ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ

3546
ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ Идея заключалась в том, чтобы приучить европейских трудоголиков отдыхать хотя бы за рулем. Вот, к примеру, японцы. Их в отсутствии трудолюбия тоже никак не упрекнешь, но они у себя на островах давно просекли все прелести автоматической трансмиссии, и найти в Японии машину на "механике" сегодня уже проблема.

Не менее трудолюбивые жители Старого Света до недавнего времени от этих прелестей упорно отказывались, а все почему? Потому что скряги и скупердяи, готовые удавиться за каждый грамм израсходованного топлива. За удовольствие надо платить, и за возможность переложить работу по выбору и переключению передач на чужие плечи тоже. В сравнении с "механикой" обычная гидромеханическая АКП увеличивает расход бензина или солярки как минимум на пол-литра и больше в зависимости от литража мотора, к которому коробка "присобачена", и условий движения, и европейцам такие дополнительные затраты были не по нраву.

 

Слушай мою команду
Однако мозолить руки, передергивая рычаги механических коробок, не нонсенс ли в век автоматики и электроники? Включать необходимые комбинации шестерен можно с помощью сервоприводов, а управлять сервоприводами по проводам, и ежели привлечь к управлению еще и электронные "мозги", то водителю вообще ничем шевелить не придется: ни правой рукой, ни левой ногой, ни даже извилинами в своей голове. При этом главное достоинство МКП - меньшие в сравнении с АКП съедающие топливо внутренние потери энергии, передаваемой от двигателя к ведущим колесам, - при ней же и останется.
В результате на МКП появились устройства, которые выжимали сцепление и переключали передачи, а к электронным блокам добавился еще один, управлявший указанными устройствами. Такую МКП назвали роботизированной.

Стратегия и тактика переключений
У разумной идеи не всегда бывает удачное воплощение. Если кому-то "роботы" понравились безоговорочно, то только бойким на язык автомобильным журналистам, которые первыми опробовав это чудо техники в деле, уверяли читателей, что когда они купят машину с "роботом" и прокатят в ней своих друзей и знакомых, пассажиры проникнутся убеждением, что водитель элементарно не умеет водить. Машина ни с того ни с сего будет клевать носом, не ехать, когда напрашивается динамичный разгон, а затем вдруг рвануть, будто получившая пинка в задний бампер, и попробуй объяснить, что вы тут ни при чем, а во всем виновата коробка.

Павел ЖУРКО, СТО "ЛеМан":
- Мы пробовали ремонтировать роботизированные коробки и ни разу не остались довольными результатами своей работы. Насколько мне известно, на других "коробочных" СТО тоже ничего путного не добивались. Казалось бы, по конструкции это та же "механика", к которой добавили электронику и приводы переключений, - какие могут быть сложности? Но они есть, и нешуточные. Предположительно, проблему создает механический износ шестерен, синхронизаторов и других деталей. В обычных коробках они тоже изнашиваются, но износ не сказывается долго, и вручную передачи продолжают нормально переключаться. "Роботы", судя по всему, реагируют на износ намного раньше. Вроде бы нашли мы проблемный узел, заменили, а коробка как надо все равно не работает. Клиент возвращается, и все начинается снова без надежды, что на этом и закончится. Тратится время, деньги - понятно, что никому такое не нужно, ни клиенту, ни нам. У нас был клиент, который, намучавшись, в итоге заменил "робот" на обычную "механику".

Между тем причина этих явлений действительно крылась в "голове" коробки, а не водителя. Можно, конечно, настроить "робот" на быстрое переключение, как, например, в E-Gear или DuoSelect, ставившихся на Lamborghini и Maserati соответственно, тогда упомянутые пинки лишь только помогут сидящему за рулем почувствовать себя Шумахером. Однако расплачиваться за такую настройку "мозгов" придется ресурсом сцепления, что неприемлемо для моделей общего пользования.
В "роботах" Easytronic Opel, Durashift EST Ford, Dialogic Fiat, Selespeed Alfa Romeo, Sensodrive Citroёn и им подобных даже если водитель сам выбирает передачи в ручном режиме при помощи рычага или подрулевых переключателей, включения передач максимально плавные, что позволяет сберечь трансмиссию. В автоматическом режиме еще и передачи выбираются из соображений наименьшего расхода топлива. Правда, водители и дороги бывают разными, из-за чего невозможно предусмотреть переключение, одинаково оптимальное для всех случаев жизни. Поэтому программой управления "роботом" помимо стратегии плавности переключений и экономии предусмотрена также тактика учета дорожных условий (подъем, спуск, поворот, скользко), манеры езды еще и адаптация к дороге и стилю водителя. Казалось бы, учли все, даже то, что диск сцепления со временем изнашивается, что требует определенной корректировки. Тогда в чем же оказался подвох?

Sensodrive Citroen - механическая коробка, в которой сцепление и передачи включаются с помощью сервоприводов


Чужая голова - хорошо, но своя - лучше
Водитель способен предвидеть изменение дорожной ситуации на несколько шагов вперед, действует интуитивно, полагаясь на собственный опыт, и если опыт позволяет, сразу же принимает необходимое решение. "Робот" предвидеть не может, он действует по факту, уже будучи поставленным в определенные условия. Сначала он должен оценить их, ориентируясь не на глаза и уши, а на показания датчиков скорости, оборотов двигателя, ABS и других систем автомобиля, а затем рассмотреть все возможные решения и выбрать из них наилучшее с точки зрения программы, заложенной в блок управления. В этом заключается разница между водителем, самостоятельно выбирающим передачи, и "роботом", и здесь находятся истоки той самой "задумчивости", за которую "роботы" получили и до сих пор получают критические стрелы в свой адрес.
Примечательно, что вообще-то "задумчивость" характерна и для обычных МКП, но паузу между выключением одной передачи и включением другой водитель воспринимает, как естественное событие в процессе управления автомобилем, и оставляет его без внимания. В случае же с "роботом" водитель находится в роли стороннего наблюдателя, теперь от его бдительного ока задержки в переключениях уже не ускользают, кажутся томительными и неприятными.

Наши СТО, специализирующиеся на агрегатах трансмиссии, не изъявляют большого желания принимать роботизированные коробки в ремонт

Помимо того, существует немало ситуаций, когда действия "робота" просто не могут не вызывать ничего кроме раздражения, даже у терпеливых водителей. Например, автомобиль преодолел приличный кусок отвратительной дороги, ухабистой или неочищенной от снега, но теперь впереди отличный асфальт, по которому только и поливай. Не тут-то было - "робот" успел адаптироваться, и для него новые условия сродни не только другой дороге, по которой предстоит ехать, но и замене одного водителя, до этого ехавшего осторожно, другим, который любит давить на педаль "газа". Какая же может быть езда поначалу, пока "робот" не разберется, в чем дело?

Работа над недостатками
Проблемы, особенно остро проявившиеся, когда "роботы" только-только появились в серии, разумеется, не остались незамеченными разработчиками. Совершенствовался "софт", что позволило если не искоренить недостатки полностью, то, по крайней мере, сгладить их остроту.

Роботизированная коробка Durashift EST используется на автомобилях марки Ford


Были представлены и вовсе доселе невиданные на массовых автомобилях "роботы", в которых формальное разделение передач на нечетные и четные стало фактическим. Говоря проще, в одной коробке совместили две, каждую с собственным сцеплением. В таком "роботе" включены сразу две передачи, но работает только та, ведущий вал которой соединен с включенным сцеплением. Выключение этого сцепления сопровождается включением второго сцепления, поэтому пауза при переключениях невозможна по определению. Так работают DSG на Audi и VW, DCT на BMW, Powershift на Ford. Не исключено, что если победить недостатки обычных "роботов" не получится, то будущее останется за DSG и ей подобным роботизированным коробкам.

Вместо вердикта
Из-за особенностей работы большую популярность у европейских пользователей "роботы" до сих пор не приобрели, а на их судьбу в Беларуси накладывает отпечаток местная специфика. Она заключается в том, что наши СТО, специализирующиеся на агрегатах трансмиссии, не изъявляют большого желания принимать роботизированные коробки в ремонт, мотивируя отказы отсутствием технической документации, оборудования и специалистов, способных квалифицированно устранить неисправности "роботов". Причины формальные, а на самом деле основанием нежелания заниматься "роботами" является негативный опыт попыток ремонта подобных коробок.

Сергей БОЯРСКИХ.
Пожалуйста, подождите...