Гидроблок АКП: для чего нужен, почему ломается и так дорого чинится

8842 1
Гидроблок АКП: для чего нужен, почему ломается и так дорого чинится В обиходе гидравлический блок управления автоматической коробкой передач именуют "мозгами" АКП. Причудливое переплетение извилин каналов, которое можно увидеть, разобрав гидроблок, вполне отвечает народному названию этого узла.


Правда, в современных АКП правомерней называть "мозгами" электронный блок управления. Однако если продолжить анатомические аналогии, появление в конце 1980-х годов электроники в управлении АКП вызвало лишь разделение обязанностей в "интеллектуальной" части коробки, в результате чего к ЭБУ отошли функции головного, а гидроблоку спинного мозга и по этой причине он все-таки не утратил своего первостепенного значения для работы коробки. К тому же это разделение во многих моделях окончательно не оформлено, а в тех моделях, где ЭБУ стали размещать не вне, а внутри коробки, наблюдается обратный процесс срастания обеих "интеллектуальных" отделов АКП в единый узел.

Гидроблок в сборе

Чем шевелят мозги

Водитель вмешивается непосредственно в управление АКП, лишь когда переводит селектор коробки в одну из предусмотренных для него позиций. В дальнейшем водитель только добавляет или сбрасывает "газ", но решение, какая передача должна быть выбрана в соответствии с позицией селектора, разнообразными режимами и изменяющимися условиями движения автомобиля, принимает ЭБУ. Гидроблок, подчиняясь командам ЭБУ, управляет пакетами фрикционов и ленточными тормозами, которые затормаживают те или иные элементы шестеренных планетарных механизмов АКП, в результате чего осуществляется переключение на необходимую передачу. Что при этом происходит в гидроблоке?

Обратная сторона того же гидроблока

По распределительным каналам, которыми испещрены корпусные плиты гидроблока, под давлением циркулирует трансмиссионная жидкость, говоря проще, масло, залитое в АКП. Давление регулируется, циркуляция подчиняется логике, обусловленной положением клапанов и золотников, также являющихся деталями гидроблока. Их количество зависит от конструкции АКП: не меньше десятка и далее по возрастающей. Какое место в конкретный момент занимает каждый из них, определяется результатом взаимодействия давления масла и силы возвратной пружины клапана или плунжера золотника. При равномерном движении по загородному шоссе все эти клапаны-золотники могут оставаться скомбинированными в положении, соответствующем выбранной передаче, достаточно долго, но когда условия езды быстро изменяются, как, например, в городе, что требует постоянного перехода с одной передачи на другую, они находятся в движении.

Сломать мозг

Где движение, там трение. Это и есть корень зла, потому что где трение, там износ. Из-за него увеличиваются зазоры между плунжерами и их гнездами. Через увеличенные зазоры плунжеры начинают пропускать масло. Падает давление, что вносит коррективы в логику работы гидроблока и четкость функционирования управляемых гидроблоком фрикционов и тормозов. Когда пропадает логика, о каком интеллекте может идти речь? Толчки, рывки и удары при переключениях свидетельствуют о проблемах, начавшихся в гидроблоке.

Одна из плит гидроблока, которую нетрудно узнать по переплетению извилин каналов, и ее клапаны-золотники

Еще одна беда для плунжерных пар - продукты износа всего, что в АКП может изнашиваться вообще, а это не только сами плунжерные пары, вклад которых в количество грязи, разносимой маслом, в целом невелик, но также блокировка гидротрансформатора, фрикционы и тормоза, втулки скольжения и подшипники качения, шестерни и сателлиты. Причем эта грязь не только стимулирует износ плунжерных пар, но и откладывается в "извилинах" гидроблока. Отложения, появившиеся из-за старения масла, напоминают лак, на котором клапаны начинают подклинивать, а могут и вовсе заклинить - тогда автомобиль встанет.

Вакуумная диагностика плиты гидроблока

От грязи избавиться нетрудно промывкой плит, если, конечно, считать пустяковой работу сначала по разборке АКП, затем гидроблока, а потом обратной сборке. Вот что можно сделать с плунжерными парами? Впрочем, пока дело не дошло до трепанации, стоит сказать, чем можно продлить гидроблоку жизнь. Замена масла - это само собой, даже когда по заводской инструкции масло заправлено на весь срок службы АКП, если, конечно, владелец всерьез не намерен отправить ее в металлом после 200-250 тыс. км. Второе - манера езды. Желание водителей лихачить пресекалось "задумчивостью" старых АКП. От этого недостатка АКП избавили, применив технологию управляемого проскальзывания, но взамен породили вопрос с долговечностью, поскольку ей износ из-за проскальзывания никак не способствовал.

Операция на мозге

Какое-то время назад наш автосервис не проявлял особого рвения заниматься ремонтом гидроблоков, хотя их успешно восстанавливали в России, Польше или Литве. Владельцы, которым приходилось держать туда путь, объясняли ситуацию нездоровым аппетитом наших СТО, предлагавших при проблемах с гидроблоком менять его на новый, а то и вовсе полностью перебирать АКП. Думается, однако, все зависело от спроса и предложения. Восстановление гидроблока должно быть дешевле, чем замена на новый, поэтому вопрос упирался в рентабельность ремонта для СТО.

На хирургический инструмент фреза не очень-то похожа, но с ее помощью гидроблоку действительно можно вернуть жизнь

Затраты на покупку оборудования для вакуумной диагностики сравнительно невелики, и само оно универсально, то есть пригодно для проверки любого гидроблока. Другое дело - инструмент для рассверливания изношенных гнезд плунжеров в плитах. Если бы гнезда имели один диаметр, так ведь нет. Поэтому требуется набор фрез, причем он индивидуален для разных моделей гидроблоков. Стоимость одной фрезы может достигать 700 долларов! Это не смертельно, если бы фрезы хватало, например, на сотню гидроблоков. 7 у.е. на один гидроблок, помноженные на количество фрез, которыми пришлось воспользоваться при ремонте, плюс в среднем по 40 у.е. за каждый плунжер ремонтного размера - получалось бы терпимо. Но в том-то и дело, что фрезы хватает примерно на 20 применений. Затем она становится негодной обеспечить необходимую микронную точность расточки. При отсутствии стабильного спроса на ремонт у наших СТО просто не хватало духа вкладывать деньги в покупку инструментария. Но сейчас, как говаривал один литературный герой, лед тронулся.

Вердикт "Автобизнеса"

Радует, что у владельцев появился выбор: ремонтировать гидроблок в Беларуси или... Не радует, что ремонт недешев. Но еще больше печалит, что долговечность гидроблоков не только остается под вопросом, но и, судя по всему, ухудшается.

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.

Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки СТО "ЛеМан".
Пожалуйста, подождите...