Страхование для "чайников". Что нужно делать, чтобы получить страховое возмещение?

16880 7
Страхование для

В Беларуси принято винить во всех бедах кого угодно, только не себя. "Я же по КАСКО застраховался, пускай все оплачивают!" Однако реальность не всегда совпадает с ожиданиями, особенно когда эти ожидания завышены. Мы бы хотели напомнить водителям, о чем стоит знать и чего не стоит делать, чтобы получить страховое возмещение.

Для начала хотелось бы отметить, что условия выплаты страхового возмещения практически идентичны во всех страховых компаниях. Однако некоторые различия (сроки, условия содержания ТС и др.) все же имеются. Поэтому при заключении договора страхования, а также на протяжении обслуживания всем водителям рекомендуется консультироваться со своими страховыми агентами или брокерами на предмет возникновения страховых рисков. Ведь незнание закона не освобождает от ответственности, а кто предупрежден, тот вооружен. Это поможет в будущем не получить отказ в получении страховых выплат. 

Для подготовки материала, мы обратились к одному из крупнейших в Беларуси страховых брокеров strahovka.by. Его представители сразу же сообщили, что у страховых компаний немного оснований для отказа в выплате возмещения. Зачастую именно неверные действия самого водителя влекут появление таких оснований. 

О чем нужно помнить водителям, чтобы не оказаться в подобной ситуации? В каких случаях страховая компания может отказать в выплате возмещения по ОСГО или КАСКО?

Страховое возмещение по ОСГО не выплатят, если:

1. ДТП должным образом не зарегистрировано в ГАИ.

Не регистрировать ДТП в ГАИ можно при ОДНОВРЕМЕННОМ наличии следующих обстоятельств:
а) вред в результате ДТП причинен только транспортным средствам;
б) ДТП произошло с участием хотя бы двух транспортных средств;
в) участники ДТП имеют право управления ТС; 
г) в отношении транспортных средств имеются действующие договоры ОСГО;
д) водители не имеют друг к другу претензий;
е) надлежащим образом заполнен европротокол;
ж) размер вреда для каждого не превышает 400 евро.

2. Вред автомобилю причинен:

а) в местах, не предназначенных для дорожного движения;

б) вследствие всякого рода военных действий и мероприятий, их последствий, гражданской войны, массовых беспорядков и забастовок;

в) загрязнением окружающей среды или повреждением ее объектов в результате дорожно-транспортного происшествия;

г) упавшим с транспортного средства грузом, выброшенным из-под колеса предметом либо смонтированным на транспортном средстве механизмом при его функционировании (работа подъемного автокрана, разбрасывателя песка и др.).

3. Автомобиль не сохранен в послеаварийном состоянии до его осмотра экспертом. 

Избежать отказа удастся лишь в том случае, если, несмотря на несохранение автомобиля в послеаварийном состоянии, можно установить наличие страхового случая и размер вреда, подлежащего возмещению.

4. Вред ТС причинен при буксировке.

Под данное обстоятельство не подпадают случаи эвакуации автомобиля. При эвакуации ответственность за сохранность имущества несет юридическое лицо, производившее эвакуацию. Претендовать на страховое возмещение в таком случае можно.

5. В ДТП участвовали несколько ТС, принадлежащих одному и тому же владельцу. Он же являлся причинителем вреда и потерпевшим.

6. Водитель находился в состоянии опьянения или отказался от освидетельствования после ДТП.

7. Водитель не имел права управления ТС.

8. Транспортное средство использовалось не по назначению.

К таким случаям можно отнести использование легкового автомобиля для перевозки тяжелых грузов (бревен на крыше), для обучения вождению или в качестве такси. 

9. Причинитель вреда не сообщил потерпевшему свою фамилию, собственное имя, отчество, адрес, наименование страховщика и не предъявил страховое свидетельство.

10. Не заполнен или ненадлежащим образом заполнен европротокол.

11. Пропущен срок обращения с заявлением в страховую компанию.

Многие из приведенных выше пунктов относятся и к страховому возмещению по КАСКО.

Чтобы избежать отказа в страховом возмещении по КАСКО, также необходимо:

1. При ДТП (если не составляется европротокол):

а) сообщить о ДТП в ГАИ;

б) не изменять положения объектов на месте ДТП до приезда сотрудников ГАИ. По возможности сфотографировать место ДТП и расположение ТС;

в) записать данные участников ДТП, в том числе номера страховых полисов;

г) получить от сотрудников ГАИ справку о ДТП;

д) в установленный срок сообщить о ДТП в страховую компанию.

2. Забирать с собой документы, покидая автомобиль.

Как гласят правила страхования, "в случае угона автомобиля необходимо представить документы на ТС, подтверждающие право владения". Если документы представлены не будут, страховая компания имеет право отказать в выплате страхового возмещения. 

3. Не забыть предоставить автомобиль в страховую компанию после ремонта.

Это необходимо сделать для того, чтобы страховщик зафиксировал факт ремонта и состояние автомобиля. Если это сделано не будет, в будущем при повреждении этой же детали можно "пролететь" со страховыми выплатами.

4. Не отказываться от права требования возмещения.

Если пострадавший откажется от выплаты возмещения причинителем вреда, страховая тоже может отказать в выплатах. Поскольку у страховой компании не будет регрессного права требования к виновной стороне.

5. Сохранять замененную поврежденную деталь.

Страховая компания имеет право потребовать замененную поврежденную деталь. Это касается случаев, когда ремонт производился за счет страхового возмещения. Если деталь не будет предъявлена, страховая компания может взыскать денежные средства, выплаченные на ремонт детали.

6. Содержать автомобиль в технически исправном состоянии.

Вопреки расхожему мнению, целый ряд страховых компаний не предъявляет требований к пройденному техосмотру для осуществления страховых выплат. То есть техосмотр не пройден, но страховое возмещение получить все равно можно. Однако если будет доказана взаимосвязь между неисправностью автомобиля и случившимся ДТП, страховая компания имеет право отказать в страховом возмещении, даже если техосмотр на автомобиле пройден. 

7. Заполнить европротокол.

Европротокол должен быть в обязательном порядке заполнен сторонами в случае невызова ГАИ. В то же время представители strahovka.by предупредили, что не каждая страховая компания принимает европротоколы для возмещения выплат. То есть виновник аварии приходит с европротоколом в свою страховую, а ему отказывают в страховой выплате. Как же так? Это связано с тем, что некоторые страховые производят выплаты только в случае предоставления справки о ДТП. О том, каким образом работает страховая компания, каждый должен самостоятельно поинтересоваться у своего агента или брокера. Если его страховая не принимает европротоколы, в любом случае следует вызывать ГАИ для получения справки о ДТП. Да, это займет больше времени, а виновная сторона будет привлечена к ответственности. Зато у страховой компании не будет оснований для отказа в выплате страхового возмещения.

Мы сами творцы своего счастья. Если мы будем следить за тем, что должны делать, не придется упрекать других в том, что должны делать они. 

Роман САВИНИЧ
ABW.BY
Фото из открытых источников

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое