Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Когда "бездушное железо" лучше водительского опыта. Что надо знать о системе ABS

22448 49

Фото из архива редакции и demotivators.ru

22448 49
Иван Кришкевич

Фото из архива редакции и demotivators.ru

Предполагается, что одним из пунктов программы упрощения Granta будет отказ от ABS (официально это пока не подтверждено). Допустим, "Ладу" действительно лишат этой системы. Прежде чем кричать "караул!", давайте вспомним, что собой представляет ABS, в чем ее главный смысл и чем автомобиль с неработающей системой хуже машины, лишенной ее в принципе.

Что это такое и как работает

Аббревиатура ABS расшифровывается как anti-lock braking system, русскоязычный вариант практически аналогичен: AБC – антиблокировочная система. Название раскрывает предназначение системы – не допускать блокировки колес при торможении, что позволяет сохранять курсовую устойчивость автомобиля и обеспечивать стабильное торможение даже на "миксте", то есть на покрытиях с разным сцеплением.

Принцип действия работы системы таков. При помощи датчиков отслеживается скорость вращения колес. Если в момент торможения одно или несколько колес резко замедляются, электронный блок управления "видит" это по сигналам от датчиков и подает команду в гидроблок. Срабатывают клапаны – и затормаживание замедлившегося колеса прекращается. Как только колесо возобновляет вращение, подача тормозной жидкости по соответствующему каналу возобновляется – и тормозной механизм снова начинает срабатывать.

Как раз во время выполнения этого цикла и раздается характерный хруст из-под капота от гидроблока, а педаль тормоза начинает "пульсировать" под ногой. Любопытно, что некоторые водители, впервые столкнувшись с подобным "явлением", не понимают, что происходит с автомобилем, а то и вовсе прекращают процесс торможения, думая, что что-то сломалось.

Первые системы были очень простыми, одно- и двухканальными: контроль и управление процессом торможения осуществлялись по осям. Да и частота работы была относительно невысокой. Именно их могли "переиграть" опытные водители и автогонщики. Но современные системы ABS уже четырехканальные и высокочастотные (до 20 циклов срабатывания в секунду), они гораздо точнее и эффективнее любого подготовленного пилота.

Главная польза

Здесь следует уточнить, что главная польза от ABS заключается в сохранении контроля над автомобилем при торможении. Означает ли это, что система обеспечивает максимально короткий тормозной путь? Далеко не всегда.

На ровном твердом покрытии, таком как асфальт или бетон, автомобиль с ABS наверняка будет иметь более короткий тормозной путь, чем машина без этой системы. Ведь блокировка колес ведет к срыву в скольжение, когда "зацеп" окончательно теряется. Если же водитель попробует разблокировать колеса, снижая давление на педаль тормоза или вовсе поднимая ногу, какое-то время автомобиль будет проезжать без торможения – в итоге общий тормозной путь увеличится.

На неровном или скользком покрытии многое будет зависеть от настройки ABS, а именно от того, насколько сильным может быть замедление колес, чтобы торможение прекращалось. Но в любом случае результат будет стабильным: из 10 торможений все будут примерно одинаковыми. А вот без ABS разброс результатов будет большим – в свое время мы это подтвердили на практике.

Наконец, рыхлые покрытия, такие как снег или гравий. Здесь, с одной стороны, та же история с повторяемостью результатов с ABS, в то время как без нее попытки могут быть разной степени удачности. И скорее всего, без ABS автомобиль остановится быстрее, потому что заблокированные колеса "закопаются" в рыхлом покрытии.

Но как при этом будет выглядеть процесс торможения? Без ABS велик риск боковых уводов и даже возникновения заноса или разворота по причине того, что сцепление колес с дорогой может быть неравномерным, а одно из колес может заблокироваться раньше остальных. А при блокировке передних колес вы получите их скольжение – и не сможете маневрировать.

Для возвращения контроля над автомобилем придется приотпускать педаль тормоза или вовсе на какое-то время прекратить торможение, к тому же быть готовым к корректирующим действиям рулем. Такие же проблемы возникнут и на скользком покрытии, а также при торможении на миксте. И все это требует от водителя как минимум некоторого опыта езды в подобных условиях, а в идеале – специальной подготовки.

С ABS не только торможение более стабильное, но и контроль над автомобилем сохраняется. Вы можете и тормозить, и одновременно маневрировать. Именно это – главная задача системы.

Дополнительная нагрузка

Вдобавок к ABS современные автомобили оснащаются дополнительным функционалом, повышающим эффективность торможения. Во-первых, это система распределения тормозных усилий (EBD), которая, по сути, является усовершенствованной версией ABS и позволяет реализовать весь потенциал тормозной системы. Во-вторых, Brake Assist – так называемый ассистент торможения – распознает быстрое перемещение педали тормоза как желание водителя выполнить именно экстренное торможение и увеличивает давление в тормозных магистралях.

В обоих случаях речь идет скорее о дополнительных программах, нежели о конструктиве, ведь все равно используется техническая база (датчики, ЭБУ, гидроблок) ABS. И точно так же вся эта "инфраструктура" используется в других электронных ездовых помощниках, таких как ESP, Traction Control или электронная имитация блокировки дифференциала.

Надежность

Гидроблок выполнен на высоком уровне и обычно не преподносит проблем. Отказы в работе системы, как правило, связаны с электронной частью, конкретно – с отказом датчиков и потерей контактов в цепях между ними и блоком управления. В части случаев имеют место просто механические повреждения, а на старых машинах иногда банально сгнивает проводка или окисляются контакты из-за негерметичных или поврежденных разъемов. Может случиться повреждение зубчатых венцов на ступицах колес, впрочем, это тоже касается старых машин. А иногда сбои в работе системы вызваны элементарно загрязнением датчиков, что решается их очисткой.

В любом случае ABS относится к числу надежных систем, а восстановление ее работоспособности обычно не бьет больно по карману. Это важно, поскольку, повторим, те же датчики и гидроблок используются и другими системами активной безопасности, так что выход из строя одного из компонентов приведет к невозможности их работы.

Неработающая и отсутствующая – разные вещи

Если автомобиль не оснащен антиблокировочной системой, в его конструкции имеется механический регулятор тормозных усилий (так называемый "колдун"), который предотвращает перетормаживание задних колес при активном замедлении, что предохраняет от дестабилизации автомобиля в момент торможения. В автомобиле с ABS такого устройства нет, так что при выходе системы из строя риск перетормаживания задних колес сохраняется. Кроме того, чувствительность привода тормозов в вариантах исполнения без ABS и с ABS может быть разной.

Мы это все к тому, что управлять замедлением, особенно при экстренном торможении, проще и безопаснее на автомобиле без ABS, чем на машине с неработающей ABS. Это прозрачный намек для тех владельцев, кто не спешит восстанавливать работу системы. В целом же представить современный автомобиль без ABS невозможно, так как эта система является одним их ключевых элементов активной безопасности, пусть даже в обычной жизни рядовой автомобилист с ее работой сталкивается редко.

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
49 комментариев
7

Тормозим коробкой, перед этим двигателем, перед этим радиатором, перед этим бампером. Ну или пассажирской дверью в заносе об столб.

9

Трус придумал тормоза, ни дня без риска, а если что то они всё равно в рай.

26

Прямо в точку,коллега!Мы суровые славянские народы,многие десятки лет жили не тужили без этих дорогущих штучках типа абс,подушки безопасности,всякие катализаторы и так далее...Вот Лада например отказалась от этих наворотов и вуаля...автомобили стали дешевле и доступнее и купить их может любой работающий гражданин и даже без кредита!А помощь в торможении в водительском умении,тормозить нужно коробкой и двигателем.

3

что значит "коробкой и двигателем"?!

Вожжами надо тормозить: притянул их на себя-и лошадка остановилась! надёжно и безопасно, а не эти твои двигатели и коробка! Ишь чё придумал!
А ты небось, такой окаянный, ещё и дьявольское изобретение в виде тормозов используешь иногда, втайне???!! Всё, продался буржуазным космополитам, предал свою славянскую историю!! на кол тебя!!!

