Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Семь "пятерок": во что превратилась BMW пятой серии за полвека

19612 29 4
19612 29 4

В нынешнем году исполняется 50 лет с момента появления одной из эпохальных моделей в ряду BMW – седана с заводским индексом E12, с которого, собственно, в лексикон баварского автогиганта вошло понятие "серий". Сама же идея создания пятиместного седана средних размеров "со спортивной ходовой частью и мощным двигателем" у BMW возникла еще в конце 50-х годов.

"Допятерочная" эра

Маркетинговые стратеги назвали перспективный автомобиль "новым классом" (Neue Klasse) – так в 1961 году на свет появился седан BMW 1500. В его разработке принимал участие Джованни Микелотти, а рядная 80-сильная "четверка" под капотом разгоняла седан до 150 км/ч.

Год спустя после начала производства 1500 на рынок вышла вторая модель, оснащенная 1,8-литровым двигателем (90 л.с.) – BMW 1800. В 1964 и 1966 году последовали BMW 1600 и 2000, а в 1969 году появилась топ-модель "нового класса" с индексом 2000 tii. До завершения производства в 1972 году семейство "нового класса" стало самой успешной модельной серией BMW – с конвейера завода в Мюнхене сошло 329.626 седанов. "Новый класс" заложил фундамент для последующей модели – более крупной и престижной пятой серии.

1972 год: начало пути

Первое поколение пятой серии с заводским индексом E12 было представлено на выставке IAA 1972 года во Франкфурте. Это были седаны 520 и 520i, в обозначении которых первая цифра обозначала тип автомобиля, а вторая и третья – объем двигателя (это были новые "четверки" с полусферическими камерами сгорания и мощностью 115 и 130 л.с.). По сравнению с моделями "нового класса" кузов "пятерки" обеспечивал более высокий уровень пассивной безопасности (передняя и задняя сминаемые зоны деформации были рассчитаны на компьютере).

Передняя независимая подвеска на поперечных рычагах с тяговыми растяжками и стабилизатором располагала амортизационными стойками, отведенными назад под углом 12 градусов. Сзади использовалась подвеска на диагональных рычагах.

Спустя год на рынок вышла модификация 525 с шестицилиндровым двигателем, а в 1975 году последовала версия 528 (165 л.с.). Летом 1974 года был освоен выпуск начальной версии 518 (90 л.с.).

В 1977 году внешний вид модельного ряда E12 подвергся детальному обновлению. Кроме того, седан 520 получил новый шестицилиндровый двигатель с двухкамерным карбюратором с горизонтальным потоком и мощностью 122 л.с. Новой топ-моделью стала 528i с 176-сильным мотором (в 1978 году отдачу подняли до 184 л.с.). Это была первая "пятерка" BMW, которая смогла перейти магическую для седанов того времени скоростную отметку в 200 км/ч. В особенности для рынка в США, где законы по токсичности выхлопов становились все строже, с осени 1974 года появился трехлитровый вариант 530i.

В 1979 году появилась версия M535i, разработанная в основанном в 1972 году подразделении Motorsport GmbH. В движение он приводился 3,5-литровой атмосферной "шестеркой" мощностью 218 л.с., в паре с 5-ступенчатой "механикой" разгонявшей седан до 100 км/ч за 7,2 секунды. Тираж M535i составил 1410 экземпляров. Выпуск первого поколения пятой серии прекратился в 1982 году: было произведено почти 700.000 машин, более половины из которых пошла на экспорт.

1981 год: второй пошел! Дизель заказывали?

Летом 1981 года BMW представила прессе в Мюнхене наследника E12 – E28. Благодаря целенаправленному использованию облегченных материалов массу "пятерки" удалось снизить на 60-90 кг. Сглаженная форма кузова и клинообразная форма с поднятой кормой позволили уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления по сравнению с прежней моделью на 12% (до 0,385).

На рынок E28 вышла сразу с четырьмя разными по мощности версиями: карбюраторная 518i (90 л.с.) и три шестицилиндровых двигателя под капотом 520i, 525i и 528i с мощностью 125, 150 и 184 л.с. Модель BMW 520i с повышенной до 9,8:1 степенью сжатия считалась самым экономичным шестицилиндровым автомобилем в своем классе. Уровень пассивной безопасности удалось поднять на еще более высокий уровень, а в списке опций были АБС и бортовой компьютер.

Двухшарнирная передняя подвеска на амортизационных стойках с наклонными и смещенными относительно оси амортизаторов пружинами была позаимствована у седьмой серии. Задняя подвеска была полностью переработана. В 1983 году в ряду пятой серии появились два новых варианта – особо экономичный 525e и 524td, первая серийная модель BMW на солярке.

2,4-литровый турбодизель развивал 115 л.с. и расходовал 7,1 л на 100 км пути. Разгон до 100 км/ч у дизельной "пятерки" занимал 13,5 секунды, максимальная скорость достигала 180 км/ч.

В 1984 году небольшой серией был выпущен первый M5, ставший на то время одним из самых быстрых седанов в мире. Располагая рядной 286-сильной "шестеркой" с 4 клапанами на цилиндр, он мог разгоняться до 100 км/ч примерно за 6 секунд. После семи лет производства серии E28, которая поставила очередной рекорд продаж (более 722.000 автомобилей), ей пришло на смену третье поколение пятой серии – машину с индексом E34 представили в январе 1988 года.

1988 год: третий выход – впервые и в кузове универсал

Увеличившийся в габаритах кузов обеспечивал больше места в салоне и отличался улучшенным коэффициентом аэродинамического сопротивления (от 0,3 до 0,32 в зависимости от модификации). Ходовую часть E34 (двухтрубные газонаполненные амортизаторы и двухшарнирная передняя подвеска) позаимствовала у флагманской седьмой серии. Тормозную систему с укрупненными дисками адаптировали к возросшей мощности двигателей – выпуск E34 начался только с шестицилиндровых вариантов (с отдачей от 115 л.с. на 524td до 218 л.с. у 535i).

Позже подоспели и другие варианты. Летом 1988 года появился новый M5, получивший 315-сильный двигатель с 4 клапанами на цилиндр и системой управления Bosch Motronic. С 1992 года у него увеличился ход поршней и выросла степень сжатия, что позволило поднять мощность до 340 л.с. В 1991 году в гамме появился турбодизель объемом 2,5 л, с охладителем наддувочного воздуха и мощностью 143 л.с.

С 1992 модельного года BMW штатно оснащает все свои автомобили АБС, а на E34 ее можно было дополнить системой стабилизации. Вместе с выходом 525iX у пятой серии появляется и полный привод, также покупателям предложен вариант в кузове универсал (Touring), включая и "заряженный" M5.

По желанию эти модели можно было заказать с двойной подъемно-сдвижной крышкой люка. Год спустя на пятую серию начали устанавливать V8, взятые у "семерки". Силовые агрегаты объемом 3 л и 4 л развивали 218 и 286 л.с. Всего было продано более 1,3 миллиона автомобилей серии E34.

1995 год: с алюминиевой подвеской!

В 1995 году на автосалоне во Франкфурте дебютировало четвертое поколение пятой серии (E39). Седан подрос во всех направлениях и первым из крупносерийных автомобилей в мире получил ходовую часть, которая практически целиком была изготовлена из алюминия.

Чтобы снижение массы пошло на пользу ходовым качествам, конструкция включала расположенную спереди рулевую рейку и подвеску с тяговыми растяжками и амортизационными стойками. Запатентованная интегральная задняя подвеска могла оснащаться пневмоэлементами.

С самого начала "пятерки" серии E39 комплектовались шестицилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями мощностью от 150 до 193 л.с. В конце 1996 года свет увидели версии с V8. Топ-моделью серии стал выпущенный в 1998 году новый M5, оснащенный пятилитровым мотором мощностью 400 л.с. с индивидуальными дроссельными заслонками с электронным управлением.

В 1997 году BMW предложила легкобронированную версию 540i Protection – седан, кузов которого от огнестрельного оружия защищало арамидное волокно и бронестекло, весил всего на 165 кг больше обычной версии. В 1999 году на рынок вышел четырехцилиндровый вариант 520d. Продажи "пятерки" в кузове E39 составили более 1,4 миллиона единиц.

2003 год: с прогрессивными опциями

В 2003 году на рынок вышло пятое поколение "пятерки" с заводским обозначением E60. Масса автомобиля уменьшилась (до 75 кг в зависимости от модификации), седан стал просторнее и комфортнее внутри и получил ряд новых опций, среди которых поворотные фары, проекционный дисплей, система ночного видения и адаптивный круиз-контроль. Среди прочих новшеств – активное рулевое управление, система компенсации кренов Dynamic Drive и комплекс iDrive.

Широкая гамма двигателей включала дизельные и бензиновые агрегаты мощностью от 170 до 367 л.с. (столько развивал V8 у модификации 550i). В 2005 году на базе E60 появилось четвертое поколение M5, гордостью которой стал пятилитровый двигатель V10 (507 л.с.), в пару которому полагалась 7-ступенчатая секвентальная коробка передач SMG.

2009 год: хэтчбек и "гибрид" в придачу

В 2009 году состоялась премьера шестого по счету поколения седана пятой серии (индекс F10). Он был создан на укороченном шасси седьмой серии (передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, подруливающая задняя ось и электроусилитель руля). В моторной гамме – четырех- и шестицилиндровые бензиновые агрегаты и турбодизеля и 407-сильный битурбо-V8 4.4 у топ-версии.

Модельное семейство включало также хэтчбек 5 Series Gran Turismo и гибридную версию 5 ActiveHybrid, дебютировавшую в 2011 году и оснащенную тандемом турбо-"шестерки" 3.0 и 55-сильного электромотора (в сумме 335 л.с.). По паспорту средний расход у 5 ActiveHybrid составлял 6,4 л/100 км. Осенью 2011 года был представлен и новый M5, сменивший V10 под капотом на 560-сильный V8 с двумя турбинами. В 2013 году прошло плавное обновление семейства пятой серии.

2016 год: максимум электронных помощников

Наконец, нынешнее, седьмое по счету поколение "пятерки" с индексом G30 было представлено в 2016 году. За основу была взята фирменная архитектура CLAR с использованием алюминия и сталей высокопрочных сортов. Седан стал крупнее и вместительнее предшественника, а в салоне появилась система iDrive следующего поколения.

Всевозможных электронных помощников (система удержания автомобиля в полосе с активной защитой от боковых столкновений, дистанционная парковка с помощью ключа и так далее) стало еще больше, а в моторной гамме появились двигатели новой модульной линейки EfficientDynamics. Весной 2020 года "пятерка" была модернизирована – и она также побывала на нашем тест-драйве. А в начале прошлого года баварцы показали свой самый мощный серийный седан – это M5 CS с 635-сильным V8, за основу которого взята и без того "злая" и обновленная летом 2020 года модификация M5 Competition.

Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
29 комментариев
3

Друзья, берегите свои БМВ, Мерсы, Форды, ФВ, Пыжики и прочие иномарки, потому как пересаживаться даже с 20 летней иномарки на ломучий, гремучий зато новый жигуль без авс, подушек, гидроусилителя, кондея, на веслах - так себе удовольствие.

5

Класс-Мюнхен рулит.
А как не давно было-E34 525tds универсал -УХ время летит.

9

Когда кругом еще одни Жигули и Москвичи...а ты рассекаешь на Е 28!!!....хорошо быть первым парнем на деревне!:)...и то что она служебная была,девушкам рассказывать совсем не обязательно)))...

4

Как то поговим с таксистом в Гурзуфе(Крым не наш)-мол за 5 ку отдал 5000$ ,а он, и я в районе 5 отдавал за Свою 5 ку.Не понял?Так у вас цены выше- Танкист,tак я же про Жыгулини.Тфу ты.

3

у меня Е34 524 седан. Руки постоянно в масле. Раньше дизеля не к чёрту.

4

Сколько ему лет? Теперешних до такого возраста не доживёт ни один!

2

10 лет было. проблемы с головой были. купить хорошую было проблемой. все вареные или шлифованые . раньше не было таких сплавов как теперь. Сейчас по железу моторы хорошие

5

Шобы не были грязные руки нада имнть светлую галаву! :-))

8

Возил доярок по гродненскому колхозу на дизялечке-универсале

16

БМВ - так себе авто,не очень.

4

Надеюсь тебя никто не прочитает

3

НЕвысокатихналагичны?

2

Спасибо за статью, ведь можете же!
Все поколения 5-ок - отличные автомобили, о каждом из которых мечтало большинство современников.
Интересно наблюдать и развитие модели - это эволюция, а не копание в гное, как в случае вялотекущего процесса от 2101 до Гранты.

3

Как то вяло лизнули.... про 5 серию уж столько статей было-счесть не перечесть.....

3

Друзья, берегите свои БМВ, Мерсы, Форды, ФВ, Пыжики и прочие иномарки, потому как пересаживаться даже с 20 летней иномарки на ломучий, гремучий зато новый жигуль без авс, подушек, гидроусилителя, кондея, на веслах - так себе удовольствие.

0

ездить на 20 летнем авто - также зашквар... норм обслуживать - дорого для большинства... Так ч

3

G30 рестайл чудо как хорош и, видимо, останется "последним настоящим" эпохи ДВС. С содроганием жду нового поколения в нынешнем корпоративном стиле с двухэтажной оптикой и "ноздрями" в форме то ли свиного рыла, то ли жо.ы, извините.

2

Согласен с вами. Стиль бмв пошёл куда то не туда, как в свое время с е60.

3

Вот что для себя отметил: с выходом каждой новой модели БМВ, новое поколение мне нравится меньше предыдущих, иногда вообще не нравится. А спустя два-три года начинают нравиться! Предполагаю, что дизайн БМВ куда более прогрессивный, чем моё восприятие.
Может и у вас так?

3

От тута согласен!Всегда уважал немецкие авто за СТРОГОСТЬ линий.Ныне ноздри у БМЫ как ж..па бегемота! Абы што! :-))

0

Забыли написать е28 524тд в 86 году был самый быстрый дизель в мире.. И кстати опций там было намного больше.. У моей е28 86 года есть и абс и кондиционер с полным элекропакетом

1

Как тебе повезло.

2

G30 нравится больше всего, е39 тоже ничего, но на сегодняшний день уже слишком устарела.
Е60 полнейшее уродство. Помню как только вышло это поколение, сам себе внушал, что машина то красивая, просто я в этом ничего не понимаю. Прошло время - нет, все таки это самая уродливая 5-ка из всех, при том как снаружи, так и внутри. Но проекция на лобовое в 2003, это было нечто.
Вообще, в плане применения технологий, BMW если не лидер, то очень близко. Разве что Мерседес может составить достойную конкуренцию.

2

На мой взгляд , в плане дизайна у БМВ особенно получаются туринги , то бишь универсалы . F10 и Е34 очень гармоничные и ладна скроенные .

6

Интересная история прогресса. Почти такая же, как у 2101 - 2107

1

БМВ всегда останется БМВ!Вот если так,душевненько,то Е 39 в седане.Классная!!Очень жаль что эту машину придумали не мы!((

0

если бы эту машину придумали "мы", то получилась бы "буханка"

  • Войти или создать профиль