Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Имеют ли право привлечь к ответственности пьяного на велосипеде?

39495 34

С тех пор как белорусские водители наконец-то худо-бедно поняли, что с алкоголем внутри безопаснее/дешевле/проще ходить пешком, на горизонте замаячила альтернатива - велосипед. "А можно ли ехать на велосипеде пьяному? Что за это будет? А заберут ли "права"?" - посыпались в редакцию вопросы, и мы решили, что с этой темой надо разобраться. Тем более что разбираться есть с чем.

Этот материал тоже архивный. Примечательно, что за несколько лет ситуация так и не поменялась. 


1. Столкновение автомобиль - велосипед

Подобное происшествие полностью укладывается в рамки ДТП, определение которого можно найти в п.2.18 ПДД: происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

Это значит, что само ДТП будет рассматриваться сотрудниками ГАИ, а действия его участников, а также их состояние - оцениваться по отработанной схеме. 

Если виновным будет признан велосипедист, он будет привлечен к ответственности по ст.18.23 КоАП. К слову, это "главная" статья в КоАП для велосипедистов.

Статья 18.23. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, – влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.

4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.


2. Столкновение велосипед - велосипед, велосипед - пешеход 

В рамках ст.18.23 КоАП будут оцениваться действия велосипедиста и тогда, когда столкновение произошло с другим велосипедистом или пешеходом. Правда, на такой вызов сотрудники ГАИ уже не поедут.

- Такие случаи не относятся к компетенции ГАИ, поскольку не являются ДТП. Ведь велосипед не является механическим ТС, поскольку приводится в действие мускульной силой человека, - сообщили нам в профильном ведомстве.

К кому же тогда обращаться? В пресс-службе МВД пояснили:

- Если в результате столкновения велосипедисту или пешеходу причинены телесные повреждения и (или) материальный ущерб (сломался велосипед, порвалась одежда, пришли в негодность багаж или ручная кладь и т.п.), необходимо обращаться в милицию по телефону 102. Правильно будет записать координаты очевидцев (имя, фамилию, номер телефона). Далее составляется заявление в РОВД по месту происшествия, проводится проверка, устанавливается виновник происшествия, а вопрос о возмещении ущерба затем решается в судебном порядке. 

- Но к столкновению так или иначе все равно приводит чья-то ошибка. Это значит, кто-то из участников нарушил ПДД и должен быть привлечен к ответственности…

- Да. Вопрос привлечения к ответственности за нарушения ПДД по статье 18.23 КоАП решается органами внутренних дел. И здесь, кстати, важно знать, что деяния, содержащие признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.23 КоАП, в случае причинения лицом, управлявшим велосипедом, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Какими бы легкими ни казались травмы

- Особо следует обратить внимание на причинение вреда здоровью участников таких столкновений, - отмечают в пресс-службе МВД. - Кто бы ни был прав или виноват, окажите друг другу посильную первую помощь и в случае необходимости вызовите "скорую". Даже если полученные травмы не кажутся серьезными, не будет лишним посетить поликлинику и проверить состояние здоровья. Не забывайте, что при необходимости пешеход или велосипедист может попросить у сотрудника милиции направление на судебно-медицинскую экспертизу или самостоятельно обратиться в Госкомитет судебных экспертиз Республики Беларусь. 


3. Нарушение ПДД велосипедистом

Естественно, в случае фиксации нарушения ПДД велосипедист будет привлечен к ответственности все по той же ст.18.23. Чтобы правильно квалифицировать его проступок, он может быть освидетельствован на предмет употребления алкоголя. Как сказано выше, штраф для "принявших" увеличивается в разы.

Как нам сообщили в МВД, за 5 месяцев нынешнего года по данной статье, которая одновременно устанавливает ответственность и за нарушения ПДД пешеходом, лицом, управляющим гужевым транспортным средством, лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, органами внутренних дел составлено 145.349 протоколов об административных правонарушениях.

4. Управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения

А теперь, так сказать, самое интересное. Что будет, если велосипедист выпил, но ничего не нарушает, никого не травмирует, а просто аккуратно едет домой?

Здесь можно сломать голову, прорываясь сквозь дебри нашего законодательства.

Смотрим ПДД. В них сказано, что водитель - это физическое лицо, управляющее транспортным средством (…), а велосипед - это транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем. 

При этом п.10.1 запрещает водителю "управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения".

А что у нас предусмотрено за нарушение ПДД? Правильно, ответственность по ч.1 ст.18.23 КоАП! 

Но с применением ч.2 в таком случае уже возникают проблемы: привлекать к ответственности за нарушение ПДД, заключавшееся в управлении велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, а как отягчающий признак указывать все то же состояние алкогольного опьянения? Это уже никуда не годится. 

Очевидно, что законодатель имел в виду нарушение иных требований ПДД, касающихся участия велосипедиста в дорожном движении, но, как обычно, неудачно сформулировал норму?

Такой "формальный" подход к нарушению ПДД велосипедистом нелогичен и несправедлив. Поэтому на практике нормы закона трактуются "по совести":

- За что я буду штрафовать велосипедиста, который ничего не нарушает? Едет человек - пусть едет! А вот если он нарушил правила маневрирования, расположения на проезжей части или что-то еще, то будет привлечен к ответственности. Если он при этом будет пьян, штраф будет больше, - рассуждают в неофициальных разговорах сотрудники ГАИ.

На словах все, конечно, хорошо. Но пока в проблеме привлечения велосипедистов к ответственности не будут расставлены точки над "i", каждый, кто сядет за руль велосипеда выпившим, будет "под колпаком". Пусть даже и формальным. 

***
Никто не спорит, что езда на велосипеде изначально достаточно опасна: слишком велик риск серьезных травм для всех участников движения. Поэтому попытки управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения должны пресекаться, а нарушители - преследоваться. Однако если мы требуем от водителей соблюдения правил и законов, эти правила нужно четко прописать.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
34 комментариев
0

Понятно. Теперь и велосипеды забирать будут.

0

Понятно. Теперь и велосипеды забирать будут.

0

Абв в можно пару вопросов (если можно отвАиФ желательно от гаи в не Ваши "домымлы".
1. Так могу ли я после "бокала вина" ехать на велосипеде в магазин за ("догонкой") хлебом ?
2. Можно ли на жарким летним днём после пары бокалов пива работать мотоблоком /на мотоблоке? (Или штраф лишение ву конфискация)
3. Так обязан ли водитель возить с собой документы ву техпаспорт талон страховка ? (Или опять штраф за то что инспектор два раза в "кулон" тыкнет?

0

Извиняюсь за ошибки с телефона не очень удобно

0

Надо поменять законодательство и лишать пьяных велошахидов прав управления любым транспортным средством.

0

некоторые любят бегать по дорогам и не всегда трезвые))
Тут же стоит уже как то определиться кто есть кто на государственном уровне.

0

Я вот поехал за бутылкой в магаз,взял и стою думаю-если буду ехать,упаду,разобью,значит надо выпить здесь.И правильно сделал-покуда ехал домой,7 раз падал.

0

По ступенькам подъезда доползёшь.

0

, за хлебом - нельзя, за "догонкой" - можно.

0

Как за что? За то, что на ПЧ находится!

0

Экий вы далекий от жизни...
В вашем понятии - на велосипеде вокруг дома катаются и только по своей ошибке могут в стену въехать.

0

Никто не спорит, что езда на велосипеде изначально достаточно опасна: слишком велик риск серьезных травм для всех участников движения.
Что за бред? Опасны люди без мозгов, на велосипеде они или на ногах. Раньше никогда никто не говорил, что велосипед опасен и проишествий особых не было, просто начали кататься все подряд. Постоянно вижу, что наши люди и пешком не умеют адекватно вести себя по отношению к другим пешеходам. И вот такие начали еще и на вело ездить. Так что не в велосипеде дело.

0

Вы, наверное, сами не поняли, что написали. В вашем понятии велосипед сам ездит, сбивает пешеходов, кидается под колеса авто. А человек, который сидит на вело, к управлению и оценке окружающей обстановки не имеет никакого отношения.

0

Пьяного имеют, всегда. Даже если он на велосипеде.

0

Почему бы не распространить эти крайние меры для всех кто появляется в нетрезвом состоянии на проезжей части? На любом транспорте и пешком вдоль трассы тоже. В деревне ИМХО найти трезвого на велике ещё постараться нужно.

0

Почему за такого "полчеловека", лежащего на дороге, дают полновесные сроки тем кто его переехал да ещё и в тёмное время суток. А уж как проявляются потом моральные страдания родственников, так вообще обалдеть. На полных два потянет. Вот где надо менять что то в законах. Причина такого рода ДТП не "не учёл, неправильно выбрал" а именно нахождение нетрезвого на проезжей части. На велосипеде он на самокате или в лаптях не важно.

0

Я одного никак не пойму, если выпил ,то как добраться домой? даже такси не панацея т.к. оно прямо в квартиру не завезет.

0

а чё мудрить - у нас же демократическое государство и каждый вправе решать что делать и какую ответственность нести ))
выехал на проезжую часть,значит решил что ты водитель тс , вот и неси всю ответственность как водитель.
едешь по тротуару - значит пешеход , и неси ответственность за появление в нетрезвом вид в общественном месте ))

0

самое печальное что у нас нет единой практики !
как говориться - каждый дрочит как хочет!
а гражданину потом ходи по судам и инстанциям и доказывай что ты не верблюд.

0

какая в нашем колхозе идеологическая несуразица и тупость накопилась за 25 лет отсутствия нормального законодателя!

В данном вопросе ключевым понятием должно быть "пердмет повышенной опасности" а не "механическое" не "транспортное" и не "средство".

0

О чем статья?
Смотрите примечание к ст.18.9 КоАП рб

0

Велосипед - не механическое тс

0

Тема сисек не раскрыта...

0

Средство радикальное, но чего лишать тех у кого никогда их не было, и никогда не планировали заводить? А тем кого уже лишили пофиг на все эти лишения... чхать им на эти бесполезные корочки

0

Вы предлагаете нереальное - типа употреблять можно только дома, или там где выпил, там и остался до полного протрезвения. Но это же не реально. Сначала нужно алкоголь запретить продавать в магазинах. А государство от этого не откажется никогда

0

Все же велосипед ТС, немного разное.

0

читайте полностью статью закона - она не запрещает быть пьяным в общественном месте

0

Полагаю имелось ввиду: вышел из такси и уже нарушитель- пьяный в общественном месте.

0

Тогда уж и пешехода: переходил проезжую часть после употребления спиртных напитков - штраф и лишение прав на три года (если они у него имеются). Таким образом мы сократим и количество автомобилей на дорогах и бюджет пополним.
Не дай Бог, чтобы этот мой комментарий прочитали депутаты....

0

Да у нас половина пешеходов англичане...

0

Писал в других дискуссиях на велотемы. Велодорожке вдоль Свислочи. Катаются в пьяном виде. Я же не литовский автобус, мне все можно... Правда, если произойдет велотранспортное происшествие, найдется наряд ППС, который оформит, освидетельствует. А так катаетесь аккуратно не в кого и не в что... Отдельные велодорожки вне ПЧ - это сегодняшнее реальное завоевание прав велочеловека в РБ.
Сельская местность. Там тоже не проверяют, но если водитель вызовет ГАИ, тогда оформят как положено...

0

Реально пьяный это юридически в данной стране полчеловека, чтобы отстоять свои права в суде нужен очень очень дорогой и квалифицированный адвокат.

0

Пьяный неадекватный велосипедист, вооруженный ножом, представляет опасность и для инспекторов ГАИ:
https://auto.onliner.by/2013/11/06/kriminal-549#

0

А вот и неполная подборка велДТП по теме:
https://auto.onliner.by/2018/08/12/pastuh

https://auto.onliner.by/2016/03/07/pyanye-velosipedisty

https://auto.onliner.by/2018/05/18/brest-130

https://auto.onliner.by/2019/07/27/velosipedist-7

https://auto.onliner.by/2015/09/17/dtp-6633

https://auto.onliner.by/2012/05/14/dtp-2199

https://auto.onliner.by/2014/05/08/dtp-5006

0

Пьяным на велосипеде то еще удовольствие , попробуйте , координация никакая , вследствие этого многократные падения , было дело по молодости , столько звез сощитал —ну его на.......

  • Войти или создать профиль