1

Мы ещё дольше жили без мобильных телефонов. Компьютеров. Микроволновок. Отппливали дома дровами. Овощи и фрукты выращивали сами. Одежду шили из самотканой ткани. Лечился корешки и травмами. Вы лично готовы прожить так хотя-бы год. Или всетаки прогресс для Вас важнее. И почему зная о прогрессе в автомобилестроении я должен от него отказываться?

5

В 2003 приобрел Крайслер Вояджер(выпуск 2000г)-машина отличная большая вместительная.
При оформление каско сотрудник долго искал под капотом блок abs,но не нашел-был удивлен.
А я был как удивлен на дороге в дождь на спуске по P28 около заправки-что улетел с дороги.
Давно было и вот 2022 и машины уже в основном безопастные-и ТУТ новые виды,без авс,без подушек,без климата-НО Джигиты оценят эти поделки .

5

А может "дело было не в бобине"? Может быть кое-кому нужно было правильно выбрать скорость или поменять лысую резину? А так то да. АБС наше все.

0

Пора менять лысую резину. Это неоспоримо...

7

А зачем сотруднику МРЭО рри оформлении искать блок АБС?

4

Короче, как обычно очередная пересказанная чужая небылица

16

Первое,что делали владельцы жиг в СССР-выкидывали нах идиотский колдун. )
Езжу много круглый год,но абс срабатывает хорошо если раз за год.Нас так учили ездить при советах. ))
Как мы жили без АБС и што ж теперь будет ? )))

2

В Ютубе полно роликов про то, как тормозят авто без помощи магической силы колдуна.

1

АБС может спасти один раз, например, при экстренном торможении на дороге с разнородными покрытиями, и этого достаточно для осознания необходимости, чтобы она была. Это как с видеорегистратором: может не понадобиться всю жизнь, но в случае чего поможет остаться на свободе.
И дело не в том, «как раньше ездили», а в том, как можно оскотиниться до того, чтобы быть вынужденными «ездить как раньше».

2

Последняя фраза-прямо в точку!
и ведь на пост-советском пространстве очень много людей, у которых логика а-ля "а ничего, жили раньше в г...не, ездили на г....не, носили г....но, проживём и сейчас".

2

Это точно. Всегда убивала фраза: раньше же мы как-то жили. Только никто не задумывается, что ключевое здесь: "как-то".

1

Чего это вынужденными ?
В родных джылях есть абс.)
А еще есть киа соренто и другие хорошие иномарки. ))
"Продолжаем разговор."©Прикольно с утра плюхнуть камнем в лужу. )))

0

Китайцы родные для тебя? Это где же так бухнул, что пришлось на китайке жениться? Привет китайской теще

0

Неплохо,но слабовато.
Про тещу зря-тема избитая,схохмить трудно.
Тренируйтесь,успехов вам ! ))

1

))) А что, очень сильно захотелось жить как раньше? Зачем тогда авто, есть телега и лошадка)))

0

К сожалению,лошадка намного сложнее и дороже в содержании и обслуживании,чем авто.
А телега да,есть. ))

2

Лет двадцать назад ходил на курсы Овчинникова. Провел много часов на автодроме, тренируя способность реагировать на всякие особенности поведения автомобиля. Было весело, многое наверное умел лучше большинства водителей. Но без тренировки многое постепенно уходит. И надо быть постоянно готовым к экстренным действиям по управлению автомобилем.
После покупки нового автомобиля поехал на картодром и показался на миксовом покрытии. Лёд, снег и мокрый асфальт. Для надёжного управления достаточно не перебрать со скоростью, чтобы не снесло с дороги. Все остальное делает автомобиль. Можно разгоняться и тормозить, если под одним колесом асфальт, под вторым лёд. Отправить машину в занос это надо очень постараться .

0

Да,не так давно это было-Новый автомобиль.

27

Вот и не надо на новых Ладушках абс!Без них безопасней.В экстренном случае тормозим коробкой,переключаем на 1-2 передачи вниз плюс притормаживаем педалькой,и вуаля...томозит лучше и без всяких систем.А если у вас на авто стоит резина наша Белшина,тогда автомобиль и разгоняется и тормозит великолепно!

7

Тормозим коробкой, перед этим двигателем, перед этим радиатором, перед этим бампером. Ну или пассажирской дверью в заносе об столб.

2

>>На ровном твердом покрытии, таком как асфальт или бетон, автомобиль с ABS наверняка будет иметь более короткий тормозной путь, чем машина без этой системы

Если Вася будет боком тормозить в заносе, то абс и на асфальте будет посрамлена. А если еще и крышей при перевороте..

0

Вы действительно думаете, что без ABS безопаснее? Вот в концерне Geely Auto, и белорусском подразделении BelGee думают иначе, оснащая абсолютно все модели белорусского производства ABS.
И технический регламент таможенного союза ТР-ТС 018-11 "О безопасности автотранспортных средств", согласно которому до 03.2022 производились/выпускались в обращение легковые автомобили утверждает иначе, требуя ABS.
Или с конца февраля в России стало безопаснее ездить без ABS?

1

вы действительно думаете, что с персонажами типа вася1975 или Деревенский можно о чем-то всерьез говорить?
чаще надо в обсуждениях бывать, коллега)

1

Завод белджи это просто отверточная сборка из машинокомплектов. Белорусы ничего сами не производят. Набор узлов пришёл с Китая и его собрали в машину.
Если бы белорусы сами сами изготавливали абс с нуля, другие узлы, тогда можно было сказать что белорусы что то производят.
Китайцы перестанут поставлять комплекты з/ч и пойдёт коллектив завода землю полоть как Автотор

3

Нет ни одной страны в мире, которая бы изготпвливала автомобили такого уровня полностью у себя в стране, вместе со всеми компонентами

0

Мне насрать на tp, - cs, 21 год активного стажа, да я езжу на рыдванах, сейчас 2005 года, не на одной нет и не было абс, и да это японки, американки, европкйки, и как они там все с тех годов без абс и есп не по убивались, то?????

2

вот интересно сча русские патриоты набегут и будут расказывать как классно ездить на машине без абс и подушек как они всё контролируют и как круто ездить ощущая прямую связь с автомобилем)))

как по мне абс --это очень хорошая опция я бы сказал базовая и без такой опции вообще нельзя выпускать автомобили с конвеера.. это реально безопасность ,уж сколько жизней она спасла наверно и не счесть .
но самая как по мне важная опция которую я сам испытал на себе , это система экстренного торможения , тоесть машина сама тормозит внезависмости от того что вы делаете в салоне если радар впереди видит что столкновение неизбежно -- ЭТА ОПЦИЯ ВООБЩЕ ДОЛЖНА КАК ПО МНЕ СТОЯТЬ В КАЖДОМ АВТОМОБИЛЕ, она же на 100% защищает от мелких дтп и паравозиков на небольших скоростях , и даже на трассе она снижает скорость и останавливается а если и не сможет полностью остановиться то скорость погасит конкретно перед ударом
вот это супер важная опция я бы сказал она на равне с абс а может даже и важнее для безопасности .... интересно в ладах она появиться к 2050 году или нет?

9

Как много есть желающих платить 500-1000 евро за такую систему в автомобиле?

1

такие вещи должны быть априори в автомобиле ,без спроса покупателя , покупатель покупает качество и продукт, где он получает всё что надо для его же безопасности , это должно быть закреплено в законе , тем более в 21 веке ...
сейчас практически в 50-60% всех выпускаемых автомобилей в европе стоит эта система !! да может она и не дешева , но попомните мои слова , пройдет годик два три и в европейских бричках с конвеера будут ставить её везде . и там даже не надо будет законы никакие принимать , все и так понимают зачем она нужна и как работает и за что платит покупатель , сделают базово априори эту опцию и всё, как сейчас кстати с абс , немец когда приходит в салон может решать ставить ему люк кожу дистроник или доводчики или нет .... но абс или подушки, ставить или нет он не решает , они априори там есть во всех автомобилях базово и никто немца не спрашивает готов ли он доплатить за подушки 1000 евро или нет !

0

Законы надо принимать. Или вы думаете, автопроизводители безумно рады существующим нормам Евро-6 и грядущим Евро-7, которые просто поставят крест на авто с ДВС?
К слову, в Японии такой закон принят, все новые авто - с системой автоторможения в базе.

8

"от интересно сча русские патриоты набегут и будут расказывать как классно ездить на машине без абс и подушек как они всё контролируют и как круто ездить ощущая прямую связь с автомобилем))"

Без абс очень классно ездить- водитель всё контролирует и ощущает прямую связь

6

Сістэма ESP у разы дае больш бяспекі чым ABS. Без яе машыну сабе не набываю.

1

Эм... Как бы ESP это продолжение ABS. По факту добавляется лишь датчик углового ускорения. Т.е. ESP без ABS существовать не может.
А вот система экстренного торможения при обнаружении препятствий, действительно в разы увеличивает безопасность.

1

Датчик углового положения руля еще.

0

В машинах с электроусилителем руля он есть по умолчанию.

2

я так понимаю, далее будет-"а так ли нужны ли подушки безопасности?", "Ремень безопасности: оказывается, чаще всего лучше без него!", "Запуск кривым стартером-проверенный и надёжный метод!", "Сидения в машине: не всегда удобно и опасно для спины", "Карбюратор-чем лучше инжектора" и "Почему барабанные тормоза по прежнему в строю: дешево и надёжно"

5

Масса и размер авто важнее для безопасности,чем какие то подушки.
Ремнем не пользуюсь,стало быть он и не нужен.
Кривой стартер -напрасно забытый наворот ,спасающий при отказе АКБ и стартера.
Сиденья хорошо,а диваны-лучще !
Карб дешевле в ремонте и надежнее.
Да,дешево и надежно,и ручник проще.
Хороший навес ?
Гасите,коллега ! )))

3

почему это - "далее будет"?
вы от жизни отстали месяца на 3.5
все - уже! в Расее в полный рост: Евро 0, без АБС, без ПБ, карбюратор вместо впрыска, НО!!
- зато с иконками, освященными Гундяевым за долю малую

0

Я про будущие названия статей на ABW, которые будут своего рода оправданием возобновления производства в РФ повозок без АБС, ПБ и т.д.
Тем более вполне реальны такие статьи, учитывая определенную информацию!!!(((

1

В целом же представить современный автомобиль без ABS невозможно
А вот Жигули скоро представят.
Жигули, невозможное - возможно!

0

я знаю точно, невозможное - возможно!!! (С)

0

Будь эта "лада" с АБС или без АБС - не важно. Тому, кто ее покупает, да еще за такую цену, можно лишь посочувствовать. Потому, что ущербных и сирых принято жалеть.
Нормальный человек в сторону этого рожна даже не взглянет. Постыдится.

0

А почему нужно жалеть тех у кого есть 15-20 тысяч на покупку новойго авто? В чем ущербность и сирость? Чего нужно стыдится покупая новый авто? И в сторону чего смотрит на100ящий белорус, чтобы не быть сирим и убогим?

0

Если автомобиль не оснащен антиблокировочной системой, в его конструкции имеется механический регулятор тормозных усилий (так называемый "колдун"), который предотвращает перетормаживание задних колес при активном замедлении, что предохраняет от дестабилизации автомобиля в момент торможения. В автомобиле с ABS такого устройства нет, так что при выходе системы из строя риск перетормаживания задних колес сохраняется. -БРЕД!!! автор написал чушь, может стоять все вместе.
по факту, абс отключил, после того как чуть не вписался в авто зимой, резина нокиан сезон отьездил, на второй машине смысла не вижу, так как там уже ебд и помощник в гору и да работает.

  • Войти или создать профиль