может, подскажете, как действовать в возникшей ситуации?"

Напомним, что деятельность по эвакуации неэксплуатируемых транспортных средств регулируется Указом Президента РБ №348 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации" (далее - Указ). В этом документе прописаны признаки, при наличии которых автомобиль могут признать неэксплуатируемым.

Такого признака, как "не эксплуатируется длительное время", там нет. Есть "транспортное средство, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении", но этому должно предшествовать наличие таковых сведений из УП "Белтехосмотр" или ГАИ.

Кроме того, перед тем как эвакуировать автомобиль, в соответствии с Указом собственнику должны выслать уведомление, после которого у него есть 30 дней для определения места хранения авто, - и только потом его могут эвакуировать. Наличие таких уведомлений необходимо проверить через почтовое отделение связи.

Если же соответствующих признаков для эвакуации авто не было и уведомление не приходило, то:

7. Собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства вправе в течение трех месяцев со дня помещения этого транспортного средства на охраняемую стоянку подать в местный исполнительный и распорядительный орган письменное требование о его возврате. Помещенное на охраняемую стоянку неэксплуатируемое транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) на основании этого требования. При этом собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства обязан возместить затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства. В случае отказа от их возмещения такие затраты взыскиваются в судебном порядке.

Поскольку собственник транспортного средства - военнослужащий, который из-за озвученных причин не может самостоятельно заявить требование о возврате автомобиля, это могут сделать его родители (представители) по доверенности, которую в силу ст.186 Гражданского кодекса для военнослужащего может удостоверить командир воинской части.

Таким образом:

  • если у родителей военнослужащего есть документы на автомобиль, они могут самостоятельно обратиться с ними как фактические владельцы в местную администрацию с требованием о возврате автомобиля;
  • если документов нет, то сыну-военнослужащему необходимо оформить доверенность, заверить ее у командира части и передать родителям. Если разрешено покидать часть, такой документ можно оформить и у нотариуса;
  • с этой доверенностью и требованием о возврате, составленным в свободной форме, родители обращаются в администрацию района, с территории которого было эвакуировано авто.

Еще раз подчеркнем, что требования об оплате услуг по эвакуации и хранению как условие передачи автомобиля по удовлетворенному требованию неправомерны, поскольку в соответствии с Указом автомобиль возвращается по требованию, а не при уплате. Если вы не согласны платить, то такой спор разрешается в судебном порядке. При этом взыскание денежных средств должно осуществляться по установленным антимонопольным органом тарифам.

О тарифах

Решением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси (МАРТ) ООО "Белспецавтоэвакуация" внесено в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Для таких организаций все тарифы регулируются МАРТ и установлены в размере:

  • перемещение неэксплуатируемых транспортных средств - 63 рубля;
  • хранение неэксплуатируемых транспортных средств - 1 рубль 20 копеек за сутки хранения.

Поскольку ООО "Белспецавтоэвакуация" не согласилось с установленными для него тарифами, то деятельность организации по принудительному перемещению и хранению неэксплуатируемых транспортных средств приостановлена с 26 ноября 2018 года (согласно официальному письму МАРТ). В том числе данная организация была предупреждена об ответственности по ст.12.4 КоАП за нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов).

Если организация, внесенная в реестр, осуществляет деятельность по незадекларированным тарифам, можно обращаться с заявлением в МАРТ о привлечении ее должностных лиц к ответственности.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214443_1_350.jpg?v=1585154752
Пожалуйста, подождите...