Осторожно - залоговые автомобили! Почему мошенники вернулись на белорусские рынки

23403

Тема залоговых автомобилей впервые прозвучала со страниц ABW.BY в конце 2017 года. Все это время мы были на связи с автомобилистами, попавшими в западню, помогали составлять процессуальные документы, консультировали и поддерживали. Обо всем этом мы рассказывали читателям:

Наши статьи по теме залоговых авто

Расследование ABW.BY. Как на рынке в Малиновке оказались залоговые автомобили из России по низким ценам?

Российский банк подтвердил существование мошеннической схемы. ABW.BY ищет пострадавших 

Расследование ABW.BY. Покупателей залоговых авто из России становится всё больше

Расследование ABW.BY. "Предприниматель" десятками ввозит из России залоговые авто. Когда его наконец-то остановят? 

Расследование ABW.BY. Как мы покупали залоговый автомобиль и выявляли мошенников 

Первый пошел? Российский банк хочет вернуть залоговый автомобиль через белорусский суд. Машина - под арестом

Отберут или не отберут? Сегодня белорусский суд вынес первое решение по залоговому авто 

Как государство "карает" продавцов залоговых авто. ABW.BY и добросовестный покупатель - в поисках социальной справедливости 


Мы искренне старались сделать все, что в наших силах: направляли обращения и в Генеральную прокуратуру Беларуси, и в МВД. Даже предоставили силовикам персональные данные одного такого "импортера", который за несколько лет пригнал в страну и реализовал десятки залоговых авто. Чем это закончилось? Мошенника опросили, предупредили, что залоговые автомобили продавать нельзя, и отпустили. Но даже после того, как сотрудники милиции четко озвучили самому же продавцу, что один из выставленных им автомобилей стоимостью почти 40 тысяч долларов обременен залогом, предприниматель не оставил намерений "толкнуть" товар.

И об этом факте мы сообщили куда надо. И снова никакой реакции от милиции не последовало. Почувствовав безнаказанность, жулик продолжил заниматься тем, чем и занимался до этого, - продавать заложенные в российских банках автомобили нашим автомобилистам. Правоохранители даже откровенную незаконную предпринимательскую деятельность в его бизнесе не усмотрели, что уж тут говорить о мошенничестве!

Сегодня мы пожинаем плоды отсутствия должной реакции со стороны компетентных структур. Результат печален - продавцы залоговых автомобилей после короткой передышки вернулись на белорусские рынки и продолжают "впаривать" людям автомобили, фактически находящиеся в собственности зарубежных банков как залогодержателей.

Андрей: "В 2016 году я купил KIA Ceed 2015 года выпуска. Авто было снято с учета, собственник - белорус. Недавно узнал, что данный автомобиль находится в залоге у московского банка. 

Некоторое время пребывал в шоке от такой новости, потом стал разбираться. Оказалось, что 11 января 2016 года гражданин Беларуси приобрел этот автомобиль в московском автохаусе по договору. 14 февраля того же года Ceed у этого гражданина купил я. И соответственно у меня возник вопрос: как удалось это дело так быстро провернуть, если по закону на ввозимый физическим лицом из России автомобиль ГАИ должна была направить в ГИБДД России запрос и до получения ответа выставить запрет на регистрационные действия с автомобилем? А тут как-то все уж очень быстро".

Обратимся к п.23 Положения о порядке регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств:

23. Регистрация транспортных средств, ввезенных в Республику Беларусь из государств - членов Евразийского экономического союза и состоявших ранее у них на учете, осуществляется с направлением в течение пяти рабочих дней запроса по месту выдачи регистрационных документов. О направлении такого запроса регистрационным подразделением делается соответствующая отметка в автоматизированной информационной системе учета транспортных средств. До получения ответа на запрос или истечения шести месяцев со дня регистрации таких транспортных средств снятие их с учета не производится.

Указанный запрос не направляется и названные ограничения на снятие с учета транспортного средства не устанавливаются либо снимаются в случае получения регистрационным подразделением подтверждающей информации посредством доступа (при его наличии) к информационным ресурсам компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза.
В случае получения ответа на запрос, в котором отсутствует подтверждение о выдаче представленных регистрационных документов, послуживших основанием для регистрации, такие документы и транспортное средство направляются для проведения проверки в соответствии с пунктом 50 настоящего Положения.


Андрей: "У меня уже закрадываются подозрения: а может, не было никакого запроса и соответственно не было запрета на регистрационные действия? Очевидно, правду я узнаю уже только в суде, если придется предъявлять исковые требования к продавцу автомобиля. И вот еще один момент, который не укладывается у меня в голове. В России автомобиль был поставлен на учет на имя залогодателя - некоего Листратова Ю.К. И если посмотреть информацию о данном гражданине на сайте Федеральной службы судебных приставов, то открывается интересная картина - он должен всем и вся, и за коммунальные платежи, и за неуплату штрафов. Только за электроэнергию государство требует с него более 100 тысяч российских рублей. Возникает вопрос к банку: как такому человеку выдали кредит и как его проверяли, если указанная нами информация находится в открытом доступе?" 

Игорь: "Не так давно в крупном минском автохаусе я приобрел KIA Rio 2015 года выпуска, чтобы подарить супруге на юбилей. Под покупку этого автомобиля брал целевой кредит в банке, где, собственно говоря, мне этот автохаус и посоветовали. После оформления сделки уехал в командировку, поэтому сразу автомобиль на учет не поставил. Вернувшись через два месяца, поехал в МРЭО, но мне сообщили, что авто разыскивается Интерполом по запросу российских правоохранителей. 

Это было как ушат холодной воды. Супруге пока ничего не говорю, берегу ее здоровье. Удалось выяснить, что в России возбуждено уголовное дело, связанное с получением кредита под залог этого автомобиля. Про "залоги" я наслышан, так как читаю ABW.BY регулярно. Поэтому в автохаусе перед покупкой первое, о чем я спросил, - про юридическую чистоту сделки, наличие-отсутствие залога. Менеджер салона заверил, что автомобиль "чистый", без залоговых обременений, мол, у них с этим все строго. Переписку с салоном вел в том числе и через Вайбер.

Я сообщил полученную информацию в автосалон, но они только плечами пожимают. Если сделать анализ по датам, то в розыске автомобиль появился уже после покупки мной. Но в любом случае салон гарантировал мне юридически "чистый" автомобиль, а по факту продал большую проблему, причем в кредит. В банке говорят, что по кредиту все равно платить нужно согласно графику платежей, сделать с этим ничего нельзя. Вот я и выплачиваю за то, что мне не принадлежит и уже принадлежать вряд ли будет. Не знаю, что делать и чего ждать дальше".

На календаре 2019 год, а в редакцию ABW.BY по-прежнему регулярно обращаются люди, купившие автомобили, на которые в России оформлен залог. 

Мы объясняем, что в Беларуси на таких автомобилях можно ездить без проблем, но вот при выезде за границу машину могут изъять, и примеров этого немало. Не так давно один российский банк через суд Фрунзенского района Минска предпринял две попытки изъять автомобили, уже купленные и поставленные на учет в Беларуси, но в суде удалось от этих требований отбиться, в том числе и с юридической помощью ABW.BY - наш представитель участвовал в деле в качестве специалиста. Ситуация в этих случаях была более-менее благоприятная, так как залог на авто возник уже после покупки самих автомобилей нашими гражданами, таким образом покупатели не могли знать о существовании залога и проверить это через общедоступную базу данных. 

А если залог возник "до", а не "после" покупки, что тогда? А тогда ситуация может быть совсем иной, не такой радужной. И с большой долей вероятности такой автомобиль придется вернуть банку-залогодержателю. О причинах, почему так происходит, можно рассуждать бесконечно. Но основная из них, на наш взгляд, - это отсутствие должной реакции со стороны государственных органов, которые даже под увеличительным стеклом не могут рассмотреть состав преступления в деятельности дельцов, поставляющих в Беларусь залоговые автомобили, которых покупатели могут впоследствии лишиться. Об обстоятельствах и наличии залога продавцы-мошенники прекрасно знают, именно поэтому они и покупают авто в России подешевле и продают в Беларуси. Знают, но покупателю об этом, конечно же, не говорят. А это в чистом виде мошенничество. 

И даже когда правоохранителям подносят "на блюдечке", с фактами и документами о десятках проданных залоговых автомобилей, жулика, ведущего, судя по социальным сетям, шикарную жизнь с поездками по всему миру, реакции нет. А от этого и результат: обманщики вернулись на белорусские рынки, продолжают обманывать нас с вами и будут так делать, пока их не остановят. А остановят ли?

Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Мы запустили правовой отдел ABW.BY.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Пожалуйста, подождите...