ПОЧЕМУ ПЕРЕДАЧА НЕ "ВТЫКАЕТСЯ"?

15174 11
ПОЧЕМУ ПЕРЕДАЧА НЕ Рассмотрев в "Автобизнесе" №52 от 29 декабря 2011 года типичные неисправности механических коробок передач и причины их возникновения, мы не затрагивали проблемы, относящиеся к механизму управления МКП, который, будучи отдельной частью МКП, требует и отдельного разговора.

С помощью механизма управления водитель выбирает необходимую передачу, для чего вручную переводит в соответствующее положение находящуюся в салоне кулису и тем самым задействует кинематическую цепь, которую можно разделить на две связанные друг с другом части: наружный привод к МКП и механизм выбора передачи внутри МКП.

Из чего состоит и как работает
Наружный, или, другими словами, внешний, привод к МКП может быть непосредственным, когда окончание кулисы входит в пазы переводных штоков, однако на современных легковых автомобилях преимущественно применяется тросовый или тяговый привод, а из них чаще используются тросы.

Механизм выбора передачи внутри МКП представляет собой набор штоков с установленными на них вилками

Механизм выбора передачи внутри МКП представляет собой набор штоков с установленными на них вилками, которые охватывают передвигаемые при переключении муфты включения передач. Кроме того, принадлежностью механизма являются фиксаторы, служащие для точной установки и стопорения штоков в положениях, соответствующих включенной передаче, или в нейтральном, и предохранительные устройства, предотвращающие одновременное включение двух передач.


Павел ЖУРКО, СТО "ЛеМан":
- К сожалению, наружная часть привода механизма переключения не всегда доступна для смазки - ее лучше делать на СТО, где найдут способ, как подобраться к труднодоступным местам. А смазывать надо при каждом удобном случае. К примеру, есть такая проблема "подснежников", когда после длительной стоянки кулиса ходит настолько туго, что невозможно включить одну или несколько передач. И часто привести привод в чувство можно элементарно, побрызгав какой-нибудь проникающей смазкой типа WD-40 на привод вне салона. Пятка кулисы опять же: зимой пришли морозы - скрипы какие-то появляются, а смажешь - нет этих скрипов. Когда все смазано, намного легче передачи включаются.



Для включения передачи водитель должен сначала выбрать в коробке нужную вилку, для чего отклонить кулису вправо или влево, а затем перемещением кулисы вперед или назад вынудить выбранную вилку включить одно из двух или единственное шестеренное зацепление, сопряженное с данной вилкой.

Вилки - последнее звено в кинематической цепи, составляющей механизм управления МКП


Проблема и где ее искать

Не всегда это действие заканчивается успешно. Затруднения при выборе и включении передачи, отсутствие четкой фиксации кулисы, тугой ход кулисы, невозможность вовсе включить или выключить одну или некоторые передачи, самопроизвольное выбивание передачи после ее включения - виновным в этих проблемах может оказаться механизм управления МКП. Как убедиться, что так оно и есть, ведь похожими признаками заявляют о своих неисправностях также сцепление или кольца синхронизаторов? Потребуется проверить, как включаются передачи при заглушенном двигателе, и повторение проблемы позволит исключить из списка виновников сцепление, поскольку оно напоминает о себе лишь при работающем моторе, и в определенной степени синхронизаторы, кроме случаев, когда изношены или поломаны сухари в механизме синхронизации.

Выход из строя вилок обуславливается их износом в той части, которой они воздействуют на муфты переключения передач в самой коробке

А где искать источник проблемы в механизме управления МКП? Для этого придется отсоединить от МКП тросы или тяги и попытаться включить проблемную передачу, перемещая флажок выбора передачи непосредственно на коробке. Нормальное включение передачи подскажет, что механизм выбора передачи внутри МКП ни при чем, а неисправен внешний привод к МКП. При противоположном результате заниматься придется механизмом выбора передачи.

Еще одна разновидность исполнения вилки. На наконечнике слева видно, до какой степени он успел износиться перед тем, как обломился вовсе. Справа - нормальное состояние наконечника

Кто виноват?
Как о том говорилось, механизм управления МКП - это кинематическая цепь, состоящая из последовательно соединенных друг с другом кулисы, тросов или тяг, рычагов, штоков и вилок, одни из которых находятся снаружи коробки, а другие внутри. И наиболее уязвимы в этой цепи места, в которых элементы цепи сопрягаются. Например, выход из строя вилок,


Затруднения при выборе и включении передачи, отсутствие четкой фиксации кулисы, тугой ход кулисы, невозможность вовсе включить или выключить одну или некоторые передачи, самопроизвольное выбивание передачи после ее включения - виновным в этих проблемах может оказаться механизм управления МКП

являющийся одной из распространенных неисправностей механизма управления, как правило, обуславливается износом вилок в той части, которой они воздействуют на муфты включения передач. Другая часто встречающаяся неисправность - люфт между флажком и входным штоком - в зависимости от исполнения указанного сочленения объясняется смятием шлицев либо разбиванием отверстий под штифты, фиксирующие флажок на штоке.

Часто встречающаяся неисправность - люфт между флажком и в данном случае штифтом, фиксирующим флажок на штоке

Не редкость растяжение или обрыв тросов, износ втулок на тягах вне салона автомобиля и вкладышей в основании кулисы, заклинивание подшипников штоков, невключение передачи из-за попадания в механизм кулисы посторонних предметов через поврежденный чехол. Но в то же время механизм управления способен и на необычные сюрпризы вроде разрушения вилки или даже корпуса, в котором размещен механизм выбора передачи. Однако если редкие поломки не принимать в расчет, окажется, что большинство проблем механизма управления, регулярно повторяющихся в коробках самых разных моделей, можно отнести к ресурсным.

Разрушение вилки стало следствием неисправности кольца синхронизатора, что потребовало для включения передачи приложения чрезмерного усилия


Чем ему помочь?

А ресурс, как известно, понятие растяжимое - условия эксплуатации способны изменить срок службы в ту или иную сторону. И главное условие долговечной работы механизма управления - качественная и достаточная смазка. Например, существует четкая взаимосвязь между низким уровнем масла в МКП и интенсивностью износа вилок, причем первыми страдают вилки, размещенные неудачно и из-за этого плохо смазываемые разбрызгиванием.

Причина разрушения корпуса механизма переключения передач - одновременное включение сразу двух передач, которое становится возможным при износе предохранителя от двойного включения

Учитывая, что механизм выбора передачи находится внутри МКП и смазывается тем же маслом, что и сама коробка передач, владелец, не желающий преждевременно оказаться клиентом СТО, должен лишь следить за появлением течей из МКП, своевременно устранять их, а также периодически менять масло. Что касается внешнего привода к МКП, то и его сочленения желательно держать в смазке - на этот раз консистентной как более подходящей, нежели жидкое масло.

Вердикт "Автобизнеса"

Вообще-то механизмы управления МКП, как, собственно, и большинство моделей МКП, не входят в число самых ненадежных узлов автомобиля. Неисправности возможны, но при минимальном внимании со стороны владельца и своевременном уходе за коробкой существует высокая вероятность, что в период эксплуатации все общение владельца с механизмом управления МКП ограничится лишь перемещением кулисы из одного положения в другое во время движения.

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.

Благодарим СТО "ЛеМан" за консультации и помощь в организации фотосъемки

Пожалуйста, подождите...