Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Чтобы при ДТП за границей не маяться: нюансы "зеленой карты" и история одного ДТП

32349
32349
Автобизнес

Майские праздники многих белорусов зовут в путешествие на автомобиле за границу. Длинные выходные, первое настоящее тепло, цветущая весна в городах и весях... Но что делать, если что-то пошло не так и за рубежом произошло ДТП, участником которого стал автомобиль из Беларуси? 

Вести о ДТП с участием белорусов периодически приходят из Польши, Украины, Литвы, России (в основном они случаются на трассе М1 в Смоленской и Московской областях). В Белорусском бюро по транспортному страхованию аbw.by рассказали, что сегодня белорусы чаще всего попадают в аварии в России. В два раза чаще, чем в Польше, которая на втором месте. Но если в Польше обычно происходят ДТП с участием дальнобойщиков, то в России это физические лица.

Каждый выезжающий за границу белорус должен оформить "зеленую карту". Существует три вида полисов "зеленая карта": для поездок во все страны - они самые дорогие; для поездок в Украину или Молдову - их стоимость ниже; для поездок в Россию - по цене они между Европой и Украиной с Молдовой. Минимальный срок, на который можно купить "зеленую карту", - 15 дней, максимальный - 1 год.

"Зеленая карта" - это не страхование здоровья, жизни, собственного автомобиля или перевозимого имущества, а страхование гражданской ответственности владельца перед третьими лицами. То есть владелец автомобиля договаривается со страховщиком о том, что если возникнет третье лицо, потерпевший, и водитель данного автомобиля будет причинителем вреда, то выплата будет произведена потерпевшему.

Если по вашей вине за рубежом случится авария, то все убытки (ущерб, нанесенный вашим автомобилем), кроме штрафов, за вас покрывает страховая компания. Ваш автомобиль при этом не является застрахованным. То есть этот договор не защищает автомобиль от ущерба или угона.

К слову, Беларусь в системе "Зеленая карта" - с 2003 года, Россия - с 2009-го. По нашим законам белорус, выезжая из страны, должен иметь "зеленую карту", купленную у белорусских страховщиков. Страны, входящие в систему "Зеленая карта", - Австрия, Албания, Андорра, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Марокко, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Черногория, Словакия, Словения, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. На данный момент в систему "Зеленая карта" входят 45 стран.

Если белорус виновен в ДТП

"Зеленая карта" состоит из нескольких листов, на втором написано "копия". Если в ДТП виноват белорус, он вручает потерпевшему копию своей "зеленой карты" или дает ему возможность переписать номер документа. Оригинал всегда остается у водителя, даже после того как закончится срок действия данного вида страхования, если имело место ДТП. С точки зрения возмещения вреда по данному виду страхования все формальности выполнены, можно ехать дальше.

Следует вызвать и дорожную полицию. Она может не выехать - это зависит от законодательства конкретной страны: в какой-то стране выезжают обязательно, в какой-то выезжают только на тяжелые ДТП.

Если белорус пострадал в ДТП

Если в России произошло ДТП и белорус, владелец "зеленой карты", пострадал, следует обращаться в российскую страховую организацию, застраховавшую ответственность причинителя вреда, или в Российский союз автостраховщиков, если причинитель вреда застраховал свою ответственность по "зеленой карте".

К каждой "зеленой карте" белорусские страховщики выдают своим страхователям памятки, в которых перечислены рекомендации по данной ситуации:

- вызвать сотрудников дорожной полиции на место ДТП;
- сфотографировать обстоятельства ДТП и повреждения обоих автомобилей;
- записать номерные знаки автомобилей - участников ДТП, сведения о договорах обязательного страхования ответственности в отношении данных автомобилей;
- сохранить все документы, подтверждающие расходы в связи с ДТП;
- обратиться с заявлением и вопросами о своих действиях в соответствующую организацию еще до выезда с территории данной страны и далее действовать с учетом ее рекомендаций. На обороте "зеленой карты" указаны номера телефонов бюро стран, которые могут дать исчерпывающие ответы на все вопросы касательно возмещения вреда, причиненного на территории той страны, где произошло ДТП.

Оригинал "зеленой карты" рекомендуется сохранять и после поездки.

О документах

Законодательством разных стран - участниц системы "Зеленая карта" могут быть предусмотрены разные документы, которые необходимо представить потерпевшему для того, чтобы страховщик мог принять решение о выплате страхового возмещения. Поэтому с вопросами о порядке урегулирования ДТП лучше всего обращаться непосредственно в организацию, которая уполномочена решать вопрос о выплате страхового возмещения.

Как отметили в Белорусском бюро по транспортному страхованию, "довольно типичная ситуация - белорусский гражданин, ставший участником ДТП на территории иностранного государства, обращается в Белорусское бюро с вопросом о том, какие действия ему необходимо предпринять, чтобы получить возмещение вреда, причиненного его автомобилю. При этом он не может назвать ни регистрационный номер автомобиля второго участника ДТП, ни сведения о договоре обязательного страхования ответственности в отношении данного автомобиля. Поскольку без такого минимального набора информации невозможно установить, была ли застрахована ответственность причинителя вреда, в какой страховой организации, то, к сожалению, в данном случае потерпевшему ничем нельзя помочь. Поэтому еще раз обращаем внимание на необходимость записать номерные знаки автомобилей - участников ДТП и сведения о договорах обязательного страхования ответственности в отношении данных автомобилей".

О тарифах

Почему разнятся тарифы по "зеленой карте" для поездок в Россию, Украину с Молдовой и страны Европы?

Дело в том, что они рассчитывались исходя из того, какой вред виновник ДТП может причинить в каждом из регионов, учитывалась вероятность возникновения ДТП на этой территории. В Европе страховые риски очень большие, поэтому для поездок туда тариф страхования должен быть больше. В России и Украине риски, как и уровень жизни, ниже, страховое покрытие меньше, поэтому и тарифы дешевле.

К примеру, в Беларуси лимит ответственности составляет 10.000 евро. Это максимум, чем рискует водитель. В Европе же он может "попасть" и на 100.000, и на 300.000 евро, а в некоторых странах, например во Франции, Великобритании, Финляндии, Люксембурге, Ирландии, Израиле, Норвегии и других, лимит выплат вообще ничем не ограничен. Это означает, что если суд признает необходимость пожизненного содержания семьи пострадавшего, то страховой компании придется его оплатить.

Поэтому "зеленая карта" - это очень серьезная защита. И страховая компания берет на себя очень серьезный убыток, но при этом человек освобождается от этого убытка.

Как заключить договор "зеленая карта"

При заключении договора страхования "зеленая карта" необходимо иметь при себе технический паспорт на транспортное средство либо его ксерокопию. Оплата страхового взноса производится единовременно в евро или долларах США. Курс евро на 7 мая (Нацбанк) - 11.360. Соответственно минимальная страховка (на 15 дней в пересчете на белорусские рубли) сегодня обойдется:

- для выезжающих в Украину или Молдову - 5 евро (56.800 руб.),
- для выезжающих во все страны системы "Зеленая карта" - 30 евро (340.800 руб.)
- для выезжающих в Россию - 10 евро (113.600 руб.).

Размеры страховых взносов "зеленая карта" (в евро) для легковых авто (до 8 мест включительно, не считая места водителя):

- для выезжающих во все страны системы "Зеленая карта" (утв. указом Президента РБ от 25.08.2006 №531 в редакции указа от 4.12.2008 №663):

15 дней - 30 евро;
1 месяц - 50 евро;
2 месяца - 100 евро;
3 месяца - 145 евро;
4 месяца - 190 евро;
5 месяцев - 225 евро;
6 месяцев - 230 евро;

7 месяцев - 290 евро;
8 месяцев - 295 евро;
9 месяцев - 305 евро;
10 месяцев - 360 евро;
11 месяцев - 410 евро;
12 месяцев - 425 евро;

- для выезжающих в Молдову  и  Украину (в ред. указа Президента РБ от 4.12.2008 №663):

15 дней - 5 евро;
1 месяц - 10 евро;
2 месяца - 15 евро;
3 месяца - 25 евро;
4 месяца - 35 евро;
5 месяцев - 40 евро;
6 месяцев - 45 евро;
7 месяцев - 50 евро;
8 месяцев - 55 евро;
9 месяцев - 60 евро;
10 месяцев - 65 евро;
11 месяцев - 70 евро;
12 месяцев - 75 евро;

- для выезжающих в Россию (утв. указом Президента РБ от 16.04.2009 №205):

15 дней - 10 евро;
1 месяц - 19 евро;
2 месяца - 35 евро;
3 месяца - 49 евро;
4 месяца - 60 евро;
5 месяцев - 70 евро;
6 месяцев - 79 евро;
7 месяцев - 86 евро;
8 месяцев - 92 евро;
9 месяцев - 97 евро;
10 месяцев - 101 евро;
11 месяцев - 105 евро;
12 месяцев - 108 евро.

Если белорус, выезжая за границу, имеет еще и договор КАСКО, то, можно сказать, он находится под двойной защитой, хотя это и два разных вида страхования. КАСКО - добровольный вид страхования, по которому страхуются автомобили. "Зеленая карта" - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС. При наличии договора КАСКО в случае аварии можно обратиться в свою страховую компанию, заключившую такой договор, - выплату произведет именно она и потом уже самостоятельно уладит вопрос со страховой виновника. Если потерпевший с заявлением о выплате страхового возмещения обращается по обязательному страхованию и страхового возмещения недостаточно, то впоследствии он может обратиться и по КАСКО. Страховая компания выплатит недостающую сумму. Но двойную выплату – и по обязательному, и по добровольному страхованию - получить не удастся. А если удастся, то это почти страховое мошенничество.

 История одного ДТП в Польше

Свою историю ДТП за границей abw.by рассказала Анастасия. Вместе с супругом они ехали к друзьям в город Висмар на побережье Германии. Впрочем, в том ДТП виновным оказался другой водитель, поэтому "зеленой картой" воспользоваться не пришлось. Но в любом ДТП приятного мало.

- Все случилось в Гданьске, на территории, прилегающей к гипермаркету "Ашан", - рассказывает Анастасия. - Мы ехали по парковке гипермаркета. Молодой поляк за рулем Fiat проигнорировал знак "Уступи дорогу" и, что называется, со всей дури ударил наш BMW X5 в заднее правое колесо. Удар был такой силы, что оба автомобиля не могли сдвинуться с места. Это, к слову, и помешало виновнику ДТП уехать с места происшествия, хотя он и порывался.

Мы путешествовали, и хорошо, что с нами в автомобиле была женщина-гид. Она переговорила с виновником ДТП, он сказал, что у него есть страховка. Сам он был в состоянии шока и только хватался за голову.

К тому моменту возле нас собралась толпа зевак. На наше счастье, в толпе оказалась женщина, которая неплохо говорила по-русски. Она сказала, что у нее есть знакомый, который держит СТО в 20 километрах от Гданьска. Мы не знали, что предпринять, и приняли ее предложение - других вариантов у нас не было.

Конечно, вызвали полицейских. Они однозначно определили виновника ДТП, оформили акт о ДТП, но сказали, что завтра нам нужно подъехать в участок для окончательного оформления документов, что мы потом и сделали. Пока же позвонили на СТО и стали ждать эвакуатор. Он приехал довольно быстро, еще была легковушка от СТО, мы в нее сели и поехали на место ремонта. На СТО мы оформили все документы для ремонта, связались с представителями страховой компании виновника ДТП, как сейчас помню, она называлась "Альянс". Хотя, надо сказать, напрямую в процессе мы почти не участвовали - СТО и "Альянс" решали вопросы между собой.

У нашей BMW, как выяснилось, были серьезные повреждения. Попросту говоря, правое заднее колесо вогнулось и не имело опоры, была задета подвеска, согнуты рычаги, поврежден бампер, арка и не только. Нам сказали, что все отремонтируют за 4 дня. Честно говоря, в это слабо верилось, тем более что СТО не специализировалась только на BMW.
 
Мы сняли гостиницу, переночевали. СТО нам предоставила подменный автомобиль Seat Leon, и мы на нем поехали дальше в Висмар, оставив BMW чиниться. Надо сказать, что работники СТО помогли нам написать ходатайство в страховую компанию с просьбой компенсировать расходы на проживание в гостинице и стоимость аренды Seat, делая упор на то, что в результате ДТП у нас пропал день отпуска и возникли непредвиденные расходы: пришлось потратиться на аренду авто и жилье. Еще один нюанс - эту компенсацию "Альянс" мог выплатить только перечислением на банковскую карточку. Надо сказать, что потом мы еще где-то полгода "теребили" представителя СТО, как сейчас помню, его звали Михаил Шемечко, который обещал урегулировать этот вопрос с "Альянсом". Он каждый раз говорил: да-да, вот-вот, конечно-конечно... Но денег нам так никто и не перевел, в конце концов мы махнули на все это рукой.

Как и договаривались, через 4 дня мы вернулись. И не поверили своим глазам! Наша BMW была как новая. Качество ремонта было очень хорошим. Как оказалось, мастера заказали все новые запчасти на заводе BMW и установили их, ничего не восстанавливали. Но был и нюанс - задняя правая фара с небольшим сколом. "Альянс" отказался за нее платить, ссылаясь на то, что этот дефект был и ранее. На самом деле он возник при ДТП, с чем согласилась и СТО. Но вступать в препирательства со страховой компанией мы не стали.

Что можно посоветовать тем, кто попадает в ДТП за границей? Конечно же, вызывать полицию. В нашем случае нам повезло, что в толпе зевак оказалась женщина, которая посоветовала СТО. Ремонт автомобиля и вправду был сделан отлично. В Минске мы еще катались на BMW год и потом его продали. Ничего переделывать не пришлось...

ABW.BY

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль