Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

По законам волчьей стаи. Как у законного владельца могут забрать автомобиль

39903

Чем дальше мы с Павлом разбирались в истории его (хотя слово "его" в данном случае относительно) автомобиля, тем больше сюжет начинал напоминать театр абсурда.

И ведь не назовешь человека простаком или любителем халявы. Обычный семьянин, трое детей, родители - инвалиды. Mitsubishi Sigma 1991 г.в. (согласитесь, не бог весть какой вариант) был приобретен как единственная возможность передвижения для всех родных. Но уже через пару дней машина может оказаться на торгах в конфискате. Как такое могло произойти?

Акт 1. О добросовестном приобретателе

Фото носит иллюстративный характер

"Эту машину я купил в 2014 году, - говорит Павел. - Не могу сказать, что с ней все было просто, но сейчас такие случаи при покупке на каждом шагу встречаются. Человек, которому я отдавал деньги, имел доверенность на эту машину. Однако я хотел переоформить все документы как надо, поэтому позвонил настоящему собственнику с вопросом о снятии с учета. Он рассказал, что из-за человека, на которого была оформлена доверенность, он уже получил не один штраф "по камерам", и если я погашу эти долги, то он без проблем оформит все бумаги. Я заплатил еще 2 миллиона, и взамен получил договор купли-продажи, в котором суммой сделки были указаны 10 миллионов белорусских рублей. Машину без вопросов сняли с учета в Гродно и поставили на учет в Гомеле. Техпаспорт я получил в феврале 2015 года. 

Прошел ТО, заплатил госпошлину. Но уже в марте ко мне приехали представители таможенных органов и сообщили, что человек, на имя которого была выписана доверенность, в свое время занимался таможенными махинациями, у автомобиля переварен номер кузова. Возбуждено дело об административном правонарушении, поэтому Mitsubishi будет изъят как предмет правонарушения. Автомобиль в тот момент был не на ходу, поэтому его просто опечатали и передали моей матери на ответственное хранение. 

Мне же сказали: не беспокойтесь, машину у вас никто не заберет. Но уже в сентябре постфактум я узнал, что состоялся суд, тот человек признал вину, оба автомобиля, замешанные в его "манипуляциях" (второе авто находится в его собственности), подлежат конфискации. Самое интересное, что его оштрафовали всего-то на 5 миллионов! Что мне сейчас делать, не понимаю. Я не могу получить на руки решение суда, потому что к нарушениям этого товарища не имею никакого отношения. Но меня даже не опросили и не известили о судьбе моей собственности!"

Мы начали разбираться. Действительно, ч.2 ст.14.1,по которой был привлечен к ответственности судом Октябрьского района г. Гродно гражданин Ш., пользовавшийся в свое время автомобилем Mitsubishi Sigma, предусматривает конфискацию ТС. Независимо от права собственности.

Статья 14.1. Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время
2. Перемещение товаров, подлежащих таможенному декларированию, через таможенную границу Таможенного союза с сокрытием от таможенного контроля, то есть с использованием тайников или других способов, затрудняющих их обнаружение, или с приданием одним товарам вида других товаров, а равно покушение на такое перемещение - влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин с конфискацией сокрытых товаров, подлежащих таможенному декларированию, независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также транспортных средств (кроме воздушных судов, железнодорожного и внутреннего водного транспорта общего пользования) и (или) иных предметов с тайниками, использованными для перемещения сокрытых товаров, подлежащих таможенному декларированию, независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации таких транспортных средств и (или) предметов.

Подобный случай не редкость в белорусской судебной практике. Из-за целого ряда нарушений таможенного законодательства можно лишиться транспортного средства. Автомобили конфискуют практически всегда, несмотря на то что санкция статьи содержит альтернативу: "или без конфискации таких транспортных средств и (или) предметов".

Допустим, в случае с заядлыми контрабандистами такая строгость оправдана. Но если на момент вынесения решения имущество законным образом перешло к другому собственнику, получается перекос: наказание несет совершенно посторонний человек. За что? И что ему делать?

Суды в таких случаях рекомендуют переводить отношения в рамки гражданского процесса. "Собственник имеет право заявить иск в отношении нарушителя и взыскать с него материальный ущерб", - стандартный совет. Да, но все знают, что платежи по таким искам могут превратиться в переводы "по пять копеек двадцать лет".

Так как же быть? В законодательстве есть понятие "добросовестный приобретатель". Это человек, который не знал и не мог знать о том, что приобретаемое имущество находится вне правового поля. И раз уж государственные органы позволили ему в установленном порядке оформить право собственности (в данном случае - заключить договор купли-продажи, дважды пройти сверку номеров и получить свидетельство о регистрации), значит, это право должно быть защищено Конституцией и Гражданским кодексом. 

"Павел - собственник автомобиля. Его право зарегистрировано в соответствующих регистрационных органах ГАИ на основании договора купли-продажи. Его право собственности охраняется Конституцией РБ и Гражданским кодексом", - говорит адвокат Минской областной коллегии адвокатов Наталья Майко

Как один из возможных вариантов развития событий адвокаты рекомендуют подавать иск по месту нахождения имущества о признании собственника добросовестным приобретателем и об исключении автомобиля из акта изъятия имущества. Судя по отзывам, перспектива у такой стратегии есть. 

Но на самом деле проблема добросовестного приобретателя намного глубже. Почему законопослушный гражданин должен прибегать к помощи специалистов, чтобы защитить гарантированные основным законом права?

Юристы уже давно поднимают вопрос о том, что логично и правильно будет имущество добросовестного приобретателя оставлять неприкосновенным, а виновного обязывать возмещать государству стоимость этого имущества. По сути, смысл тот же. Только в роли "выжимающего" "по пять копеек двадцать лет" выступает государство, а не человек. 

Более того, в отношении предпринимателей, которые признаны добросовестными приобретателями, почему-то сделано гораздо больше. В 2011 году была подписана Директива №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", пункт 2.1 которой четко говорит:

"… гарантировать добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользования этим имуществом. При этом:
- исключить принятие (издание) нормативных правовых актов, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества;
- запретить конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями. При наличии спора о добросовестности приобретателя данную категорию дел рассматривать в судах в первоочередном порядке". 

То есть предпринимателя защитили, а обычного человека - нет? В таком случае можно настаивать на аналогии закона. 

Акт 2. О молчании ягнят

Суд, однако, предпочел "глубоко не копать". Была задача рассмотреть дело об административном правонарушении? Оно рассмотрено. Как написано в санкции - так и решили. Хотя если бы хоть кто-нибудь из должностных лиц проявил к этой истории интерес, всплыло бы многое…

Интерес проявили мы. 

"Вы знаете, что об этой машине знали в милиции?! - воскликнул Павел, позвонив мне на следующий день. - Я разговаривал с бывшим хозяином. Оказалось, что он изначально хотел продать Mitsubishi тому самому Ш. Даже выписал на его имя доверенность. Что-то у них там не получилось, поэтому выданную доверенность он отменил. А потом узнал, что номер кузова переварен. Он пошел в ГАИ, его отправили в милицию. В милиции он написал заявление, но никто ничего не сделал. А потом машину без проблем переоформили на меня". 

Связываемся с Дмитрием, прежним собственником автомобиля

- Что уж… Никак мы с этим автомобилем не расстанемся, - вздохнул Дмитрий и рассказал свою версию: - Решили мы продать Mitsubishi. Буквально сразу нашелся этот товарищ Ш. Он отдал почти половину суммы, мы согласились на рассрочку. Вскоре он позвонил, сказал, что автомобиль надо ремонтировать, попросил еще уступить. Договорились, что пока идет ремонт, проще мне оформить доверенность, чтобы он сам потом в подходящий момент без нашего участия переоформил машину. Сделали доверенность. А потом мне начали приходить штрафы за скорость, за управление в пьяном виде. За рулем, судя по бумагам, то он сидит, то не он. Попытались его найти - на телефонные звонки не отвечает. Где-то в это время я и отменил доверенность. В какой-то день он звонит с литовской границы, мол, у машины номер переварен, требовал вернуть деньги, угрожал. Тут я понял, что дело плохо, пошел писать заявление в милицию. В ГАИ меня не приняли, отправили в РУВД. Заявление, как мне посоветовали, было по поводу угроз, но и про переваренный номер я там написал. Никакого толку из этого не вышло. Этот Ш., скажу я вам, еще тот махинатор… У него и долги, и кредиты… А тут Павел звонит, мол, хочу переоформить. Решили вопрос с уплатой штрафов, и я снял автомобиль с учета.

- А почему вы не сказали Павлу, что машина с проблемами?

- Как не сказал? Сказал! Я даже видел, что это не моя машина. Мою-то Ш. уже давно на запчасти продал - я даже объявление в Интернете встречал. А эта такого же цвета, марки, но не моя.

- Никто мне ничего такого не говорил! - возмущается в ответ Павел. - Я же не враг себе покупать машину с переваренным номером кузова!

Оставим за кадром догадки, кому мы верим больше - Павлу или Дмитрию. Но ни суд, ни органы правопорядка не стали утруждать себя вопросами: почему по стране ездит машина с переваренным номером кузова, как она без проблем проходит переоформление, а также является ли последний собственник добросовестным приобретателем и есть ли смысл лишать его автомобиля за проступки другого человека? 

***

Вся эта история заставляет о многом задуматься. Например, о том, что на уровне законодательства четко прослеживается принцип безразличия к судьбам простых собственников. И о том, что среди служащих ни у кого нет желания разбираться с частными случаями. Наконец, о том, что даже среди обычных людей действуют законы волчьей стаи, по которым первым съедают самого слабого. 

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото героя материала и из открытых источников
ABW.BY

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль