Страшный сон водителя - спецтранспорт в лобовую. Все ли хорошо с безопасностью при ремонтах дорог?

6358 6

Ремонт дорог - вещь не просто нужная, а необходимая. Можно много говорить об их качестве, о текущем состоянии и о реакции дорожных служб на очевидные проблемы в некоторых регионах, но на наш взгляд, в последнее время за дороги и мосты "взялись" довольно активно.

Конечно же, это непростая процедура: согласования, планы, проекты, подписи чиновников…. Тот же "ямочный" ремонт, к которому так неоднозначно относится значительная часть автолюбителей, и то требует определенных усилий по его реализации - от согласований до окончания работ. Нахождение спецтехники дорожных служб на дороге, по которой, помимо прочего передвигаются и иные участники дорожного движения, безусловно влияет на безопасность. А вот об этой самой безопасности обязаны позаботиться те, кто такой ремонт осуществляет. И тут есть "пробелы".

По мосту да по встречной

Читатель ABW.BY: "Не так давно ехал по трассе Могилев-Быхов. На участке Воронино-Быхов проводился ремонт работниками ДЭУ  (засыпались ямы на дороге битумно-щебёночной смесью). Автомобиль дорожников двигался по мосту по встречной полосе нарушая все требования ПДД, т.е. пересек сплошную линию и создавал аварийную ситуацию! Номер автомобиля закрыт знаками - это тоже нарушение ПДД. Скоростной режим ограничен не был. Неопытный водитель мог запросто попасть в ДТП с весьма печальными последствиями, учитывая разницу в габаритах автомобилей. Написал заявление в ГАИ, чтоб разобрались, правильно ли ремонтники понимают термин "безопасность" при осуществлении ремонта дорог. Видео приложил".

Запись с видеорегистратора читатель ABW.BY прислал и на наш адрес. Мы посмотрели, порассуждали, и вот что думаем по этому поводу. В начале записи внимательный зритель увидит вот это.

На стенде с надписью "Увага" обозначен предупреждающий дорожный знак 1.29 "Аварийно-опасный участок" на протяжении шести километров, то есть участок, на котором часто совершаются дорожно-транспортные происшествия. Предупреждений о проведении ремонтных работ мы не видим.

Дальше установлено вот "это".

Что это такое и имеет ли оно отношение к средствам организации дорожного движения, мы так и не поняли. То ли это нечто установленное на деревянном шесте с прикрепленной к нему фанерной рамкой, причем не совсем симметрично, то ли чье-то "ноу-хау". В общем, каждый для себя определит самостоятельно назначение этого дорожного реквизита. Ну а теперь, собственно говоря, само видео.

Хорошая погода, хорошая, на первый взгляд, дорога, приятная музыка в салоне автомобиля, и тут на встречу водителю движется спецавтомобиль дорожных служб. Хорошо, что днем - не всякий правильно сориентируется в такой ситуации.

На автомобиле спереди закреплены временные дорожные знаки, закрывающие в том числе, "номера" самого транспортного средства. Это единственное указание на ограничение скорости, причем установленное на самом "препятствии", из-за которого такие ограничения и вводятся. О своевременности такого предупреждения говорить не будем, и так все понятно.

О чем говорят документы?

Существуют различные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации дорожного движения при осуществлении ремонта дорожного полотна. Это и технический кодекс по обустройству мест производства работ при ремонте дорог, и технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", и другие документы. Большинству из нас даже читать их будет скучно и неинтересно, но мы все же просмотрели и просто выделили основные моменты.

Самое главное, что места проведения дорожных работ должны быть обустроены. Работы по текущему ремонту дорог с применением перемещающихся машин, в том числе и ямочный ремонт, относятся к подвижным. Движение другого транспорта должно быть ограничено в пределах перемещаемой зоны дорожных работ. По большому счету, о ремонтных работах водитель автомобиля в нашем случае узнает только приблизившись к самому спецтранспорту дорожных служб, а тот едет ему навстречу. Не поздновато ли предупреждать?

Ответственность за организацию обустройства мест проведения работ возлагается на руководителя организации, производящей работы. Ну это и понятно. Теперь о наиболее важном, об условиях проведения дорожных работ.

Из технического кодекса:

Условий не так много, но для безопасности они крайне важны. О "предварительном предупреждении", установленном непосредственно на спецавтомобиле дорожной службы, мы уже говорили, повторяться не будем. Обозначение направления объезда тоже, как видим, закреплено на том же месте - спереди на авто дорожников. Безопасность режима движения транспортных средств, учитывая два предыдущих обстоятельства, под очень большим вопросом.

Порядок расстановки дорожных знаков при обустройстве мест проведения ремонтных работ, тоже предельно ясно регламентирован и должен соблюдаться в следующей последовательности: сначала знаки приоритета, затем предупреждающие знаки, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, и дальше по списку, как говорится. Редакция ABW.BY считает, что такая безопасность не обеспечена.

Но есть вещи, которые дорожники все же обеспечили. В соответствии с тем же документом, на специализированных автомобилях, участвующих в проведении подвижных работ, должна быть включена световая сигнализация в виде проблескового маячка оранжевого цвета.

Ну хоть что-то. На безрыбье и рак - рыба, как говорит старая пословица.

Безопасность - это условность?

Теперь обратимся к правилам дорожного движения и проанализируем действия дорожных служб на предмет их соответствия.

Так, согласно ПДД должностные лица организаций, ответственных за организацию ремонтных работ, обязаны своевременно принимать меры к ограничению или запрещению движения транспортных средств по дорогам или их отдельным участкам с предварительным информированием ГАИ. При этом они обязаны организовать обозначение мест проведения ремонтных работ. В нашем случае в этой части у дорожников что-то не срослось. Может быть, они считают, что могут отступать от некоторых норм ПДД? Да, правила позволяют специальным транспортным средствам отступать от требований некоторых пунктом правил, учитывая специфику их работы.

30. Водители транспортных средств дорожно-эксплуатационной службы, оборудованных маячком оранжевого цвета, при его включении в ходе выполнения работ на дороге могут отступать от требований дорожных знаков и дорожной разметки, а также подпункта 9.8 пункта 9, пунктов 78–80, 82 и подпунктов 131.1–131.5 пункта 131 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Участники дорожного движения не должны препятствовать их работе.

Маячок оранжевого цвета, установленный на других транспортных средствах и самоходных машинах, не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания и предупреждения участников дорожного движения о возможной опасности.

Но тут самая главная фраза "….при условии обеспечения безопасности дорожного движения", и этим все сказано. Поэтому резюмируем, что обеспечение безопасности для участников дорожного движения, в просмотренном нами видео, носит весьма условный характер и не соответствует требованиям техники безопасности и правилам. Ну а правила, как говорит одна мудрость, пишутся кровью.

Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY
Скриншоты автора, фото носят иллюстрационный характер

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Мы запустили правовой отдел ABW.BY.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое