Трудности ввоза. Почему один и тот же автомобиль для таможни легковой, а для ГАИ - грузовой?

32104

Все, что может повлечь за собой дополнительные траты, является потенциальным источником проблем. "Почему так, а не иначе?" - спрашивают у нас читатели. И мы, порой давая ответы, вынуждены разводить руками: потому что... История с определением категории транспортного средства при уплате таможенных платежей, утилизационного сбора и при постановке его на учет в ГАИ в нашей стране две большие разницы.

Несколько лет назад мы уже поднимали эту тему. Тогда приобретенный Dodge Ram Van 2012 года при расчете таможенной пошлины сотрудники таможни классифицировали как легковой, а при уплате утилизационного сбора - как грузовой. Учитывая действующие ставки, получилось, что с одного авто дважды взяли по максимуму.

Такое произошло, потому что в первом случае сотрудник, оформлявший документы, руководствовался таможенным законодательством (Таможенным кодексом Таможенного союза и постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16 ноября 2007 г. №110 "О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"), а во втором - Межгосударственным стандартом ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация".

Интересно, да?

Но проблемы с категорией на этом для таких автовладельцев не заканчиваются. Ведь впереди регистрация машины, заключение договора страхования, прохождение техосмотра и уплата госпошлины. Страховка на грузовик стоит дороже (разница может составить порядка 20 евро), а госпошлина для легковых и грузовых ТС массой от 2,5 до 3 т отличается на 11 базовых.

Но такое расхождение в подходах не нравится только автовладельцам, а в глазах государства все происходит по закону. И о том, будет ли что-то меняться, нет никакой информации.

А тем временем в редакцию то и дело приходят рассказы о машинах, которые, словно хамелеоны, меняют категорию в зависимости от того, какой платеж предстоит внести. Мы попробовали разобраться с такими случаями.

Точка зрения зависит от занимаемой должности?

"Имею VW Transporter Т5 2005 года, 5 пассажирских мест. На таможне его сперва требовали растаможить как грузовой из-за глухого заднего отсека (то есть за водителем у пассажиров есть стекла, а дальше - железо), но по справке от официального дилера приняли как легковой. С виду он без задних стекол - в нашем понимании грузопассажирский. Так его и поставили на учет в ГАИ. И выдали соответственно грузовые "номера".

Теперь мне надо платить пошлину как за грузовик, страховки - как грузовику. Но ведь в справке с завода четко указано: "Легковой пассажирский с количеством пассажирских мест не более пяти". Также в опциях исполнения автомобиля указано, что "грузовая перегородка не устанавливалась". Пытаюсь перерегистрировать его как легковой, написал в нашу ГАИ, они тоже запросили справку официального дилера, но для них важнее советский ГОСТ, где на картинке подобное авто классифицировано как "грузопассажир".

Я полагал, что если завод выпустил пассажирский автомобиль, то он до смерти (или переделки) таким и остается. Даже таможня приняла этот аргумент. Рассматривается ли подобный вопрос в Венской или Женевской конвенциях о дорожном движении?"

Трудно сказать, откуда у таможенных органов изначально возникла идея классифицировать этот автомобиль как грузовой.

В постановлении ГТК РБ от 16.11.2007 №110 "О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" четко сказано, что грузовые автофургоны, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, классифицируются в товарной позиции 8704 (грузовой автомобиль) единой ТН ВЭД ЕАЭС при одновременном выполнении всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке, перечисленных ниже:

- количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сиденьем водителя, не превышает двух (в данном случае это требование выполняется);

- салон не содержит других сидений для пассажиров или постоянных мест и приспособлений для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений (требование не выполняется);

- отсутствуют оконные проемы в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова), застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленные любым способом: наклеиванием, сваркой и т.д. (требование не выполняется ).

Грузовые автофургоны могут иметь следующие конструктивные особенности: 

- пространство салона может быть разделено перегородкой любой конструкции из любого материала;

- в боковых стенках грузовой части салона могут располагаться одна или две (с разных сторон кузова) двери, имеющие окна; 

- в задней стенке кузова может располагаться дверь/двери, имеющие окно/окна; 

- грузовая часть салона может иметь освещение; 

- в случае отсутствия двери в задней стенке кузова в ней может быть расположено окно.

Автофургоны, не удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям, классифицируются в товарной позиции 8702 (автомобили для перевозки 10 человек и более (автобусы)) или 8703 (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили) единой ТН ВЭД ЕАЭС в зависимости от количества мест для сидения.

Таким образом, все требования, предъявляемые к конструкции и компоновке автомобиля, одновременно не выполняются. Следовательно, таможенные органы изначально должны были классифицировать этот автомобиль по товарной позиции 8703, без каких-либо справок от официального дилера.

Для расчета размера утилизационного сбора категории транспортных средств сейчас определяются согласно классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011): 

"Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории М1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза; N (то есть грузовой. - Прим. ред.), если это условие не выполняется".

Рассчитаем:

P-(M+Nх68)>Nх68, где

P - технически допустимая максимальная масса, кг,

M - масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг,

N - количество мест для сидения, кроме места водителя.

2800-(2125+5х68)>5х68

335>340

Условие выполняется, поэтому утилизационный сбор будет рассчитан как для категории М1.

Аналогичный подход содержится и в ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный", который берет на вооружение МРЭО, когда оформляет регистрационные документы.

Но, к сожалению, инспекторов интересует не категория, а тип транспортного средства. В самом ГОСТе мы видим, что "требования" сводятся к соотнесению картинок-шаблонов с действительностью.

С вопросом, как происходит определение типа транспортного средства при постановке его на учет, мы обратились в ГАИ. В ведомстве полагают, что эта проблема урегулирована должным образом.

Ответ УВД Миноблисполкома

"Порядок регистрации транспортных средств на территории Республики Беларусь регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 №1849 "Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств" (далее Постановление).

В соответствии с пунктом 2 Постановления государственная регистрация и государственный учет транспортных средств осуществляются в целях их идентификации и учета. Идентификация транспортного средства - комплексное исследование, включающее установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его тип, марку, модель, модификацию, цвет, тип кузова и соответствия их записям в сопроводительной документации.

В графу свидетельства о регистрации транспортного средства "тып ТС" вносится  тип транспортного средства в соответствии с главой 2.2 "Механические транспортные средства" ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный".

Следуя из описания, указанное Вами транспортное средство  соответствует типу ТС - грузопассажирский, тип кузова - вагон (п.2.2.5.3 ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный")".


Схожий ответ автору вопроса дала и Полоцкая ГАИ.

На фоне всего сказанного выше у автора вопроса есть два варианта действий: переоборудовать автомобиль, как рекомендовали в ГАИ, или оспаривать определенный при регистрации тип.

Сем раз отмерь, потом ввози

Фото использовано в качестве иллюстрации

"Я как юрлицо не могу растаможить пикап-даблкэб как грузовик категории "В". Наша таможня не может найти соответствующий код, подводя под растаможку как легковой автомобиль с соответствующими пошлинами. А объемы двигателей у пикапов, особенно американских, всем понятно какие. И тут вопрос. Таможат как легковые, ГАИ ставит на учет как грузовые, с грузовыми "номерами" и двойной оплатой дорожного сбора, а в это же время россияне спокойно таможат по системе грузовых авто категории "В". В Москву контейнерами везут. У нас люди готовы платить в бюджет деньги, а с ними так…"

В то время как автор вопроса кивает на непроверенную информацию о том, как происходит оформление в России ("в Москву контейнерами везут"), и намекает на некомпетентность наших органов ("таможня не может найти соответствующий код"), мы бы посоветовали ему перед ввозом автомобиля заранее поинтересоваться нюансами оформления.

Обратимся к документам. Конкретные рекомендации по пикапам комиссия Таможенного союза разработала еще в 2011 году. Суть их такова.

"Транспортные средства типа PickUp, имеющие грузовую платформу, классифицировать в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС (то есть грузовой автомобиль. - Прим.ред.) в случае, если они имеют более двух осей, или полную массу более 3500 кг, или выполняется ЛЮБОЕ из следующих условий:

1. Максимальная внутренняя длина площадки для перевозки грузов (грузовой платформы) превышает 50% длины колесной базы транспортного средства. Необходимым требованием для данного условия является отсутствие каких-либо изменений конструкции, влияющих на изменение длины колесной базы, длины грузовой платформы.

2. P-(M+Nx68) > Nx68, где:

P - технически допустимая максимальная масса груженного транспортного средства, установленная заводом-изготовителем, кг;

M - масса снаряженного транспортного средства, кг. Под массой снаряженного транспортного средства понимается масса порожнего транспортного средства. Эта масса включает в себя также массу охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей, инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг);

N - число мест для сидения, за исключением места водителя.

В ином случае автомобиль классифицируется в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС (то есть легковой автомобиль. - Прим ред.).

О том, что автомобиль одной и той же модели с кузовом пикап может оказаться и легковым, и грузовым, свидетельствуют и примеры предварительных решений.

8703239089 - АВТОМОБИЛЬ Б/У ЛЕГКОВОЙ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЮДЕЙ, МАРКА: TOYOTA, МОДЕЛЬ: HILUX 2.7, VIN: MR0FX22G3C1338598, КУЗОВ: № ОТСУТСТВУЕТ, ШАССИ: № MR0FX22G3C133859

8703321990 - А/М НОВЫЙ ГРУЗОВОЙ-БОРТОВОЙ (ПИКАП) МАРКА:"TOYOTA HILUX", КАТЕГОРИЯ ТС: В, VIN:MR0KB3CD100900524, ШАССИ (РАМА): MR0KB3CD100900524, ТИП ДВИГ.: ДИЗЕЛЬНЫЙ

8704213100 - TOYOTA HILUX, ГОД ВЫП. 2016, VIN MR0HA3CD400704235, ЧЕРНЫЙ, КУЗОВ ОТСУТСТВУЕТ, ШАССИ MR0HA3CD400704235, ДВИГ. 0193549, ОБЪЕМ 2755СМ3, ГРУЗ.МОЩН

8704213100 - НОВЫЙ ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ,МАРКА/МОДЕЛЬ "TOYOTA HILUX",ТИП ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА: ГРУЗОВОЙ-БОРТОВОЙ, 2016Г/В;ТИП ДВИГАТЕЛЯ-ДИЗЕЛЬНЫЙ; РАБ. ОБЪЕМ:2755.


Поэтому перед ввозом ТС мы настоятельно рекомендуем оценить перспективы его оформления в нашей стране и постараться не утратить рассудок в попытках изучения и постижения логики всех действующих документов.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

 

Цитировать
Пожалуйста, подождите...