Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Локализация Geely: какие автокомпоненты мы могли бы производить на белорусских предприятих?

31422

Согласитесь, чтобы автомобили Geely или Zotye стали белорусскими, они должны быть собраны не только нашими руками, но и из компонентов made in Belarus. Хотя бы частично. Это понимают и в руководстве совместного предприятия. "БелДжи" планирует выйти на локализацию производства не менее 30%", - заявил в конце 2013 года директор предприятия Дмитрий Батраков. ABW.BY решил подумать над тем, какие автокомпоненты могли бы производить в Беларуси?

Экскурс в историю

Для начала вспомним, как все начиналось. В середине 2011 года представители Минпрома сообщили о планах создать в Беларуси новое производство легковых автомобилей. Упор тогда сделали на два обстоятельства: во-первых, это будет совместный проект с привлечением иностранного капитала (упоминались автопроизводители Германии, Японии, Китая, Ирана); во-вторых, особо подчеркивалось, что в Беларуси "ранее предпринимались действия по формированию и развитию производства легковых автомобилей. Однако инвестор, выбранный для реализации проекта, не оправдал надежды Минпрома". И это явно был камень в огород белорусско-британского СП ЗАО "Юнисон" (ранее белорусско-американское СП ЗАО "Форд Юнион"), которое запомнилось сборкой двух моделей Ford (Escort и Transit), а также иранского Samand. У представителей "Юнисона" наверняка своя точка зрения на этот счет, но не суть: что-то где-то забуксовало, и было решено еще раз попробовать наладить выпуск "легковушек" в нашей стране.

Первый намек на то, какой же китайский производитель может выступить в качестве партнера, мы получили уже в сентябре 2011-го, когда заместитель председателя БНПА, председатель совета директоров ООО "Китайские автомобили" Сергей Варивода сообщил о возможной кооперации с китайской компаний Geely. В декабре 2011-го было создано совместное предприятие "БелДжи", подписано соглашение, в котором определены все условия промышленной сборки. 15 марта 2012 года Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Беларуси сообщил о том, что переговоры находятся в стадии завершения. Тогда же был заключен инвестиционный договор, согласно которому общий объем инвестиций составит $244,9 млн.

В состав компании вошли БелАЗ (50%), китайский производитель автомобилей Geely (37,5%), а также совместное ЗАО, которое было организовано холдингом "Автокомпоненты" и китайской компанией "Шаньтоу". Как планировалось развивать производство? Первый этап - предварительный, на котором будут созданы мощности на борисовском заводе "Автогидроусилитель" по производству 10 тыс. автомобилей в год. На эту цифру планировали выйти уже в 2013 году, до 2015 года - 28,9 тыс. автомобилей. Второй этап - 60 тыс. автомобилей в год. Третий (с инвестициями в $66 млн) - вывод мощностей данного завода на производство 120 тыс. автомобилей в год. Уже тогда многих экспертов настораживали планы по производству и отсутствие четкого плана по продажам. Кому будем продавать и как? Но в июне 2012-го, отвечая на вопросы парламентариев, первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил следующее: "В противоречие с Россией мы не входим, так как есть соглашение 2009 года о промышленной сборке, там есть условие выхода за 7 лет к локализации производства не менее 50 процентов". О том, что в России и так выпускается с десяток "бюджетников", а сборка тех же Geely (моделей MK, MK Cross и Emgrand) уже организована в Черкесске, или предпочли забыть, или были уверены в том, что для выхода на рынок соседей хватит и сил, и ресурсов, и политических амбиций.

В свете всего выше сказанного предлагаю не останавливаться в своих мечтах, а представить, что «БелДжи» заработало на всю мощность, продажи организованы так, что покупатели записываются в очереди, а все белорусские поставщики автокомпонентов участвуют в тендерах на поставки своей продукции на конвейер. Итак, что же мы могли производить для Geely?

  • Первыми на ум приходят автошины. Бобруйская "Белшина" имеет в своем ассортименте легковые покрышки, в том числе самого популярного диаметра 15 дюймов. Только вот седан Geely SC7 в настоящее время поставляется с шинами 195/60/R15, а таких у "Белшины" в активе просто нет. Надеяться на то, что в Бобруйске наладят выпуск шины с такими характеристиками только ради "БелДжи", не стоит, поэтому наверняка придется поставить SC7 на 195/65/R15. Потому что здесь тебе и летняя модель Бел-167, и зимняя Бел-247. Хотя, вероятнее всего, выбор будет сделан в пользу так называемых всесезонных покрышек Бел-119. Даже если машину произведут в июне, в январе менеджеру по продажам не придется оправдываться перед покупателем: "Это ведь "всесезонка", take it easy, покупатель". Кстати, Zotye Z300, которую собирают в Обчаке, уже перевели на Бел-119. А вот на что переводить Emgrand X7 с теперешних 225/65R17 - непонятно. "Белшина" может предложить лишь зимнюю модель Бел-257 (215/60R16) либо летнюю Бел-203 (215/55R16). Предполагает ли X7 такую замену - неизвестно.

  • Аккумуляторные батареи Zubr производит СП "Полесские аккумуляторы" в г. Пинске совместно с заводом CENTRA S.A. (концерн EXIDE) для легковых и грузовых автомобилей.
  • Жгуты электропроводки. Если гродненская "Радиоволна" уже давно и успешно поставляет жгуты на многие конвейеры VAG (бренды VW, Seat, Audi, Skoda и др.), то справиться с Geely, думается, смогла бы легко. Хотя в холдинг "Автокомпоненты" входит Щучинский завод "Автопровод", который также занимается выпуском автомобильных проводов.
  • Стартеры и генераторы. Сама судьба распорядилась, чтобы в Geely устанавливались наши стартеры и генераторы, выпуском которых "Автокомпоненты" сами давно занимаются. Не забываем и об ОАО "Борисовский завод "Автогидроусилитель". Кстати, в начале октября там состоялись переговоры с представителями компании ZF - неужели освоим выпуск трансмиссий?

  • Автомобильные стекла. Возможно, мы когда-нибудь увидим стекло с клеймом "gomelglass" не только в автобусах и троллейбусах, но и в автомобилях Geely. Конечно, если удастся договориться с ОАО "Гомельстекло".
  • Подшипники - ОАО "Минский подшипниковый завод" занимается производством широкой линейки подшипников.
  • Лампы автомобильные производит ОАО "Брестский электроламповый завод".
  • Технические жидкости: масло моторное, трансмиссионное, охлаждающая жидкость (антифриз), жидкость стеклоомывающая. Все это имеется в продуктовой линейке ОАО "Гродно Азот" и ОАО "Нафтан".
  • Автомобильные коврики - ЧП "Матекспром".
  • Фильтры: воздушные, топливные, масляные. Совместное российско-белорусское предприятие СОАО "ДИФА", г. Гродно.
  • Материалы для ЛКП: грунтовки, лаки, краски и т.д. ОАО "Лакокраска", г. Лида.

  • Элементы тормозной системы (цилиндры тормоза и сцепления, регуляторы давления, суппорты, шланги, тормозные диски и колодки, тормозная жидкость); элементы подвески (амортизаторы, опоры стоек, шаровые опоры); газовые упоры; система охлаждения (помпы, радиаторы отопления и охлаждения, вентиляторы, термостаты, датчики); свечи, катушки, распределители зажигания, моторчики омывателя; комплекты сцепления, ШРУСы, крестовины; рулевые рейки, наконечники, рычаги; цепи ГРМ - немалый список набирается, не правда ли? Однако пикантность ситуации заключается в том, что все вышеперечисленные в данном пункте компоненты производятся на предприятиях FENOX Global Group, которой принадлежит в том числе СП ЗАО "Юнисон". А как мы помним, там уже начата лицензионная сборка Zotye Z300 - фактически прямого конкурента Geely SC7. Сможет ли, а главное, захочет ли "БелДжи" привлекать FENOX к своему проекту - большой вопрос.

Похоже, список можно еще продолжить. Хотя стоит заметить, что в деле локализации большую роль играет сборка и окраска кузова.

Нам удалось получить комментарий у Максима Попадченко, начальника отдела сертификации СЗАО "Белджи":

"Работа над локализацией наших автомобилей уже начата. Мы продолжаем изучать возможности белорусских производителей автокомпонентов. Мне не хотелось бы забегать вперед, потому что представители китайской стороны будут скрупулезно проверять качество продукции и возможности всех предложенных нами предприятий. Естественно, что-то они примут, что-то отсеется. Планов по выходу на 30 процентов мы не меняли, потому что наша промышленность способна производить гораздо больше компонентов. Говорить конкретно о результатах можно будет к концу текущего года".

От автора

Хочу подчеркнуть, что мы не оценивали технологические возможности вышеупомянутых предприятий, мы не знаем, насколько выгодна для них эта тема. Потому что во всем мире для производителей автокомпонентов и шин поставки на конвейер - это малоприбыльная деятельность: каждый год от вас требуют снижения цены на 1-3% при сохранении качества. Для многих такой вид деятельности больше работает на имидж, а зарабатывают на других группах товаров. Но одно я знаю точно: почти все для производства легкового автомобиля у нас есть. Промышленная база, инженерные кадры, выгодное географическое положение. И если сравнивать с Китаем, нам не хватает всего одного элемента - грамотной организации. Имея за плечами огромный потенциал, мы не сумели объединить силы нескольких предприятий и направить их в нужное русло. Когда опомнились, было уже поздно. И понятно, что без инвестора не обойтись. Но китайцы в вопросах бизнеса неохотно идут на компромиссы. Учитывая большой объем инвестиций в нашу экономику, закрадываются справедливые сомнения: а позволят ли нам в должной мере развивать собственные производства? Или мы станем просто местом сборки автомобилей из китайских комплектующих?

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
Фото автора, Глеба МАЛОФЕЕВА и Павла СЛЕПУХИНА
ABW.BY

P.S. Знаете другие белорусские предприятия, которые могли бы поставлять свою продукцию на конвейер "БелДжи"? Оставляйте свои комментарии в обсуждении к статье.

Материалы по теме

Как быстро теряет в цене Geely?

Форумы - о Geely: украинцы уже устраняют огрехи сборки и "лечат" по гарантии

Geely SC7: первый тест-драйв "китайца" белорусской сборки

Эксплуатация Geely "на убой": мнение владельца, проехавшего 330 тысяч км за 5 лет

Кроссовер Geely: мнения джиперов и зрителей джип-триала

Владелец белорусского Geely SC7: 30 тысяч км в такси - поломок нет, но с официального сервиса уйду

Geely Emgrand XL7 vs Renault Duster - чья возьмет?

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль