Вместо "крутяков" войну объявили всем. ГАИ принудительно эвакуирует квадроциклы

82394 74

Квадроциклы уже давно перестали быть транспортной экзотикой. Для многих сторонников активного отдыха это серьезное хобби, причем нередко семейное. И таких людей объединяет не только любовь к четырехколесным вездеходам. Они ратуют за здоровый образ жизни, возможность общаться, не нуждаются в алкоголе и других атрибутах "выезда на природу". На первом месте у них стоит свобода и возможность наслаждаться ею. 

Но в любой бочке меда найдется ложка дегтя. И в случае с квадроциклами такой ложкой стал неурегулированый статус как их водителей, так и самого ТС. 

Когда глава государства велел разобраться с любителями езды "по полям и лесам", чиновники взяли под козырек и стали "разбираться". Например, так, как это произошло 31 марта 2018 года вблизи поселка Фаниполь под Минском.

ГАИ и другие службы милиции блокировали пять квадроциклов и их владельцев на автозаправочной станции и долго решали, что с ними делать. И придумали: составили протоколы по ч.5 ст.18.22 КоАП РБ и стали принудительно эвакуировать транспорт. 

"Не надо регистрировать, значит, и ездить нельзя?"

Стоит отметить, что ч.5 ст.18.22 КоАП своего рода универсальная.

5. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12-18.16, 18.19-18.21 настоящего Кодекса и частями 1-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти десятых базовой величины.


Формулировка "иных" может иметь самый широкий смысл. Чтобы все-таки разобраться в сути вменяемых квадроциклистам проступков, посмотрим, как в протоколе трактуется фабула правонарушения.

"Управлял вышеуказанным транспортным средством с конструкцией и техническим состоянием, которое не отвечает техническим правовым актам". 

Это каким техническим правовым актам не отвечает квадроцикл? Назовите хоть один. Не назовете, потому что их просто нет. Эта проблема уже не раз обсуждалась в различных изданиях, в том числе и на нашем сайте. 

На официальном языке квадроцикл - это мотовездеход (самоходная машина). В соответствии с п.8 Постановления Совета Министров РБ №1849 от 31.12.2002 "Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств" квадроцикл не подлежит регистрации.

8. Регистрации в регистрационных подразделениях подлежат мопеды, квадрициклы, иные механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания 50 и более кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также максимальной конструктивной скоростью движения более 50 километров в час и прицепы к ним, предназначенные для движения по дорогам, за исключением:

  • колесных тракторов (самоходных машин) и прицепов к ним;
  • боковых прицепов к мотоциклам;
  • мотовездеходов (четырехколесных внедорожных механических транспортных средств, имеющих посадку и органы управления мотоциклетного типа);
  • шасси транспортных средств;
  • гоночных автомобилей и мотоциклов, технологического транспорта, эксплуатируемого на закрытых территориях, технологического и строительного оборудования, установленного на шасси прицепов, иных транспортных средств, не подлежащих эксплуатации на дорогах, а также городского электротранспорта.


Означает ли отсутствие необходимости регистрации также и отсутствие у водителя квадроцикла права выезжать на дорогу? ГАИ это так и трактует. 

Хотя Закон РБ "О дорожном движении" водителей самоходных машин относит к участниками дорожного движения.

Статья 3. Участники дорожного движения

Участниками дорожного движения являются физические лица, находящиеся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.
К участникам дорожного движения относятся:

  • водитель транспортного средства, самоходной машины;
  • пешеход;
  • пассажир;
  • всадник, погонщик скота;
  • лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной и находящееся в них;
  • лицо, сдающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.


И еще один момент: ведь идентифицировал же инспектор ГАИ в протоколе квадроцикл как "транспортное средство". Тогда почему ездить на нем нельзя? И почему участника дорожного движения от управления транспортным средством отстранили? 

Ранее в аналогичных случаях ГАИ предпочитала составлять протоколы по ч.5 ст.18.12 КоАП РБ.

5. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.


Затем с учетом п.8 Постановления Совмина №1849 такую практику прекратили: действительно, как наказывать за отсутствие регистрации того, что этой регистрации не подлежит? 

Как инструмент "привлечения" было выбрано другое основание - "иные нарушения ПДД". Заодно квадроциклы принудительно эвакуируются. Хотя законность таких мер тоже вызывает вопросы. 

Статья 8.10. Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства

1. Работник Государственной автомобильной инспекции вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства и доставлять его на охраняемую стоянку, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 и 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения. При совершении водителем административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники Государственной автомобильной инспекции вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких транспортных средств на охраняемую стоянку, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.


А ведь ни одно из приведенных в ст.8.10 ПИКоАП условий в ситуации под Фаниполем выполнено не было. Отсюда вопрос: зачем вообще нужно было создавать такой прецедент? 

"Команда поступила" - и все

Неудивительно, что владельцы квадроциклов возмущены и хотят получить ответы на свои вопросы. Нам в редакцию они направили коллективное обращение:

"Мы, квадроциклисты, - это те люди, которые объединены идеей здорового образа жизни и философией свободы. Для нас важно иметь возможность путешествовать по нашей стране, видеть красоту природы. Никто из наших единомышленников не поедет топтать поля или под "градусом" не будет гонять на квадроцикле по дорогам и лесам. Мы посещали детские дома, вносили пожертвования, дарили детям радость. У большинства из нас самих дети. Образ квадроциклиста, который нарисован сейчас представителями власти и СМИ, - это далеко не тот образ, который соответствует нам в реальной жизни. Вспомните события с поиском пропавшего без вести ребенка в Беловежской пуще. Квадроциклисты, бросив свои дела и заботы, отправились на поиски пропавшего мальчика и несколько суток прочесывали квадраты поиска, при этом бескорыстно и абсолютно по своей воле. Стоит учесть, что это гораздо эффективнее пеших поисковиков. Мы бы хотели, как и во всем цивилизованном мире, иметь возможность регистрации своих "железных коней" и передвижения на них так же, как в ближайшей России.

Последнее время правоохранители стали задерживать водителей квадроциклов, а сами квадроциклы изымать и помещать их на стоянки возле отделов милиции. Например, после указаний "сверху", вот так.

Продержав технику таким образом какое-то время, некоторым ее возвращают, но не всем, во многих случаях квадроциклы до сих пор пылятся на специальных площадках. Кажется, что правоохранители сами не знают, что с ними делать и какие меры к владельцам этих транспортных средств предпринимать. Что интересно, бывало так, что и документов никаких при изъятии не составляли. Говорили: "Ну вы же понимаете, команда поступила" - и все. Мы, конечно, понимаем, но задаем встречный вопрос: а не пора ли урегулировать вопрос, касающийся квадроциклов, на законодательном уровне и разрешить регистрацию таких машин, полностью допустив тем самым на дороги общего пользования? Чтобы все было понятно, чтобы не было разнотолков ни у чиновников, ни у правоохранителей. На наш взгляд, это самый действенный способ урегулировать ситуацию. А так изымают, возвращают, но проблема-то остается нерешенной и опять может всплыть в недалеком будущем".

Есть пример - почему бы им не воспользоваться?

Проблема с квадроциклами кажется еще более нелепой, если посмотреть, как она урегулирована в России. 

При покупке в РФ владельцу выдают такой вот документ:

Документ четко идентифицирует данное транспортное средство как мотовездеход. Затем квадроцикл регистрируется в органах гостехнадзора и получает свидетельство о регистрации.

Потом нужно пройти технический осмотр.

С таким комплектом документов можно спокойно ездить по дорогам России. И все. 

В Беларуси перенимать опыт соседей почему-то не спешат, хотя политика членов Евразийского союза направлена на введение единых стандартов. 

Рассматривая проблему с иной стороны, стоит признать, что возмущение чиновников, когда безответственные водители мотовездеходов портят поля с посевами, понятно. И нарушителей нужно наказывать. Только кому мешает такой транспорт в местах, не относящихся к сельхозугодьям? А ведь несовершенство законодательства в этой сфере позволяет запрещать передвижение на квадроциклах практически везде. 

Решение очевидно: нужен законодательный акт, который сможет регулировать правовой статус как квадроцикла, так и его водителя. Не стоит также забывать, что в соответствии с п.149 Указа Президента Республики Беларусь №530 "О страховании" квадроцикл не входит в перечень транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности. Если полноценно допускать к дорожному движению квадроцикл, то вполне резонно предположить, что он может стать участником ДТП. Тут тоже нужно думать. Но для этого должна быть конкретная инициатива чиновника, депутата, представителя государственного органа, заинтересованного в том, чтобы привести ситуацию с квадроциклами в правовое русло. Пока же с инициативами не спешат, хотя квадроциклов на наших дорогах становится все больше. Этот вид транспорта набирает популярность, но предоставлен он, к сожалению, сам себе.

Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY

P.S. Как стало известно порталу ABW.BY, сейчас по факту изъятия квадроциклов отдел уголовного розыска Дзержинского РОВД проводит проверку. В рамках Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь специалисты изучают вопросы возможного видоизменения VIN-номеров этих транспортных средств. Причины этого не совсем понятны, поскольку изначально у сотрудников ГАИ никаких вопросов по VIN-номерам не возникало. Сомнений в подлинности VIN в материалах административного производства не имеется. Сколько будет проводиться проверка, не известно, однако в аналогичных случаях правохранители не спешат, и стоянка возле Боровлянского отдела милиции заполнена такими квадроциклами уже не одну неделю.

 

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое