Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Бесперспективняк". Минивэн-такси, который не прижился в СССР

18123

Минивэн… Еще 5-7 лет назад это слово белорус узнавал вместе с молоком матери. От количества Opel Zafira, VW Sharan и Renault Espace на наших дорогах рябило в глазах. Но удивительный минивэн, о котором мы сегодня поговорим, появился в СССР в далеком 1963 году. И если бы грамотный маркетинг… В общем, не сложилось, не срослось, но машину такую нужно помнить.

В конце 50-х годов в городах Советского Союза стала расти и совершенствоваться таксомоторная сеть. Автомобили, которые находились в эксплуатации у служб такси, были обычными "Победами", "Волгами" и "Москвичами". Но советскими специалистами в области автомобильного транспорта было установлено, что условия работы автомобиля-такси в корне отличаются от таковых для легкового автомобиля общего назначения.

И тогда было принято решение, что для таксомоторной службы нужен особый автомобиль, по компоновке тяготеющий не к обычным легковушкам, а к автобусам, достаточно надежный, но при этом компактный и маневренный, а также вместительный, с ровным полом кузова, внутренним багажником, широкими дверями и отдельной кабиной водителя. 

Решение этой задачи было возложено на Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), о чем в 1962 г. вышло соответствующее постановление Совета Министров СССР. Проекту присвоили обозначение ВНИИТЭ ПТ, где ПТ расшифровывалось как "перспективное такси". Ведущим конструктором машины стал Юрий Долматовский. Этот талантливый человек отлично зарекомендовал себя во многих разработках института.

Кузов автомобиля решено было сделать несущим, каркасно-панельного типа, со стальным каркасом и стеклопластиковыми облицовочными панелями. Форма и дизайнерское решение автомобиля можно назвать революционными для своего времени. В частности, можно отметить такие решения, как фары, "прячущиеся" за поднимающимся вверх щитком, черненые рамки боковых стекол и центральную стойку крыши. Макет машины в целом был одобрен. 

Двигатель и коробка передач были заимствованы от "Москвича-408" (1358 куб. см, 50 л.с.). Его разместили сзади поперек машины. На выходном валу коробки располагался угловой редуктор, с которого крутящий момент передавался при помощи карданного вала на второй угловой редуктор, установленный на картере дифференциала заднего моста. Это было сделано из-за более широкой по сравнению с "Москвичом" колеи. Передняя подвеска также была от него, но доработанная, расширенная до нужной колеи.

Одной из особенностей машины был отключаемый электровентилятор в системе охлаждения (так как радиатор располагался спереди, вдалеке от двигателя). Интересной особенностью стал мостик с подвесными педалями. Это было предусмотрено вместо регулировки самого сиденья водителя по длине. Также было сконструировано дистанционное открывание и закрывание двери салона водителем.

Рабочее место водителя отделялось от пассажирского салона специальной перегородкой. ПТ был трех- или четырехместным и соответствовал по вместимости обычным в то время таксомоторам. При этом пространство для ног пассажиров значительно превосходило все модели автомобилей, находившиеся в эксплуатации у служб такси. Вообще пассажирский салон ПТ отличался большой просторностью, что было достигнуто также благодаря высокой крыше.

Автомобиль имел в правом борту одну очень широкую (740 мм) сдвижную дверь с дистанционным электроприводом. Для входа водителя служила отдельная левая дверь распашного типа. Его сиденье размещалось практически посередине автомобиля, с небольшим смещением влево, между арками передних колес, что позволило обеспечить хорошие условия работы.

Опытное специализированное такси ВНИИТЭ так и не дошло до массового производства, в том числе и потому, что использовавшиеся агрегаты - маломощный двигатель "Москвича" и трансмиссия - не смогли обеспечить высокой надежности и практичности автомобиля. Минусом стало и применение в кузове авто стеклопластиковых деталей. Главная беда этих элементов - крайне низкое качество применявшегося сырья. Такие же проблемы не позволили стать массовой моделью микроавтобусу "Старт", о котором мы уже рассказывали

Тем не менее опытный образец такси, спроектированный коллективом ВНИИТЭ, успешно прошел эксплуатационные испытания на московских улицах и был рекомендован к постройке опытной партией на Ереванском автозаводе. Машину можно было доработать с учетом недостатков, но из-за организационных неурядиц на заводе наладить производство не удалось. В настоящее время автомобиль можно увидеть в Государственном военно-техническом музее, расположенном в Московской области, с. Ивановское, под Черноголовкой.

Александр АРХИПОВ
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид Antro Solo: пассажиры, хотите доехать? Ждем солнца и жмем педали!

Идеальный дом на колесах: с гаражом для легковушки и крейсерской скоростью 150 км/ч

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

Димаксион - машина для жизни

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Ford Gyron: двухколесные автомобили - реальность прошлого, перспектива будущего

Chrysler TurboFlite: а вместо сердца - мотор самолета

"Победа" на лыжах? Это аэросани, детка!

Великий Бертоне, великая "Альфа-Ромео"!

2-в-1: Как скрестить автомобиль и вертолет и остаться в живых

ГАЗ на воздушной подушке. Для кого, для чего

Ford 50-летней давности: запас хода - 8000 км, вместо двигателя - атомный реактор

Peel P-50 и Trident: самые маленькие автомобили в мире

Почему автобус не встал на рельсы. История необычного РА-1

Летающий Willys: как из внедорожника делали "десантника"

Самые длинные лимузины в истории: на базе "Боинг-727", длиной 30 метров

"Мессершмит" на колесах: почему немецкий производитель самолетов стал выпускать автомобили

Самый большой седан в мире, тянувший сверхзвуковую "тушку": история загадочного МАЗ-541

С винтом наперевес: как аэромобиль 20-х годов стал серийной машиной

Вот бы МАЗ такое создал: как заработать на плавающем автобусе?

Владельцы X6, скажите спасибо! История Isetta, которая спасла BMW

Тalbot-Lago T-150: один из красивейших автомобилей всех времен и народов

Неизвестный, но удивительный: история перспективных "запорожцев"

На "Старте" - стеклопластик: как в СССР пытались создать уникальный микроавтобус 

Газотурбинные автомобили Firebird: от смелой идеи до реального прототипа

Испытано дорогой на Минск: четырехосный грузовик ЗиС с бешеной проходимостью 

Колеса ромбом: как китайцы повторили то, о чем итальянцы забыли еще в 1960-х 

2-в-1: почему автомобиль на подводных крыльях не тонет 

 

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль