"Я всегда была в своей полосе, но оказалась виновной". Даже в очевидных случаях на ГАИ полагаться не стоит?

17682 14

Понятно, что участником дорожно-транспортного происшествия может стать любой водитель. Но мало кто в этот момент понимает, что сам факт аварии не конец бед, а только начало. Особенно если положиться на случай и доверить свою судьбу другим людям. Даже если те по долгу службы призваны защищать своих сограждан.

Вероника: "В январе 2019 года я ехала на своем автомобиле Nissan по улице Чижевских в Минске. Время было уже вечернее, видимость дороги плохая, но впереди я увидела, что произошло ДТП, идет его оформление.

Тем не менее моя полоса дороги была свободная, а на противоположной стороне стоял один из участников той аварии, рейсовый автобус. В момент, когда я подъезжала медленно к автобусу, в мою полосу выехал автомобиль ГАЗ, который из своей полосы пытался объехать автобус. Я резко ударила по тормозам, но аварии избежать не удалось. В итоге на одном участке дороги произошло два ДТП. Очевидцев произошедшего было много: все зеваки, которые лицезрели первую аварию, увидели и вторую. Стресс был тот еще.

Учитывая, что водитель ГАЗа пытался экстренно перестроиться из встречной полосы в свою, то удар был скользящим в левую дверь фургона.

Очевидцы ДТП помогли мне выйти из автомобиля. Очень болела голова, трясло всю. Когда более-менее отошла от происходящего, то дала объяснения инспектору ГАИ. Каково же было мое удивление, когда по результатам разбирательства в аварии признали виновной меня! За якобы нарушение части 5 статьи 18.22 КоАП Беларуси я получила штраф 12 рублей 75 копеек.

Статья 18.22. Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных Правил дорожного движения

5. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных Правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12-18.16, 18.19-18.21 настоящего Кодекса и частями 1-4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти десятых базовой величины.


Это было для меня действительно новостью. Ведь в момент ДТП я находилась в своей полосе дороги, там же и осталась после удара.

Но по материалам дела выходило, что это автомобиль ГАЗ успел перестроиться в свою полосу после объезда стоявшего автобуса, а меня на заносе бросило на него.

Моя виновность в совершении правонарушения по материалам дела была установлена на основании объяснений участников ДТП, то есть меня и водителя автомобиля ГАЗ, а также протокола осмотра места ДТП, схемы ДТП и "других письменных материалов", как было указано в документе, что свидетельствовало о несоблюдении п.87.2 ПДД.

87.2. при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.


Исходя из этого пункта ПДД, перед моим автомобилем должно быть препятствие или опасность, но это препятствие по факту на дороге было на другой полосе движения в виде аварийного автобуса. И именно ГАЗ его объезжал. А разве не автомобиль ГАЗ тогда должен уступить дорогу, принять меры к снижению скорости, остановиться? Ведь я-то по своей свободной полосе двигалась, а ГАЗ совершал маневр на "встречке", объезжая автобус. А где показания многочисленных очевидцев ДТП?

98. Если встречный разъезд транспортных средств затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие для дорожного движения, обязан уступить дорогу.


Претензий и очевидных несоответствий было действительно много, их я высказала в ГАИ, на что мне предложили написать заявление о пересмотре дела.

Я так и сделала, а также ходатайствовала об опросе свидетеля, который оставил мне свои контактные данные после ДТП на всякий случай. Изначально вынесенное решение после моих доводов было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.

Как велся административный процесс дальше, я детально описывать не буду. Но если следовать букве закона, то орган, ведущий административный процесс, обязан предпринять все предусмотренные законом меры по "всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств правонарушения". "Все" означает и свидетелей установить, и экспертизы назначить, если показания участников ДТП и свидетелей противоречивы. Сделано это, увы, не было.

По факту же время было упущено, а учитывая, что  административный процесс "зажат" в определенные временные рамки, было вынесено следующее постановление:

Получается, в этом ДТП установленных виновников нет.

Это было бы полбеды, но такое решение послужило основанием для отказа в выплате мне страхового возмещения, о чем не так давно я получила уведомление. А если бы ГАИ быстро и качественно выполнила свою работу и установила все обстоятельства этого ДТП, то результат, как я считаю, был бы иной. Теперь же дорогой ремонт за свой счет. И за что?"

Основанием для отказа в выплате страхового возмещения стал п.179 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь.

179. Вред, причиненный потерпевшему, возмещается страховщиком, а в случаях, определенных в Уставе Белорусского бюро, - Белорусским бюро в соответствии с актами законодательства в пределах установленных лимитов ответственности при условии, что этот вред причинен:

- владельцем транспортного средства, у которого возникла гражданская ответственность по возмещению данного вреда и который не доказал, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего...       


Поскольку по официальным выводам виновника в ДТП нет, то и потерпевших соответственно нет, а значит, и гражданской ответственности по возмещению вреда ни у кого не наступило.

Стоит отметить, что сложившаяся ситуация для Вероники не является безвыходной, ведь невозможность действовать в рамках административного процесса не означает невозможности все же установить виновного в ДТП. И если в пределах сроков исковой давности (3 года) виновное в ДТП лицо будет установлено, то можно смело обращаться за страховкой. Но чтобы этого добиться, придется пройти, как говорится, "огонь, воду и медные трубы", обивая пороги кабинетов, писать жалобы, ходатайства о проведении экспертиз и прочее, восстанавливая давно прошедшие события. Не проще ли это было сделать сразу,  начав с простого - фиксации данных от свидетелей?

Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...