Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Денег тратится в шесть с лишним раз меньше, чем на бензиновую машину". Мнение владельца Nissan Leaf

60260 180

Фото автора

60260 180
Сергей Боярских

Фото автора

Первоначально Олег хотел купить гибридный автомобиль, однако стал владельцем электрокара. Оправдала ли себя покупка, чем машина оказалась хороша, а чем плоха – в рассказе владельца: 

– Я физик по образованию, преподаю этот предмет детям. Электромобили наряду с мобильной связью, интернетом, космосом и некоторыми другими вопросами современных технологий детям наиболее любопытны. Хотя в учебную программу электромобили не входят, чтобы заинтересовать учеников физикой, начал рассказывать про такие машины.

В итоге увлекся электромобилями сам и в мае 2021 года купил Leaf. Правда, сначала хотел взять гибридную Toyota Prius, поскольку не был уверен, что автономии электромобиля между зарядками будет достаточно для моих потребностей. Однако по разным причинам поиски Prius в Беларуси, на американских и европейских аукционах ни к чему не привели.

Тогда знакомый, с которым занимались подбором, предложил посмотреть Leaf. Аргументы – по сравнению с другими электромобилями эту модель отличает оптимальное сочетание цены и качества, она самая распространенная среди электромобилей, поэтому и запчасти к ней не являются дефицитом. Это важно, если что-то случится.

Проштудировал информацию по машине, подключился к группам владельцев Leaf в соцсетях. Из того, что узнал, понравилось, что с надежностью все в порядке: ломаются Leaf редко, значит, экономить получится не только на топливе, но и на ремонтах.

Кроме того, выпускают Leaf в Японии. Ничего не имею против производства в других странах, однако, как всем известно, наилучшее качество имеют машины, изготовленные именно в Японии.

У меня есть Hyundai i40, который пригодится на случаи дальних поездок. Живу в частном доме, имеются условия для зарядки батареи, так почему не взять электромобиль, тем более что и жена недавно получила "права"? Решили рассматривать "первый" Leaf, поскольку машины второго поколения дороже и есть мнение, что у них батареи хотя и больше, но со временем сильнее деградируют.

Изучив со знакомым ситуацию с ценами, пришли к выводу, что лучше покупать Leaf в Беларуси, а не ввязываться в его пригон из-за границы и последующее восстановление, поскольку на аукционах более-менее доступные варианты продают чаще всего после ДТП. На тот момент предлагались Leaf 2016 года на нашем рынке в среднем по 10,5-11 тысяч долларов.

Этот электромобиль обошелся несколько дешевле. Продавал его не частник, а компания, которая привозит машины из Европы. Сначала Leaf посмотрел друг – и не нашел ничего, что могло бы оттолкнуть от покупки. Затем посмотрел я, проехался – понравилось.

Было похоже, что менялась водительская дверь, но я отнесся к этому лояльно. В конце концов, самая дорогостоящая составляющая электромобиля – батарея, а с ней был полный порядок, учитывая, естественно, возраст. Машина пришла из Бельгии, по Беларуси не ездила. Пробег на момент покупки был 75 тысяч километров, сейчас – 115.530.

Поскольку покупался Leaf надолго, перед первой нашей зимой сделал антикоррозийную обработку, чтобы минимизировать вредное воздействие соли. Пока по состоянию кузова никаких вопросов нет.

За все время не возникло ни одной технической проблемы. Даже тормозные колодки еще не менялись. Лишь однажды поймал камень – пришлось заменить лобовое стекло.

Машина застрахована по КАСКО, по документам обошлась замена в 587 рублей с работой. Если бы пришлось менять не по страховке, стоило бы стекло с работой в районе 180-200 условных единиц. Это сказали знакомые, которые занимаются автостеклами.

Важно понимать, что Leaf позиционируется как городской транспорт. На батарее, которой он оснащается, далеко не уедешь. Например, летом по городу у меня получалось проезжать 130-140 километров. Это все, на что батарея способна. Уличный трафик влияет на величину пробега, но не так сильно, как сезон. Зимой проезжаю 100, при очень низких температурах – 90 километров.

Можно, конечно, ездить в дальние поездки. Многие владельцы Leaf так делают, но придется планировать маршрут, чтобы по пути были зарядные станции. И в любом случае это будут потери времени, потому что аккумулятор не зарядишь за несколько минут, которые тратятся на заправку автомобиля топливом. Возле терминала с быстрой "зарядкой" придется постоять минут 20 как минимум.

С помощью штатного устройства на 10 ампер, если батарея разрядилась до 20 процентов, зарядка от домашней сети до 100 процентов занимает около 9 часов. Купил устройство для ускоренной зарядки. Оно позволяет плавно регулировать величину зарядного тока с 6 ампер до 32-х. Больше 22 ампер пока не использовал, знаю только, что на максимальном токе можно сократить время зарядки втрое по сравнению со штатным устройством.

Дальность хода зависит от показателя State of Health (SOH) – переводится как сохраненное здоровье батареи. Сейчас оно составляет 80 процентов. Это означает, что на одной зарядке машина может проехать на 20 процентов меньше, чем она проехала бы с новой батареей. Грубо оценить SOH можно по самой крайней шкале справа на приборном щитке. Изначально делений, или палочек, как их называют, 12, со временем они поочередно пропадают. В моей машине сейчас их 11.

Точнее определить SOH позволяет адаптер, который подключается к диагностическому разъему. Многие его покупают, у меня он тоже есть. В принципе достаточно и показателя на приборном щитке. А адаптер, как показывает опыт общения в соцсетях, может кое-кого нервировать, потому что по замерам с его помощью SOH чаще всего постоянно уменьшается на сотые доли процента, и это некоторых владельцев чересчур сильно беспокоит.

По динамике вопросов нет. Электромотор развивает максимальный крутящий момент сразу же, поэтому с места стартует Leaf очень хорошо – при желании со светофора можно всегда уходить первым. Есть автомобили динамичнее, но их мало. Впрочем, я водитель спокойный, в светофорных гонках не участвую.

Надо отметить, что во время движения нет переключения передач как таковых. Даже по сравнению с "автоматами" у Leaf есть некоторые отличия в сторону более комфортного вождения. Электромобиль удобнее и проще в управлении для многих людей. К примеру, супруга с легкостью стала ездить в Leaf, а вот обращаться с механической коробкой в Hyundai ей было непросто, хотя в автошколе она училась именно на "механике".

Есть режим Eco, который практически исключает из управления педаль тормоза. Водитель просто нажимает или отпускает педаль "газа", если ее можно так назвать по аналогии с автомобилями. Когда эта педаль отпущена, Leaf тормозит благодаря включающейся рекуперации энергии. И торможение в этом режиме достаточно эффективное.

Впрочем, резкими разгонами с последующим торможением с рекуперацией лучше не злоупотреблять, потому что аккумулятор разряжается быстрее, чем при плавном разгоне и равномерной езде с минимумом торможений – такую стратегию вождения считаю оптимальной. Единственное, что резкий разгон и рекуперация – это способ разогреть батарею. Иногда это надо. Она на самом деле становится живее, более эффективно отдает энергию.

Что касается экономического аспекта, для наглядности сравню Leaf с Hyundai i40 с двухлитровым двигателем. При среднем расходе бензина 7-7,5 литра на 100 километров и годовом пробеге около 40.000 километров на топливо за год тратилось бы 6400-6800 рублей. На электромобиле 100 километров обходятся в среднем в 5 рублей, если это общественная "зарядка", или 2 рубля от домашней розетки по ночному тарифу. За год на электричество выходит 800-1000 рублей, то есть денег тратится в шесть с лишним раз меньше. И это не учитывая единичные бесплатные "зарядки" или возможность заряжаться по тарифу в домах с электрическим отоплением.

Кроме того, электромотору не нужна замена масла и фильтров, а тормозные диски и колодки благодаря режиму рекуперации изнашиваются медленнее, а значит, реже требуют замены. Это дополнительная экономия.

Еще мне в электромобилях нравится, что они не дымят, а для города, где количество транспорта постоянно растет, весьма актуально искать пути уменьшения выбросов. И последнее – в ДТП с участием электромобилей значительно меньше погибают люди в силу физики и особенностей устройства этих машин.

На ходу Leaf не жесткий, не мягкий – какой-то заметной разницы между ним и Hyundai i40 я не нахожу. По удобству для пользования Leaf устраивает меня вполне. С ростом 196 никаких проблем с посадкой за рулем не испытываю. Головой в потолок не упираюсь, могу даже сиденье еще чуть-чуть подать назад.

Комплектацию богатой не назовешь, но кондиционер и другие важные опции, без которых современные автомобили трудно представить, предусмотрены. Если бы не ограниченный запас хода, можно было бы ездить на большие расстояния и не чувствовать себя ущемленным из-за того, что какая-то опция отсутствует.

Сам за собой сажусь. Возможно, в дальних поездках в Leaf не будет того комфорта, как в седанах более высокого размерного класса, но далеко наша машина не ездит. Максимум – 60 километров в одну сторону и в тот же день назад. На это простора и удобства в Leaf предостаточно, даже если сзади едут трое, – проверено.

Чтобы перевезти стремянку или длинные стройматериалы, заднее сиденье приходилось складывать. Удавалось возить вещи длиной 2,5 метра с закрытой крышкой багажника, а если их много, можно сложить спинку переднего пассажирского сиденья.

Задним ходом к бордюру подъезжаю уверенно. Передом несколько раз чувствовал, что юбкой бампера цепляюсь, так что, если возникла необходимость припарковаться именно передом, нужна осторожность.

Была ситуация, когда зимой ехал по навигатору и выбрал, как это делает большинство владельцев электромобилей, самый короткий маршрут, чтобы меньше разрядить батарею. Навигатор завел на проселочную дорогу по полю с колеей, которую замело снегом. Когда до главной дороги оставалось метров 300, посадил машину на днище. Пешком пошел за помощью и нашел человека на внедорожнике.

Когда он меня вытащил, поехали вместе на случай, если опять засяду. Чтобы не засесть в колее, поехали не по дороге, а по полю. Оно замерзло, снега на нем было немного – смело ветром. Сильно я своего спасателя удивил, когда не только больше нигде не застрял, но и без помощи преодолел крутой откос обочины, чтобы выехать на главную дорогу. Наверное, резина помогла – новая зимняя стояла.

Знаю, что многие скептически относятся к электромобилям. Дескать, зарядных станций недостаточно, к "зарядке" можно не подъехать из-за запаркованных автомобилей, процесс требует времени, замена батареи выльется в 5000 долларов и так далее. Однако в 2022 году были внесены поправки в закон, которые запрещают парковку автомобилей возле зарядных терминалов. Если хозяин такой машины не отреагирует на телефонный звонок с просьбой освободить место, вызывайте эвакуатор – это ваше право.

И поправки позволили электромобилям ездить по полосе для общественного транспорта, что, согласитесь, является преимуществом. Опять же в июне на электромобили снова начал действовать нулевой таможенный сбор.

Количество зарядных станций медленно, но уверенно увеличивается. О трудностях с их поиском говорят владельцы машин с ДВС, но не хозяева электрокаров. Они просто привыкают, что маршрут надо планировать и не искать "зарядки" по дороге, а точно знать, где они находятся. А поскольку чаще всего мы ездим по одним и тем же маршрутам, думаю, разговоры о проблемах с зарядными станциями высосаны из пальца. Ведь пользуются же люди смартфонами, которые надо подзаряжать каждый день, если не чаще, и не говорят, что это полная ерунда по сравнению с кнопочными телефонами, которым зарядки хватало на неделю.

Батарей две. Под капотом предназначена для питания вспомогательного оборудования во время стоянки – от обычных аккумуляторов она не отличается. Тяговая батарея находится под полом – она действительно недешева, но срок ее службы не меньше 10 лет, если правильно эксплуатировать. И новую покупать необязательно. Их перепаковывают. Причем нередко перепаковывают лишь для того, чтобы увеличить пробег на одной зарядке. Знаю, что "перепак" позволяет проехать до 280 километров, если до него машина проезжала лишь 140.

Часто электромобиль берут вторым в семью, например, для жены, которая ездит немного и недалеко, а затем несколько раз попробует муж, и дальше его уже из-за руля не выгонишь. В результате электромобиль становится первым, потому что пользоваться им выгодно. У нас тоже так получилось. Фактически за 13 месяцев Hyundai настоятельно понадобился лишь однажды, когда нужно было съездить в Брест. А так он больше простаивает, чем ездит.

Зато Leaf сейчас используется ежедневно. Если за день не требуется проезжать больше 100-120 километров, а чаще всего так и бывает, и есть возможность ставить машину на ночь заряжаться дома, могу смело рекомендовать купить этот электромобиль. Не разочаруетесь. Во всяком случае я очень доволен, что так сделал.  

ТОП объявлений о продаже Nissan Leaf

21 633 BYN ≈ 8 358 $
30 413 BYN ≈ 11 750 $
44 030 BYN ≈ 17 011 $
44 030 BYN ≈ 17 011 $
Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
180 комментариев
6

Прочитаешь-все класс. А в реалии владельцы электричек ползут по трассе 60 с открытыми окнами, что бы доехать до зарядки.

7

"У меня есть Hyundai i40, который пригодится на случаи дальних поездок."

Это все, что нужно знать о владельцах электромобилей. Столько похвалы в адрес электромобиля, но за год так и не решился избавиться от машины с обычным ДВС, которая якобы простаивает.

2

в расчетах фигурирует 40 тысяч годового пробега, больше сотни км в день, думаю, это все сферические кони в вакууме, которых любят наши друзья физики, особенно когда подсчитыаают размер гранта.

5

Вова, сферические кони в вакууме, Вы это о чем. Чем Вам не нравится 100км в день в среднем?

3

олежка, вы хотите меня уверить, что 365 дней в году выдуваете 99% заряда своей батареи, после чего на 1% приезжаете домой не на эвакуаторе и заряжаетесь на следующий героический день? Типичный сферический конь в вакууме с элементами фэнтэзи.

1

Вова, 365 дней в году 99%, - что Вас заставило так полагать?

Никто из владельцев электромобилей не разряжает свою батарею до 1% ежедневно.

У меня всегда остаток разный. Основной заряд дома ночью. Бывает, добираю заряд на работе, бывает на парковке у банка, бывает на даче. Пару раз в месяц - на Маланке.

100+км - это СРЕДНИЙ суточный пробег. Если была поездка на дачу (частенько летом), то 180+ км в сутки. Максимальный пробег в день достигал 350км у меня.

Вова, не тратьте больше свои силы на объяснение своего коня. Ваши фантазии здесь точно не к месту.

2

В семье два водителя. Иногда нужен второй автомобиль. Зачем же продавать? Если только купить вторую электричку?

3

Ради "иногда" держать целый второй авто... Разве это экономически целесообразно?

2

Два авто в семье, а не гараж автомобилей, - это наш сегодняшний уровень жизни. У многих в Минске в семье два авто. Экономически целесообразно пользоваться общественным транспортом. Но это не всегда быстро и удобно

2

Так и Лиф это не всегда быстро и удобно, Вас же это не остановило.

7

Лиф удобнее и быстрее общественного транспорта почти за те же деньги.

Для меня лиф - первый электромобиль. Мировая практика подсказывает, мы все будем ездить на электромобилях очень скоро

4

Очень скоро, это когда? Для меня очень скоро, это 2023 год, успеем все пересесть на эдектромобили?))
А мне наша местная практика подсказывает, что до пересаживания на электро всем, особенно в Беларуси, как до луны раком, пока не придумают систему, при которой электро сможет заряжаться хотя бы на 200 км за 5 минут.
Почему? Да представьте сколько нужно расставить зарядных станций в РБ, чтобы 4 млн человек могли заряжать свои авто по 2-3 часа в лучшем случае. Вас всего 10 тыс., а нытья сколько... И нытье увеличивается пропорционально увеличению количества электромобилей. То зарядок Вам мало, то поставили не там, то те что есть не работают, то машины с ДВС вам мешают. И самое главное, Вы уже друг другу мешать начали. А что будет дальше?

8

Очень скоро это когда в Европе запрет на производство массовых авто с двс выйдет, а это уже 2024 год, далее в Китае в 2030 запрет производства авто с двс. К 2030 году останется либо пересесть на электромобиль, либо пересесть на мусор от автоваза, третьего не дано

0

Вот только европа до 2024 года столько авто с жвс наштампует что хватит и нашим детям

9

200км в 5 минут никому не надо, все заряжаются по мере обычных бытовых дел, поехал в магазин - поставил на зарядку на парковке, поехал в центр - оставил опять же на парковке с зарядкой, это с двс надо мучаться и искать заправку, с электрокаром такого гемора нету

0

Хипбай, иногда пишете по делу, но Ваши рассуждения здесь о «нытье» не оставляют желание с Вами дискуссировать.

Зачем столько негатива? Ваша жизнь станет легче, если меньше будете осуждать, а больше помогать людям. Да хотя бы добрым советом, если есть сферы, в которых разбираетесь.

Вас никто не заставляет и не заставит ни в 2022, ни в 2023. Многие пользуются с радостью уже несколько лет и внимания не обращают на колкие замечания…

4 млн человек - Вы правы, сегодня это не реально. Даже электроэнергии столько организовать потребуется десяток лет. Мой прогноз - 80% к 2035 году

0

Так даже если взять Ваши оптимистичные прогнозы, то это никак нельзя назвать "очень скоро".
О нытье не рассуждения, а факт, нравится Вам это или нет. Постоянные статьи на АБВ и других ресурсах от владельцев электромобилей это подтверждают.

0

Заметьте, статьи пишут очень часто не владельцы.

Вот покажите пример ненытья и напишите три пункта или факта в защиту будущего электромобилей.

1

А я не вижу будущего у электромобилей, по крайней мере в том виде, в котором они существуют сейчас. Считаю, что это всего лишь читерство производителей, ведь вредные выбросы считаются не по конкретному выпускаемому авто, а по всем, что выпускает производитель. Это всего лишь переходной период.
Будущее за гибридными установками, либо наподобие Приуса, либо на основе водородного топлива.

0

Вы не видите будущего у электромобилей, считаете их читерством Илона Маска и других производителей. Европейские страны, как Норвегия, для Вас не пример. Может тогда Китай пример?

Большинство специалистов и аналитиков утверждают, что гибридные авто - это переходный период. Так Тойота все протестовала против быстрого перехода на электро-, считали гибриды важным переходным этапом, но не выдержали, и сами пустились в гонку.

Водородное топливо, с точки зрения науки, сегодня имеет много нерешенных до конца вопросов. Например, отсутствие инфраструктуры заправочных станций. Стоимость водорода пока велика. Водород очень легкий, его сложно хранить и транспортировать, если не в виде соединений с другими химическими элементами.

0

Водородные авто мертвы, а запрет гибридных авто во всем развитом мире утвердили к 2030-2035 годам, ничего кроме электрокаров не будет

10

Ну что вы фантазируете,коллега. Лучший автомобиль в мире-это престарелый дизельный сценик. Он вырабатывает соляку,не требует ремонта и обслуживания и вмещает в себя месячный производственный план завода холодильников. А вы тут про электричку задвигаете.

3

>>или возможность заряжаться по тарифу в домах с электрическим отоплением

Это возможность получить тысячу базовых штрафа от энергосбыта, как мне кажется.

7

Вова, Вы судите о других не справедливо. Дома с элетроотоплением могу иметь общий льготный тариф. Штраф от Энергосбыта - это Ваша фантазия.

0

олежка, дома с электроотоплением имеют отдельный счетчик для прочих нужд, тарифы ничем не отличаются от домов без электроотопления. Опять сферический конь в вакууме с элементами криминального чтива.

0

Позвольте поправить, есть два варианта - 1) ставится два счётчика, один на отопление с льготным тарифом, второй на прочие нужды с обычным тарифом, розетка электрокотла( или место подключения к котлу напрямую кабелем) при этом пломбируется. 2) ставится один счётчик на все, тариф льготный, но больше чем если бы стоял отдельный счётчик на котёл. Во втором варианте никаких проблем с энергонадзором.

3

Некоторые, видимо, не знают про "средний" тариф для тех домов у которых электроотопление

0

так расскажите нам несмышленышам про свой средний тариф.

0

Наберите в поисковике "тарифы на электроэнергию Беларусь " и вам откроется много нового.

1

А говорят,что учителя мало зарабатывают.

4

Учителя достаточно зарабатывают, если трудятся и не ленятся. Как, впрочем, и представители многих профессий.

0

Конечно, если взять две ставки и ещё какой довесок. После этого или хромает качество преподавания или дому время не остаётся. Я уж молчу про качественную подготовку к каждому уроку, что как бы и должен делать учитель.

0

Гедемин, не обязательно две ставки - можно найти место, где ценят твой труд, и на пол ставки с достойной подготовкой к уроку можно заработать достойное вознаграждение.

Поддерживаю Вас, дом и семья должны быть в приоритете.

0

Ставка мастера производственного обучения первой категории 350 или 370 рублей. + за стаж 10%,премии 5% и что-то там ещё. Дальше только разгоняться на переработку в 2 ставки и кучей гемора

0

Да, не позавидуешь мастеру производственного обучения…

0

Ни коим образом не говорю про Вас, но у меня был именно такой же учитель по физике, который в школе работал на полставки и имел работу, где его ценят. Собственно, школьная программа по физике для меня пролетела мимо, пришлось наверстывать в колледже.

0

Почему-то большинство людей пинают на учителей. Редко кто признаётся, что был разгильдяем в школе и не ценил возможностей.

Конечно, многое зависит от таланта и личности учителя.

Heapby, желаю Вам наверстать упущенное, если ещё не наверстали. В частности, физика может быть очень интересной и увлекательной.

4

" тормозные диски и колодки благодаря режиму рекуперации изнашиваются медленнее, а значит, реже требуют замены "

Быстро закиснут от солей и бездействия.

3

Изнашиваются медленнее - какое же здесь бездействие, они работают, но не так активно как в двигателях без режима рекуперации… «быстро закиснут от солей» - соли и их воздействие - относится не только к электромобилям

6

Прочитаешь-все класс. А в реалии владельцы электричек ползут по трассе 60 с открытыми окнами, что бы доехать до зарядки.

4

Так делают даже владельцы Тэслау

5

Верно замечено, иногда владельцы электромобилей грешат низкой скоростью на трассе, ввиду отсутствия достаточного числа зарядочных станций на многих наших трассах. Простите нас, владельцев электромобилей! Скоро все исправимся, когда дальность хода в среднем увеличится, а инфраструктура улучшится))

2

олег вопрос к вам как к физику: а вы уверены что запасов лития на земле хватит для того, чтобы удовлетворить спрос на автомобили , и не приведет ли разработка оставшихся его мксторождений к экологическим катастрофам? Ммне кажется, миру нужее технологический скачок вперед каким было в свое время открытие электромагнетизма, ращепления атома изобретение двс , возможно новых каких то источников энергии, иначе через лет 100 а то и раньше к закату человечства как вида, либо к аойне на выдивание?

6

А вам реально не пофиг,что будет через 100 лет?

0

Согласен, Ведута, миру нужен технологический скачок, а оставаться вечно при литии ничем хорошим для экологии не обернётся, учитывая современные темпы производства батарей.

Касательно новых источников энергии ещё 15 лет назад участвовал в научных исследованиях биомолекулярных систем искусственного фотосинтеза, работая в Голландии. Жаль, пока в жизни это не реализовано. Высокий КПД превращения солнечной энергии в электричество мог бы решить проблемы с батареями. Например, поверхность авто, с высоким КПД собирает солнечную энергию, и уже не так важна большая батарея.

Как физик добавлю, нам нужен и духовный скачок, чтобы быть добрее и терпимее друг к другу. Многие проблемы решаться на этом уровне.

7

В пещере застрял? По миру уже колесят электромобили с запасом хода более 1200км на одном заряде, и это далеко не предел, так что шутки теперь идут к привязанности двс к бензоколонке

1

Изучив со знакомым ситуацию с ценами, пришли к выводу, что лучше покупать Leaf в Беларуси, а не ввязываться в его пригон из-за границы и последующее восстановление, поскольку на аукционах более-менее доступные варианты продают чаще всего после ДТП.
А Беларуси они все покупались у диллера и бережно эксплуатировались? Круто!

0

Диллер в Беларуси не продаёт. Продаются на вторичном рынке ввезённые из США и Европы, часть из ввезенных восстановлены после ДТП

0

Ваш в какую часть вошел?

0

Мой лиф из Бельгии привезён компанией, которая успешно возит из Европы авто до 5 лет. Пока остаюсь доволен и благодарен

3

Да, на бумаге мечта, а по трассам теслы и иже с ними еле тянутся

9

Более того, часто вижу машины с солидными моторами под капотом, судя по шильдикам на багажниках , которые тащатся так же само-80-90.или я что то не понимаю, или вся крутость проходит, когда не перед кем выеживаться?

3

Купи, узнаешь, и заодно всем расскажешь, что да как

5

Что тут понимать, как правило, 80-90км\ч - самый экономичный режим, а владельца солидного мотора начинает душить жаба, когда при езде "на все деньги" на заправку приходится заезжать каждую неделю)

9

Так думают про владельцев солидного мотора те, кто не смог стать владельцем солидного мотора.
Из-за своей несостоятельности и зависти всякие глупости выдумывают.

0

Глупости...владельцам "солидного мотора" нет смысла "валить на все деньги"...для быстрой езды хватает "пол- или даже треть-педали"..

2

Единственный минус электромобиля-это дальность пробега на одной зарядке.

2

Это существенный минус многих электромобилей, которые ездят по нашим дорогам. Минус электромобиля в медленной зарядке (в сравнение с заправкой бензином или дизелем) при движении на большие расстояния.

3

Этот минус перекрывает все плюсы, если ты не живешь или не работаешь рядом с зарядкой.
Это как пользоваться телефоном без сим карты.

5

И даже владельцев, кто не живет рядом с зарядкой, все меньше. Есть зарядных станцией постоянно развивается

3

Самый существенный минус электричек - это электрогенерация из ископаемого углеводородного топлива, а КПД электростанций недалеко убежало от КПД двс,
а есть ещё доставка.
Т.е., на современном этапе развития, без массового перехода на энергию атома электрички не имеют коммерческой эффективности или имею только в высокодоходных секторах, коих, как правило, немного. Тоже самое можно сказать и про экологию и, так называемое, глобальное потепление.

4

Zim-zim, все очень спорно, что касается видов топлива. Не все понимают, почему «энергия атома - чистая энергия».

В Беларуси с вводом АЭС использование электромобилей и зарядка ночью достаточно грамотный путь развития. Не мы первые в мире…

Экология большого города значительно улучшается при переходе на электротранспорт.

0

На данном этапе развития, прекрасно понимаем, что никто нигде не "заправляет" электрички по коммерчески оправданным тарифам, в том числе, со стороны фискальной политики.
Для экологии города это, безусловно, лучше, но шарик один, а значит кто то, все равно, врёт(политики и учёные)).

4

А откуда берётся то огромное количество энергии для добычи нефти, и переработки её в бензин? Кпд электрокара всегда будет более чем в 20 раз выше чем у двс, двс без огромного количества электричества исчезнет, а электрокар нет, потому что ему столько электричества не требуется

1

Ведь пользуются же люди смартфонами, которые надо подзаряжать каждый день, если не чаще, и не говорят, что это полная ерунда по сравнению с кнопочными телефонами, которым зарядки хватало на неделю.

Если бы у сенсорного телефона был такой же функционал, как у кнопочного, который держал заряд неделю, то все бы как раз таки говорили, что это полная ерунда. А у этой машины функционал как раз, как у обычной машины.
Да и некорректно сравнивать телефон, который может зарядиться на целый день активного использования за 15 минут, с машиной, которая заряжается 9 часов и при этом этого еле еле хватает на крайне бережное использование в течении дня.

4

Фунционал, действительно, очень часто тот же. Только в премиальных моделях развитые интеллектуальные функции, автопилот. Электромобиль превосходит автомобили с ДВС в безопасности и в городе уменьшает выбросы транспорта в атмосферу. Заряд 9 часов от обычной розетки на 10А. Дома можно заряжаться до 32А от одной фазы, т.е. 3 часа. А на быстрых - до 1ч

2

"Электромобиль превосходит автомобили с ДВС в безопасности"

А можно с этого места подробнее, чем этот Лиф безопаснее, чем к примеру Гольф того же года выпуска?
Сколько стоит зарядное на 32А и сколько с такими зарядками выдержит батарея, у которой не предусмотрено охлаждение во время зарядки и которая и так слабая у Лифа.

2

Превосходство электромобилей в безопасности часто связано в т.ч. с конструктивными особенностями. Как Вы думаете, батарея в несколько сотен кг в днище как-то связана с безопасностью на дороге? Или багажник под капотом Теслы вместо большого агрегата?

1

Давайте конкретно про Лиф. Как батарея в несколько сотен кг в днище улучшает безопасность относительно Гольф того же года выпуска?

5

За счёт тяжелой батареи лиф устойчивее на дороге, в сравнение с аналогичным авто с ДВС. Лиф, в среднем, едет с меньшей скоростью, чем гольф - это также улучшает безопасность на дорогах.

1

И? Мы же с Вами не про Уазик "буханку" говорим, а про Гольф, у него тоже центр тяжести расположен низко + настройка подвески и отлично настроенная система стабилизации. Поэтому шансы перевернутся, крайне малы.
Какие еще будут аргументы?

5

Гольф - хороший авто. Аргумент тот, что гольф на ДВС очень скоро не будет выпускаться. Про безопасность лифа в сравнение с гольфом спорить не буду, Вы правы, в этом сравнении нет явного преимущества

2

И в этом нет и в целом Гольф безопаснее Лифа, краш тесты этих авто, отлично это демонстрируют. Так что не нужно выдавать желаемое за действительное.
Пока Ваше "скоро" случится, может пройти ни один десяток лет. Электромобили не вчера придуманы, а в прошлом веке ещё.

3

Убедили. Будем брать электрический гольф.

0

Электрический гольф действительно хорош))

1

О устойчивости и безопасности. Я читал, что в США проводят соревнования по безопасности машин методом компьютерного анализа геометрического распределения масс агрегатов. Проигрывают джипы. Более подробную информацию не нашел. Тяжёлая батарея под полом должна реально улучшать устойчивость.

6

Огромная батарея в несколько сотен кг позволяет лифу как и любому электромобилю превращать любое авто с двс в лепешку при дтп, батарея делает электромобили невероятно прочными, а сама конструкция авто многократно прочнее чем у двс

1

Подтверждаю. К сожалению, успел побывать в ДТП с VW поло, поло сильно пострадал, забрали эвакуатором. Лиф своим ходом уехал, пострадал передний бампер.

0

На Ваш вопрос о зарядке 8-32А есть ответ в статье. Ее цена около 350р (из Китая можно добыть дешевле). Это все ещё медленная зарядка переменным током - мощность до 6,7кВт.

Быстрая «греющая батарею» - это зарядка постоянным током 400В на мощности до 50кВт

1

Электромобиль прикольная и действительно экономичная штука, если: 1. Живёшь в своём доме (либо есть иные надёжные источники недорогой зарядки. 2. Пробег в день составляет максимум 100 км (при условии возврата домой). 3. Есть в наличии нормальный автомобиль с ДВС

При отсутствии одного из вышеуказанных условий владелец такой машины-как собака на привязи.

Самоуспокоением а-ля "зато можно долго не менять диски и колодки" занимайтесь сами))

8

Ну и бред, новые электромобили способны проезжать более 700км на одном заряде, а зарядка на 100км занимает считанные минуты, на кой черт частный дом или авто с двс?

1

ага, а ценник этих электромобилей на 700км таков, что можно пару солидных машин с ДВС купить и заправлять их всю жизнь, не беспокоясь о зарядках

1

Хаха, сказки рассказывай соседям по подъезду, ценник этих электромобилей ровно такой, а то. И меньше чем аналога с двс

0

Делок, электромобили с большим пробегом - сегодня это авто с большой батарей. Здесь многие беспокойся за литий и экологию.

Частный дом сегодня - преимущество для владельцев электромобилей, в будущем - возможно, совсем нет.

Например, тестируются технологии зарядки во время движения по отдельным участкам трассы!

2

Соглашусь с владельцем, на данный момент иметь электричку только как вторую машину. Но опять же, удобство пользования с зарядкой в частном доме. Тогда это не про лиаф для большинства.... Так как на самом деле не так много людей живут в частных домах в городском секторе. А те кто живёт за городом автоматически увеличивает пробег без рекуперации. Поэтому лиаф тут больше геморрой чем выгода. Сам подумывал в прошлом году купить такую. И как живой пример на работу езжу в круг получается 100 км по трассам. То бишь не подходит. А брать что то с более менее серьезным запасом.... Это получается уже игрушка для богатых. Сосед загорелся купил теслу s пол года поездил и продал, купил вместо нее дизельный полноприводный Мерс е-класса и говорит ещё осталось на соляру лет на 10. Тесла и мерс обе 3-х летки. Соглашусь что данное направление наверно надо развивать. И если люди покупать не будут то не будет и развития. Но пока без меня...

5

Ну,в ситуации с дизельным мерсом он эти "осталось на соляру" улетучатся в момент при первой поломке.

1

При первой поломке чего? Может выйти из строя копеечный датчик, а может отрыгнуть турбина или форсунки, коробка, движок. Ну так и этого Лифа может отрыгнуть инвертор, или что еще хуже батарея, которая стоит как этот Лиф. Или может забыли, как Гладчук в Тесле, то с ручками дверными боролся, то видеочип перепаивал за 500 долларов, то ставил на медленную зарядку на целый день, чтоб хоть батарея не загнулась от быстрых зарядок.

5

Лифы Nissan выпускаются с 2011, более 300 000 продано, очень подробная статистика. Батарею, при желании, конечно можно быстро убить. А вот при грамотном пользовании можно ездить годами и горе не знать. Не чему в Лифе ломаться.

1

Тоже самое можно сказать про автомобили с ДВС, при грамотном пользовании можно ездить годами и горя не знать.

3

Согласен. Можете дать пример удачных моделей с ДВС из личного опыта и опыта других владельцев?

1

Конечно! Вы даже сами можете прочитать статью здесь про Пассат Б6 у одного владельца с пробегом 600 тыс.км (на момент написания статьи), у которого глобально ничего не сломалось за этот пробег. Когда Ваш Лиф доедет до такого пробега, тогда и поговорим про его удачность.

6

600 тыс км - это редкий пробег для белоруса. У меня был пассат Б3 1991г, проедал чуть более 100 тыс, суммарный пробег 550 тыс. Ломался часто, но я не очень грамотный владелец, да и до меня была длинная история.

Не уверен, что на лифе проеду более 300 тыс мне поменяю на более совершенный авто

1

Так о чем разговор? Что Пассат Б3, собранный скорее всего на китайских запчастях, с пробегом в лучшем случае 550 тыс.км, если нигде не скрутили, ломался чаще, чем Лиф с пробегом 115 тыс. км? Хм, кто бы мог подумать?))
А на лифе, Вы даже если захотите, то не проедете больше 300 тыс., т.к. к этому пробегу уже придется заменить батарею, и возможно уже второй раз. А это в свою очередь сведет на нет все Ваши рассказы про экономичность этого авто.

4

У вас был в эксплуатации современный дизельный мерседес бу? Откуда вам знать о стоимости зч на него? ЗЫ. И датчики там не такие уж и копеечные. Некоторые сопоставимы по стоимости с условным сцеником.

0

У меня иногда такое чувство, что Вы с луны свалились и интернет Вам отключили.
Неужели для того, чтобы узнать стоимость запчастей на ту или иную модель авто, Вам неприменно нужно стать владельцем этого авто. По другому никак? Я уже даже не говорю о том, что не всегда нужно бежать и сразу менять деталь, иногда детали поддаются ремонту.
P.s. Пример в студию датчика, стоимость которого сопоставима с условным Сцеником?

2

Датчики нокс на дизельный глс.

0

И что там за цена такая дикая? Обычная цена за широполосный датчик, на Passat B5 бензиновый, стоит почти столько же.

1

Не знаю,сколько стоит шрот на металлолом,но если у вас не отключили интернет,можно посмотреть,сколько стоят новые зч на современные автомобили.

1

Разница между теслой и мерсом составила без малого 20 тыщ у.е. вот считайте сколько он может потратить на соляру и ремонты причем не ограничивая себя в передвижении, не планируя маршруты, не тратя по время на зарядках в дороге.

4

Ну,за 5000 долларов-это не мерс уже,а груда металлолома.

1

Если на работе можно заряжаться, для Вас это вполне можно было задуматься о электромобиле с дальностью около 100км на заряде. Но есть электромобили и с большей батареей (Bolt, leaf II и др).

0

Впрочем, резкими разгонами с последующим торможением с рекуперацией лучше не злоупотреблять, потому что аккумулятор разряжается быстрее, чем при плавном разгоне и равномерной езде с минимумом торможений – такую стратегию вождения считаю оптимальной.
читайте, маркетолухи, что пишет физик.
а то как рекламную статью не прочитаешь - у всех поголовно езда по городу на "электричке" с разгонами-торможениями экономичней езды по трассе...

0

Это вопрос скорости, 100-120 и 50-60.
Если на электричке по трассе ехать 50 км/ч, то в городе точно в сравнении не сэкономить))

0

ну так в плане сравнивать в плане экономичности надо движение на сопоставимых скоростях, нет?

0

Я понимаю, что правилами нижний порог неопределён, но вряд-ли кто так ездит. Ездят, обычно, по верхнему)

0

Экономил, экономил, а на летние шины так и не наэкономил.
Вот и весь сказ про экономию,

7

Замечено верно, на момент фотографирования ещё стояла зимняя резина, на момент выхода статья - уже давно летняя. Сказ не про экономию. Вопросы задаёт автор статьи, потом сам материал организует. Потом ещё и редактор придумывает заголовок. У владельца же был свой вариант заголовка: «Рано ли нам в Беларуси пересаживаться на электромобили?», или личный опыт владения Nissan Leaf.

1

если живешь в частном доме и на работу ехать и твои дневные пробеги плюс минус 60 километров , то вполне годный вариант ,экономнее этого что то найти будет практически невозможно...
но если живешь в квартире , дневные пробеги те же 60 километров то это будет мучение ..одно сплошное мучение ... да и экономии особой если заряжаться на станциях особой не будет , а вот кучу гемороя и неудобств да

3

В Беларуси более 10000 электромобилей и из них несколько сотен лифов. Люди в абсолютном большинстве ездят и радуются. Причина геморроя несколько в другом.

Неудобства и мучения - это про плохого танцора, которому кое-что мешает. Привыкнуть к некоторым особенностям владения электромобилей многим стоит некоторого времени.

2

У скольких владельцев из 10000, во владении нет авто с обычным ДВС?

2

Такой статистики, сожалению, нет. У меня есть втрой авто с ДВС. Сравнение годовых пробегов у меня: 40 тыс против 3 тыс

2

Вот и я еще не видел ни одной статьи о владельце электромобиля, который избавился бы от авто с ДВС.

1

Видел и лично знаю многих таких владельцев. Но решиться на это (один авто в семье и тот электро) в Беларуси пока не всем под силу.

5

Давайте посчитаем: купил в мае 21 года, сейчас июль 22 года. Прошло 400 дней. Пробег за это время составил 40 тыс. км. Средний ежедневный пробег выходит 100 км. 100 км это предел пробега авто на одной зарядке летом без кондиционера и зимой без печки. Значит, заряжать авто нужно каждую ночь, воруя электроэнергию по тарифу для обогрева дома, а так как ежедневно нельзя проезжать ровно
100 км в течение года, то примерно через день авто нужно заряжать на зарядной станции 1 или даже 2 раза по совершенно другому тарифу. Если владелец считает экономию, то пусть честно по это пишет. А то украл электроэнергию, предназначенную на отопление и гордится. Пусть тогда сравнивает экономию с теми, кто заправляется ворованным дизтопливом за полцены и ездит на любые расстояния.

5

Владелец энергию не ворует, а заряжает по 3 тарифам, обычно, по ночному, и дома, и на даче. Будьте доброжелательны и не сочиняйте. Мир Вам, Паша Емилевич

3

Никакой вы не олег, товарищ. А вася-1975. Раскусили тебя вася с премиальным немецким внедорожником.

0

Вова, не знаю, кто этот Вася с премиальным немецким внедорожником. У меня из немцев только пассат был.

1

В наших климатических широтах, полгода нужен отопитель салона. А у электромобилей фен задействован от батареи, что значительно снижает её заряд и пробег соответственно. И это самый большой минус на мой взгляд. Всем владельцам электричек хорошего настроения в холодную погоду.

1

Обогрев салона в холодное время действительно заметно уменьшает пробег. Но это не самый большой минус для большинства владельцев электромобилей. Скорее всего, самый большой минус - это недостатки сети зарядок в нашей стране и в странах-соседях. Например, нет зарядочных станций во многих региональных городах и посёлках (например, нет в Молодечно, Вилейке)

6

Жрёт обогреватель минимально, у нас нету нормальных зим что бы они сильно влияли на электрокар

7

Это анекдот а не электромобиль. Нормальная электрическая машина сейчас одна- Тесла. Остальные либо вот такие, либо догоняют.

0

У героя статьи самый первый лиф. Прогресс хоть и не семимильными шагами, но идет - обычные сегодняшние авто 250-300км выкатывают.
Что-то мне подсказывает что большинство авто ездит около 15т.км в год и максимум с города на дачу. Так что основная проблема "электричек" это цена и ограниченность зарядных станций, а не пробег.
А с Минска в Брест и назад лучше ездить на "электричке", которая называется поезд

2

да ладно... ягуар I-Pace, порш тайкан, мерс EQC
на фоне которых тесла - убого собранная повозка

2

Ну, а GMC Hummer EV з суседняга артыкула зусім не нармальны?
Чаму жыхары іншай краіны так жадаюць яго прыдбаць?
Ненармальныя таксама, відаць. )

1

Я так понял, что куда-бы не приехал - надо искать для стоянки место с розеткой.
Ладно. Подождем более современных разработок от цивилизованного мира.
Да, кстати, а что там с разработкой электрической "Джили"?
Когда уже будем гордиться?

2

У Джили с "электричками" все в порядке - Полистар, Геометри, Мапл.
А "Белджи" является сборочной площадкой и разработками авто не занимается.

2

Бензо генератор купить и в багажнике возить, тогда нечего не страшно.

3

Это смешное и редкое решение, есть варианты с заводским генераторам. Например, BMW i3 с REX

0

Генератор реально реализован для ПВ. Какая-то небольшая местная военная фирма экспонировала специально спроектированный для ПВ электромотоцикл, который позволяет наряду ПВ бесшумно патрулировать вдоль границы не распугивая нарушителей. 40км/ч, мотор колесо, для увеличения дальности дополнительный дизель генератор.

2

"И последнее – в ДТП с участием электромобилей значительно меньше погибают люди в силу физики и особенностей устройства этих машин"
Не хотел бы я у этого учителя физике учиться)))
Про уделать всех со светофора даже не смешно уже)))

2

Уделать со светофора (в городе) - это не совсем про физику, это про здоровую голову. А про преподавание физики в школе- это отдельный разговор. Детям физика, химия становятся все сложнее и сложнее, как бы не упрощали программу. Может быть, талантливый учителей тоже становится меньше?

0

а русский язык учителям физики "не становится" всё сложнее, как бы НИ упрощали программу?

0

Вы хороший учитель физики, OlegKava, каких сейчас мало. Программы по математике, физике и химии ухудшают чиновники от уровня советских и ниже. Основы безопасного безаварийного управления закладываются в школе, автошкола не может предусмотреть все, если в голове
курсанта опилки. Я бы Вам подарил файл pdf книги Анри Бонне Искусство управления автомобилем на загородных трассах. На сегодня она неполная, только для заднеприводных машин, но физика изложена классно.
Успехов. Спасибо за информацию о перспективной машине.

1

Я пару раз уделал со сфетофора молодчиков на БМВ. Они так и не поняли, что произошло - у меня номер был транзитный, а не зеленый )

0

"Они так и не поняли, что произошло"
Ключевая фраза, пацаны просто были не в курсе, что Вы устраивали гонки)))

1

Сказка прямо, а реалии иные )))

1

Да Лиф 30 кВт в небольшом городе\"деревне", где зарядка у дома и работы. Как пример знакомый в Смолевичах - гоняет уже давно на лифе и доволен как слон . НО в минске это так себе, если нет возле дома зарядки - беда, а топать 10 минут , чтоб поставить авто на зарядку в дождь или зимой, так себе извращение. Или сидеть с телефоном 30-40 минут в -10 в авто и ждать пока авто зарядиться :D
Поездки на дальние растояния - полный геморой пробовал, больше не сяду, мне как-то не впечатляет тратить в ~2 раза больше времени в темпе "неспеша", а если нужно быстро - "ненаказуемая скорость" вернуться в минск и жара +30 , то лиф это "мертвый номер", при моих 250 км дороги до минска, из которых ~100 -120 км - заправок обычных даже нет, а первая на М1 под Борисовом - это если по прямой))

0

Ждём комментария Жоржа 1976 )))

0

Именно)) Но похоже, у него сегодня выходной)

1

Уж очень некрасивая машина

1

Говоря про экономию электромобилей их владельцы немного лукавят. Учитывая высокую стоимость при покупке и отсутствие остаточной стоимости (сейчас у владельца уже 80% емкости батареи, а через пару лет батарея умрет и такую машину не продашь), то на эти деньги можно ездить и на ДВС. По итогу., по моему мнению, пока выгоднее машина с ДВС. Это не с считая того, что ездить необходимо вокруг зарядных станций.

4

Никто не лукавит. Ниссан Лиф из США можно сделать за 8000-9000$, если потратить немного времени и разобраться. Что вы купите сегодня живого на эти деньги? И сколько еще у вас вытянет потом этот 12-летний авто с пробегом за 400 000?
Батарея не умирает за два года в 0%, она деградирует в среднем 3-4% ежегодно.
Надо понимать, что если суточный пробег от 100 км и выше, то у вас начинается экономия. А если вы ездите как я по 10 000 км в год, то лучше не стоит.

0

Ниссан кашкай 9,3к со всеми расходами на оформление 12 года с пробегом около 100к из подмосковья. Пригнали 3,5 года назад. Из ремонта - замена тормозных дисков, радиатор кондея. Год назад полетел родной аккумулятор. Уже у него почти 150к пробега.

1

А у меня один технический вопрос. Отсмотрел характеристики Nissan Leaf. Есть одноступенчатый понижающий редуктор и все. Похоже нет коробки передач вообще как машинах с ДВС.
Машина аккуратная, норм приятный дизайн кузова. Ее проектировали инженеры, которые вчера ставили на конвейер машины с ДВС.
Фантастические
электромобили будущего с нуля без традиционной школы проектирования это другое. Традиционные гонки Solar Racing в Австралии электромобили на солнечных батареях. Недешевые солнечные батареи, электромоторы, аккумуляторные батареи, а все остальное стеклопластиковые корпуса, подвеска, сборка в гаражных условиях.

5

Поддержу героя материала. Как еще одна машина в семье (вторая, третья) - отличный вариант. Довелось месяц кататься по Минску на Шевроле Спарк EV с запасом хода 120 км. И вот какие выводы пишу вам, уважаемые комментаторы-теоретеки с ДВС :)
Крутиться на Спарке по городу мега удобно, он мелкий. В спокойном режиме он почти ничего не тратит благодаря рекуперации. Я как-то приехал с Цнянки в Малиновку по городу - и остаток хода остался прежним. Выехал с запасом 81 км, приехал - запас 82 км. А если надо, то он наваливает получше большей части машин из городского потока (400 НМ, 8 сек до сотни).
Нет проблем с зарядками. На быстрой зарядке 50кв Спарк заряжается с 40% до 80% за 8-9 минут. За эти минуты он берет 6 киловатт по 55 копеек за ед. Итого: 3,3 BYN. 40% заряда - это 50 км хода, а 80% - 100км. Когда жена ездила на Спарке на работу, то я заряжал его раз в три дня на быстрой зарядке около дома. Как вы понимаете, время на зарядку уходило столько же, сколько заправить ДВС.
Это дешевле ДВС. За месяц Спарк проехал примерно 1600 км как вторая машина, из которых по трассе было километров 200. Расход Спарка в среднем 12 квт на 100 км. Потрачено 192 киловатта. По быстрому тарифу 0,55 копеек вышло 105,6 BYN. Но я частично заряжался на медленной и на даче по тарифу для отопления (об этом ниже), так что по факту вышло дешевле 100 рублей.
Иногда можно ездить на дальняк. Я спокойно смотался на нем из Малиновки на дачу под Логойском - расстояние 70 км. Там зарядился до 100% (показало 130 км), приехал к дому - еще оставалось 55 км. Все возможно, особенно если есть по пути быстрые зарядки.
Я раньше не понимал всей это шумихи по поводу электричек, а когда сам попробовал, то все стало на свои места. Поэтому кто хочет - пусть ищет минусы и восхваляет свои дизельки.

1

"Иногда можно ездить на дальняк. Я спокойно смотался на нем из Малиновки на дачу под Логойском - расстояние 70 км. Там зарядился до 100% (показало 130 км), приехал к дому - еще оставалось 55 км. Все возможно, особенно если есть по пути быстрые зарядки" - о, для кого-то 70 км уже дальняк, надо же)) и ещё там заряжаться обязательно, а то ваш чудо-электро-кар встанет колом где-то около дома того человека, которому Маск подарил Теслу))
Владельцы электромобилей, честное слово, вы в комментариях иногда такие смешные, как дети. Начинаете рассказывать про экономичность (но только при условии доступа к халявной зарядке), про дальняки 70 км и т.д. Но при этом есть второй авто с ДВС (спрашивается-зачем, если электро так здорово?), есть доступ к зарядке (а то бегали бы по всему городу в поиске свободной и работающей (!!) "маланки"), и ваши "дальняки" в районе 100 км.)

Персонально владелец этого Лифа: мужик, по комментариям видно, что да, ты учитель, надеюсь, что хороший учитель, дети с интересом слушают твои рассказы про электричество и не только.
Но иногда, прошу тебя, спустись всё таки с небес на землю и признай прямо, что на сегодня в Беларуси электрокар-это игрушка, не более того.

0

Гретски, признаюсь Вам прямо, для меня Nissan лиф - основной авто в семье, который помогает успевать и делать свою работу.

Также это предмет для разговора с учениками о механическом движении, электричестве и технологиях.

0

ну что я и говорил, для вас это скорее учебное пособие для школьников))

p.s. "Папаааа, я хочу на Браславские озёра, на твоей крутой электрической машине!! хочуууу!!!"

p.s.s. Вы обычное авто с ДВС лучше покажите школьникам детально, они узнают НАМНОГО БОЛЬШЕ полезных практических знаний по всему курсу физики, а не вашу электрическую кибитку.

0

Показывали двигатели ДВС бензиновый и дизельный детально для 8 класса во время летней практики - пригласили моториста, в первый день вместе разобрали и собрали бензиновый, во второй - дизельный. Обсудили особенности, отличия. Профессиональный моторист очень к месту. В 8 классе дети по программе изучают тепловые явления и касаются тем ДВС и турбины.

К 11 классу моих учеников купил электромобиль - было что обсуждать с ребятами после изученных электромагнитных явлений.

На Браславских озёрах были на электромобиле неделю назад. Побывали на горе Маяк, в Браславе и Миорах, ночевали несколько ночей в Перебродье. Планирование маршрута - и никаких проблем, только преимущества езды именно на электромобиле.

Что не отметили в статье, многие владельцы отмечают, электромобиль учит думать и планировать маршрут предстоящего путешествия. От этого все в выигрыше!

2

ахахаха, вот это убило "Планирование маршрута - и никаких проблем, только преимущества езды именно на электромобиле." и "Что не отметили в статье, многие владельцы отмечают, электромобиль учит думать и планировать маршрут предстоящего путешествия. От этого все в выигрыше!"

Т.е. ехать на действительно дальнее расстояние по ЖЭСТАЧАЙШЭ определенному маршруту, чтобы по нём попадались электрозаправки (дай бог чтобы ещё они рабочие), вжавшись в кресло и бороться с мыслями "ёмоё, а если не дотяну, а если не работает, ой, кондиционер надо, а он электричество берет, не, не включу, пусть все в салоне уши продувают, так, мне сигналит сзади фура, надо принять правее, чтобы обогнала"-это только преимущества и от этого все в выйгрыше))) подобная риторика (только выйграли, только преимущества) обычно исходит от странных пользователей вроде Армата и вася 1975.

нp.s. Зарядите свой электрокар, чтобы на светофоре всех рвать и потом (по заданию партии) на дальняк в 50 км метнуться))

1

Гретски, если планирование маршрута Вас убивает, что тогда сказать? Тут никакие аргументы не помогут.

Вы пропустили посыл статьи - Nissan Leaf - достойный вариант для города, когда есть в семье второй авто для дальних поездок.

Планирование путешествия - это то, к чему приходят люди с опытом. Если Вы собираетесь в далекую страну на отдых, Вы планируете дорогу, заранее покупаете билеты, бронируете ночлеги, продумываете питание, планируете времяпровождение…

Быть может, что-то особенное есть в том, чтобы заправить авто по максимуму, взять денег побольше и метнуться на авось?

Семья, дети и сама жизнь учит человека планировать вперёд.

1

Раз такое дело, то и я отпишусь. Как комментатор-практик с ДВС...
Грецки99 уже все написал, но я дополню.
- 70 км - это не дальняк, это возле дома покружиться с расстояниями Минска. Сомневаетесь? Простой пример: мой офис на ул. Домбровская, клиент - Партизанский пр-т за кольцевой. Туда-обратно - 50 км. Если для вас 70 км - это много, то для меня - разовая поездка.
- На выходных, начиная по понятным причинам с 2020 года, с семьей часто ездим по стране. Дочке 12 лет, любознательная, потому ездим по старинным усадьбам, замкам и т.д. Опять же пример. Утром выехали в Полоцк, по дороге еще куда-то заезжали, потом позвонили другу на Лепельских озерах, смотались к нему и возвращение в Минск вечером. 600 с чем-то км. И еще в баке топлива км на 300. Какая электричка так сможет? Которая при этом стоит вменяемых денег и не биток из Америки?
- Когда я покупал свою машину в 2020, то тоже рассматривал вариант с электроавто. Но взвесив все "за" и "против" отказался. Мне моя машина обошлась примерно в 22.5 тысячи, сопоставимая с ней Тесла Model S - тысяч на 20 дороже. Потому, кто бы что не говорил, эта разница в цене НИКОГДА стоимостью топлива и обслуживания не покроется. Смысл тогда в электро?
- Ну и еще одно. Я все-таки предпочитаю и просто ездить, и путешествовать исходя из своих предпочтений, а не автомобиля. Строить маршрут так, как я хочу и не думать на сколько км мне еще хватит заряда.

0

Сергио, спасибо за Ваш комментарий комментатора-практика с ДВС.

Вам предлагаю обратить внимание на модель Honda Clarity.

0

Спасибо, но нет. У меня авто, который меня устраивает во всем. А ради возможной экономии в пару долларов на 100 км поменять немца на японца - точно не про меня)))

0

Сергио, вы пытаетесь натянуть сову на глобус :) Если вам не подходит электромобиль как основной, то и не пытайтесь на нем ездить. Автору подходит, поэтому в его случае электрокар экономнее обычного ДВС. Я выше рассказывал, что мне тоже пригодился бы электрокар как второй авто, потому что 80% поездок в городе на ДВС и короткие расстояния. Я сейчас владею семиместным кроссовером, чтобы удобно усадить всех детей и жену, а второй авто - бюджетник с мотором 1.4 и расходом 10 литров по городу. Так вот вместо него отлично тупить в пробочках на электротяге за три копейки.

0

Нет, не пытаюсь. Ваш пост был таким... Обращением свысока, типа "ничего вы все не понимаете в колбасных обрезках". Вот я и ответил в том же стиле.
Я описал, что мне электро на данном этапе не нужен из разных соображений. Ни удобства, ни экономии. Был бы дом, а не квартира, тогда да, задумался бы серьезнее. А так... При заправке по тарифам Маланки разница в стоимости эксплуатации 2-3 доллара на 100 км + побегать в поисках зарядки. Оно того не стоит.

0

Сергио, насчет пробегов... Мой друг занимается машинами, живет за городом, а сына возит в школу в Минске. У него минимальный пробег в сутки 80 км, а средний 250. Он пробовал ездить на всем, что только можно - он огромного пикапа до Ниссан Микры 1,3 на вариаторе. Последние два года - основные авто Шевроле Спарк ЕВ и Ниссан Лиф. И да, у него есть и ночная, и дневная зарядка, поэтому человеку подходит электрокар с копеечными тратами. Не бывает черного и белого, всегда какое-то разнообразие красок. Вам не подходит электрокар с пробегами по 100-150 км, а человек мотает в день за две сотни - и все норм. Я ничего вам не навязываю :) Просто хочу сказать, что при похожих вводных данных (большие пробеги) можно гонять и на ДВС, и на электротяге.

0

Можно. Если есть время и место на то, чтобы подождать зарядки авто на обратную дорогу. У меня такой возможности нет. И, как я выше написал, в случае с Маланкой траты уже не копеечные. Одно дело заряжаться по 0,1 руб за кВт/ч как автор, и другое - по 0,35 или, чтобы быстро, 0,45. При такой стоимости зарядки уже практически нет разницы между электро и ДВС

4

Особый привет дачникам и владельцам частных домов, которые видели у соседа второй счетчик для электроотопления. Да, можно установить и согласовать в РЭС проект отопления при помощи электрокотла. Тогда у вас будет два счетчика. Первый по 5 копеек за киловатт для электроотопления и второй по 20 копеек за киловатт на все остальное. Представьте, что заряжать даже по 20 копеек - это очень выгодно. Например, электрокар расходует 12 киловатт на 100 км, то вы тратите 2.4 BYN на 100 км. Дизелистам такое не снилось.
Не все знают, но в частном доме можно сделать тариф 10 копеек за киловатт, если у вас нет в деревне газа. Например, сделать проект, по которому вы отапливаете дом электрическими конвекторами. РЭС должен видеть, что вы используете электричество для пищеприготовления (при помощи электроплиты) и для электроотопления. Тогда вы получите общий свет по 10 копеек за киловатт, который можете расходовать как вам будет угодно. Например, заряжать свой электромобиль от щитка на улице при помощи обычной розетки. Я так заряжал Шевроле Спарк EV - за 6 часов с 15% до 100%. На зарядном устройстве по итогу было 11 киловатт. 11 умножаем на 10 копеек и получаем 1.1 BYN на 100 км. Тут даже ПБС и метан курит в сторонке, чтобы не подгорело от зависти. Кто там выше писал про воровство электричества? Теперь понятно?

0

Спасибо за дополнение. Именно об этом общем тарифе за 10 коп и шла речь. Никакого злого умысла или воровства

0

P.S. Очень хорошая статья, спасибо Olegkava, все расписано доступно по полочкам. Это очень круто, когда учитель физики может загнать электромобиль на школьный двор, пригласить учеников, открыть двери, капот подробно рассказать о устройстве и особенностях.
Успехов.

0

Спасибо Вам за позитивный комментарий. Конструктивные замечания и дополнения других комментаторов также принимаю, так мы сможем усилить друг друга, обогатить знаниями.

Действительно, это здорово загнать электромобиль на школьный двор, пригласить учеников, открыть двери, капот подробно рассказать о устройстве и особенностях. А потом ещё и маленький тест-драйв устроить.

Дважды проводил такой урок в летнем лагере, дважды - в детском доме. Восторг ребят не передать словами.

0

Итого, читаем между строк автора опуса:
Всего "бака" хватает на 130(лето)-90(зима) км.
Тратит 2 руб по ночному тарифу 13 коп/кВт, или 5 руб по обычному
Т.е затраты на весь бак - 2,6 руб. делим на тариф 0,13 и узнаем, что весь бак у автора 20кВт? Да ладно. Берем ТТХ и читаем: 30 и 40кВт.
Итого, автор уже урот в 1,5-2 раза, занижая расход.

Ну, и при заправке на Маланке получаем уже реальные не 5, а 10 руб. Аналог такой малыхи тратит бензина/дизеля не 7л, а 4-4,5. Т.е, примерно, те же 10 руб.
А если включить фары, дворники, печку, посадить пассажиров и заполнить багажник, то ашчушчэнне эффектыунасци улетучываецца,

ABW подарите ему одну мойку, чтоб не заплакал.

1

Влад, как некрасиво отзываетесь об авторе статьи, корреспонденте AWB со стажем. А Ваши математические способности и рассуждения поражают. Умножать и делить Вас научили, а вот элементарному уважению Вам бы ещё поучиться. О высоком уровне жизни всем нам можно только мечтать…

0

В отличие от автора я пишу от души и бесплатно, а не на заказ распространяю политику партии по электрификации автомобилей РБ. Причем в ущерб гражданам и их ожиданиям. И могли бы просто налить воды с лозунгами, но решили выпендриться с числами. Что еще раз подтверждает распространение партийного "математики нам не нужны".
Уважение не приходит с возрастом и стажем. Вы, наверное, путаете с пенсионным возрастом? Уважение заслуживают. Но, я не заметил, что бы я в своем сообщении некрасиво отозвался об авторе. В математике все просто: true or false. Я указал на false. Я не проверял ваши числа, вы их вложили сами.
Не понравились мои расчеты? Давайте другие. Те, которые в статье устроят 80% населения, но не меня.
Не нравлюсь я? Забаньте.

P.S. Уважаемые мной корреспонденты ABW: Москаленко и Михайлов. Они писали статьи.

0

Бесполезно, владелец машины-учитель физики, он её покупал, чтобы ученикам чудо техники показать)) Если возьмёт и честно посчитает все выгоды этой электро-повозки на фоне привязанности к источнику электричества, то возьмётся за голову))

0

Гретски, почитайте статью внимательно - все честно подсчитано. Не передергивайте с учениками, они здесь не при чем. Катайтесь на своей углеводородной повозке в радость, да присматривайтесь, чтобы не проворонить современные технологии.

Когда в нашей стране отменяют таможенную пошлину на ввоз электромобилей, Вы можете сэкономить на покупке.

Успехов Вам! Обязательно свозите своих детей на Браславы в ближайшее время, там действительно хорошо.

0

Влад, что толку Вас банить, желаю Вам не чувствовать себя «ущербным гражданином», числа могли бы и проверить, а не бессмысленно бравировать цифрами, учите дальше математику и счёт - это придаст Вам уверенности. true or false - это скорее информатика и программирование. Вам, похоже, тоже не повезло с учителями в школе. Учиться никогда не поздно!

1

Олег, вы - учитель физики или физкультуры?
Я вам на ЧИСЛАХ показал вашу ЛОЖЬ. Все расчеты для 4 класса средней общеобразовательной школы Республики Беларусь.
Ваша (не моя) батарея в состоянии 11/12.
На ней вы (не я) проезжаете всего 130км, край: летом, один, без загрузки весом и нагрузки потребителями. электроэнергии
На ваш (не мой) автомобиль устанавливают батареи 30 и 40 кВт. Стоимость 1 кВт - 13 коп (ночной), цена на Маланке - 39 коп.
Ничего не стоит рассчитать заправку целого бака 30*0,13=3,9руб. Которых хватает на средних 110 км. Причем, это МИНИМАЛЬНАЯ сумма.

Да, мне реально повезло с математиками в обоих школах, но не повезло с физиками. Благо меня познакомили с удивительным человеком (жаль не помню имени, но помню его самого), который стал моим репетитором по физике перед поступлением в ВУЗ и которому я благодарен. Он всего за 20 часов и 200 советских рублей обучил всему, что учат в школе 5 лет.
Да, я связан по жизни с математикой, логикой, программированием, проектированием автомобильных дорог.

Для создания вашего электромобиля загрязнили окружающую среду не меньше, чем при создании углеводородного. Вам, учителю физики, стыдно не знать об этом. И детям показывали бы действительно современный автомобиль, а не разработки прошлого века, используемые в Nissan Leaf.
Вы правы в одном, вся ваша выгода - это во временной отмене растаможки и НДС. Если поставить автомобили в РАВНЫЕ условия (вы, как учитель физики должны знать, что это такое) то выгоды-то и нет.

0

Влад, зачем унижать друг друга? Пусть проектируемые Вами дороги служат долго людям.

Поздравляю Вас с учителем, который Вас обучил наукам перед поступлением в ВУЗ. Вот воспитать Вас Вашим родителям не совсем удалось. Вы ложь на свою голову собираете, обвиняя в лжи других. Взяли числа 30 или 40, потому что так Вам захотелось, умножили и получили желаемые для своего успокоения цифры…

Батарея в Nissan с 80% от начального на сегодня имеет емкость 17,9 Вт•ч. Летом край проезжаю 160 км с кондиционером в городе, 130 км - по трассе. Зимний минимум 90 км. Вот и считайте дальше, а не справитесь опять, отнесу задачу своим 4-классникам.

Свои расчеты топлива делал иначе - брал показания счётчиков электроэнергии за продолжительный период и показания одометра автомобиля за тот же период…

Моя жизнь связана с математикой, физикой, программированием и науками. Объяснять Вам про экологию не берусь. Мир Вам и Вашей семье!

1

Батарея в Nissan с 80% от начального на сегодня имеет емкость 17,9 Вт•ч
-----------------------------------------------
Дальность хода зависит от показателя State of Health (SOH) – переводится как сохраненное здоровье батареи. Сейчас оно составляет 80 процентов. Это означает, что на одной зарядке машина может проехать на 20 процентов меньше, чем она проехала бы с новой батареей. Грубо оценить SOH можно по самой крайней шкале справа на приборном щитке. Изначально делений, или палочек, как их называют, 12, со временем они поочередно пропадают. В моей машине сейчас их 11.
===========================================
11/12 - это не 80/100.
80 - 17,9, 100 - 22,375?
Да ладно? Даже старые модели 2009 года с завода шли с 24,5кВт
30, 40, и даже 62 кВт я взял в интернете.
Ну, пусть так и будет. С такой батареей, я считаю, вы заслужили одну мойку. Другого смысла в куче букв не вижу. Но, у нас с Вами разное мировоззрение.
Искренне рад за американца, который нашел белоруса.

0

11/12 - это не 80/100…
80 - 17.9, 100 - 22,375…

Наконец-то, Влад, Вы стали демонстрировать, что со счетом у Вас все в порядке и программу математики 4 класса Вы осилили))

Посчитайте теперь, сколько можно проехать на лифе с батареей 60 кВт•ч, если 18 кВт•ч летом в городе хватает на 160 км (это 10.9 кВт•ч на 100 км, хотя некоторым удаётся и меньше).

И статью немного внимательно перечитали, за это уважение Вам и благодарность. Соглашусь с Вами, скорее всего, мировоззрение у нас с вами по-разному формировалось, Вы правы.

0

При проживании в частном доме и возможности расплачиваться за электроэнергию по льготному тарифу, то как второй авто в семье, электричка имеет место быть. Обзаведусь частным домом или когда на дачу перееду жить, подумаю о приобретении, если к тому времени железный занавес окончательно не отрежет нас от цивилизованного мира.

2

Купить этот Ниссан и тратить жизнь на ожидание на зарядных станциях… Лиф нужен человеку для забавы, а не для выживания. А в этом случае каждый убивает время и тратит деньги как взбредет в голову… Что будем делать с отработанными батареями, когда все производители перейдут на электрички? Куда будем складировать или как перерабатывать?.. как игрушка, круто, как машина на каждый день - совершенно неудобная… интересно, как у Вас получается экономить в год 1500-2000 долларов… Замена батареи на лиф - 5000 долларов, с учётом зачёта старой. Что Вы там говорили про экономию денег?.. Экономия на электро - вещь относительная. Нужно сравнивать все сопутствующие расходы на эксплуатацию автомобиля. И в первую очередь начальную стоимость автомобиля… Стоит метан и никаких проблем. Еще вопрос, что экологичнее… Электромобиль это как вегетарианство - разговор(философия) не об экономии... Ещё год, другой и получат любители электроповозок налог на утилизацию батарейки. Притом что предприятий по утилизации нет. А пока да, можно петь сказки, как практично и выгодно. Ещё нигде не пишут что в случае дтп электромобили могут возгораться… Про время, потраченное на поиски свободной зарядки, около которой не запаркован авто с ДВС и про само время зарядки не сказано ни слова. А время - это самый ценный ресурс.

Комментарии собранные воедино

1

пост обиженного теоретика, у которого работа в нескольких км от дома))

Олег, представьте, что я Ваш сын/дочка/тёща и я хочу поехать на Браславские озёра. Вы что, не отвезете???Вон всем вокруг катаются, а мы чем хуже???

1

Отвезу сына/дочку с радостью. На Браславских озёрах мы были на электромобиле семьей неделю назад. Побывали на горе Маяк, в Браславе и Миорах, ночевали несколько ночей в Перебродье. Планирование маршрута - и никаких проблем, только преимущества езды именно на электромобиле. На обратном пути заехали в Мосар и Парыж.

Что не отметили в статье, многие владельцы замечают, электромобиль учит думать владельца и планировать маршрут предстоящего путешествия. От этого все в выигрыше!

Гретски, Вы ошиблись, совсем не обижен ни на Вас, ни на других недоброжелателей. Все комментарии после статьи предсказуемы. По делу отмечено не так много, читателям статьи все будет интересно.

Работа ближайшая у меня в 12 км от дома (живем за городом), школа - столько же, университет - 23 км, институт - 16 км.

1

"От этого все в выигрыше!"-есть список лиц, кто в выйгрыше?))

Огласите его нам, дремучим людям на углеводородных древних повозках)

1

В семье у нас тоже есть второй авто на углеводородах в т.ч. для дальних поездок. Против ничего не имеем.

0

Небольшое дополнение. Если интересны еще сравнения Nissan Leaf и других авто по затратам (в российских рублях), привожу здесь информацию, найденную в комментариях Telegram канала "Зеленая повестка" к заметке https://t.me/GreenAgenda/283

1. 100 000 км на Nissan Leaf
Считаем расходы и сравниваем с маслокаром.

Правильно или нет, решил внести поправки в прежний текст о трёх годах эксплуатации Лифа. Вот что получилось.

Ездить на Nissan Leaf SL стал с сентября 2017 года сразу после покупки в США и постановки на учёт в Петербурге. На одометре было 23 000 миль, х 1.6 = 36 800 км. Сейчас 100 000 км. Итого пробежали вместе с ним 63 200 км.

Езжу в D режиме, нисколько не экономя ЭЭ, благо быстрых ЭЗС в городе хватает. Всегда можно заехать на 15 минут и влить бесплатных 5 - 10 кВтЧ. Так что мой удельный пробег на 1 кВтЧ составляет 5.5 км. Знаю водителей Лифов, у которых такой пробег в среднем держится около 9 км/кВтЧ.

Заряжаю в основном дома от бытовой сети и ночью, тариф 2.43 р/кВтЧ. Таким образом, всего потратил ЭЭ на 27 923 р.

Один раз сменил масло в редукторе, вместе с работой ушло 3 100 р. Дважды сделал развал-схождение. Первый раз как позже понял просто была халтура, а не работа. На 95 т.км посмотрели подвеску за 700 р, никаких замечаний. Тормозные колодки ещё тысяч 20 отработают, не меньше.
Всё. Более никаких трат.

Итого, затраты на эксплуатацию моего элетромобиля составили 32 т. рублей.

В гараже теперь простаивает бензиновая Volvo S80, на которой пробежал до покупки Лифа около 80 000 км. Возьму её для сравнения. Средний расход бензина в моём ежедневном смешанном цикле поездок составил 12л/100 км. Таким образом, сжёг бы бензина 7 584 литра и потратил бы за эти кубометры топлива, если по 45 р/л, 341 280 р.
За 3,5 года, а это ещё 7 ТО в среднем и в лучшем случае по 15 т.р. каждый. То есть плюсуем ещё 105 т.р.

Итого, затраты на эксплуатацию моего маслокара составили бы 446 280р.

Кладём на одну чашу весов электромобиль с затратами в 32 т.р. и на другую маслокар с 446 т.р. Разница в 414 т.р. за 3.5 года эксплуатации перевешивает в пользу электрички.

Существенный довесок к семейному бюджету. Кроме того, удовольствие от вождения бесшумного авто, мгновенная реакция на педаль газа, торможение рекуперацией вместо торможения колодками (не надо переносить ногу с педали на педаль) и устранение частого общения с эффективными менеджерами станций техобслуживания. Приятный довесок!

P.S. Текущее состояние батареи соответствует 10 палкам на приборной панели.
У Вольво вышел из строя дисплей магнитолы. Пока не удалось заменить - не все однотипные дисплеи Вольво позволяет привязать к автомобилю. Дилеры хотят 60 т.р.

2. Из реальной эксплуатации:
10 000 рублей на электроэнергию за 10 месяцев и 30 000 км.
На ДВС это стоило бы 100 000 руб. То есть в 10 раз дешевле.
Заряжаю только дома, по ночному тарифу

3. Все именно так, откатал на лифе уже 50т. км. Зарядка 90% дома по ночному тарифу - 2.75р/кВтч. Нет ожидания, есть сон в это время. Зимой климатический таймер прогревает машину так, что с нее сходит весь снег. За весь период только замена салонного фильтра и инспекция масла в редукторе. Каждый день по 100км (садик, школа, работа, школа, садик, дом) и стоит этот трип 45р. (дешевле любого билета на общественный транспорт). В двс не только топливо, там и замена масла с фильтрами и колодки с дисками и риск поломки больше, т.к. механизм более сложный. И только один раз не дотянул до розетки 500м, т.к. планируемая зарядная станция вышла из строя, ну на таком пробеге и на двс можно обсохнуть. Вообще, к машине относишься, как средству передвижения на каждый день - не более. Как к телефону, наушникам, самокату, велосипеду и т.п. На дальняк или семейные поездки есть дизельный авто. В общем и целом советую. Страхи переживаний об ограниченности пробега - миф. Каждый день ваш пробег примерно одинаков, в остальных случаях есть публичные быстрые зарядки и их уже не мало.

4. Главное в обладании Лифом - модель "отшлифованная" от "детских болезней". И главное - в 5-8 раз, по сравнению с ДВС, реже надо посещать СТО с риском нарваться на "особо одаренного" автомеханика. То есть - минус стресс и потерянное время. Домашняя зарядная розетка при этом однозначно должна быть, однако.

  • Войти или создать профиль