БОРЬБА ЗА СОБСТВЕННОСТЬ

37659 98
БОРЬБА ЗА СОБСТВЕННОСТЬ

Вам еще не пришло извещение из районного суда о том, что на ваш автомобиль (давно или недавно купленный законным путем!) "наложен арест и объявлен розыск с последующим задержанием и помещением его на штрафную стоянку"? Причина - противоправные действия предыдущего хозяина. Но при чем здесь вы, если Основной закон страны - Конституция РБ (ст.44) гласит, что "собственность, приобретенная законным способом, защищается государством", а "неприкосновенность собственности охраняется законом"?!


 


Какие могут быть проблемы у добропорядочных приобретателей автомобилей, если они ничего не нарушили?! Откуда взяться аресту? За что конфискация? Бывают, конечно, недоразумения, но наше государство мудрое, оно - для народа... Разберутся. У порядочных граждан нет причин для беспокойства. Не так ли?

Постановили и определили
В конце октября 2008 года жительнице Минска Дергай Анне Михайловне пришло извещение из суда Фрунзенского района г. Минска, в котором сообщалось о том, что постановлением №21-71 от 28.03.2008 г. суда Ошмянского района Гродненской области на гражданина Биюца Юрия Валентиновича наложено административное взыскание с конфискацией автомобиля марки Nissan Primera с иденфикационным номером кузова, соответствующим автомобилю Анны Михайловны. Далее сообщалось, что судом Фрунзенского района г. Минска на данный автомобиль наложен арест на отчуждение и объявлен розыск с последующим задержанием и помещением его на штрафную стоянку. И для внесения полной ясности - сообщение о том, что суд "направляет в Ваш адрес определение о наложении ареста на вышеуказанный автомобиль". Из обстоятельного определения (на двух листах) Анна Михайловна узнала, что в суде Фрунзенского района г. Минска на исполнении находится постановление суда Ошмянского района Гродненской области о взыскании с Биюца Ю.В. в доход государства штрафа в сумме 3.500.000 рублей с КОНФИСКАЦИЕЙ ОДИННАДЦАТИ АВТОМОБИЛЕЙ.
Согласно ответу ГАИ ГУВД Мингорисполкома №9218 все эти автомобили на праве собственности зарегистрированы на имя других лиц. И далее - их полный список. В конце - определение судьи суда Фрунзенского района г. Минска Мисуно С.Э.: наложить арест и объявить в розыск данные автомобили, обнаружив - поместить их на штрафстоянку УГАИ ГУВД Миноблисполкома.

"Все судьбы в единую слиты"
12 ноября пятеро автовладельцев из этого скорбного списка пришли в редакцию "АБw", чтобы рассказать о своей беде и донести свою боль до всех: от рядовых читателей нашей газеты до высшего руководства страны.
Вот их имена и краткие истории.
ДЕРГАЙ Анна Михайловна, автомобиль Nissan Primera, 1997 г.в.:
- Я приобрела его в ноябре 2006 года на рынке в Ждановичах. Как положено все оформила, поставила на учет, прошла техосмотр. Два года с мужем ездили...
БОНДАРИК Александр Петрович, автомобиль Opel Astra, 1997 г.в.:
- Я тоже покупал на рынке в Ждановичах 1 марта этого года. Посмотрел документы - год назад автомобиль был привезен на территорию РБ, поставлен на учет - все чисто. Продавцом был не Биюц, а Горбель И.А., на которого была выписана доверенность с правом продажи. Решил брать. Оформил все как положено: счет-справка, учет, техосмотр. И вот приходит извещение из суда...
ЧЕРНЯВСКАЯ Анна Васильевна, автомобиль Mitsubishi Carisma, 1998 г.в.:
- Свой автомобиль покупала по объявлению в вашей газете летом 2006 года. Созвонились, встретились, все оформили. 15 августа автомобиль был поставлен на учет в МРЭО ГАИ. Дважды с тех пор я проходила техосмотр. Кстати, извещение из суда мне еще не пришло. О том, что я в этом "арестантском" списке с перспективой изъятия, мне рассказал Василий Владимирович, который всех нас и собрал...
ТРОПЕЦ Василий Владимирович, автомобиль Mitsubishi Space Wagon, 1997 г.в.:
- Покупал свой автомобиль в октябре 2006 года на рынке в Ждановичах. Два года ездил без каких-либо проблем. И вот 10 ноября получаю аналогичное письмо...
ЯКИМОВИЧ Юлиан Олегович, автомобиль Mazda 626, 1999 г.в.:
- Я свой купил 3 марта 2007 года. Спокойно ездил, а когда решил в августе этого года продать и вместе с покупателем приехал в ГАИ - узнал, что на автомобиль наложен арест. Я сразу же обратился к адвокату и стал активно протестовать. Дважды ездил в Ошмяны, пытаясь через суд добиться освобождения от ареста, так как я добросовестный приобретатель...
- В нашем списке - 11 фамилий владельцев, чьи автомобили подлежат конфискации, - рассказывает Анна Дергай. - А судебный исполнитель сказал, что недавно им пришел список еще из 6 фамилий людей, которые покупали автомобили у Биюца...
Дело в том, что история приобретения автомобиля проста и понятна: выбрали, купили, оплатили все стадии процедуры оформления и постановки на учет, ездили и своевременно проходили техосмотр, ничего не зная и не подозревая. Другое дело - это то, с чем приходится столкнуться, заглянув однажды в почтовый ящик и увидев там поразительное по простоте предписание - отдать свой автомобиль на штрафстоянку. Я получила копию определения суда Фрунзенского района Минска о наложении ареста на мой автомобиль заказным письмом 25 октября 2008 года. Несмотря на то что ни я, ни все мы не имеем никакого отношения к правонарушению, совершенному Биюцем Ю.В., и являемся добросовестными покупателями, в судебное заседание, в котором рассматривался вопрос о наложении ареста на принадлежащие нам автомобили, нас не вызывали. Знаете, как я теперь вынуждена отстаивать свои права? Прежде всего, я вынуждена просить суд о восстановлении срока на обжалование в связи с тем, что не имела возможности обратиться с частной жалобой на определение суда в установленный законодательством 10-дневный срок. Мне приходится доказывать тот факт, что срок мною пропущен на законных основаниях (для этого мне пришлось обращаться в РО "Белпочта" за выпиской из книги регистрации выданной заказной корреспонденции с подтверждением даты получения мною письма). А во-вторых, примечательно то, что согласно ПИКоАП РБ суд может восстановить пропущенный срок жалобы, а может и отказать мне в этом, лишив возможности защиты моих гражданских прав. Однако это мелочь по сравнению с теми законодательными нестыковками, которые касаются непосредственно защиты нашей собственности. С одной стороны, согласно статье 2 Конституции "человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства", а с другой - согласно части 3 статьи 14.4 КоАП "перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, совершенное с обманным использованием документов и средств идентификации, то есть с представлением таможенному органу поддельных или недействительных документов, либо документов, полученных незаконным путем, либо содержащих недостоверные сведения, влечет наложение штрафа с конфискацией товаров и транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся". Существование подобной статьи без ссылок на защиту прав добросовестных приобретателей делает незащищенным в правовом плане практически любого гражданина Республики Беларусь! Надо сказать, что все те, кто узнал о нашей проблеме, с трудом в нее верили, предполагая, что "это какая-то ошибка" или "не могут у вас забрать автомобиль, его наверняка просто временно берут в качестве доказательства по делу". Мне представляется необходимым решать вопрос о защите добросовестных покупателей на законодательном уровне, чтобы каждому отдельному человеку не приходилось снова и снова проживать этот путь в одиночку, стучась в двери судов, адвокатских контор, изучая кодексы и законы или пытаясь вынести на суд общественности, обращаясь в средства массовой информации. Хотелось бы верить, что именно с вашей поддержкой продвинется решение этого вопроса.

"Просим вникнуть в суть дела..."
13 ноября эта группа граждан отнесла в Администрацию Президента РБ письмо следующего содержания:
"ПРЕЗИДЕНТУ Республики Беларусь Лукашенко Александру Григорьевичу.
Уважаемый Александр Григорьевич!
Помогите нам решить вопрос сохранения личной собственности - автомобиля.
Суть дела такая. Все мы в свое время купили в личную собственность легковые автомобили на авторынке в Ждановичах и зарегистрировали их на праве собственности в ГАИ ГУВД Мингорисполкома. Получили на данные автомобили технические паспорта, были заплачены все налоги, сборы и другие платежи (госномера, страховка, техосмотр). После этого прошло уже два года, и вдруг почтальон приносит каждому из нас сообщение, что суд Фрунзенского района г. Минска - согласно постановлению №12-71 от 28.03.2008 г. суда Ошмянского района Гродненской области, наложившего на гражданина Биюца Юрия Валентиновича административное взыскание с конфискацией автомобилей, на данный момент принадлежащих нам на праве личной собственности, - накладывает арест на отчуждение наших автомобилей и помещение их на штрафстоянку ГАИ. Но мы купили свои автомобили у других лиц и не знаем никакого Биюца Ю.В.
Нам непонятно, почему мы, честно купив автомобиль, оплатив все полагающиеся платежи и получив техпаспорт на автомашину в ГАИ ГУВД Мингорисполкома, должны отвечать за какого-то негодяя Биюца Ю.В., тем более что куплены автомобили не у него! Мы доверяли государственным органам, на регистрации в которых стояли эти машины, содержали технически.
По нашей информации, Биюц Ю.В. подделал документы у нотариуса и не заплатил нотариальные сборы при пересечении госграницы. Тогда пусть отвечают виновные, то есть Биюц Ю.В. и нотариус, как бы они ни оправдывались. Но почему Биюц Ю.В. наказан судом административным взысканием за эти дела, а нас лишают личной собственности на очень большую сумму?! Биюц Ю.В. и сегодня продолжает заниматься на свободе теми же делами. А суд фактически забирает у нас и машины, и деньги, так как Биюц Ю.В. нам не вернет потери, он ничего не имеет.
Мы с конфискацией наших автомобилей не согласны, так как не могли предвидеть такой подлог, и мы себя считаем добросовестными покупателями.
В ст.44 Конституции Республики Беларусь читаем: "Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством".
Зная Вас, Александр Григорьевич, как гаранта Конституции, справедливого и порядочного человека, просим вникнуть в суть дела и помочь нам снять арест, незаконно наложенный судом на наши автомобили, купленные нами законно".

Подобное же обращение к главе государства подготовила и другая группа граждан, на чьи автомобили также наложен арест судом Центрального района г. Минска после судебного решения по схожему делу. Сейчас в группе протестующих "лишенцев" 10 человек, а вообще в списке кандидатов на конфискацию законно приобретенного имущества - 26 автовладельцев.

А есть ли смысл сопротивляться?
Тема незащищенности добросовестных приобретателей автомобилей от конфискации за так называемое "темное прошлое" их владельцев уже неоднократно поднималась на страницах нашей газеты: "Нашли крайнего" ("АБw" №33 от 17.08.2006 г.), "Не последний, но решительный" ("АБw" №35 от 31.08.2006 г.), "Не последний, но все еще крайний" ("АБw" №36 от 07.09.2006 г.). И каждый раз мы вынуждены были констатировать безнадежность какого-либо сопротивления.
Но вот весной этого года мы написали о том, как абсолютно невинно попал в подобную ситуацию, без сомнения, грозящую конфискацией законно приобретенного автомобиля, Виктор Леонидович Бобров, житель города Гомеля ("Недоглядели", "АБw" №15 от 17.04.2008 г.). Напомним суть произошедшего.

"Отдавать не собираюсь!"
3 января 2008 года Виктор Леонидович приобрел автомобиль Volkswagen Passat у жителя г. Речицы. Транспортное средство еще год назад было ввезено на территорию РБ и, благополучно пройдя таможенный досмотр, 27.03.2007 г. зарегистрировано в МРЭО ГАИ г. Речица. Там же его без каких-либо проблем и сняли с учета, после того как автомобиль сменил владельца. Но когда Виктор Леонидович спустя неделю явился в МРЭО ГАИ г. Гомеля для государственной регистрации своего приобретения, у работника ГАИ возникло подозрение, что номер кузова изменен, и в постановке ТС на учет было отказано. Хотел было Виктор Леонидович вернуть проблемный автомобиль бывшему хозяину, а тот ни в какую! Тогда наш герой сам заказал и оплатил экспертизу состояния номера кузова и 24 января получил ответ: номер перебит, но точно восстановить изначальную комбинацию цифр не представляется возможным. МРЭО ГАИ г. Гомеля направило документы в ОВД Советского района г. Гомеля для разбирательства. Всевозможные варианты двух нечитаемых цифр идентификационного номера отправили в Интерпол для определения на предмет угона - подтверждения не последовало. И тогда 7 февраля 2008 года Виктору Леонидовичу было выдано постановление об ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА.
Снова приехал наш герой в МРЭО ГАИ г. Гомеля ставить автомобиль на учет. А ему опять отказывают и сообщают о том, что "материал проверки в отношении приобретенного Вами автомобиля Volkswagen Passat 18.02.2008 года повторно направлен для проведения дополнительной проверки в ОВД администрации Советского района г. Гомеля". И это несмотря на то что п.28 "Правил государственной регистрации и государственного учета ТС, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией ТС" гласит: "При невозможности идентификации ТС (первоначальное содержание маркировки номерных агрегатов не установлено) производится регистрация с ограничениями, запрещающими снятие его с учета в течение трех лет, о чем делается отметка в свидетельстве о регистрации с вклеиванием в него фотографий маркировок номерных агрегатов". Написал Виктор Бобров жалобу на такие действия прокурору Гомельской области, отправил жалобу в УОСБ по Гомельской области и в Администрацию Президента РБ.
А тем временем Гомельская таможня прислала начальнику ГАИ Гомельского облисполкома уведомление о необходимости задержания транспортного средства, принадлежащего Боброву В.Л., и вызвала самого Виктора Леонидовича повесткой, чтобы в устной форме потребовать от него предоставить приобретенный в Речице автомобиль для осмотра на время проведения проверки. И тут началось...
Какая еще проверка? Наш герой пояснил, что является добросовестным покупателем, а не декларантом данного автомобиля. Приобрел он его на территории Республики Беларусь и не видит никаких оснований для предоставления своего приобретения на осмотр в Гомельскую таможню. "Я не понимаю, почему проверка производится в отношении меня, если автомобиль был ввезен на территорию РБ с номером кузова, указанным в документах, спокойно поставлен на учет, спокойно прошел техосмотр, спокойно был снят с учета, а теперь... На каком основании он - объект таможенного внимания?!"
Все это крайне насторожило нашего героя, ибо о последствиях такого рода "досмотров" Виктор Леонидович знал с помощью нашей газеты. Поэтому Виктор Бобров принял решение не идти на "добровольную сдачу" своего законного приобретения и открыто заявил: "А может, это система такая: одним разрешают ввоз авто с перебитыми номерами, способствуют постановке на учет, а когда автомобиль вновь продается - "наезжают" на нового приобретателя, конфискуют и по дешевке перекупают его на складе конфиската? В конце концов, даже если мне и не удастся отстоять свое право зарегистрировать данное ТС в МРЭО ГАИ, отдавать его я не собираюсь! Не разрешат ездить - пусть будет "недвижимостью"! Но расплачиваться за чужую "оплошность" или даже преступление своим имуществом я не намерен. Моя собственность защищается государством. И я это докажу!"
Все это время правовой отдел "АБw" пристально и, не скроем, с надеждой наблюдал, удастся или нет Виктору Леонидовичу Боброву защитить и отстоять ЗАКОННО ПРИОБРЕТЕННЫЙ автомобиль. И вот финал данной истории.

"Взыскать его стоимость..." 
Вскоре после публикации в нашей газете Виктор Леонидович получил из Государственного таможенного комитета ответ на свое обращение по поводу правомерности действий должностных лиц Гомельской таможни. В нем, в частности, сообщалось, что в данный момент начат административный процесс по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.4 КоАП РБ (перемещение товаров через таможенную границу РБ, совершенное с обманным использованием документов), в отношении предыдущего владельца автомобиля Volkswagen Passat, жителя г. Речицы Мамонова В.А. И далее - откровенно "обнадеживающее" пояснение: "Вместе с тем, поскольку принадлежащий Вам автомобиль является предметом административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена конфискация, в соответствии с ч.1 ст.8.9 ПИКоАП РБ он может быть изъят должностным лицом органа, ведущего административный процесс".
Одновременно и прокуратура Гомельской области сообщила, что по результатам проверки жалобы Виктора Леонидовича оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается, так как в настоящее время в отношении Мамонова В.А., переместившего спорный автомобиль через таможенную границу, составлен протокол об административном правонарушении, и теперь уже материалы направлены в суд Центрального района г. Гомеля на рассмотрение.
27 мая суд Центрального района г. Гомеля, рассмотрев административное дело, поступившее из Гомельской таможни в отношении Мамонова В.А., о совершении им правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.4 КоАП РБ, установил: "...видоизменение идентификационного номера на данном автомобиле было произведено не на территории Республики Беларусь..."; "о том, что идентификационный номер кузова автомобиля был изменен, Мамонов не знал и сам его не изменял, кто это мог сделать - не знает". Тем не менее суд, исследовав доказательства по делу, счел Мамонова В.А. "виновным в совершении указанных выше действий", а то, что он сам лично идентификационный номер кузова не изменял и, перемещая ТС через таможенную границу РБ, не знал о том, что номер уже изменен, "не может свидетельствовать об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения и никак не влияет на квалификацию его действий". Таким образом, суд пришел к выводу, что Мамонов В.А. в нарушение требований статей 44, 49, 65, 59, 74, 149, 159 Таможенного кодекса РБ переместил через таможенную границу РБ ТС с обманным, поддельным использованием средств идентификации и что его действия подлежат квалификации по ч.3 ст.14.4 КоАП РБ.
Определяя вид и размер административного взыскания, учитывая характер совершенного правонарушения и то, что транспортное средство марки Volkswagen Passat, являющееся по данному делу предметом административного правонарушения, ОТСУТСТВУЕТ (не изымалось по причине неустановления его местонахождения), в связи с чем "не представляется возможным обратить его в доход государства, а санкция ч.3 ст.4.4 КоАП РБ предусматривает обязательную конфискацию", суд счел необходимым в соответствии с требованиями ст.6.12 КоАП РБ ВЗЫСКАТЬ ЕГО СТОИМОСТЬ, а именно 20.171.880 рублей, и подвергнуть Мамонова В.А. административному взысканию в виде штрафа в размере 30 базовых величин.
Затем последовало обжалование данного решения суда Мамоновым В.А., новое разбирательство, новое обжалование, и, наконец, 29 августа постановление, аналогичное тому, которое было вынесенное 27 мая судом Центрального района г. Гомеля, вступило в законную силу.
Далее предлагаем вашему вниманию пояснения самого Виктора Леонидовича Боброва, приезжавшего на прошлой неделе в Минск и посетившего нашу редакцию.

"Оснований для изъятия (розыска в целях изъятия) не имеется"
"Когда меня вызвали в суд Центрального района Гомеля, мне был задан вопрос: "Где находится данный автомобиль? Где Вы его прячете?" Да, прямо так и спросили. Я спокойно ответил: "Он сейчас в России по причине технической неисправности". Судья улыбнулся и ничего на это не сказал. Потом были вопросы лишь по существу дела: где, когда и как покупал. ВСЕ! Больше меня никто никуда не вызывал и ни о чем не спрашивал. И я считаю, что это было очень правильно и важно, что я не скрывался, пришел в суд и дал показания. Это позволило, я так думаю, снять с меня всякие подозрения о каком-то там сговоре.
После того как состоялся суд и 29 августа (после обжалования Мамоновым) решение суда вступило в законную силу, я написал заявление на имя начальника Гомельской региональной таможни, в котором, указав на решение суда, просил направить в ГАИ УВД Гомельского облисполкома сообщение о прекращении розыска приобретенного мною автомобиля и указать на согласие Гомельской таможни на постановку на учет данного автомобиля в органах ГАИ".
30 сентября 2008 г. из Гомельской таможни в адрес начальника ГАИ УВД Гомельского облисполкома поступило обстоятельное, на двух листах, уведомление "О снятии транспортного средства с ориентировки", в конце которого был такой вывод: "Ввиду того, что в настоящее время постановление по факту перемещения гражданином Мамоновым В.А. через таможенную границу транспортного средства марки "Фольксваген-Пассат" 2001 года выпуска вступило в законную силу, оснований для изъятия (розыска в целях изъятия) не имеется. Начальник таможни Гнатюк В.М." В тот же день об этом был извещен и наш герой.
6 октября 2008 года автомобиль Volkswagen Passat, который был приобретен Виктором Леонидовичем Бобровым 3 января 2008 года, наконец-то был поставлен на учет в МРЭО ГАИ г. Гомеля.
"Главное, что я понял за все это время, - чтобы искоренить практику подобных правонарушений, забирать нужно не автомобили у добропорядочных приобретателей, а деньги, адекватные стоимости ввезенного автомобиля, у всех этих "махинаторов" и, возможно, у их сообщников, начиная от работников таможни, которые пропускают проблемные автомобили, и работников МРЭО ГАИ, которые ставят их затем на учет, "отмывая" таким образом. Вот когда все они будут знать, что "крайними" ВСЕГДА будут они - допустившие это безобразие, а не мы - добропорядочные покупатели, которые не могли ничего знать о том, какой это автомобиль, вот тогда и прекратятся эти правонарушения. То есть бороться нужно с причиной, а не со следствием!"

Вердикт "АБw"
Такой вот обнадеживающий и оптимистичный финал у гомельской истории. "Всего лишь один случай? Так это называется "исключение, подтверждающее правило". Стоимость одного автомобиля можно взыскать с виновника, а тут счет идет на десятки!" - заметят, возможно, скептики. Тогда стоит напомнить о знаменитом "витебском деле". Но не о том, где был серийный убийца-маньяк, а о деле октября 2005 года, когда из-за махинаций такого же "предпринимателя", как Биюц, подлежали конфискации 12 автомобилей в городе Витебске. Тогда все потенциальные "лишенцы" объединились и стали активно протестовать: писали жалобы куда только можно, привлекли внимание СМИ к своей проблеме. "Сопротивленцев" поддержала Генеральная прокуратура РБ, и суд Октябрьского района Витебска счел необходимым вернуть арестованные 12 автомобилей добросовестным приобретателям.
Так что если Виктор Леонидович Бобров из Гомеля и 12 автомобилистов из Витебска сумели избежать конфискации своих автомобилей, то что мешает сделать аналогичное Анне Михайловне Дергай и всем, кто приходил вместе с ней в редакцию, всем, кто оказался в аналогичном положении?! Разве может закон не быть РАВНЫМ для всех? Или пора уже привести его в нормальное соответствие с Основным законом нашей страны - Конституцией РБ, гарантирующей всем нам сохранность собственности, приобретенной законным путем!


Игорь МОСКАЛЕНКО.

Свое мнение, замечания, вопросы и пожелания вы можете отправлять на электронный адрес редакции "АБw" news@abw.by или  igorm@abw.by.
Звоните. Телефоны правового отдела "AБw": (МТС) 705-25-67, (Velcom) 702-54-97.

 

 

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое