Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Госпошлина: на ваши вопросы ответили в Министерстве по налогам и сборам

101645
Госпошлина: на ваши вопросы ответили в Министерстве по налогам и сборам

Как наверняка помнят читатели сайта abw.by, около месяца назад мы объявили сбор вопросов о госпошлине. Буквально за сутки пришли десятки вопросов самого разного характера, начиная от сути нового платежа, механизма его реализации и заканчивая конкретными случаями. Мы их распределили по смысловым блокам, объединили схожие. В итоге в Министерство по налогам и сборам было отправлено около пяти десятков вопросов.

В профильном ведомстве сразу предупредили: ответим на те вопросы, которые находятся в нашей компетенции. Поэтому не все, кто оставил свои сообщения на сайте, будут удовлетворены.

Потому что гладиолус!

От себя отметим, что на очень здравые и логичные претензии к госпошлине уже, пожалуй, не ответит никто. Это в основном касается тех вопросов, которые начинались со слова "почему".

  • Почему госпошлина привязана к массе авто, а не к лошадиным силам?
  • Почему сумма госпошлины считается исходя из полной массы автомобиля? Автомобили у 99% водителей эксплуатируются с нагрузкой не более 60%, то есть разрушают дорогу значительно меньше, чем заявлено в техпаспорте.
  • Почему нельзя просто продавать владельцам авто, физическим и юридическим лицам, наклейки на лобовое стекло об уплате этой пошлины на календарный год (учитывая месяц выдачи, купил на год - ездишь с января по январь, купил в апреле - ездишь с апреля по январь и т.д.)?
  • Насколько больший вред приносит дороге старый автомобиль, эксплуатируемый раз в год пенсионером, стоящий на дачном участке, чем аналогичный по возрасту автомобиль, работающий каждый день в такси? Почему за них платится одинаковая пошлина при одинаковой массе и лошадиных силах?
  • По каким причинам не были предусмотрены понижающие коэффициенты для людей пенсионного возраста, многодетных семей и, к примеру, машин, которые обслуживают инвалидов, дома престарелых, детские дома (интернаты)?

  • Насколько интенсивнее разрушает дорожное покрытие прицеп-дача массой 760 кг, чем аналогичный прицеп максимально допустимой массой 750 кг? В 10 раз, как и разница в пошлине на них? Отсюда вопрос: что за абсурдная разбежка в 10 раз? Средняя масса прицепа-дачи - примерно 1 т. Его можно возить многими легковыми авто категории "В" ("Е" не потребуется), но пошлину надо заплатить как за грузовой прицеп, используемый, как правило, для коммерческих целей (перевозки грузов).

Так дело в массе прицепа-дачи или это "набросок" налога на роскошь? Раз позволил себе "роскошь" - 10 базовых в плечи! В продолжение этого вопроса: почему прицепы, которые тяжелее 750 кг, не делят на прицепы-дачи и другие прицепы? Ведь прицеп-дача физлица не используется для коммерческих целей? Прицепом-дачей пользуются, как правило, от силы 1-2 раза в год (отпуск). Почему не сделать такую же оплату за прицеп-дачу, как за прицеп до 750 кг? Ведь политика государства направлена на развитие туризма в РБ, в том числе и караванинга, а нынешними ставками это душится на корню! Касательно прицепов, да и авто, видимо, более честно было бы сделать ставку налога за 1 кг, тогда бы не было 10-кратного разрыва за 10 лишних кг для тех же прицепов.

Как любой человек уже догадался, ответ на подобные вопросы у нас всегда один - "потому".

Изменений ждать не приходится

Риторическими можно считать и вопросы, касающиеся последствий уплаты и распределения полученных средств.

Ни ГОСТы в отношении ям на дорогах, ни юридический механизм компенсации вреда, причиненного попаданием автомобиля в эти ямы, пока изменять не планируется. Неизвестно также, "по прошествии какого времени мы будем ездить по действительно отличным дорогам, без дырок ям и выбоин".

"Сохранение и развитие"

Тем не менее на многие вопросы были получены содержательные и подробные ответы. Кроме того, профильное ведомство высказало свое официальное мнение о введенной с 2014 года пошлине:

"В последние годы в Республике Беларусь существенно возросло количество автомобильных транспортных средств, находящихся в собственности у физических и юридических лиц, что приводит к ухудшению состояния дорожной сети и соответственно росту затрат на ее содержание.

С учетом необходимости сохранения достигнутого уровня финансирования иных направлений, а также обеспечения их развития, увеличение расходов бюджета на дорожную отрасль невозможно без изыскания дополнительных источников доходов, в качестве одного из которых в 2014 году Законом Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения" определена государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении".

Ответы на вопросы

"Что насчет возврата денег, если налог был заплачен за 2 года вперед, а я продал машину через полгода? Хотелось бы услышать аргументированное объяснение, почему деньги не возвращаются, не переносятся на другое авто плательщика или не зачисляются в счет платежа покупателя? Будут ли инициироваться изменения в этом направлении?"

Налоговое законодательство Республики Беларусь предусматривает возврат государственной пошлины в случаях, определенных ст.259 Налогового кодекса Республики Беларусь. Например, возврат или зачет полностью или частично уплаченной суммы государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении может быть произведен, если:

  • государственная пошлина уплачена в большем размере либо не должна была уплачиваться;
  • плательщик, уплативший государственную пошлину, отказывается от выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении до обращения в УП "Белтехосмотр";
  • плательщику отказано в выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

В иных случаях, в том числе в случае смены собственника (владельца) транспортного средства или приобретения нового транспортного средства, возврат или зачет государственной пошлины не осуществляется.

В ближайшее время изменений законодательства в этом направлении не планируется.

"Почему нельзя ввести госпошлину на допуск транспортного средства в цену топлива, так как все равно 30% топлива заправляют иностранцы и вывозят?"

Введенная государственная пошлина является своего рода минимальным компенсационным платежом за пользование дорожной инфраструктурой, который солидарно распределяется между владельцами транспортных средств - участниками дорожного движения.

В п.7 ст.23 Закона Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2014 год" предусмотрена норма, согласно которой средства, поступающие от взимания такой пошлины, направляются исключительно на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт республиканских и местных автомобильных дорог и улиц, являющихся их продолжением.

В настоящее время в цену топлива включаются акцизы и налог на добавленную стоимость, которые в соответствии с бюджетным законодательством направляются на финансирование общих государственных расходов без их целевой привязки.

В свою очередь, увеличение акцизов на автомобильное топливо ограничено возможностями по повышению цен на него, поскольку в настоящее время уровень цен на бензины и дизельное топливо в Республике Беларусь объективно не могут превысить уровень цен на бензины и дизельное топливо в Российской Федерации. Такая ситуация может негативно сказаться на объемах реализации отечественных нефтепродуктов и соответственно привести к потерям бюджета.

"Почему не ввести налог по декадам? Многие из нас используют ТС нерегулярно, некоторые - только в летний и осенний периоды. Почему налог считается от максимальной массы, а не от массы без нагрузки? В большинстве случаев это касается коммерческого транспорта, грузового, но никак не личного, легкового. Необходимо этот вопрос дорабатывать".

Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении привязана к техническому осмотру транспортного средства. Государственная пошлина должна быть уплачена физическим лицом или организацией при каждом обращении за выдачей разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

В соответствии со ст.251 Налогового кодекса уплата государственной пошлины производится до выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Следовательно, если бы государственную пошлину надо было оплачивать по декадам, то технический осмотр следовало бы производить перед каждой декадой. Отсюда возникло бы множество трудностей: увеличились очереди для прохождения техосмотра транспортного средства для физических и юридических лиц, использующих транспортное средство.

Государственная пошлина считается от максимальной массы автомобиля независимо от того, является ли транспортное средство легковым или грузовым, в каких целях используется, так как государственные органы не могут проконтролировать каждый конкретный случай использования транспортного средства в состоянии снаряженной массы, допустимой полной массы либо полной транспортной массы.

Как свидетельствует практика взимания дорожных налогов, установить их привязку к интенсивности использования транспортного средства объективно сложно, поэтому ставки дорожных налогов преимущественно устанавливаются в зависимости от категорий транспортных средств без привязки к их фактическому пробегу и периодам эксплуатации.

"Почему допущено двойное налогообложение, учитывая, что транспортная составляющая уже включена в топливо?"

Двойное налогообложение - это одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами.

На данный момент в отношении топлива как объекта налогообложения существует только акциз. Согласно ст.111 Налогового кодекса Республики Беларусь подакцизными товарами признаются: автомобильные бензины; дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива.

Плательщиками акцизного сбора за бензин и дизельное топливо являются предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и розничную реализацию бензина и дизельного топлива, состоящие на учете в налоговых органах.

Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении оплачивается за право участия физического или юридического лица в дорожном движении конкретного транспортного средства. То есть в данном случае объектом обложения государственной пошлиной является выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, а плательщиками указанной государственной пошлины являются физические и юридические лица, которые обращаются за выдачей разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Следовательно, в данном случае двойного налогообложения не усматривается, так как объект и субъект налогообложения не совпадают.

"Почему техосмотр оплачивается на станции технического осмотра, а так называемый допуск к участию в дорожном движении необходимо оплачивать в банке или почтовом отделении, что создает еще большие очереди в этих учреждениях?"

На станции технического осмотра вы оплачиваете процедуру прохождения технического осмотра. Эти деньги идут в доход организации, занимающейся техническим осмотром автомобиля, в то время как государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении уплачивается в бюджет. В настоящее время прорабатываются варианты уплаты государственной пошлины различными способами, а не только через банки и отделения связи. Например, посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП).

"Нужно ли уплачивать госпошлину на сельхозтехнику (МТЗ-82)?"

В отношении сельхозтехники разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении не выдается, следовательно, государственная пошлина не уплачивается.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 №630 установлен иной порядок прохождения технического осмотра таких машин.

"Легковое авто 2006 года - техосмотр прохожу раз в два года. Могу ли я заплатить пошлину за 1 (один) год и получить ТО на год?"

Нет. Согласно п.11 ст.256 Налогового кодекса Республики Беларусь государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении уплачивается по ставке, увеличенной на коэффициент 2, в отношении транспортных средств, год выпуска которых совпадает с годом их государственной регистрации, а также с года выпуска которых прошло менее десяти лет (включая год выпуска), прохождение государственного технического осмотра в отношении которых предусмотрено через двадцать четыре месяца после проведения последнего государственного технического осмотра.

Следовательно, при обращении за выдачей разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении государственная пошлина должна быть уплачена в полном размере. Альтернативных способов уплаты в данном случае законодательством не установлено.

"При оплате транспортного налога в отделении АСБ "Беларусбанк" у меня спросили: "По месту станции техосмотра или по месту прописки будете уплачивать данный налог?" Я заплатил по месту нахождения станции, в инспекцию Центрального района г. Минска, а сам прописан в Минском районе. Вопрос: в какую налоговую инспекцию необходимо платить - по месту прописки или по месту регистрации станции?"

Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении зачисляется в республиканский бюджет. Зачисление осуществляется на счета по учету средств республиканского бюджета, открытые главным управлениям Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску для зачисления платежей, контроль над уплатой которых осуществляется налоговыми органами.

В данном случае не имеет значения, через счета какой инспекции будет уплачена государственная пошлина: по месту прописки или по месту нахождения станции.

"Каков срок действия квитанции об оплате государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении? Иными словами, я сегодня оплатил, могу ли я приехать на техосмотр через месяц с этой квитанцией или даже через полгода?"

Вы можете использовать квитанцию об уплате госпошлины в течение трех лет. То есть если вы уплатили госпошлину, а потом по каким-либо причинам решили не проходить техосмотр и соответственно не получать допуск на участие в дорожном движении, то заново уплачивать госпошлину в следующем календарном году не нужно. Если за этот период повысился размер базовой величины или увеличилась ставка государственной пошлины, то вам придется только доплатить недостающую на актуальный момент времени сумму.

"Почему за микроавтобусы (у меня 2950 кг, но в техпаспорте автобус) - 4 миллиона в год? Два раза в год по 1950! Ладно бы один раз ободрали, а то как за тягач платить надо! А масса-то моя 3 тонны!"

"У меня микроавтобус, по техпаспорту - грузовой, полная масса 2670 кг. Используется для личных целей. Почему я должен платить в три раза больше?"

В п.112 Приложения 22 к НК ставки государственной пошлины установлены по категориям плательщиков (физические лица или организации) в базовых величинах с их дифференциацией в зависимости от вида транспортного средства, а также в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства согласно официальным данным о транспортном средстве, а именно массы, указанной в техническом паспорте транспортного средства. Такая дифференциация позволяет взимать госпошлину в больших размерах с тех транспортных средств, которые потенциально наносят больший ущерб дорожной инфраструктуре.

Таким образом, если в техническом паспорте транспортного средства указано, что оно является автобусом, то следует платить государственную пошлину по ставке, установленной для автобуса, - 15 базовых величин.

Если в техническом паспорте транспортного средства указано, что оно является грузовым, то следует платить государственную пошлину по ставке, установленной для грузового автомобиля, в вашем случае - имеющего разрешенную максимальную массу не более 3,5 тонны автобуса, - 15 базовых величин.

"На работе отправил "Фольксваген-Кэдди" грузопассажирский на ТО 04.01.2014 без оплаты госпошлины. Автомобиль прошел линию, но не получил отметку о прохождении ТО из-за отсутствия платежки об оплате госпошлины - с этим я согласен. Затем наша организация оплатила госпошлину, и я отправил водителя на ТО с платежкой и отметкой (на платежке стояла гербовая печать предприятия, печать "копия верна" за подписью гендиректора и печать банка), но на станции ТО платежку не приняли, так как отсутствовала оригинальная печать банка. Машина уходила в командировку и не вернулась бы до истечения действия "зеленой карты", но на станции сказали, что ничего страшного, привезете платежку с оригинальной печатью, и вам поставят отметку о прохождении линии. По истечении срока действия "зеленой карты" водитель поехал на ТО с печатью банка, но автомобиль погнали на линию. Но и это еще не все: оказывается, госпошлину переплатили на 100 тыс. рублей, на станции ТО сказали, что она недействительна, хотя в назначении в платежном поручении указано черным по белому: "госпошлина за автомобиль "Фольксваген-Кэдди" г/н…". И опять машина уехала с "зеленой картой" на руках на 20 дней без отметки! Вопрос: когда закончится этот цирк?"

Согласно ч.2 п.4 ст.251 Налогового кодекса Республики Беларусь факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя. Таким образом, сотрудник станции технического осмотра отказал вам в принятии платежного поручения и выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении правомерно.

Отказ сотрудника станции технического осмотра принять платежную инструкцию в связи с излишней уплатой государственной пошлины не является правомерным.

В данном случае сотрудник станции технического осмотра должен был принять оригинал платежной инструкции в качестве подтверждения факта уплаты государственной пошлины. С копией такой платежной инструкции вы вправе обратиться в налоговый орган за возвратом либо зачетом излишне уплаченной суммы.

Заявление о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени осуществляется плательщику (иному обязанному лицу) по его письменному заявлению в случае отсутствия у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

"Как платить налог на грузопассажирский "Мерседес-Спринтер", 3500 кг, 1997 г.в.?"

В соответствии с Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1277-2001 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация" грузопассажирский автомобиль - это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов.

К легковым автомобилям относятся только пассажирские автомобили, то есть автомобили, по своей конструкции и оборудованию предназначенные для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности, с числом мест для сидения не более девяти, включая водителя.

На основании вышеизложенного грузопассажирские автомобили не могут относиться к легковым автомобилям.

Следовательно, ваше транспортное средство относится к грузовым автомобилям, имеющим разрешенную максимальную массу не более 3,5 тонны. Согласно пп.112.2.3 п.112 Приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь ставка государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении вашего автомобиля составляет 15 базовых величин. Так как автомобиль 1997 г.в., то государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении уплачивается 1 раз в год при прохождении технического осмотра транспортного средства.

Уплата государственной пошлины производится до момента выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении выдается работником республиканского унитарного сервисного предприятия "Белтехосмотр" Министерства транспорта и коммуникаций (далее УП "Белтехосмотр") по месту проведения государственного технического осмотра транспортного средства.

Государственная пошлина должна быть уплачена физическим лицом или организацией при каждом обращении за выдачей разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Государственная пошлина оплачивается физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) через банки или отделения связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Факт уплаты государственной пошлины путем внесения наличных денежных средств подтверждается квитанцией банка либо организации связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. Платежные документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, представляются и хранятся в УП "Белтехосмотр", осуществляющем выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

Реквизиты счетов по уплате государственной пошлины по областям и г. Минску находятся на официальном сайте МНС и УП "Белтехосмотр".

"В разных источниках - разные данные о транспортном налоге на прицепы. В одних надо уплатить 1 базовую, в других - в зависимости от грузоподъемности: до 750 кг - 1 базовая, свыше 750 кг - сразу 10 базовых. У меня легковой одноосный прицеп марки "Невядов" грузоподъемностью 1350 кг - сколько придется платить? Если 10 базовых, тогда аргументируйте: я что - грузовик на двух осях?"

Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении уплачивается по ставкам, установленным п.112 Приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, исходя из разрешенной максимальной массы согласно официальным данным о транспортном средстве, а именно массы, указанной в техническом паспорте транспортного средства.

Согласно пп.112.2.4 п.112 Приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь ставка государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении физическим лицам за прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу более 0,75 тонны, составляет 10 базовых величин.

"Если автомобиль работает в такси, техосмотр, насколько я знаю, проходится 2 раза в год. Как будет уплачиваться госпошлина?"

Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должна быть уплачена в размере, установленном п.112 Приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, исходя из разрешенной максимальной массы согласно официальным данным о транспортном средстве, а именно массы, указанной в техническом паспорте транспортного средства, при каждом обращении за разрешением на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

"Я - физическое лицо. Сегодня проходил техосмотр, авто работает в такси, госпошлину оплатил. При выдаче разрешения квитанцию инспектор забрал. Техосмотр авто проходит 2 раза в год. Вопрос: через полгода снова буду платить?"

Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должна быть уплачена в размере, установленном п.112 Приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, исходя из разрешенной максимальной массы согласно официальным данным о транспортном средстве, а именно массы, указанной в техническом паспорте транспортного средства, при каждом обращении за разрешением на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Таким образом, вы обязаны платить государственную пошлину 2 раза в год. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, хранятся в УП "Белтехосмотр".

"Автомобиль-такси проходит техосмотр 2 раза в год, вес 2100 кг. Каков размер пошлины?"

Если автомобиль принадлежит организации, то государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении за автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу более 2 тонн, но не более 3 тонн, составит 9 базовых величин, если физическому лицу - 7 базовых величин.

Но если транспортное средство, год выпуска которого совпадает с годом его государственной регистрации, а также с года выпуска которого прошло менее десяти лет (включая год выпуска), прохождение государственного технического осмотра в отношении которого предусмотрено через двадцать четыре месяца после проведения последнего государственного технического осмотра, то государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении уплачивается по ставке, увеличенной на коэффициент 2.

Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должна быть уплачена в размере, установленном п.112 Приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, исходя из разрешенной максимальной массы согласно официальным данным о транспортном средстве, а именно массы, указанной в техническом паспорте транспортного средства, при каждом обращении за разрешением на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

 

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/158876_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...