Инспекторы отправили составлять европротокол, а у потерпевшего не оплачена страховка. Как получить компенсацию?

11559 27
11559 27

"Не зная броду, не суйся в воду", - гласит старая известная поговорка. Хотя известная, видимо, не всем, так как все равно суются.

Читатель Автобизнеса Александр: "Cложилась такая ситуация: моя машина была припаркована на стоянке возле ТЦ "Рига", где ее "зацепил" другой проезжавший мимо водитель. ДТП есть ДТП, поэтому вызвали ГАИ. Приехал экипаж, который "проанализировал" ситуацию, не выходя из машины, и посоветовал составить европротокол. При этом даже "угостил" бланком самого протокола и уехал.

Так как толком никто из участников ДТП не знал, что такое европротокол и с чем его "едят", мы неоднократно звонили в колл-центр по короткому номеру 140 (где круглосуточно можно проконсультироваться по вопросам оформления ДТП без вызова ГАИ), но не дозвонились. Заполнили графы протокола как смогли и разъехались.

Я обратился в свою страховую компанию - и оказалось, что у меня отсутствовала страховка, то есть не была оплачена вторая часть годового взноса. "Страховки юридически нет", - сказал специалист страховой компании. Мы в принципе вообще не имели права составлять европротокол. По сути, экипаж ГАИ должен был зафиксировать ДТП и выдать справку о случившемся. Страховщики посоветовали обратиться в ГАИ за такой справкой, так как вызов по факту был, то есть прибывший экипаж видел факт ДТП.

Обратился в ГАИ устно - и получил отказ в выдаче справки о ДТП, потому что ДТП по данному факту не зафиксировано. Получается, страховки не видать? Что делать в сложившейся ситуации? Заранее благодарю за совет".

От редакции

Как видим, ни один из участников ДТП не был в надлежащей степени осведомлен об условиях составления европротокола как такового.

Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь

192. Владелец транспортного средства (водитель) в случае дорожно-транспортного происшествия вправе не сообщать о нем в Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии;
  • дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, в том числе в случае остановки, вынужденной остановки, стоянки одного из них;
  • лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории, за исключением владельца транспортного средства в случае стоянки транспортного средства;
  • в отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у владельцев (водителей) транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен этими владельцами (водителями) транспортных средств, в соответствии с настоящим Положением;
  • владельцы (водители) транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, не предъявляют претензий к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в результате дорожно-транспортного происшествия не причинен вред жизни или здоровью);
  • вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в дорожно-транспортном происшествии, оценивается владельцами данных транспортных средств (водителями) в размере до 800 евро по установленному Национальным банком официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро.

Но незнание закона не освобождает от ответственности - это уже вторая поговорка, уместная в данной ситуации. Отсутствие страховки означает неправомерность составления европротокола. Инспекторы ГАИ, проявив благородство в виде безвозмездной выдачи бланка европротокола, могли бы еще и проверить у участников аварии необходимые для оформления европротокола документы.

Второй благородный шаг инспекторы ГАИ не сделали, но справедливости ради скажем, что это и не их забота, а обязанность участников ДТП - проверять друг у друга наличие всех необходимых документов и условий, а затем принимать решение, составлять или нет европротокол.

Можно посетовать: "Мы вызывали ГАИ для оформления ДТП, а нам посоветовали..." Увы, это уже не аргумент: решение принимают участники ДТП, а советовать может кто и что угодно. Понятное дело, что инспекторы, по сути, сэкономили свое служебное время, но можно было и не соглашаться с ними, если не знаете, что и как делать правильно. Сказали бы: "Оформляйте" - и все тут, это прямая функция ГАИ.

Что делать?

Теперь же, чтобы потерпевшему возместить причиненный ущерб, скорее всего, придется обращаться в суд с иском о возмещении вреда.

Гражданский кодекс Республики Беларусь

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда

1.Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

А это возможные услуги юристов (адвокатов), госпошлина за подачу иска, экспертизы по определению ущерба и прочие моменты, отбирающие значительное количество времени и, конечно же, денежных средств.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Мы запустили правовой отдел Aвтобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Цитировать
Пожалуйста, подождите...