Между двумя СТО. Почему так важно правильно зафиксировать установку неисправной запчасти?

15975 34

Редко кто из автомобилистов, озабоченных ремонтом своего транспорта, продумывает юридическую стратегию защиты своих интересов. С одной стороны, сразу приходится решать много актуальных вопросов: машину надо привести в порядок, планы перекроить. С другой - зачем думать о защите интересов, если их еще никто не нарушал, с третьей - правовые отношения для многих темный лес, разобраться со своими правами и обязанностями можно и потом. Но потом… обычно бывает уже поздно. 

Александр работает в сфере торговых поставок, исправность транспорта для него первостепенна. По словам мужчины, через его руки прошло бесчисленное количество автомобилей, особых проблем с ними он не знал. Все мытарства начались, когда Александр приобрел для работы Renault Master 2009 г.в.

Мужчина сразу оговорил, что он фанат "французов", а потому даже обслуживал свой транспорт на СТО, которая занимается ремонтом только французских автомобилей. Какое-то время все было нормально, но с момента покупки этого Renault он начал подозревать работников СТО в нечестности.

"Мы обратились к ним сразу после покупки автомобиля по поводу планового ТО и замены ремня ГРМ, это было три года назад. Поменяли они тогда ремень ГРМ, на пробеге 27 тысяч у нас обрывается этот ремень. Мы на буксире притянули автомобиль на СТО, там вскрыли и сказали, мол, ничего не знаем, не наша вина и т.д."

Следующее обращение в автомастерскую спустя еще 70 тыс. км пробега предполагало мелкий ремонт: опять же замену ремня ГРМ, масляных фильтров и кое-чего по мелочи.

"Прошло полдня, звонит мне мастер: так и так, надо бы вам помпу поменять. А для чего? На ней есть какие-то подтеки, запотевания - что?"

По словам Александра, мастер заверил его, что ничего такого нет, но по регламенту рекомендуется менять. Мужчина засомневался в необходимости замены помпы, но, подумав, решил довериться мастеру. Однако сразу же после того, как он забрал автомобиль из ремонта, проявились проблемы.

"Забрали машину, выезжаем, доезжаем до нашей организации буквально 7 километров - машина холодная. Идет холодный воздух. Приехали, открыли капот - антифриз на самом низу. Мы подумали, что, может, забыли долить. Купили тот же антифриз, долили. Заводим, водитель поехал, потом звонит: не греется машина, антифриза опять нет".

Развоздушивание системы проблему не решило. Александр снова обратился на СТО, ему сказали приезжать. Далее, по словам мужчины, мастера периодически брали с него деньги за замену разных запчастей, он послушно платил, но проблема никуда не ушла, а, наоборот, усугубилась: появились вопросы уже к двигателю автомобиля. В общей сложности ремонт автомобиля и замена запчастей обошлись Александру в круглую сумму, но проблемы как были, так и остались.

Взвесив все за и против, Александр понял, что мастерам этим он больше не доверяет, и отогнал Renault на другую СТО. Там ему сообщили, что помпа, которая была заменена ранее, не прокручивается, вследствие чего и начались проблемы уже с двигателем автомобиля.

Счет, выставленный мастерской, удивил Александра. На такой глобальный и дорогой ремонт он не рассчитывал.

"Я пытался договориться с директором первой СТО, - признался мужчина, - но конструктивного диалога у нас не получилось. Месяц он меня кормил обещаниями о встрече. В итоге я встречи все-таки добился и приехал. Он встретил меня довольно мило: кофе-чай… В итоге начал вызывать всех мастеров-работников, и вскрылось, что никто ничего не менял. Шланг, по их словам, нашли мне на "разборке" - ну ок, допустим. Но хомуты мне вообще не меняли, они как стояли старые, которых даже отвертка не касалась, так и стоят. Но в заказ-наряд они были включены как новые. Да, это мелочь, но сколько их было, таких мелочей?

Соответственно у меня возник вопрос: а какую они помпу мне поставили? Может, тоже "бэушную" из-под забора? Может, новую? Суть в том, что ее заклинило, что привело к перегреву и деформации головки цилиндра. Естественно, выхлопные газы пошли в систему охлаждения…"

Александр выложил директору весь расклад и предложил компромиссный, с его точки зрения, вариант с частичной компенсации за понесенный им ущерб. Но договориться не получилось.

"Он мне сказал: мол, докажите, что это та самая помпа, которую мы вам поставили! - мужчина не скрывает огорчения. - У меня автомобиль используется в коммерческих целях, он развозит товар по торговым объектам, у меня от этого жизнь зависит! Я не могу просто так ерундой заниматься, мне это для чего?

Я не требовал от него полной компенсации - предложил разделить понесенные мной расходы 50 на 50, не доводя до суда. Я понимаю, что мне тяжело будет в суде доказать что-то. Если бы я после каждого обращения к ним требовал книгу жалоб и после каждого заявления писал претензии, у меня было бы 15 написанных претензий и был бы другой разговор, а так… В общем, все пришло к тому, что человек отказался даже обсуждать этот вопрос".

Александр признался, что он как постоянный клиент рассчитывал на более лояльное к себе отношение. Кроме того, он рассказал нам, что рекомендовал в свое время эту СТО всем своим друзьям и родственникам, у кого есть французские автомобили, и то, что директор СТО не пожелал пойти ему навстречу, его сильно задело.

"Я ему говорю: вы понимаете, что вы теряете клиента? А он такой: уйдете вы - придут другие. Вот так".

Мы связались с директором ООО "Авто ВаДи", и он сразу согласился изложить нам свою версию событий. Как заверил мужчина, скрывать ему абсолютно нечего.

Вадим признал, что конфликт с постоянным клиентом действительно имел место.

- Хочу обратить ваше внимание, что есть определенные правила обслуживания автомобилей, если после ремонта что-то оказалось неисправно. Человек уехал в ноябре после ремонта, а в январе он почему-то вспомнил, что в ноябре мы ему плохо что-то сделали. И то, если бы я ему не позвонил и не спросил, почему деньги не выплачиваются, он бы даже не сказал, что у него машина, оказывается, плохо работает.

По словам Вадима, многие столичные организации, оплачивающие услуги автомастерской по безналичному расчету, платят за ремонт и обслуживание автомобилей не сразу, а спустя 2-3 месяца. Если клиент задерживает оплату, Вадим лично звонит ему и напоминает о долге. 

Директор СТО также отрицает, что Александр последние месяцы часто обращался на станцию с проблемами своего Renault.

- Машину отремонтировали. Что-то там не получилось. Потом они приехали, меняли помпу. Машина уехала - и все, никаких обращений не было, что машина после ремонта перестала работать, ничего. Проходит почти полтора месяца - я перед Новым годом начинаю звонить, спрашивать, почему деньги не платят, а он мне заявляет, мол, машина как уехала, так она и не едет, мы ее загнали на другую СТО, там после вас капитальный ремонт двигателя делают. Вы считаете, это нормально?

- Сколько Александр недоплатил?

- 340-350 рублей, что-то такое.

Александр подтвердил, что часть суммы за оказанные услуги он действительно не перечислил: 700 рублей он оплатил в два этапа, а остаток ввиду того, что после всех ремонтных работ автомобиль плохо работал, "тормознул", рассчитывая договориться с директором ООО "Авто ВаДи".

Вадим объяснил, почему ему как владельцу СТО такой подход не понравился:

- Почему, когда вы загнали автомобиль на другую СТО и увидели, что там проблема в чем-то, не позвонили нам и не сказали: приедьте, посмотрите, что вы сделали? А то проходит месяц - и мне человек привозит помпу, которую сняли с той машины и которую якобы мы ставили. На помпе есть следы ударов.

