Штраф более 5200 рублей за то, что попросила знакомого выехать с парковки?! Каршеринговая фирма: "Мы рассматриваем это как угон"

51931 107

Казалось бы, белорусское законодательство в области безопасности дорожного движения одно из самых жестких. Но бывают случаи, когда государство в своем видении потолков штрафных санкций значительно отстает от иных организаций. Вы сейчас удивитесь, но речь идет о каршеринге.

Каршеринг - явление у нас новое и модное. Плюсы этого сервиса - удобство, простота, доступность. Минусы тоже есть. Например, договорные обязательства, которыми связан клиент. Мы заглянули в юридическую составляющую этого вопроса и весьма удивились.

Часть 1. Обратная сторона каршеринга

В редакцию ABW.BY обратилась девушка Ангелина вместе со своей матерью. Не так давно она зарегистрировалась в приложении каршеринга HELLO. Услуга показалась ей удобной, да и многие знакомые пользуются, все довольны. Главное - не попасть в ДТП и пьяным за руль не садиться, наставляли знакомые. Именно страх перед возможным ДТП заставил девушку пойти на один безобидный с виду шаг, который впоследствии обернулся трагедией.

Ангелина: "Недавно я решила воспользоваться каршеринговым автомобилем. Я уже была зарегистрирована на сервисе, расставила "галочки" там, где нужно, и все. Читать десятки страниц мелкого текста не стала, а зря. В общем, собралась ехать по своим делам вместе со знакомыми. Стаж вождения у меня не очень большой - два года, но по условиям использования сервиса этого достаточно. Выехать с места парковки автомобиля было сложно, стоявшие рядом авто ограничивали пространство для маневра. Я испугалась, что задену кого-нибудь. Мой знакомый, более опытный водитель, который тоже зарегистрирован в данном каршеринговом сервисе, говорит: "Давай я выеду аккуратно, а дальше ты сама…" Мы так и сделали. Он выехал, а дальше я поехала самостоятельно. Но тут мне звонят из службы сервиса и спрашивают: "Почему за рулем находился другой человек?" Я объяснила, что ввиду сложной обстановки на парковке попросила знакомого выехать, чтобы не повредить ни это, ни другое авто, да он и за рулем был всего ничего… Так оперативно отреагировали. Неужели у них камера в салоне стоит и они все видят в онлайн-режиме?"

Из договора присоединения:

Пользователь обязан 

4.2.3. принять и бережно использовать Автомобиль в строгом соответствии с настоящим Договором и Приложениями к нему, инструкциями и рекомендациями Арендодателя, в том числ, Службы поддержки, принимать все возможные меры к предотвращению нанесения ущерба Автомобилю

 

"То есть меры по предотвращению ДТП я приняла, а единственным вариантом сделать это тогда было доверить управление более опытному водителю. Ущерба нет, все хорошо, - продолжает героиня. - Но эти меры привели к тому, что я нарушила другой пункт договора, то есть передала управление третьему лицу, хотя и зарегистрированному в данном сервисе. Представитель каршеринга сообщил мне, что за передачу управления автомобилем мне выписан штраф 10 базовых величин. И действительно, с моей карты пытались сразу эти деньги списать, просто такой суммы на счете не было.

255 рублей - это очень большая сумма для меня, чтобы сразу взять и заплатить. Я попыталась все-таки выяснить за что, ведь ни ДТП, ни иного правонарушения я не совершила. Да, формально условия договора я нарушила, но последствий этого никаких. Пока я пыталась всевозможными способами "сбить цену", мне пришло письмо, после прочтения которого у меня началась истерика.

5202 рубля? Это же почти 2600 долларов США! Откуда такой штраф, за что? Автомобиль цел, ДТП не было, за рулем трезвая, ПДД соблюдала, все как должно быть у ответственного водителя. А тут штраф такого "заоблачного" размера. В сервисе сказали, что ничем помочь не могут, служба безопасности приняла такое решение. Но у меня нет таких денег и быть не может! Это для меня финансовая кабала!"

Часть 2. Читаем "особенности" договора каршеринга вместе с ABW.BY

В соответствии с договором:

7.2.4. В случае передачи права управления Автомобилем любым третьим лицам (кроме случаев письменного разрешения Арендодателя), Пользователь оплачивает Арендодателю штраф в размере 204 б.в., а также возмещает Арендодателю ущерб, причиненный Автомобилю, в полном объеме.

 

То есть передача управления третьему лицу - нарушение договора, за что предполагается штраф более 2500 долларов. А раз это договор присоединения и Ангелина расставила все "галочки" там, где это было предусмотрено, то с условиями договора она согласилась. 

Но что такое штраф в понимании закона? Например, КоАП Беларуси трактует его так:

Статья 6.5. Штраф

1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.


Гражданское законодательство также содержит определение штрафа:

Статья 311 ГК РБ. Понятие неустойки

1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.


Выходит, что обеспечивать выполнение обязательств стороной договора путем включения в договор неустойки или штрафа законом не запрещено. Только вот разумность или адекватность в цифровом определении таких штрафов гражданским законодательством не определена. 

Если же сравнивать с КоАП Беларуси, то за пьяное вождение предусмотрен максимальный штраф 100 базовых величин. А у нас по факту за безобидный маневр в виде временной замены водителя - 204 базовые. Обоснованно? Каждый сам должен решать, а в первую очередь смотреть и видеть, под чем расставляет "галочки". 

Мы же пока попытаемся понять, чем в принципе является подписанный Ангелиной договор. Называется он договором присоединения. Но если смотреть отдельные пункты и термины, то одна из сторон называется "Арендодатель", а "Автомобиль" определяется как предмет аренды.

1.2. Автомобиль - легковое транспортное средство, предоставляемое Пользователю на условиях настоящего Договора. Перечень и основные технические характеристики Автомобилей могут быть доведены Пользователям в Приложении HELLO. Доступные Пользователям Автомобили, место их нахождения (координаты) отображаются в Приложении HELLO для самостоятельного выбора Автомобиля Пользователем и его дальнейшего использования в рамках настоящего Договора. Стороны согласились в том, что четкое определение объекта аренды (конкретного Автомобиля) происходит в момент приемки Автомобиля Пользователем в соответствии с условиями настоящего Договора и Приложений.


По сути, это договор аренды автомобиля без указания на номер госрегистрации и VIN конкретного авто, со своей спецификой, а "… в момент аренды и происходит определение объекта аренды". И тут есть один нюанс, ведь Гражданский кодекс определяет объект аренды иначе:

Статья 578. Объекты аренды

1. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, определенные сторонами в договоре, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи)…

3. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.


Если в договоре отсутствуют данные о предмете аренды, то договор не считается заключенным. Безусловно, это отдельный повод для юридической дискуссии, мы лишь сослались на конкретные законодательные нормы.

Возможно, дочитай Ангелина 10 страниц договора мелким шрифтом до п.7.2.4, где предусмотрен "космический штраф", она вряд ли бы согласилась с этими условиями. 

К слову, кратко расскажем, за что еще можно лишиться 2500 долларов в виде штрафа при использовании каршеринговых автомобилей

Это управление в пьяном виде, ДТП в состоянии алкогольного опьянения, повреждение или отключение терминала в автомобиле, несообщение арендодателю сведений об утере/лишении водительского удостоверения, несообщение о возбуждении уголовного дела по ст.317 УК РБ. 

Заодно "по мелочи" пройдемся: повреждение оклейки авто - 10 б.в., несвоевременное предоставление документов - 10 б.в., не предоставил фото - 10 б.в., использование авто в коммерческих целях - 10 б.в., преднамеренный занос - 10 б.в., оставил авто в режиме ожидания - 10 б.в., утратил документы из авто - 10 б.в., загрязнение салона - 25 б.в. Дальше можно не продолжать. Штрафов и больших, и поменьше много. 


Вопрос "что делать?" терзает Ангелину и ее маму постоянно. Да, подписали договор, да, не читали, не посмотрели, не предполагали. А вместе с тем, если бы Ангелина тогда нечаянно совершила ДТП, то штраф был бы до 52 базовых, а так пыталась ДТП предотвратить - получила 204 б.в. 

Вместе с тем Гражданский кодекс оставляет "свет в конце тоннеля" и надежду на спасение в виде самого определения договора присоединения.

Статья 398. Договор присоединения

1. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

2. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит законодательству, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

Расшифровываем понятным языком. Договор присоединения может быть расторгнут, если содержит явно обременительные условия, которые присоединившаяся сторона (Ангелина) не приняла бы при возможности участвовать в определении условий договора. Условно говоря, если бы с Ангелиной обсуждали договор на словах (а не через интернет) и дошли в своем обсуждении до пункта со штрафом 204 б.в. за передачу управления, то она бы вежливо развернулась и вышла, как говорится, со словами "нет, спасибо". Такие условия для нее еще какие "обременительные". 

Конечно же, все это определяет суд, а какое решение он примет, никому не известно. 

Прокомментировать ситуацию мы попросили каршеринговую фирму:

"В связи с обращением в редакцию abw.by нашего пользователя мы бы хотели прокомментировать сложившуюся ситуацию.

В понедельник 29 июля к нам обратился пользователь, который последним завершил аренду автомобиля с просьбой проверить аккаунт человека, начинающего аренду автомобиля. Поскольку молодой человек, находящийся за рулем автомобиля, попытался начать движение на ручнике. В ходе проверки мы выяснили, что аккаунт принадлежит девушке.

Мы сразу же связались с владелицей аккаунта, которая убеждала нас, что находится за рулем в движении и ей неудобно говорить. Именно поэтому она передала телефон своему знакомому для выяснения сути нашего звонка. Молодой человек в свою очередь пояснил, что помог девушке выехать с парковки, что является грубым нарушением правил нашего сервиса и трактуется договором под пунктом 7.2.4 как "передача права управления третьему лицу" и наказывается штрафом в размере 204 б.в.

В связи с произошедшим, учитывая признание молодого человека о нахождении за рулем, а также сообщения очевидцев, мы передали данную ситуацию на рассмотрение службе безопасности. Учитывая тот факт, что не было причинено вреда автомобилю, служба безопасности приняла решение ограничиться штрафом в 10 б.в., о чем было сообщено владелице аккаунта.

Она в свою очередь информацию приняла, и мы оговорили сроки для добровольного погашения задолженности. Однако далее с нами связалась женщина, которая представилась ее матерью. К нашему сожалению, конструктивного диалога с ней у нас не вышло в виду повышенного тона разговора и угроз в адрес сотрудников контакт-центра (аудиозаписи которых у нас имеются).

Подойдя к оговоренному сроку добровольного погашения задолженности, погашена она не была, и пользователь настоял на судебном разбирательстве спора. Мы были вынуждены направить досудебную претензию о взыскании неустойки, в размере предусмотренном договором, а именно 204 б.в. (в договоре также есть пункт о том, что мы оставляем за собой право изменять сумму штрафа в меньшую сторону, учитывая последствия нарушения). Мы неоднократно сообщали пользователю о том, что хотим ограничится штрафом в 10 б.в. и решить все мирным путем.

Наше предложение о решении без суда данной ситуации еще в силе, но диалога с пользователем у нас не получается.

Это не первый случай передачи права управления, о чем мы уже говорили в других статьях на популярных порталах, об этом написано в договоре присоединения и мы напоминаем пользователям об этом наклейкой в салоне слева от рулевого колеса. Для нас это нарушение является одним из самых грубых в связи с нашими обязательствами перед страховой, инвесторами и гражданами. Передача права управления расценивается нами как угон, поскольку нет ни одного законного основания передачи нашего транспортного средства лицу, которое им управляет.

Хотим обратить ваше внимание, что мы всегда идем на встречу нашим пользователям и стараемся все решить мирным путем".

И да, знакомого девушки, откликнувшегося на просьбу выехать со стоянки, сервис заблокировал. 

Мы же все равно надеемся, что разумный выход без судебных баталий в этой ситуации может быть найден. 

Продолжение следует.

Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...