Как принять в наследство автомобиль в Беларуси иностранцу. Пошаговая инструкция

1776

"Я гражданин Украины. В Беларуси у меня умер дядя, который завещал мне квартиру, машину и гараж. Я единственный его наследник. Как мне, иностранцу, оформить наследство в Республике Беларусь?"

Отвечает Элина Даниленко, нотариус Брестского нотариального округа:

- Вступление в наследство - длительный и хлопотный процесс, требующий определенных юридических познаний.

Пошаговое руководство позволит систематизировать большой поток информации, связанной с наследованием, а также максимально упростить процесс оформления наследственных прав.

Шаг 1. Иностранный гражданин должен находиться на территории Республики Беларусь легально.

Это значит, что должна быть виза, если она необходима, или иностранный гражданин должен быть зарегистрирован по месту пребывания в зависимости от срока нахождения в Республике Беларусь. По вопросу регистрации необходимо обратиться за консультацией в отделение по гражданству и миграции органов внутренних дел. Там в зависимости от того, гражданином какого государства является и сколько времени на территории Республики Беларусь намерен находиться иностранец, подскажут, нужна ли регистрация.

Шаг 2. Пишем заявление у нотариуса.

Для подачи заявления о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство следует обратиться в нотариальную контору или нотариальное бюро с документом, удостоверяющим личность (паспортом), переведенным на русский или белорусский язык, перевод должен быть нотариально заверен.

Если иностранный гражданин не говорит ни на одном из государственных языков, то с ним должен присутствовать переводчик.

Распределение наследственных дел производится по территориальному принципу, то есть они открываются по последнему месту жительства умершего. Это значит, что идти необходимо к нотариусу того населенного пункта, в котором был зарегистрирован наследодатель на день смерти. И сделать это нужно в пределах установленного законом 6-месячного срока.

Далее выжидаем установленный 6-месячный срок, за который:

Шаг 3. Проверяем наличие завещания.

Перед оформлением имущества необходимо определиться с основанием наследования. Всего их два: завещание и закон.

Причем наследование по закону осуществляется только тогда, когда отсутствуют основания для наследования по завещанию (в случае его отмены, недействительности, отказа указанных в нем лиц от своих прав или лишения их этих прав и т.д.).

Поэтому прежде всего нужно определить, было ли составлено завещание, а если таковое имеется - является ли оно действительным и неотмененным впоследствии.

Это можно сделать во время первого посещения нотариуса или позже. Однако целесообразнее узнать о наличии завещания как можно раньше, чтобы иметь представление об объеме своих прав и точно определиться с перечнем требуемых документов для получения свидетельства на наследство.

Если завещание отсутствует или является недействительным (отмененным), а также если завещана только часть имущества, наследование на незавещанную часть осуществляется по закону согласно принципу очередности, установленному гражданским законодательством.

 Шаг 4. Собираем документы для переоформления наследства.

При написании заявления о принятии наследства нотариус должен выдать список документов, которые необходимо будет представить к моменту оформления наследственного имущества.

Перечень документов будет различным в зависимости от основания наследования, а также от вида наследуемого имущества.

По просьбе наследника все документы для ведения наследственного дела нотариус может запросить по принципу "одно окно".

Действия после истечения 6-месячного срока:

Шаг 5. Представляем комплект документов нотариусу.

Для получения свидетельства о праве на наследство необходимо представить нотариусу, который ведет дело, требуемый пакет документов.

Если отсутствует возможность личного обращения в нотариальную контору за оформлением своих прав, можно выдать доверенность другому лицу на подачу документов, а также последующее получение и регистрацию свидетельства о праве на наследство.

Шаг 6. Оплачиваем нотариальный тариф.

Перед оформлением на свое имя документов на имущество требуется оплатить нотариальный тариф.

Шаг 7. Получаем свидетельство о праве на наследство.

После оплаты нотариального тарифа нотариус в соответствии с имеющимися в деле заявлениями и иными документами выдает свидетельство о праве на наследство. На завещанное имущество выдается свидетельство о праве на наследство по завещанию, а на незавещанное - по закону.

Полученное свидетельство о праве на наследство является основанием возникновения прав на имущество.

Земельные участки, предоставленные наследодателю в частную собственность или на праве пожизненного наследуемого владения, переходят в собственность или пожизненное наследуемое владение иностранного гражданина в том случае, если он является близким родственником наследодателя.

Имущество, полученное по наследству налогом не облагается.

Шаг 8. Регистрируем свидетельство в компетентном органе (при необходимости).

Нормы действующего законодательства не содержат требования об обязательной регистрации полученного у нотариуса свидетельства. Однако права на некоторые виды наследственного имущества подлежат государственной регистрации в соответствующих органах.

В частности, особая процедура регистрации предусмотрена при наследовании автотранспортных средств, которые необходимо поставить на учет в ГАИ.

Что касается прав на недвижимое имущество, то они регистрируются в организациях по государственной регистрации недвижимого имущества по месту нахождения объекта.

Автобизнес

Цитировать
Пожалуйста, подождите...