Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Первая после войны. Как Skoda Tudor поднимала чешский автопром с колен

7465 30 1

Фото Skoda и Wikimedia.org

7465 30 1
Максим Аблов

Фото Skoda и Wikimedia.org

Без малого 75 лет назад Skoda начала выпуск своей первой послевоенной модели – 1101 Tudor. По сути, она открыла новую главу в истории чешской компании. Автобизнес вспоминает автомобиль, который занимает почетное место в ряду Skoda.

Наследник Rapid

Производство первой Skoda послевоенной эпохи находилось в ведении государственной компании AZNP (сокращение от Automobilové závody, národní podnik, в переводе Национальное предприятие заводов автомобилей), в состав которой входила чешская марка. Выпуск 1101 Tudor был освоен сразу на трех заводах чешского производителя.

После войны автомобильное предприятие из Млада-Болеслава было национализировано, отделено от машиностроительной Skoda из города Пльзень, но расширено за счет фабрик в городах Квасины и Врхлаби, которые сразу же подключились к производству новой модели (там изготавливали кузова). Первый экземпляр 1101 Tudor сошел с конвейера завода в Млада-Болеславе в мае 1946 года.

Новинка стала преемником успешных довоенных моделей чешской марки Popular и Rapid, став при этом еще популярнее предшественников. От них Tudor отличался не только более современным дизайном кузова. Так, в числе прочего автомобиль получил гидравлические амортизаторы на передней оси, сделавшие его поведение на ходу более комфортным. До войны на массовых моделях чешской марки применялись механические амортизаторы, иногда конструкторы и вовсе обходились многолистовыми рессорами.

Шерсть для шумоизоляции и "мокрые" гильзы

Кузов Tudor, как и у предыдущих моделей, был сделан на деревянном каркасе, но отличался улучшенной шумоизоляцией, для которой использовались натуральные звукопоглощающие материалы, например, шерсть. Но самое, пожалуй, удивительное заключалось в том, что Skoda, пережившая оккупацию, а в самом конце войны еще и бомбежку предприятия, вообще смогла представить в 1946 году новую модель. Впрочем, работу над проектом 1101 чешские инженеры начали еще во время оккупации, не посвящая посторонних в процесс. Они верили, что война закончится, а Чехословакии, вернувшейся к мирной жизни, понадобится новая модель.

В основе конструкции "Тудора" была жесткая и относительно легкая хребтовая рама, применявшаяся на автомобилях чешской марки с середины 1930-х годов. Центральный элемент такой рамы – прочная труба, внутри которой находился карданный вал, по которому к задним колесам передавался крутящий момент от распложенного спереди двигателя. Четырехцилиндровый бензиновый агрегат с верхним расположением клапанов объемом 1,1 л развивал мощность 32 л.с. при 4600 об/мин. Мотор имел "мокрые" гильзы цилиндров (их наружная поверхность омывалась охлаждающей жидкостью), которые легко менялись, что обеспечивало простоту ремонта.

Базовая четырехместная версия с двухдверным закрытым кузовом (длина 4,05 м, ширина 1,50 м, высота 1,52 м) имела снаряженную массу 940 кг. Автомобиль развивал максимальную скорость 100 км/ч (неплохой показатель для массовой модели того времени) и отличался скромным расходом топлива – в среднем 8 л на 100 км. Механическая коробка Tudor имела 4 ступени с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах. Дорожный просвет был равен 20 см и в сочетании с крупными 16-дюймовыми колесами и выносливым шасси позволял модели уверенно передвигаться на легком бездорожье.

Название Tudor хоть и напоминает об известной королевской династии, но отношения к ней, естественно, не имеет. Однако с Англией все равно связано: Tudor – это производное от английского two-door, то есть "две двери". Базовая версия, с которой все начиналось, имела всего две двери, которые, кстати, открывались по довоенной моде – против хода движения. Автомобиль при этом был четырехместным – для прохода на задний ряд надо было откинуть движением руки спинку одного из передних сидений.

При этом в Skoda знали, что залог успешных продаж – разнообразие модельного ряда. Так что неудивительно, что к первоначальной двухдверной версии вскоре была добавлена четырехдверная модификация. Задние двери открывались по-современному – по ходу движения.

Помимо этого, модельный ряд пополнился двумя открытыми автомобилями. У седана-кабриолета (в вариантах с двумя и четырьмя дверями) откидывалась верхняя мягкая часть крыши, а две высокие рамочные двери оставались на месте (у советской "Победы" был похожий открытый вариант).

Еще элегантнее выглядел родстер с низкими дверями без рамок и эффектной формой багажника, который имел посадочную формулу "2+2" (задние места были условными). Родстеры стали самыми малочисленными представителями семейства и появились в 1948 году, когда Tudor обновился – в производство запустили серию 1102.

Изменения в основном были косметическими и касались передней части кузова (проще всего 1101 отличить от 1102 можно было по оформлению решетки радиатора и бамперу). В салоне рычаг управления коробки передач убрали с пола и поставили на рулевую колонку, тем самым добавив места в ногах водителя и переднего пассажира.

Были среди "Тудоров" и трехдверные версии – самые практичные, фургоны и универсалы (STW, Station Wagon). Они располагали складывающимися сиденьями заднего ряда, благодаря которым объем багажного пространства увеличивался до 1490 мм в длину и 1380 мм в ширину.

Помимо гражданских модификаций Skoda выпускала и специальную версию Tudor, предназначенную для армии и силовых структур. Речь идет о версиях 1101 P (сокращение от pohotovostní, то есть "боевая готовность") и 1101 VO (vojenský otevřený, "военный открытый"). При опущенном матерчатом верхе и со снятыми дверями в автомобиль можно было запрыгивать на ходу.

Армейский Tudor был мало похож на гражданский вариант. С виду – типичный армейский внедорожник той поры, но привод у него был только задним. Дверей у военной машины насчитывалось четыре, все открывались по ходу движения и легко снимались. С 1948-го по 1951 год было выпущено около 4237 военных "Тудоров". Они распределялись по госзаказам внутри Чехословакии и поставлялись на внешние рынки, среди которых был, например, только появившийся на политической карте мира Израиль. Также автомобили использовались вооруженными силами Португалии, Саудовской Аравии и Египта.

Мировое признание

1101 поступила в продажу в мае 1946 года. В Чехословакии автомобиль оценивался в 67.700 крон. Шины при этом оплачивались отдельно – после войны резина была в дефиците. Кроме того, для приобретения автомобиля необходимо было иметь специальное разрешение – в условиях сложной экономической ситуации наличие у потенциального клиента денег и желания совершить покупку не являлось достаточным.

Большое разнообразие модификаций Tudor привело к интересной ситуации. Несмотря на рестайлинг 1948 года, когда появилась модель 1102, машины на базе 1101 продолжали выпускаться и даже пережили версии с обновленной внешностью.

Всего в 1946-1952 годах было произведено 66.904 автомобиля в гражданских модификациях, причем почти две трети из них отправились на экспорт. И если в 1947-м заказы поступили из 36 стран, то четыре года спустя это число увеличилось до 76.

Важнейшими рынками для марки стали Польша, Нидерланды, Бельгия и ФРГ. Также модель пользовалась успехом в Австралии, Бразилии, Индии, Южно-Африканском Союзе и Канаде.

Автоспорта не чурались

На счету Skoda Tudor – многочисленные победы на гоночных трассах по всему миру. Так, 11 июля 1948 года на 24-часовой гонке в бельгийском Спа три автомобиля Tudor, выставленные на старт местной компанией-импортером Healers, одержали впечатляющую победу в своем классе. Несмотря на продолжительный ливень, автомобили успешно добрались до финиша, преодолев 1972 км. В той гонке команда не тратила лишнего времени на дозаправку благодаря 55-литровому баку Tudor и умеренному расходу топлива, который при средней скорости 82,16 км/ч составлял 8,1 л / 100 км. Лишь половина из стартовавших в гонке автомобилей смогла добраться до финиша 24-часового марафона.

В Европе заводская команда Skoda в составе Вацлава Бобека, Ярослава Нетушила, Виктора Крупички и Мирослава Фусека неоднократно выигрывала ралли, включая швейцарское Swiss Rally Interlaken, австрийское Austrian Alpine Rally и польскую 2649-километровую гонку Raid Polski. Все перечисленные выше победы были достигнуты на автомобилях, близких по конструкции к серийным. Но были и специальные спортивные версии, созданные на основе Tudor, – Sport и 966 Supersport, о которых Автобизнес рассказывал в отдельном материале.

Наследницами серии 1101/1102 в 1952 году стали модели Skoda 1200 и затем 1201. В отличие от "Тудоров" они уже имели цельнометаллические кузова, сделанные без использования деревянного каркаса, правда, хребтовая рама как основа конструкции сохранилась.

Неожиданный потомок

История Tudor получила интересное продолжение в 2002 году, когда на Женевском автосалоне Skoda показала концептуальное купе красного цвета. Ходили разговоры, что для серийного купе Tudor будет предлагаться двигатель V6 мощностью 193 л.с. или даже V8 мощностью 250 л.с., однако в серию тот концепт так и не пошел.

 

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
30 комментариев
1

Молодцы чехи.Уважаю братьев-славян.
До войны маленький славянский народ не уступал в технологиях "истинным арийцам".
И даже после войны ещё продавал немцам автомобили.Респект!

1

Молодцы чехи.Уважаю братьев-славян.
До войны маленький славянский народ не уступал в технологиях "истинным арийцам".
И даже после войны ещё продавал немцам автомобили.Респект!

4

Чехи - те ещё евреи! Продавали военные версии своих шкод в Израиль, Египет и всем остальным странам на ближнем востоке. Прям как наши - и армянам и азербайджанцам!))

1

Нынче "чехами" чеченцев называют, а у любой нации есть что то от евреев. И белорусы от них недалеко таки ушли, особенно кто из Бобруйска.

2

все нации начались с клачка зямли и исус был белорусом с виснушками, это потом все остальные образовались

2

Антисемитизм - одна из основных среп запоребрикового народца. А как вы оцените продажу зерна и руды совками нацистской Германии, когда Вторая Мировая уже во всю шла? А как оцените продажу вакцины от полиоммелита, которую совок получил бесплатно, как помощь?

2

ну это же совсем другое, как продажа бензина из российской нефти для украинских танков

0

Ну так россия по её словам в Украине не воюет. Какие могут быть претензии?! Если бы в кремле хотели отрезать Украину от продажи нефти, то шпица быстро бы одернули. Помните "Украина замерзнет" и тот вой в кремле, который поднялся, когда Украина перестала покупать газ в россии? А все от того, что денежки нужны. Это для холопов кругом враги, а бояре делают деньги и потеря рынка для них серьезный удар.

1

Если бы Адик не захватил Чешские танки ПЗ 35 и ПЗ 38 , авто и артиллерию , он бы не решился напасть на СССР ( это потдверждено словами его генералов))

8

Удаляют)) попробуем ещё раз. водка, а ссылку можно? И кто такой Адик? Я конечно догадываюсь, но для пенсионера ,человека так сказать старшего поколения так уменьшительно-ласкательно называть это существо ,в стране которая потеряла каждого третьего... Это надо быть конкретным мудаком.
редакция ,не знаю кто у вас там работает цензурщиком, но удаляя мой комментарий и оставляя комментарий водки -про адика (да ещё и с заглавной буквы)..... даже слов нет

0

У Адика был напарник,некто Иося.
Два года корешились и были лепшими друзьями.Белорусов ребята Иоси загубили-мама не горюй.
Это имя у вас не вызывает раздражения?

2

Люта плюсую!
Яшчэ вялікае пытанне, хто большы людажэр, Адзік ці Юзік.

1

Погуглите с запросом " прирост населения за годы правления Сталиным" . Ну или количество населения в 1923 и 1953 году. Это и будет вам ответом кто больший людажор.

0

престарелая жертва гугла. очевидные факты крутят как угодно а он часто скрываемую правду в гугле учит искать, старость. бабка моя любой противоречивой фигне из бт и газет верит, раз так гаворуць значыць прауда,
беларуская история тоже как то изменилась до моментов абсурда

а сегодня выясняется что беларусы сами воевали и освобождали а где были все остальные х\з)

2

Боже мой ((( с кем идём в будущее(((

0

мы до сих пор в остановившемся времени это развитой мир просачивается через нас
а бога нет

5

Давайте не будем таки нагнетать, тем более в канун Нового года. К тому же при Сталине не было понятие белорусы, украинцы, грузины и т.д., а был советский народ. Поэтому несколько некорректно говорить здесь, что было уничтожено белорусов мама не горюй, ибо уподобляетесь нынешним госдеятелям, решившим именно с прошлого года реанимировать тему геноцида населения Белоруссии (в то время ещё) во время ВОВ. При чем не советских граждан, а именно белорусов (типа другие национальности, проживавшие в то время на территории БССР, не подвергались этому геноциду).

6

Нет не вызывает . Солженицына начитались? Ну ну...

1

ты определенно превзошел не только солженицина, почитать бы еще твои труды кроме коментов

0

Тыкайте своей собаке и жене. будьте вежливым .

0

привычка от АГЛ - терпите

0

Солженицын даже не слышал про Куропаты.
А по мне,уж лучше в Тростенец-оттуда хоть кто то вернулся.

0

Вы в своём уме? Что значит лучше в Тростенец?

3

Тут как то один товарищ в свое время, 27 лет назад, восхищался таки этим "Адиком", порядком в стране, который тот навел во время своего правления. И предлагал это в качестве примера для подражания при строительстве новой Беларуси. И ничего, никто его не "забанил", а как раз таки наоборот. Правда потом он отрицал все это, называя "фальшыукай, сфабрыкованай у Польшчы", но записи всего этого таки сохранились. Хотелось бы услышать ваше мнение за этот случай, ибо что пишется в данном ресурсе, то остается в данном ресурсе, а его мнение услышал весь мир.

1

мзкт крайне негативно воспринимает неоспоримые и порочащие факты туташнего происхождения. злится, принимает боевые стойки, бросает диалог под давлением фактов.
возбуждается в коментариях информирующих о поставках 10 тракторов в отсталые страны типа зимбабве

1

А вы забавный.
Найдите хоть один мой комментарий в этих статьях
https://www.abw.by/novosti/commercial/224332
https://www.abw.by/novosti/industry/224271
https://www.abw.by/novosti/industry/224271 и так далее
А вот ваша компания как правило делает то что вы приписываете мне. Некрасиво. Даже в этой статье , по теме нет моего негатива. Хотя к Шкоде я отношусь мягко говоря не очень. Вот выступили бы они ы поддержку уйгуров - да ,я б наверно сказал- крутое решение , у парней есть яй..ца. А так....

0

подождем свежих фактов, вряд ли ты мимо пройдешь

0

В новой теме про Белазы все мои слова подтверждаются. Больше не хочется с вами общаться от слова совсем . До свиданья.

0

zjama Я за всё время никогда не восхищался как вы говорите этим "одним товарищем" .Мое мнение в этом случае уверен совпадает с вашим , то что он сказал это (мат)...Других слов нет.

0

Им самим вы может действительно не восхищались, но происходящее в стране под его 27-летним управлением вы нередко таки одобряете. Согласен, не его методы управления, а достижения наших предприятий, но вся проблема в том, что преподносится все это как именно его индивидуальная заслуга, а не заслуга всего коллектива данного предприятия. Поэтому и воспринимается ваше одобрение, как если бы не он, то ничего подобного и не было бы вообще (он создал страну, он хранит её и без него эта страна перестанет существовать).

  • Войти или создать профиль