Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Эвакуация или арест автомобиля: что это и кто платит?

52317
52317

Наверняка автолюбителей, которые хоть однажды сталкивались с эвакуацией своего автомобиля "по линии" ГАИ, не так уж мало. Это не хорошо и не плохо, но есть уверенность, что их число будет только расти.  Где оказываются затем эвакуированные автомобили и на каких правовых основаниях? Законно ли требование об оплате штрафа и услуг по хранению авто при выдаче автомобиля? Мы рассмотрим такие случаи, а также расскажем о некоторых странностях, происходящих в этой сфере.
 
Понятие "эвакуация" определяется постановлением Совета Министров РБ №986 от 17.10.2014.

Эвакуация - принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства - принудительное перемещение транспортного средства с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел, органам пограничной службы либо иным организациям, определенным законодательством, а также доставление транспортного средства путем непосредственного управления им сотрудником Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее - Государственная автомобильная инспекция), органа пограничной службы на охраняемую стоянку в случаях, установленных законодательными актами.

В соответствии со ст.8.10 ПИКоАП сотрудники Госавтоинспекции вправе осуществить эвакуацию автомобиля в случае совершения некоторых правонарушений, предусмотренных административным Кодексом.

- Статья 18.16. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования).
- Статья 18.19. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления.
- Части 1 и 2 статьи 18.22. Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных Правил дорожного движения (только если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него. - Прим. ред.).

С этим все вроде понятно: кто сталкивался с такой ситуацией, помнит свой поход на штрафстоянку, где сотрудником ГАИ составляется протокол и выписывается штраф непосредственно за правонарушение, сотрудники автостоянки выдают квитанцию за услуги эвакуации (если эвакуатор принадлежит этой организации) и хранения автомобиля. "Если квитанции не оплатите, автомобиль не вернем" - эту фразу слышат практически все нарушители. "Ничего не попишешь", - крутится в голове, и после оплаты вы выезжаете на своем авто с нехорошим чувством потери части семейного бюджета. Правильно ли это и все ли мы знаем? Разберемся.

Мы сделали запрос в ГО "Гаражи, автостоянки и парковки" (учредителем является Мингорисполком), в котором попросили разъяснить правовую основу нахождения эвакуированных автомобилей на принадлежащих данной организации автостоянках.

Проведем небольшой правовой ликбез по данным документам. Действительно, в соответствии с п.1 Указа Президента Республики Беларусь №36 от 17 января 2013 г. "О некоторых вопросах принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств" собственник обязан оплатить услуги по принудительной отбуксировке и хранению транспортного средства на охраняемой автостоянке организации, которой она принадлежит.

А если собственник не оплатит? По любой причине - денег на данный момент нет, с нарушением не согласен и т.п. В этом случае автомобиль будет вечно стоять на штрафстоянке? Оплата ведь начисляется за каждые сутки простоя, ваше несогласие может вылиться в кругленькую сумму.

Оказывается, есть более "свежий" документ - Инструкция о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства, утвержденная постановлением Совета Министров РБ №986 от 17.10.2014.

11. Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается его собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по их первому требованию работником, осуществляющим его охрану. Невозврат транспортного средства в связи с неисполнением постановления о наложении административного взыскания, отказом от оплаты работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства и его хранению не допускается

Мы не могли не запросить соответствующую информацию об этом в УГАИ МВД Республики Беларусь, и вот ответ, который все подтверждает.

В данном случае УГАИ МВД сослалось на Закон РБ "О дорожном движении", где также содержится норма о возврате автотранспорта его владельцу или его представителю по первому требованию. Главный посыл - автомашину обязаны вернуть по первому требованию и безо всяких но и если. Однако тут следует отметить следующий момент: если организация, осуществлявшая эвакуацию или охрану автотранспорта, обратится с иском в суд, а в суде ваша вина в совершении правонарушения будет доказана, то оплатите и штраф, и услуги по эвакуации и охране, и судебные расходы. 

Теперь затронем более серьезную в плане правовых последствий тему, а именно - наложение ареста на транспортное средство.

Последнее время государственная машина столкнулась с проблемой неоплаты штрафов, особенно по ст.18.16 "Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)" и ст.18.19 "Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления". Штрафные санкции за данные правонарушения для многих нарушителей просто запредельные, не всякий сможет такой штраф оплатить.

ГАИ решила бороться с этим путем наложения на автотранспорт нарушителя ареста "в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа" в соответствии со ст.8.7 ПИКоАП РБ. Простым языком: пока не уплатишь штраф и не предоставишь документ об этом, твое транспортное средство хранится на стоянке.

Статья 8.7. Наложение ареста на имущество

1. В целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе наложить арест на имущество.

2. Наложение ареста на имущество заключается в объявлении его собственнику или лицу, у которого имущество находится, запрета на распоряжение им, а в необходимых случаях - на пользование этим имуществом.

3. Арест имущества проводится в присутствии собственника или лица, у которого имущество находится, а при отсутствии этих лиц - в присутствии двух понятых.

4. О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление, составляется протокол описи арестованного имущества.

Отмечаем, что в этом случае автотранспорт помещается на охраняемую специализированную автостоянку на безвозмездной основе. Мы уже описывали похожий случай и ссылались на пресс-конференцию начальника ГАИ Гродненщины. На соответствующий запрос  ABW.BY из Гродно пришел ответ, в котором подтверждалось сказанное руководителем данного подразделения.

Но бывают случаи, на наш взгляд, довольно "экзотические" - при наложении ареста в порядке ст.8.7 ПИКоАП машина помещается на бесплатную стоянку возле РУВД до уплаты штрафа, в общем, как и указано в вышеприведенном документе, а затем неведомым способом перемещается на платную автостоянку, принадлежащую ГО "Гаражи, автостоянки и парковки". ABW.BY ранее описывал такую историю. Ее герой Вадим передал свой Renault родственнику, который затем был задержан сотрудниками ГАИ за рулем в состоянии алкогольного опьянения. После составления протокола на автомобиль был наложен арест в соответствии со ст.8.7 ПИКоАП РБ.

После решения суда, которым действия сотрудников ГАИ признаны незаконными (Вадим не управлял транспортным средством и не являлся участником административного процесса), снятия ареста и возврата авто собственнику Вадим с удивлением узнал, что его Renault находится не на стоянке возле РУВД, куда изначально был помещен на безвозмездной основе, а на автостоянке ГО "Гаражи, автостоянки и парковки". При попытке забрать машину оттуда согласно судебному постановлению Вадиму выставили "кругленький" счет за три месяца хранения.

Конечно, такой поворот событий его никак не устраивал, ведь он свою автомашину туда не помещал, да и сумма для его кармана существенная. При помощи юристов Вадим свой автомобиль все-таки забрал без оплаты услуг автостоянки. Но как и почему машина туда попала? Почему выставили счет за хранение? По словам сторожа, на стоянку машину поставили сотрудники ГАИ.

Как рассказал нам источник в ГАИ, стоянки возле РУВД порой заполнены "под завязку", нет никакой возможности осуществлять на них длительное хранение арестованных автомобилей, "специализированные" стоянки есть не везде, а при нынешнем уровне штрафов "за пьянку" за рулем их оплата растягивается на очень долгое и порой неопределенное время. Поэтому руководство устно договаривается с близлежащими стоянками, некоторые из них принадлежат ГО "Гаражи, автостоянки и парковки", о хранении арестованных автомобилей на их территории, но об оплате таких услуг речи не идет, никакого договора при этом не заключается. Осуждать такие договоренности глупо, можно просто войти в положение правоохранителей, ведь насущный вопрос "куда эти машины ставить?" стоит перед ними ежедневно. Сотрудники же таких автостоянок все прекрасно знают: и что автотранспорт хранится без составления договора, а просто по устной договоренности между руководством, и что брать плату за это не должны, но, по-видимому, желание дополнительно заработать иногда превышает различного рода договоренности.

Именно поэтому, как мы считаем, когда наш герой Вадим при помощи юристов разъяснил сотрудникам автостоянки правовые аспекты предъявления ими счета за хранение, то Renault ему отдали быстро и без требуемой оплаты.

Ну а автовладельцам, как мы считаем, всегда нужно знать свои права, если автомобиль эвакуировали или наложили на него арест, ведь ситуации бывают разные, не всегда действия "эвакуатора" корректны. 

Евгений ГРАЧЁВ
Фото из архива редакции носит иллюстративный характер
ABW.BY

 

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль