Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Голубой вагон. Посмотрите, как в Могилеве оживили старый Trabant

22796 32

Фото автора

22796 32
Вадим Зенькевич

Фото автора

Для одних Trabant – милая и почти игрушечная машинка, для других – жуткое исчадие автопрома ГДР, гримаса автоистории. Наш читатель Олег в свое время потешался над "Трабантами", а в этом году вернул "должок" – всего за полгода дал вторую жизнь 601S. Мы съездили в Могилев, посмотрели на симпатичный автомобильчик и послушали историю его восстановления.

"На свалке прыгали на крыше "Трабанта" ввосьмером"

Ну красота же! Пока едем к месту съемки, могилевчане сворачивают головы – виной тому не только состояние "Трабанта", но и его приятный глазу цвет. Хозяин машины говорит, что в этом ему помог зять-художник, который летом приезжал в гости из Питера. Он был категорически против "колхоза" в виде ярких и кислотных цветов. Только классика и приятное двухцветное оформление – в таком виде некоторые "Трабанты" выезжали с завода.

А когда любовь к этой марке зародилась у Олега?

"Все началось со срочной службы в армии, – рассказывает Олег и тут же вспоминает, что любовь в те годы была, хм, с элементами садизма: – "Трабанты" я лично давил военной техникой два раза. Сильно удивляло, что машина пластиковая и что она бодренько ездила. В ГДР этих машинок был миллион. Такая милота!

Был случай, что на свалке мы такой автомобиль пытались раздавить ввосьмером: стали на крышу – и было интересно, когда же она проломится. Прыгали на ней, но она не сдалась. Материал, из которого делали кузов "Трабантов", назывался дуропласт – формальдегидная смола, отходы хлопковой промышленности и тому подобное".

После службы в ГДР Олег занялся автомобилями. Веселые и не очень истории тех дней можно почитать в его "Хрониках перегона", которые публиковались у нас на сайте весной 2018 года.

Примерно в том же году, когда публиковались эти истории, Олегу захотелось купить "Трабант". Однако на поиски подходящего автомобиля ушло пять лет. Гэдээровская машинка приехала к Олегу лишь в июле 2021-го.

"Попадались то слишком кривые, то без документов. Однажды в объявлениях я нашел подходящий "Трабик". Он как раз стоял в Могилеве, но меня не устроила его цена. И, видимо, желание купить было не таким сильным, машину забрали в Минск.

Вышло так, что именно этот автомобиль и именно от того покупателя вернулся со мной в Могилев. Увидел его летом в объявлениях, вспомнил, что нечто подобное уже встречал. Отличительной чертой было правое некрашеное крыло. Поехал в Минск смотреть. Там, где сейчас антенна, была огромная дыра, а еще одна – над лобовым стекло. Через эти отверстия затекала вода, днище практически соржавело – это был главный недостаток".

В итоге автомобиль продали Олегу, а в нагрузку отдали кучу запчастей.

"Мне ничего не пришлось искать, и это большая удача – у машины была полная комплектность, иначе каждый фонарик или клык из-за ковида пришлось бы ждать по три месяца. В силу характера я человек нетерпеливый, мне бы надоело восстанавливать машину годами", – объясняет Олег.

Кстати, при постановке "Трабанта" на учет Могилевская ГАИ серьезно омолодила автомобиль.

"Машину я покупал как 1966 года выпуска – так было в документах, выданных Минской ГАИ. В Могилеве ее поставили на учет как 1988 года, а все потому, что в одном месте на кузове нашли надпись "09.1988". Инспекторы посчитали, что это месяц и год выпуска "Трабанта". Сказали, что если я не согласен, то могу подать заявление и сделать экспертизу. Но я видел, что ни одной таблички здесь нет, а они должны быть, и решил, что экспертиз мне не надо. С ними мог только усложнить и ухудшить свое положение".

"Оригинальный салон был просто уничтожен"

Первый шаг свежеиспеченного "трабантовода" – покупка "донора". В его качестве выступил VW Polo 1991 г.в., который Олег нашел в Витебске.

"От "донора" мне нужна была рулевая колонка, педальный узел, стойки, ШРУСы и мотор. В России, например, делают проще: там берут машину и вкатывают ее вместе с лонжеронами, приваривают к передней части. Я таким путем не хотел идти, потому что мой подход дал бы мне абсолютную ремонтопригодность и взаимозаменяемость. У меня "с улицы" виден стабилизатор – он так же торчит у стоковой машины с мотором 1.1. Я изучил размеры, колею Polo 1991 года. С "Трабантом" она почти совпала, разве что передние колеса стоят чуть шире, чем задние".

Олег делает ремарку: дескать, за рубежом и в России в "Трабанты" запихивают "фольксвагеновские" моторы VR6 и даже еще более "злые" агрегаты. Хозяин машины считает, что это лишнее. Машина старая, безопасность у нее так себе – смысл от супермощного двигателя? Поэтому Олег продолжил разбирать "донора", чтобы место мотоциклетного мотора занял 1.1 от Polo.

"Все, что могло из него пригодиться, было складировано, – вспоминает хозяин "Трабанта". – Мотор я сразу попытался интегрировать в заводские отверстия, к которым крепился мотоциклетный двигатель, и новый подрамник. Помогли тематические сайты и польские ролики – там человек поэтапно рассказывал, как он это делал, выкладывая фото подрамника и мотора 1.1. У меня все совпадало, а потому возникла уверенность, что все получится.

Подрамник получился кастомный, на него я навесил подушки двигателя VW, и мотор держится как по заводу. Очень важно, что ШРУСы попали в стойки. Потом были перерезаны "стаканы" – в "Трабанте" не "Макферсон", а подвеска на поперечной рессоре. Ее хотел сохранить старый владелец, но для меня она стала проблемой. Поэтому здесь поставил подвеску от Polo 1991 года.

Задняя подвеска осталась оригинальной – на каждое колесо идет треугольный рычаг, который пластинчато-резиновыми сайлент-блоками в двух местах прикручивается к кузову, а третьим – к колесу.

Самая большая проблема в "Трабанте" – это аутентичные тормозные цилиндры. Барабаны в машине и спереди, и сзади. Но раз у нас подвеска от Polo, то спереди уже современные суппорты. Сзади было сложнее, пришлось менять цилиндры. Они архаичные, там все давно вышло из строя. Поэтому оригинальные цилиндры заменил на детали от Polo. Они очень похожи, но их гораздо проще заменить в будущем".

Когда восстанавливаешь старый автомобиль, так или иначе столкнешься с кузовными проблемами. Но и тут Олегу повезло – лонжероны остались целыми, внутри них даже был виден антикор. Проблемы возникли разве что с участками пола – его пришлось кусками вырезать от лонжеронов и накладывать новый металл.

"Еще одну проблему вызвала кулиса КПП – сместил ее немного влево, потому что посередине в "Трабанте" массивный несущий лонжерон. Плюс в Polo 1991 года передачи переключаются внизу обычной штангой. Поэтому здесь орудовать рычагом не очень удобно", – признает Олег.

Над салоном ему пришлось попотеть. Оригинальный вид был утрачен, а точнее, если выражаться словами Олега, "просто уничтожен". На сиденьях был текстиль. Хозяин "Трабанта" хотел заморочиться и вернуть салону максимально стоковый вид, но его отговорили, мол, намучаешься, если делать по уму.

"Так в салоне появился кожзам. Сиденья остались "родные", просто перетянуты. Мне понравилось то, что получилось в итоге".

Открываем багажник – в нем сразу два бака! И это притом что в оригинальном "Трабанте" топливный резервуар находился под капотом. Олег говорит, что мудрить с переносом баков не пришлось: один из них "родной", а второй был среди той груды запчастей, что досталась вместе с машиной. По салону протянулись пластиковые автомобильные трубки с "обраткой".

Возможно, не каждому понравится головная оптика этого "Трабанта" – она китайская и смотрится неординарно. Олег объясняет, почему выбрал именно ее:

"На моем "Трабанте" "родные" фары никуда не годились, отражатели проржавели. За 20 рублей нашел стоковую китайскую фару с лампой H7 – такие подходят и для Golf II, и для "Нивы", и даже для Gelandewagen.  Но мне больше понравилась та оптика, что видите вы. Нашел комплект на "Алике" за 33 доллара, очень хорошо светит и ближним, и дальним, есть "ангельские глазки". Световая граница хорошая. Несколько человек звонили и спрашивали, где такие фары купить. Кстати, у нас такие продаются по 70 рублей, а на "Алиэкспрессе" дешевле в два раза".

"Эргономики никакой, шумоизоляции тоже"

С коробкой и мотором Олегу пришлось повозиться, и вопрос еще не решен окончательно. Впрочем, обо всем по порядку:

"Коробку от "донора" пришлось менять, потому что она дала клин. Заказал другую из Бреста. Но параллельно начались проблемы с мотором – он плохо заводился, не держал холостые, постукивал. Думал, что проблемы в топливной системе, но это именно такой двигатель.

В итоге сейчас стоит мотор, который мне пару недель назад привез из Минска крупный продавец "бэушных" запчастей и агрегатов. Поездил на этом двигателе и тоже вижу недостатки – из-под головки пошло масло. Мотор я покупал по верху рынка с гарантией, что он беспроблемный. Когда принимал, сразу указал на место, замазанное шпаклевкой. Был уверен, что отсюда будет либо течь масло, либо выходить газы, недаром здесь замазано. На мои опасения представители продавца ответили, что в случае чего будут решать. Вот, подтекает масло. Буду предъявлять претензию, пока просто позвонил и озвучил ее. Но если вернут часть денег, то вопросов к ним иметь не буду.

На ходу "Трабант" по современным меркам плох – езда в нем просто адская мука. Эргономики никакой, шумоизоляции тоже. Если об этом не говорят реставраторы, то они кривят душой. На каждый день у меня Skoda Rapid, но даже такого комфорта в "Трабанте" я не получаю. Зато он выглядит лучше Skoda, наверное..."

Олег считает, что в машине еще есть над чем поработать. Например, улучшить подушки двигателя.

"Нужно выбрать более серьезные детали. Когда изучал чужие фото во время восстановления, то по ним казалось, что подушки выглядят просто как резиночки. Думал, что таких и хватит, а их мало! Трогаешься с места, а у мотора крены, подушки теряют жесткость. Поэтому хочу поставить от VW Golf".

"Хочу получить от этой машины эмоции"

Переводим разговор в плоскость денег и времени, потраченных на восстановление. Олег начинает отшучиваться:

"Знаешь, как говорят реставраторы? "После 2500 я перестал записывать..." Купил автомобиль в июле, к декабрю он уже был готов. Но я тратил на восстановление каждый день – выгнал всех из своей жизни, перестал пить пиво и лежать на диване. Иногда уходил весь день, иногда с 18 до 23 часов, порой зависал до часа ночи. Я ставил себе определенную задачу и должен был ее сделать. Я хотел оживить этого "Трабантика", сделать его красивым. По крайней мере мне нравится, как он выглядит, что люди на него оборачиваются.

Самый главный вопрос для реставратора – какую задачу перед собой ставишь? Для меня восстановление – это хобби. Но мне хотелось, чтобы машина не просто стояла, а эксплуатировалась и использовалась в рекламных целях (у Олега в Могилеве своя СТО. – Прим. редакции). Сейчас я потихоньку вхожу во всякие группы и чаты по интересам, хочу участвовать буквально в каждом автофесте.

Я доволен даже не результатом, а процессом восстановления. Вижу, что недостатков много, рассчитывал на больший комфорт и драйв. Хотя сперва были мысли использовать "Трабант" как повседневное авто! Так что того результата, который был у меня в голове, я не получил. Надо иметь такой характер, чтобы сделать красивую машинку и радоваться лишь этому.

Я не такой, мне нужен результат. Да, я это сделал, я себя победил, собрал все сам, только красил машину маляр, чтобы подтеков и других нюансов не было. Но я хочу получить от этой машины что-то, например, эмоции. Если мне понравится участвовать в фестах, то придумаю еще что-нибудь уже с другим автомобилем. Ну а если нет, то просто продам "Трабант", тем более что это я умею".

Веселый бонус. Меч против малыша

В Могилев за историей этого "Трабанта" мы отправились на обновленном Lexus ES250. Подробный текст о "японце" читайте со дня на день, но вместе с Олегом мы шутки ради сделали несколько кадров маленького творения гэдээровского автопрома на фоне новейшего бизнес-седана из Японии. Практического смысла в этом абсолютно никакого: разные классы машин, разные бренды, разные страны-производители, разные условия появления этих авто... В конце концов, "Трабант" был вымыт и готов к съемке, а Lexus только что пролетел 200 км по декабрьской трассе М4! Поэтому не воспринимайте эти фото всерьез. Можно разве что сравнить, как выросли габариты современных автомобилей по сравнению с 1960-ми и насколько изменился их стиль.

Ставим нос к носу...

... и получаем вопрос: сколько "Трабантов" поместится в один Lexus?

Чей стиль ближе вам? Напишите в комментариях!

Машины на запчасти в базе объявлений Автобизнеса

ТОП объявлений о продаже Trabant P 601

1 229 BYN ≈ 500 $
Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
32 комментариев
2

Имхо такой автос восстановить имеет смысл только как полный оригинал, а тут масса труда и крайне неоднозначный результат

7

Да,вот уж сравнить не сравнимое трабант и Лексус

9

А Трабант действительно уродец от советской эпохи,ничего не сделаешь толкового из под палки.Это касается и реалий.

6

Ничего не уродец,это ваше личное восприятие.

3

Просто в Европе более толерантно относятся ко всяким там "голубым", а у нас у большинства это вызывает неприязнь. А тут мало того, что "голубой", так ещё и из советской эпохи, когда даже секса у нас не было.

9

Этого уродца в ГДР делали,а не в СССР)) просыпайся!

1

Разговор за советскую эпоху, а не за Советский Союз. Просыпайся!

7

Да,леха хорош.

0

Имхо,такой автос в ориге восстанавливать вообще смысла никакого не вижу))) Не было цели ,чтобы он стоял и все)))Автор статьи не донес главный посыл:машинка делалась на эмоциях,от эмоций и для них же!!!А еще, чтобы эксплуатировать можно было и в рекламных целях . Это ТВОРЧЕСТВО…так понятно? Ответ немного не тому…извиняюсь)

3

Да мне в принципе фиолетово на это голубое корыто. А леху гибридного купить желаю.

1

Дык))..каждому же своё...кому и корыто голубое в кайф, а кому-то и фиолетовый лёха радости не принесёт)))

2

Радость должны приносить другие вещи. Уж точно не ржавое железо середины прошлого века,по сравнению с которым ущербный рахит-вершина автомобилестроения.

2

Имхо такой автос восстановить имеет смысл только как полный оригинал, а тут масса труда и крайне неоднозначный результат

3

А вот мне интересно другое: насколько легально такое переделывать и участвовать поле этого в дорожном движении? В статьеведь ни слова не сказано о том, что чел заморочился и получил все необходимые бумаги.

1

Потраченные усилия и хороший внешний вид машины вызывают уважение. Но при всем уважении это не реставрация исторической машины, и даже не восстановление. Это переделка. Как в передаче "Тачка на прокачку". И это уже не Трабант 601, а конструктор. Если бы в ГАИ работали профессионалы, то не должны были разрешить поставить эту машину на учет. Знаю владельцев Трабантов, которые заморачивались на оригинальности машины, и за запчастями ездили в Саксонию. Да, была такая машина - Трабант 1.1. Но она и выглядела иначе. С этой машиной участвовать в автофестах... По-хорошему, техкомиссия не должна разрешить, потому что ретротехника имеет свои критерии оценки, и главный из них - соответствие оригиналу. А здесь не будет самой важной фишки Трабанта 601 - двухтактного мотора. "Так что за изобретатетльность - пять, а по экзамену -два."

0

Нашел комплект на "Алике" за 33 доллара, очень хорошо светит и ближним, и дальним, есть "ангельские глазки". Световая граница хорошая.
Фары красивые, но сомневаюсь, что у них правильная СТГ. И чудес не бывает, за такие деньги сделать надежную автомобильную фару с учетом требований по температуре, влажности, механическому воздействию вряд ли возможно.

2

Согласен , в частности в России на дрефле через один ТаЗ или грузовик стоит китайская оптика , в темное время суток слепит нищадно , коррекции фар нет как таковой , ещё ТО убрали сча вообще обвесятся этими фонариками с Али и будут ездить как новогодние ёлки слепя друг друга

3

А вы не сомневайтесь, не нужно сомневаться. Прибор есть специальный, для регулировки фар. Он есть у меня на сто. Все норм там там с границами.Приезжайте,поправим ваши « некитайские»… Ну а ежели любую фару не отрегулировать, безусловно, она слепить будет. Ну так штатная фара 7 дюймов сейчас стоит дешевле этой))))В чем вопрос то?))..это во-первых.А в-последних: когда художник рисует картину,ему не нужно подсказывать,какой использовать мольберт,и как наносить мазки….

4

"Трабанты" я лично давил военной техникой два раза. Сильно удивляло, что машина пластиковая и что она бодренько ездила. В ГДР этих машинок был миллион. Такая милота!
Вот такие ценности у совков. Уничтожать всё не скрепное, но в тайне это вожделеть и радоваться, когда в руки попало долгожданное "капиталистическое" что-либо. И такое двуличие во всем.

7

Какое вожделение?))..какое двуличие,товарисЧ???))))Когда 157 мармон по тревоге обязан выйти в назначенное место,а на узкой улочке стоят вереницы Трабантов и не раздавив его не проехать..какие здесь скрепы?Я обязан выполнить задачу боевую.Что вы за бред сивой кобылы выдаете?Пишите лучше заметки на религиозные темы в Живой Журнал.

1

Я тоже в ГСВГ службу проходил, навеяло. Трабанты правда не давил, но насмотрелся на них вдоволь. В ГДРе самая популярная машина была. Теперь вам понятно почему ГДР, как только ослабла хватка развитого социализма, ломанулась в ФРГе семимильными шагами? Все хотели ездить на мерсах, бмв, ну на крайняк на опеле, а не на этом недоразумении с двухтактным моторчиком с приводом на левое переднее колесо.

4

Привод у него на оба колеса, недоразумение -это как сказать. Если Вам дадут ограниченные ресурсы и велят создать автомобиль, то нужно проявить недюжинные таланты, чтобы сделать автомобиль с вполне сносными характеристиками (для того времени). В 1997 году Мерседес А-класс не прошел лосиный тест при выходе на рынок. А Траби - прошел. В автогонках соцстран гоночные Траби всего 5 секунд уступали формулам Восток. А сейчас машина имеет статус культовой. Не опель, не мерс, а Траби.

2

Только тупым упорантам и идеологам на зарплате не понятно, что чем меньше дружбы с Мордором, тем более развитая страна, выдерживается Конституция, сохраняются права и свободы, богаче и добрее население.
Сегодняшние Лады, полуседаны и прочая хрень, предназначенная для стран третьего мира и в них налаженная сборка - аналог тех ГДРовских Трабантов.
Только закрытые с Мордором границы и исключительно деловые отношения.
В противном случае вариант северной кореи и Трабанты - наше всё.

1

Глупость какая с приводом))))..вы не в теме…там привод на 2 колеса, коробка своя,конечно, «шрусы» своеобразные,но автомобильная .

2

симпатичная машинка, можно было бы на МАЗе нечто подобное производить, только чуть больше размером

0

Я конечно понимаю, что владелец художник, он так видит, но значение слова "восстановление", ему бы не мешало бы прочитать ещё раз.
В целом, если не называть это восстановлением, то вышло неплохо.

1

Владелец никогда не называл свое творчество ни восстановлением,ни,тем более реставрацией!!)…статью писал автор.Результат ,полученный от задуманного, владельцу очень понравился))Как бы псевдоэксперты к этому не относились,какие бы экзаменаторы оценки не ставили, поверьте-все получилось!!.и получилось именно так,как задумывалось! Местами даже неожиданно лучше!!Искренне желаю
всем удачи в творческих замыслах!С Наступающим!!!!

1

"Творческий замысел" .... Поржал от души. На ущербный полуседан навесить ущербную голубуую скорлупу-это как минимум наступить на пятки Микеланджело и Санти.

1

Ну)))..ваших творческих замыслов здесь не видно ни разу.Или может я пропустил что-то?…только «бла-бла-бла»))..Ну дык…получается у вас!))И вам успехов в Новом году!

0

Может быть это потому,что человек разумный не считает творчеством попытку вылепить из лайна франкенштейна?

1

Творчество же не только в таких попытках.Моя жена вышивает крестиком классные вещи.Может вы по дереву режете,шарады разгадываете или поэмы пишите?..поделитесь!..не держите в себе интересно же будет))))

0

Автомобилем Трабант ни кого не удивишь...а вот автоприцеп Трабант-это редкость... Кстати он (прицеп) у меня есть.)))

0

Ух ты, дашь покататься? ;)

  • Войти или создать профиль