"Перекупы могут спать спокойно". Анализируем противоречивый проект указа о "безнальном" будущем

16169 9

Об этом говорили уже давно, но до сих пор никаких конкретных предложений по усовершенствованию сферы продажи транспорта законодатель не озвучивал. По следам нашумевших уголовных дел в отношении автохаусов "АвтоКомпаниСэвэн" и "Автопапа" госорганы все же решили, что менять что-то нужно (правда, спустя два года!), дабы подобные схемы свелись на нет. Однако помогут ли эти изменения, добавят ли они гражданам спокойствия при покупке автомобиля?

"Наличкой" рассчитаться не получится

Итак, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь опубликовало проект Указа Президента Республики Беларусь об изменении Указа Президента Республики Беларусь №504 "О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств" от 15 октября 2007 года.

Новшеств немного, автор идеи предлагает:

"1.9. проведение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями расчетов с физическими лицами, в том числе по договору комиссии, а также физическими лицами расчетов с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за отчуждаемые транспортные средства допускается только в безналичной форме".

Простым языком: если предложенные поправки будут реализованы, то купить или продать автомобиль через комиссионный магазин, используя "наличку", не получится, придется пользоваться только безналичными платежами.

Чем обосновывают необходимость изменений?

В обосновании разработчики проекта изменений утверждают, что "существующий порядок продажи транспортных средств, в том числе принятых по договору комиссии, достаточно урегулирован". Вместе с тем они ссылаются на МВД: мол, анализ преступлений в сфере криминального автобизнеса свидетельствует о том, что случаи сбыта транспортных средств с поддельными регистрационными документами, измененными идентификационными номерами, а также находящихся в розыске, участились. Более того, существующая практика позволяет "квазипродавцам" оставаться в "тени", порождает неучтенные и не облагаемые налогами доходы таких лиц, а также причиняет вред покупателям транспортных средств.

Конечно, авторы проекта понимают, что перечисление денег от покупателя автомобиля на счет комиссионного магазина не гарантирует их своевременного перечисления продавцу. Зато это позволит четко зафиксировать факт того, что договор комиссии был исполнен: автомобиль нашел нового владельца и тот полностью расплатился, а это даст дополнительные гарантии в случае необходимости защиты законных прав и интересов продавца.

Статья 880 Гражданского кодекса Республики  Беларусь

1. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Кроме того, по задумке авторов проекта, эта мера "должна послужить импульсом для дальнейшего развития безналичных расчетов и сокращения масштабов теневой экономики". Правда, четкого представления о том, каким образом предложенные шаги поставят под удар теневую экономику, в обосновании не содержится.

А еще в документе есть одно интересное предложение, смысл которого ни нам, ни другим юристам не ясен: правоохранители предлагают, "чтобы договоры купли-продажи транспортных средств регистрировались в регистрационном подразделении или в инспекции гостехнадзора только при осуществлении государственной регистрации указанных в них транспортных средств или снятии их с учета, а также исключить норму о необходимости регистрации таких договоров по месту государственной регистрации транспортного средства". Можно предположить, что в такой витиеватой форме изложена идея по упрощению процедуры регистрации купленных ТС, но в чем она заключается и при чем здесь договор купли-продажи, если весь документ посвящен договору комиссии, угадать сложно.

Итак, позиции официальных государственных структур озвучены, мнения приняты к обсуждению на законодательном уровне, но и простым смертным предлагается внести свою лепту в обсуждение этого, безусловно, важного вопроса. Все желающие могут направлять свои предложения и замечания до 15 октября 2018 года на электронный адрес МАРТ РБ (i.shpak@mart.gov.by). Кроме того, можно оставить свое мнение на форуме. Смущает, конечно, что на обсуждение отведено так мало времени, но такова, видимо, позиция разработчиков.

"Озвученные проблемы в большинстве своем не исчезнут"

Но одно дело заявить свои ожидания, а другое - воплотить их в жизнь. Все прекрасно знают, как часто первое у нас расходится со вторым. Поэтому мы обратилась к нашему давнему знакомому, руководителю комиссионной площадки Александру, и вместе с ним порассуждали о том, к чему на деле могут привести предложенные нововведения.

- Я ознакомился с предлагаемыми немногочисленными изменениями и хочу сказать: в корне ситуация не изменится, озвученные проблемы в большинстве своем не исчезнут, а могут принять просто другие формы. Давайте рассмотрим три варианта:

Вариант №1. Честный комиссионный магазин, работающий "в белую"

Предлагаемые изменения меня практически не коснутся. Я и так работаю в основном по безналу. Если по существующим правилам я обязан проводить сделки через расчетный счет при стоимости автомобиля свыше 12.000 долларов США, то в перспективе придется оформлять все принятия на комиссию и продажи через банк. Да, немного неудобно, побегать придется, но от этого больше выиграют банки, которые возьмут свое вознаграждение при проведении большего количества транзакций. Поскольку сбор комиссионного магазина на рынке в основном фиксированный (к примеру, у меня это 600 рублей), то потенциальные расходы на уплату комиссии банка я просто переложу на свой комиссионный сбор, и станет эта сумма, допустим, 620 рублей. Кто проиграл? Правильно, покупатель.

Ко мне часто обращаются желающие продать автомобиль и просят при этом указать в счете-справке сумму, эквивалентную, например, 5000 долларов США, а сам автомобиль стоит около 10.000  и фактически просят столько же. Для чего? Все просто: если такой продавец реализует в год два и более автомобиля, то ему придется уплатить налог, и тут сумма сделки имеет принципиальное значение. А мне же все равно, ведь я налоги плачу с дохода, то есть с общей суммы своих комиссионных вознаграждений, а эта сумма, как я уже сказал, фиксированная. Поэтому поддаваться таким уговорам мне нет смысла, проблему заработаешь на ровном месте. Больше продал - больше заработал, к этому и стремлюсь, а дороже или нет, значения не имеет.

Вариант №2. Комиссионные магазины, которые активно аннулируют счет-справки

Представим, что комиссионка выкупает авто для приведения его в порядок и последующей продажи, но после покупки счет-справку, которую сама комиссионка и выписала, они аннулируют. При продаже автомобиля потенциальному покупателю такой комиссионер просто оформляет сделку между физическими лицами напрямую, то есть между тем, у кого приобрел, и тем, кому продает. Таким образом, сделка для контролирующих органов "не видна", налогов "комиссионка" заплатит меньше. Такая "серая" схема в настоящий момент активно используется (нам такой случай известен, мы ждем решения суда, после чего сообщим читателям результат. - Прим. ред.). И что помешает даже после принятия изменений использовать эту схему и дальше, непонятно.

Вариант №3. Оформители счетов-справок, которые делают все по "ксерокопии паспорта", плюс перекупщики

Есть на рынке и "беспредельщики", которые работают "по-черному". Интернет пестрит объявлениями типа "счет-справки с выездом на дом в любое время суток" и т.п. Оформились как ИП, купили счет-справки в одной известной конторе (кто в теме, тот знает) - и в путь. Ни комиссионной площадки, ни договоров, оформляют все по "ксерокопии паспорта". Как раз через них идет абсолютное большинство "перекупов", которые нигде не зарегистрированы, ничего не платят в виде налогов, их невозможно привлечь к ответственности, если с машиной что-то не так (например, она оказалась с перебитым номером, в залоге и т.д.). Пока я не вижу, каким образом их коснутся изменения, поэтому "перекупы" могут спать спокойно.

Могу лишь предположить, что в ГАИ при постановке на учет могут начать требовать помимо счета-справки фискальные документы, например платежное поручение. Для этого даже менять ничего не надо - в перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, в пункте 15.11 (государственная регистрация транспортных средств) среди прочих документов, представляемые гражданином для осуществления административной процедуры, есть следующее:
- документы, подтверждающие законность приобретения (получения) транспортного средства;
- документы, подтверждающие внесение платы.

Что это за документы, непонятно, и при желании под эти определения можно подвести как раз документы, свидетельствующие о безналичной плате за автомобиль. Что, кстати, было бы логично. Но как ГАИ проверит действительность таких платежек - вопрос. 

Шума мало, эффект почти нулевой?

В каком виде в итоге будут приняты изменения в указ №504 и будут ли, покажет время. Но предлагаемых мер для наведения порядка с "серым" автомобильным рынком, очевидно, будет недостаточно. Это мнение тех, кто на вторичном рынке автомобилей работает уже давно, и мы его разделяем. Фактически предложенные изменения никак не решают проблему залоговых автомобилей из России, не ограждают от покупки машин, которые находятся в залоге у белорусских банков, не делают безопаснее покупку машины по счету-справке, не стимулируют перекупщиков к легализации. По крайней мере это следует из формулировок обоснования изменений и самого проекта.

Ну а о том, насколько разработчики заинтересованы в общественном обсуждении проекта изменений, можно судить по количеству комментариев на форуме, тема на котором, к слову была создана только 8 октября. По состоянию на 10 октября, то есть спустя 5 дней после объявления проекта и за 5 дней до окончания обсуждения, комментариев там ровно ноль.

Евгений ГРАЧЕВ
Фото из архива редакции и из открытых источников
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое