ЯЩИК ПАНДОРЫ, ИЛИ ТАК ЛИ СТРАШЕН "АВТОМАТ"...

37353
ЯЩИК ПАНДОРЫ, ИЛИ ТАК ЛИ СТРАШЕН
Продолжение. Начало в №40, 41, 45 за 2010 г., №7 за 2011 г.

Несмотря на бытующее в народе мнение о том, что настоящий автомобиль обязательно должен быть немецким, именно французские машины стали компромиссным вариантом для многих белорусских автолюбителей, желающих приобрести за относительно небольшие деньги нестарый, качественный и недорогой европейский автомобиль семейного класса.


Еще одно последствие повышенного давления в коробке - подгорание пакета фрикционов турбинного вала (новые фрикционные диски имеют коричневый цвет)

Не последнюю роль тут играют и хорошие потребительские свойства "французов", а также их отличные ходовые качества даже при эксплуатации на дорогах с плохим покрытием (в этой дисциплине лидируют модели Citroen, оснащенные гидравлической подвеской). Склоняет чашу весов в пользу французского автомобиля и широкий список базового оборудования, включающий то, что у "немцев" идет как опция: тут тебе и климат-контроль, и бортовой компьютер, и "автомат"... Вот о последнем хочется поговорить подробнее.

Итак, с чем можно столкнуться, покупая подержанный французский автомобиль с АКП?

Конкуренты или союзники?
Основной автоматической коробкой передач для французских автомобилей 1998-2005 г.в. стал 4-ступенчатый гидромеханический "автомат" AL4 с электронным управлением. Этот "автомат" является совместной разработкой концерна Peugeot-Citroen (PSA Group) и компании Renault S.A. Хотя скорее при создании АКП AL4 больше потрудились все же специалисты Renault, потому что вновь созданная ГМП получила такой же контур главного давления и ряд других подсистем, что и старая гидромеханическая коробка AD4 производства Renault. Так это или иначе, но с конца 1997 года производство новой АКП было налажено на мощностях завода Renault. (Кстати, на автомобили этого французского производителя новая ГМП устанавливалась под индексом DP0.) Уже в 1998 году "автомат" AL4 дебютировал на Peugeot 406 (версии 1.8i 16V, 2.0i 16V и 2.0 HDI 109 л.с.).

  На АКП с пробегами отслаиваются накладки тормозной ленты (на снимке - лента слева), что приводит к повреждению и самого барабана тормоза

Похоже, что при разработке АКП AL4 французские инженеры ставили перед собой цель сделать новый агрегат конструктивно максимально простым, а также недорогим и несложным в производстве. Вследствие этого "автомат" AL4 получил достаточно простую гидросхему без единого шарового клапана, за исключением редукционного клапана насоса, и, скорее всего, по тем же причинам в ней был использован целый ряд узлов от уже упомянутой ГПМ AD4. Поэтому, как и все французские коробки, "автомат" AL4 не отличается плавностью хода. Еще одна сторона такого упрощения - случаи "смерти" коробок при относительно небольших пробегах. Но в целом большинство ГМП AL4 свои 200-250 тыс. км до капремонта все же "выхаживает".

Экономия на ленте при ремонте приводит к износу барабана тормоза

Врожденные "болезни"
Самой главной "страшилкой" АКП AL4 являются регулирующие электрогидравлические клапаны (ЭГК), или в народе "соленоиды", находящиеся в гидроблоке. В данной коробке таких проблемных ЭГК два: первый отвечает за регулировку давления, второй - за блокировку гидротрансформатора (ГТ). Причиной выхода из строя этих модуляторов давления опять-таки является их конструктивная недоработка: если по гидравлической части никаких претензий к гидроклапанам нет, то их электрика особой надежностью похвастать не может - возникающий из-за перегрузок "автомата" "обрыв" клапана, увы, не редкость. Появляющаяся вследствие этого в накопителе неисправностей блока управления коробкой "ошибка" приводит к переходу ГМП в аварийный режим, движение в котором происходит на 3-й передаче. Не самый лучший вариант и появление в накопителе ЭБУ АКП спорадической ошибки по регулировке давления из-за неправильной работы клапана - в этом случае ГМП также переходит в аварийный режим, движение в котором происходит на 3-й передаче. (Это напоминает езду с "буксующим" сцеплением на машине с МКП.) Гидротрансформатор при этом разблокирован, а насос "автомата" создает давление 10-11 атмосфер. Если не произвести замену ЭГК и продолжать дальнейшую эксплуатацию АКП в аварийном режиме, то "автомат" можно попросту "сжечь", или же в один "прекрасный" день из-за высокого давления в коробке оборвется "серьга" тормозной ленты, что приведет к окончательному выходу агрегата из строя.

Легендарные регуляторы давления (ЭГК) ГМП AL4/DP0. Клапан с электроразъемом красного цвета - старого образца. Новые, производства Borg-Warner, - с "фишкой" черного цвета (требуют переустановки ПО в ЭБУ коробки)

На первый взгляд цена вопроса невелика - стоимость новой ленты "всего лишь" около 70$. Однако для ее замены придется полностью разобрать коробку. А вот стоимость ремонта АКП AL4 может составить вполне приличную долю от цены самого автомобиля (1500$, включая ремонт ГТ и замену ATF). Поэтому при выходе из строя управляющих гидроклапанов не рекомендуется затягивать с их заменой - при своевременном обнаружении проблемы удастся отделаться относительно "малой кровью", ведь практически на всех французских автомобилях, оснащенных АКП AL4, заменить ЭГК удается без снятия самой коробки. Стоимость оригинального электрогидравлического клапана - 100-130$ за штуку, а вся процедура, включая замену ATF, "заливку" нового ПО в ЭБУ и переборку гидравлики, обойдется хозяину АКП в 450-500$. Менять ЭГК по вполне понятным причинам лучше (и дешевле) парой.


Страхи по поводу злополучных управляющих "соленоидов" на АКП AL4 зачастую преувеличены

Выявить проблемный регулятор давления тоже непростая задача. Дело в том, что диагностика ГМП AL4 проводится обязательно на ходу, так как степень износа регуляторов давления вычисляется сканером только под нагрузкой (ускорение с переключением АКП на 2500-3000 об/мин). В норме нагрузка на клапан составляет порядка 70-72% (100% означает полностью разгруженный клапан). Прямое показание для замены гидроклапана - нагрузка на ЭГК 60% и меньше, так как гидросистема "закармливает" неисправный клапан, искусственно повышая давление на нем. Не стоит затягивать с заменой управляющих ЭГК и при выявленном факте падения рабочего давления в коробке.

Межколесный дифференциал этой коробки AL4 не выдержал зимнего буксования "враскачку". Последствия - "вылезший" палец и "прихваченный" сателлит

Хуже дело обстоит с АКП AL4 автомобилей с критически большими пробегами. Причиной ошибок по регулировке давления здесь может стать фильтрующий элемент "автомата", буквально забитый продуктами возрастного механического износа коробки! (Настолько, что падает давление на входе в насос.) По вполне понятным причинам обойтись только заменой ЭГК в данном случае не получится.

Прочие мелочи
Если про коварные "соленоиды" ГМП AL4 знают, пожалуй, все владельцы "французов" с АКП, то о проблеме с датчиком давления наслышаны, скорее всего, лишь "продвинутые пользователи". Тем не менее этот маленький сенсор способен доставить большие проблемы. По заводским требованиям погрешность его измерения не должна превышать 0,001 bar. На подержанных автомобилях из-за возрастной усталости датчик давления, как и многие другие сенсоры, начинает "врать". Возникновение погрешности, равной даже 0,1 bar, приводит к появлению в ЭБУ ошибки по регулировке давления и, как следствие, к неправильной работе "автомата". Дальнейшая эксплуатация такой коробки может привести к ее дорогостоящему ремонту. Цена вопроса - 120$ за новый датчик давления.

"Возрастной" износ втулки турбинного вала на коробках AL4 вовсе не редкость

На машинах, сполна подвергшихся эксплуатации в тяжелых условиях, частенько встречается проблема с гидротрансформатором - проворачивание муфты свободного хода "реактора". Симптомы "болезни" при этом весьма интересные - автомобиль не начинает катиться на холостых оборотах при отпускании педали тормоза в режиме drive, а трогается с места только при "подгазовке". При этом величина рабочего давления в коробке находится в нормальных пределах. При эксплуатации "автомата" типа AL4 рекомендуется следить за расходом топлива автомобилем - из-за "буксования" блокировки ГТ расход топлива увеличивается. При этом ЭБУ может еще не выдавать ошибку.
Не редкость у ГМП AL4 и такая проблема, как отрыв серьги тормозной ленты на АКП с большими пробегами (не связынный с "соленоидами") или же при скачке давления в коробке (резонанс).
Сэкономить на ремонте и воспользоваться коробкой second hand в случае с "автоматом" AL4 не получится - большинство предлагаемых на рынке б/у агрегатов имеет неясные или большие пробеги, а значит, либо исчерпали свой ресурс, либо близки к этому. (Напомним, что данная ГМП по причине своей недороговизны и конструктивной простоты достаточно слабая - своего рода "ширпотреб".) Кроме того, на протяжении всего срока производства АКП AL4 непрерывно модифицировались - менялся тип регуляторов давления и их программное обеспечение, а значит, велик риск получить несоответствие "залитого" в ЭБУ коробки ПО параметрам установленных в гидроблоке регуляторов. Поэтому не стоит покупать кота в мешке и думать потом, как из двух неисправных агрегатов сделать один рабочий и найти к нему ПО - ремонтировать "автомат" AL4 лучше с применением оригинальных запчастей.

На АКП AL4, поработавших с большими нагрузками, встречаются "задиры" подшипника скольжения опоры гидротрансформатора

Еще одна проблема АКПП AL4 - неудачный "софт" на агрегатах первых лет выпуска. "Лечение" - "заливка" более новой версии программного обеспечения на дилерской или специализированной СТО.

"Ложка" меда
Впрочем, у "черного ящика" AL4 есть и "белые" - удачные - моменты.
Так, планетарные механизмы диапазонной коробки этой ГМП весьма надежны, причиной их выхода из строя может стать лишь возраст агрегата. Практически не наблюдается отказов и со стороны ЭБУ коробки.
Да и вообще, "страхи" по поводу этой коробки сильно преувеличены. При устранении указанных возможных проблем на стадии их возникновения и своевременном проведении ТО АКП AL4, вопреки распространенному мнению, способна прослужить без капремонта и 300 тыс. км.


Дела эксплуатационные
"Автомат" AL4 не прощает экономии на качестве масла. Концерн PSA для данной АКП рекомендует использовать трансмиссионную жидкость Total PR 9736.22 либо ESSO LT 71141, Renault - ATF Elf Dextron III. По заводскому регламенту ATF залита на весь срок службы коробки, ее замена не предусмотрена - лишь доливка при необходимости.
В наших условиях эксплуатации замену трансмиссионной жидкости в этой коробке рекомендуется проводить через 60-80 тыс. км пробега (в зависимости от условий эксплуатации). ATF заменить полностью не представляется возможным (только частичный слив). Масляный фильтр расположен внутри коробки и при замене трансмиссионной жидкости не меняется.


Сергей КРУК, Егор АЛЕСИН, фото Глеба МАЛОФЕЕВА.

Продолжение следует...
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/172525_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...