Пьяный упал с самоката - получил лишение "прав" на три года. Что не так с решением ГАИ?

39058 85
39058 85

Про электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и другие достижения науки и технологий мы говорили не раз. Если коротко, то общество и должностные лица госорганов разделились на два лагеря: первый отстаивал идею того, что поклонники подобных современных гаджетов - это те же пешеходы, во втором считают, что это водители транспортных средств.

Каждая сторона приводит свои доводы, но редакция Автобизнеса считает должным в данном споре руководствоваться нормами закона, а не домыслами.

Лишили "прав", дали штраф 50 базовых

Егор: "В октябре 2019 года поздно ночью я с товарищем, предварительно употребив спиртное, катался на подземном паркинге торгового центра "Дана Молл". В какой-то момент я не удержался и налетел на противооткатный упор для автомобилей, в результате чего упал и получил серьезные травмы. Согласно установленному порядку принимавший меня в больнице врач сообщил о происшествии в милицию. А проверку по данному поводу по итогу проводила городская ГАИ, которая оценила сложившуюся ситуацию как ДТП, при этом электросамокат признали транспортным средством, а меня - водителем".

п.2.18 ПДД: дорожно-транспортное происшествие - происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица...

"Это стало для меня полной неожиданностью, - продолжает рассказ Егор. - Никогда бы не подумал, что люди на электросамокатах - водители. Их же полно, и в парках ездят, и по пешеходным дорожкам - везде. И что, они все водители, нарушающие Правила дорожного движения, поскольку самокаты - транспортные средства?

В феврале 2020 года ГАИ ГУВД признала факт ДТП с тяжкими телесными повреждениями, за что предусмотрена уголовная ответственность. Но в связи с тем, что я, по сути, сам причинил себе такие травмы, в возбуждении уголовного дела по статье 317 УК отказали.

Материалы проверки направили в ГАИ Первомайского РУВД Минска, где меня лишили права управления транспортным средством и выписали штраф 50 базовых величин. То есть меня лишили "прав" на управление автомобилем на три года! Законно ли это?"

Статья 18.16. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года.

Дети тоже водители?

Из постановления по делу об административном правонарушении ОГАИ Первомайского РУВД г. Минска:

"… Согласно примечанию к ст.18.9 КоАП под транспортным средством понимается механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дорогам и перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования. Согласно п.2.26 ПДД механическое транспортное средство - это транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Используемый электросамокат оборудован электродвигателем, приводящим его в движение. Ни в одной из указанных выдержек нормативно-правовых актов не указано, на какие именно характеристики необходимо обращать внимание при принятии решения по ст.18.16 КоАП. Имеется лишь указание на то, что транспортное средство должно приводиться в движение двигателем".

Логика понятная и странная одновременно, так как приводить в качестве своих аргументов по поводу электросамокатов Конвенцию о дорожном движении от 1977 - как это было сделано в том же постановлении - года нелепо, ведь в то время электросамокаты были сродни фантастическим прототипам Илона Маска. По такой же логике и дети на машинках тоже водители, поскольку в этих игрушках есть и электродвигатель, и органы управления.

Однако с такой логикой не был согласен суд Первомайского района Минска, который ранее уже выносил решение в отношении похожего электросамокатчика "под мухой". Причем тоже по постановлению Первомайской ГАИ.

Из судебного решения:

"В законодательстве "электросамокат" как самостоятельная категория транспортных средств не упоминается. Учитывая требования ПИКоАП, для описания объективной стороны административного правонарушения необходимо определить средство совершения правонарушения.

Согласно ст.3 Закона Республики Беларусь от 05.01.2018 "О дорожном движении" право управления механическим транспортным средством подтверждает водительское удостоверение, разделенное на категории и подкатегории в зависимости от вида транспортного средства. Электросамокат не относится ни к одной из содержащихся в Законе категорий транспортных средств, следовательно, для управления электросамокатом не требуется специальное право.

Привлечение водителя электросамоката к ответственности по ст.18.16 КоАП за управление в состоянии алкогольного опьянения, на первый взгляд, может казаться обоснованным, если исходить из формального соответствия характеристик электросамоката понятию, закрепленному в Примечании к ст.18.9 КоАП. Однако для данного состава правонарушения обязательным является лишение права управления транспортным средством. При этом лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом (ч.1 ст.6.8 КоАП). Устанавливая санкцию по данной статье (18.16 КоАП. - Прим. ред.), законодатель презюмирует, что субъект, совершающий правонарушение, должен обладать специальным правом. Водитель электросамоката таким лицом не является.

Таким образом, исследовав доводы жалобы и материалов дела об административном правонарушении, принимая во внимание, что состояние алкогольного опьянения не установлено, а электросамокат не является средством совершения правонарушения в контексте ст.18.16 КоАП, суд полагает постановление начальника ОГАИ Первомайского района Минска отменить, дело прекратить в связи с отсутствием в действиях физического лица состава административного правонарушения".

К слову, нужно все же отметить, что судебная практика в отношении нетрезвых товарищей на электросамокатах разная. Так, в том же суде Первомайского района, по сути - в соседнем кабинете, по нашим данным, ранее было вынесено абсолютно противоположное решение в отношении очередного такого "водителя", задержанного местными инспекторами. 

Электросамокат (пока) не транспортное средство

Так пешеходом или водителем является передвигающийся на электросамокате человек? Вот как на эту тему 26 декабря 2019 года на брифинге перед журналистами высказался (с отметки 20:56) главный государственный автомобильный инспектор МВД Беларуси.

Приводим цитату начальника УГАИ МВД РБ Дмитрия Корзюка:

"… Вопрос достаточно сложный, его можно обсуждать до бесконечности. Мы относим этот вид техники к средствам персональной мобильности, пока… И предполагаем, что вся ответственность будет вестись так же, как и к пешеходу".

А теперь сложим "пазл". Решение о лишении Егора "прав" за пьяную езду на электросамокате как на транспортном средстве принималось через два месяца после вышеупомянутого брифинга начальника республиканской ГАИ. Получается, что начальник ГАИ Первомайского района Минска либо не смотрел этот брифинг и не в курсе мнения вышестоящего руководителя, либо смотрел, но посчитал его выступление лишь персональным мнением.

От редакции

Безусловно, меры принимать нужно, поскольку электросамокат представляет угрозу для обычных пешеходов, особенно если им управляет нетрезвый человек. Однако со своей стороны считаем, что перед этим необходимо сначала выработать единые критерии и прописать их в законодательных актах, а уж затем наказывать.

А пока, как говорится, разброд и шатание: в одной ГАИ одно решение, в другой - другое, в судах тоже единства нет. Каждый "перекручивает" ситуацию так, как ее понимает. На наш взгляд, любое решение должно основываться на положениях нормативно-правовых актов. 

Так был ли водитель?

Юрист Степан Данилевич, оказывающий помощь Егору, считает неправомерным рассмотрение электросамоката в качестве средства совершения правонарушения, предусмотренного ст.18.16 КоАП, а также преступления, предусмотренного ст.317 УК, и приводит свои аргументы:

"Очевидно, что приводимые сотрудниками ГАИ правовые нормы относятся только к транспортным средствам, но в соответствии с подпунктом 2.46 пункта 2 ПДД самокат - это спортивный инвентарь. Самокат с электродвигателем не может вдруг стать транспортным средством и тем более - механическим транспортным средством, а остается спортивным инвентарем. Согласно тому же подпункту 2.46 пункта 2 пешеход - физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре.

Ни у кого же не возникает мысли приравнять, к примеру, инвалидную коляску с электродвигателем к механическому транспортному средству, а передвигающегося в ней человека - к водителю.

А тот, кто считает, что любое устройство, приводимое в движение двигателем, является механическим транспортным средством, должен понимать, что, к примеру, согласно подпункту 2.60 пункта 2 ПДД самоходные машины не являются ни транспортными средствами, ни механическими транспортными средствами.

Однако в примечаниях к статье 18.9 КоАП и статье 317 УК самоходные машины отдельно оговорены для целей применения статей 18.9, 18.12-18.22, 18.24-18.26 КоАП и статей 214, 317-318 УК соответственно, а также согласно подпункту 2.60 пункта 2 ПДД самоходные машины приравниваются к транспортным средствам лишь в случае их участия в дорожном движении.

Электросамокаты, равно как и инвалидные коляски, роликовые доски, роликовые коньки ни нормами ПДД, ни нормами КоАП или УК не приравниваются к транспортным средствам для целей применения статей 18.9, 18.12-18.22, 18.24-18.26 КоАП и статей 214, 317-318 УК.

Следовательно, передвигаясь на электросамокате, Егор не являлся водителем транспортного средства, не был участником ДТП и не нарушал пункты 87 и 10.1 ПДД, относящиеся к водителям транспортных средств.

В этой связи отказ в возбуждении уголовного дела ГАИ ГУВД Мингорисполкома должен быть осуществлен, на мой взгляд, не в связи с отсутствием в действиях Егора состава преступления, предусмотренного статьей 317 УК, а за отсутствием общественно-опасного деяния, предусмотренного уголовным законом - пунктом 1 части 1 статьи 29 УПК, в связи с чем административные дела по статье 18.16 и части 5 статьи 18.22 в отношении Егора подлежат прекращению".

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214209_1_350.jpg?v=1583909644
Пожалуйста, подождите...