- То есть это не та помпа, которую вы ставили?

- Может быть, и та, но, поймите, я могу сейчас у себя по станции пройти и помп собрать очень много и сказать, что это та помпа.

- То есть определить невозможно?

- Да. Есть Закон РБ "О защите прав потребителей", когда человек обращается в другое место при выявлении неисправности. Он должен вызвать представителей того, кто делал. Меня не позвали. И теперь какую бы он помпу мне ни привез, я не знаю, та это помпа или нет. А эта имеет следы ударов.

Закон Республики Беларусь 9 января 2002 г. №90-З "О защите прав потребителей"

Статья 31. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

6. При возникновении спора между потребителем и исполнителем по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или их причин исполнитель должен провести экспертизу результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги) за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества и проведении экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) лично или через своего представителя, а также при возникновении спора между потребителем и исполнителем по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или их причин провести экспертизу результата выполненной работы (оказанной услуги) за свой счет.


Александр предоставил нам фотографии той самой помпы и даже снял короткое видео. По его словам, особых следов ударов он на помпе не видит, но что она не проворачивалась - факт, это он видел лично.

Мы решили связаться с третьей стороной - представителем СТО, которая проводила ремонт двигателя Renault Master, чтобы запросить документы проведенной диагностики и выяснить, в каком на самом деле состоянии был автомобиль. Однако документов, подтверждающих проведение диагностики автомобиля, у СТО не оказалось. Александр со своей стороны предоставил в редакцию лишь выписанный ему заказ-наряд с перечнем проведенных работ и итоговой суммой.

"Диагностика, к сожалению, нам была озвучена на словах, - признал мужчина. - Да мы и не думали, что надо бумагу просить. Первый раз в жизни с такой проблемой столкнулись".

Название СТО мужчина деликатно прикрыл, мотивируя это тем, что представитель станции не хочет огласки в средствах массовой информации и желает сохранить название мастерской в тайне. 

"Я тоже не пойму, чего они боятся, - сказал нам Александр. - Мы оплачивали "в чистую" все "безналом", документы все есть на ремонт". 

Но телефон мастера Александр все же дал.

Мы позвонили мастеру Андрею по указанному номеру. В просьбе связать нас с его руководством молодой человек отказал и заявил, что сам готов ответить на интересующие нас вопросы. Также категорически отказался сообщить название СТО.

"Я не буду ничего говорить. Я не хотел бы никакой рекламы и конфликтных ситуаций с теми, кто там что делал. Ко мне пригнали автомобиль, мы его сделали - и все. Названий никаких я давать не буду. Я "достал" и так уже достаточно от нашего государства, не хотелось бы и дальше что-то продолжать. Помпу мы сняли и отдали Александру - она просто не прокручивалась".

По словам Андрея, выявить дефект помпы было возможно только после ее снятия. Также он сказал, что следы ударов на помпе, поставленной ООО "Авто ВаДи", уже были, прокручивалась помпа очень тяжело, что и потянуло за собой другие проблемы, приведя к дорогостоящему ремонту двигателя. К сожалению, подтвердить, что факт дефекта помпы был зафиксирован документально, молодой человек не смог. 

Казалось бы, прописная истина, проверенная годами, и в наш век пышного расцвета бюрократии невозможно поступать иначе, кроме как каждый факт обращения к кому-то фиксировать документально. Но находятся еще люди, готовые вступать в деловые отношения, основанные исключительно на доверии.

Этот вопрос не будет подниматься в суде: Александр сам признает, что шансов выиграть дело у него немного. В настоящий момент он должен денег и одной, и другой СТО. Одно радует: некогда проблемный Renault резво бегает по дорогам Минска после последнего ремонта.

Ольга АРСЕНЬЕВА
ABW.BY
Фото предоставлены собеседниками

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Мы запустили правовой отдел ABW.BY.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.
Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое