Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Короткие поездки зимой – зло. Наглядно объясняем и лично проверяем

99087 52

Фото автора и из архива редакции

99087 52
Иван Кришкевич

Фото автора и из архива редакции

Вроде бы и хорошо, когда работа, детский сад, школа недалеко от дома – меньше ежедневные пробеги, а стало быть, и расходы на топливо. Но вообще короткие поездки для техники вредны, да и по кошельку готовы ударить.

До оптимальных условий далеко

Сам по себе холодный пуск в условиях низких температур не добавляет ресурса двигателю. Но ведь ему еще предстоит выйти на свою рабочую температуру, а до того момента его режим работы является неоптимальным сразу по нескольким причинам. Детали двигателя прогреваются неравномерно, густое масло не сразу добирается до пар трения, сам мотор работает на богатой смеси, что негативно сказывается на экономичности и чистоте выхлопа.

Езда "на холодную" – это конденсат в двигателе, топливо, смешиваемое с маслом, ускоренное нагарообразование. Если двигатель прогрелся и дальше работает в заданном температурном режиме, да еще водитель периодически дает ему поработать на хороших оборотах, все продувается и прочищается, сгорает. А если поездка заканчивается, едва открылся термостат, и так каждый день?

Практически в каждом техническом обзоре про современные дизельные двигатели мы упоминаем про проблемы с EGR и сажевым фильтром. И часто причиной являются как раз короткие поездки, во время которых система рециркуляции постепенно "зарастает" отложениями, нет условий для прожига фильтра.

Не будем забывать и про то, что при таких коротких поездках аккумулятор может не успевать восстанавливать заряд, потраченный на холодный пуск. Эта проблема обычно носит скрытый характер и становится очевидной лишь когда "бочка пустеет" окончательно.

Проверим на практике

Допустим, вопросы износа двигателя – из разряда дальней перспективы. Может, через год вы машину продадите, и дальше вас ничего не касается. Но за повышенный расход топлива вы платите сразу! А насколько принципиальной вообще может быть разница между работой "на холодную" и при рабочей температуре?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы проделали небольшой эксперимент. Взяли 10-километровый маршрут и проехали по нему два раза, измеряя по бортовому компьютеру средний расход в нескольких контрольных точках и на финише. Условия (температура воздуха, трафик, стиль езды) одинаковые, а вот температурный режим двигателя в начале поездки разный.

За бортом – околонулевая температура, поэтому двигатель заводится бодро, но тут же выходит на повышенные обороты холостого хода. Даем минуту на прогрев, а заодно "любуемся" выхлопом. Богатит бензиновый Fiat 1.4 FIRE! Тут даже газоанализатора не надо – достаточно собственного носа.

Обороты упали до обычного уровня – можно начинать движение. Обнуленный трип-компьютер пока пишет прочерки, надо проехать хоть какое-то расстояние. Понятно, что затем первые цифры выглядят пугающе, но быстро уменьшаются: 15, 14, 13 литров…

Но нас интересует первая контрольная точка, которая находится на отметке 3 км от старта – ее мы достигаем через 7 минут после начала движения. Стрелка указателя температуры уже начала двигаться по шкале, из дефлекторов подул слегка теплый воздух. И к этому моменту средний расход – 9,8 л.

Еще несколько минут, и мы достигаем середины маршрута. Разворачиваемся, тут у нас вторая контрольная точка – 5,2 км и 10 минут. Если верить датчику температуры, двигатель полностью прогрелся, работает тише и мягче. И расход – 8,4 л.

Третья контрольная точка незадолго до финиша – на отметке 9,5 км (16 минут после старта). Пока до нее ехали (почти все время без светофоров), расход падал и стабилизировался на уровне 7,4 л.

Наконец, финиш на отметке 10,1 км (19 минут). Всего 600 метров и три минуты, но расход вырос до 7,6 л. Почему? Мы же в городе: на последний отрезок пришлось несколько светофоров, на которых останавливались. Плюс маневрирование по площадке в самом конце. Зато мы видим: дальше грей не грей, топливная экономичность будет зависеть от других факторов.

Второй заезд – уже на полностью прогретой машине. И разницу чувствуем сразу! Во-первых, цифры сразу после обнуления трип-компьютера ниже – на уровне 12-11 л. На первой контрольной точке фиксируем 6,9 л против 9,8 л в первом заезде!

И дальше расход продолжает падать: 6,7, 6,4, 6,3 л… Правда, на развороте слегка застреваем (трафик чуть больше, чем первый раз), поэтому на второй контрольной точке получаем 6,8 л, но против 8,4 л! И стоит выбраться на оперативный простор, как снова видим 6,4 л. Их и отмечаем в третьей точке. Ну а на финише получаем 6,7 л – снова расход растет из-за рваного городского режима.

Итого разница практически в литр на "сотню", а это более 10%. А если брать первые сектора маршрута, то и того больше. Понятно, что методика не самая точная, но, на наш взгляд, получается вполне наглядно. Холодный двигатель намного "прожорливее" полностью прогретого. 

Грейтесь быстрее!

Что же, вот еще один аргумент в пользу того, что выводить двигатель на рабочую температуру нужно как можно быстрее. Не будем который раз рассуждать на тему "греть или не греть", благо мы об этом писали не раз.

Общий посыл таков: некоторый прогрев на холостых нужен, особенно при отрицательных температурах окружающей среды. Но затем следует начинать движение и первые несколько минут (километров) избегать существенных нагрузок на двигатель.

И не только! Коробка ведь тоже нуждается в прогреве. Как раз во время первого проезда по маршруту переключать передачи на "механике" приходилось мягко и медленно – в противном случае вторая уже включается с хрустом, – но по мере прогрева эта проблема исчезает.

Про обороты и картонку

Чтобы быстрее вывести двигатель на рабочую температуру, не отнимайте у него тепло "печкой" (если только теплый воздух не обеспечивается специальным догревателем). Не держите слишком низкие обороты во время движения – лучше, чтобы было в районе 2000-2500 об/мин. Собственно и на светофоре можно поднимать обороты с холостых до тех же 2000 об/мин. Стоит ли закрывать радиатор картонкой, что это дает и чем чревато, мы уже объясняли.

И еще. Пусть указатель температуры на приборном щитке показывает 90 градусов, но сам двигатель и его системы могут иметь совершенно разную температуру. Так, после первой поездки, занявший, напомним, порядка 20 минут, мы измерили температуру в моторном отсеке. Около 90 градусов мы получили только на блоке и в районе ГБЦ, больше – на выпускном коллекторе, но на остальных узлах, включая систему охлаждения (патрубки, расширительный бачок), было куда меньше. Еще через 20 минут, после второй поездки, под капотом в среднем стало "горячее".

Как решать проблему на принципиальном уровне?

Но вернемся к сути вопроса. Во время коротких поездок вы пережигаете топливо в процессе прогрева, а попутно снижаете ресурс двигателя и его вспомогательных систем (той же "экологии"). Как быть? Вариантов несколько – и каждый имеет право на существование.

Рекомендовать ничего не буду, просто поделюсь опытом знакомых, столкнувшихся с подобной проблемой.

Один приятель стал больше гулять пешком. Да, именно в зиму (летом все больше). Говорит, что любит, когда снег под ногами хрустит. А машина используется, когда нужно по городу помотаться или в выходные, в том числе для больших семейных выездов.

Второй знакомый предпочитает в сильный мороз (а это не так уж часто в наших краях) эти несчастные 3-5 километров проехать на такси – мол, чем махать лопатой и колотиться в холодном салоне, лучше сразу сесть в теплую машину, хоть и придется заплатить за право послушать шансон или молиться при маневрах вечно уставшего водителя. Но когда "каля нуля", все равно используется личный автомобиль.

Третий просто старается уйти от таких коротких поездок. В семье две машины, но если нет чего-то экстренного, то по будням все ездят на одной: сначала отвозят детей в школу, затем жену на работу, потом по делам, а вечером в обратном порядке. Времени на поездку тратится чуть больше, но расходы на топливо меньше, а семья дружнее

Ну а большинство вообще не заморачивается. Как говорится, а что поделать, "такова се ля ви". Машину же покупали, чтобы на ней ездить. 

Кстати, перед публикацией этого материала мы провели опрос среди наших читателей в Telegram – результаты голосования приводим здесь. Ну а если вам есть что сказать по этому вопросу, оставляйте свое мнение в комментариях!

Эвакуация машин в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
52 комментариев
1

конечно нет
ведь в мороз салон прогревается солнечными лучами, ахаха

и поэтому вадзицели элекричек типа дешманского лифа с 20-30квт батареей ездюць в шапках и перчатках, чтобы не было ацкого расхода батареи на прогрев салона
иначе пробег на такой батарее в -15-20 мороза будет км 50-70

6

Понятно, что методика не самая точная, но, на наш взгляд, получается вполне наглядно.
Даже не знаю, что сказать насчет наглядности.
1. Если на второй точке двигатель уж полностью прогрет, то откуда разница в расходе больше, чем литр?
2. Для прогрева двигателя на стоянке тоже тратится топливо. Сколько топлива потрачено, пока грели машину?
3. Для прогрева двигателя на стоянке расходуется его ресурс. Скажем, даже если 10 минут греем и 20 едем - моточасы увеличились на 50% при одинаковои пробеге. Сколько грели машину по времени и как это учесть?

0

открою для вас страшную тайну. Электронный блок двигателя считает астрономические часы работы, а не моточасы) У него нет механического счетчика) Информация 100% верная)

0

разница в расходе литры/100км на 10километровом участке. Фактическая разница в сожжённом топливе - 100мл. Именно столько лишнего сгорело пока прогрелся. Если проехать ещё пару десятков км, то эти 100мл потеряются в общем объёме и литры/100км уравняются.

4

Подсчёт интересный, но бесполезный. Дикие расходы топлива покажет при начале поездки, но при этом сама поездка мизерная, что на выходе даст расход топлива на этом маршруте по сравнению с прогретым мотором совсем не больше обычного. Ну не едет машина в режиме прогрева 100км,максимум 3-5!

2

дизель 10-14 км едет в режими прогрева с 3-мя свечами накала штатными в зависимости от температуры и скорости движения.

2

Что за бред...завелся допустим в -15...потарахтел минут 5 ...и в путь...к Раубичам из Зелёного Луга стрелка указателя температуры как раз на 90 и ложилась...

1

И да, почему не измерили израсходованное топливо в первом и в то м случае??

0

это не сложно сделать, зная средний расход и километраж. От второй до третьей точки потрачено 0.266 и 0.254 топлива соответственно. Это 4% разницы. Зато от 3-й точки до 4-й потрачено уже 0.065 и 0.07 соответственно. Т.е. на прогретом сгорело больше. Здесь мешает топорная методология теста. Можно считать, что где-то между второй и третьей точкой (7км) они пошли нос в нос.

0

Все-таки маршрут пролегал по городским улицам. Первые полтора км после старта (и последние перед финишем, т.к. маршрут закольцован) - несколько светофоров, еще несколько в середине, на развороте. Все остальное - движение без остановок на устоявшейся скорости. Все-таки первая и вторая поездка проходили не совсем одинаково: во второй раз пришлось останавливаться там где в первом проезде ходом два перекрестка миновали. Ну и чем меньше километраж, тем выше вероятность погрешности. А больше километраж не сделаешь, т.к. двигатель прогреется. На самом деле, было больше проездов - и "на холодную", и на "горячую" (днем и вечером) - повторяемость результатов подтвердила теорию.

1

Город... В этом и есть вся топорность. Сколько ни повторяй, погрешность будет большая. На трассе можно точно так же сымитировать городской цикл, останавливаясь возле каждого столба, но уже будет более высокая кучность результатов. Хотя, согласен, так уж ли здесь важна такая точность? То, что расход больше - и так понятно. На 1-й точке разница в фактическом расходе максимальна: почти 45%. После 3-й точки мотор уже прогрет и расход одинаковый, и дальнейшее движение будет только снижать эту процентную разницу. Так что вывод про 10% применим только к вашим 10км. Ведь по итогу даже на пробеге 100км разница в фактическом расходе останется такая же: 100мл бензина, сожжённого в самом начале.

0

Так тема-то про что? Про короткие поездки. Это когда нет этих 100 км, в которых теряются 100 мл. Это когда завёлся, проехал 5-10 км до работы, двигатель толком не прогрелся - а ты уже приехал. И так каждый день.

30

Есть такое - электроавтомобиль,не не слышали?Там таких проблем нет.

0

Ну да, ну да зимой на электро офигенно,что-бы по пробкам дотолкаться и не стать из-за разряда нужно печку откл.

1

конечно нет
ведь в мороз салон прогревается солнечными лучами, ахаха

и поэтому вадзицели элекричек типа дешманского лифа с 20-30квт батареей ездюць в шапках и перчатках, чтобы не было ацкого расхода батареи на прогрев салона
иначе пробег на такой батарее в -15-20 мороза будет км 50-70

0

Кстати тоже поднимал этот вопрос (отопления салона в электромобилях) но замылили.

0

Электричка обогреваться от двигателя не может, естественно приходиться "тратить" батарею. Поэтому зимой пробег падает практически в два раза от заявленного, а иногда и больше. Можно конечно, как "Лифаводы" в шубе и перчатках ))). Но это только для истинных фанатов и любителей экстрима.

0

чтоб не замерзнуть вебасту ставят))) Или другой аналог)))

0

И длинннный удлиннитель в подарок,слыхали.

0

Не, мы только про настоящие полноприводные немецкие кроссоверы слышали))

0

"Грейся быстрее"
Про "мокрую " вебасту с таймером на своих дизеляках с теплотой вспоминаю...во всех смыслах)))...

2

Имеет право жить этот тест. И в нем все более менее правда. Ездили с девушкой на ее мазда 3 с двигателем 1,6л и АКПП пока моя машина была в ремонте. Завозил ее на работу и ехал сам пробег где-то 22 км (по яндекс картам) в одну сторону расход 9,2 - 9,6 л. Теперь она ездит только на работу пробег 4,5 км в одну сторону расход 12,1 л. Вот вам и вся арифметика.

0

Когда работой двигателя, генератора итд управляет "интеллектуальная система" а хозяин всего этого счастья тоже продвинутая "интеллектуальная система" с элементами навязчивого мышления и своими домоткаными датчиками температуры, напряжения и выхлопа, то такой бардак происходит, что лучше - когда хозяин пофигист.
Вот поменял я аккумулятор давече и прочистил тем самым мозги интеллектуальной системе, так расход сразу в полтора раза подскочил. Что теперь ее греть и сколько чтоб вернуть старые навыки - один бог знает.

11

Кстати, как вариант, для коротких поездок (сад, школа, работа 20-30 км в день) в статье почему то не вспомнили электромобиль. После ночи, перед выездом электромобиль прогревается по таймеру и от розетки, не тратит заряд батареи. Греет салон, стекла чистить не нужно, греет руль, если нужно греет сидение. В любой момент, после простоя и включения, тепло из дефлекторов идёт сразу. Масло есть в редукторе 1.3 литра, но там ATF, жидкое даже при минус 20, греть его не нужно. Главное выбрать электромобиль с достаточным запасом хода, ну и желательно чтоб розетка своя была, тогда ни только тепло, но и почти бесплатно будут проходить ваши короткие поездки.

3

и теперь ты взял и проснулся , ахаха
где ты видел РОЗЕТКИ в Минске на парковках ? в чуть дальше от МКАД так там и с жизнью проблемы, одна полунищета и голытьба

1

В частном секторе и в Минске, и пригороде. Я например в пригороде розетку вывел к забору на парковку. Второй год на электромобиле, к авто с ДВС уже вряд ли вернусь.

0

Автомобиль это прежде всего комфорт. Особенно в холодную или дождливую погоду. Высчитывать проценты и миллилитры... Значит либо не по карману, либо сэкономить на продуктах, алкоголе, сигаретах и др. Но не страдать от,, повышенного" расхода топлива. Вебасто, эбершпихер, автозапуск это отличные вспомогатели пусть и неэкологичные.

9

В большей степени это ассоциируется с автомобилями марки Форд, ибо Форд - это скорость и КОМФОРТ!

1

Плевать на какие-то граммы в расходе топлива. А вот что ресурс снижается, это действительно плохо.

3

Один холодный Старт-эквивалентен 200 км. пробегу " на горячую"...заморачиваться или нет...каждый сам решает...

0

Так а что бы стояла, простостаивала машина, и выезжала раз в неделю, ито меньше, зимой, это норм, интересно что хуже, да и при коротких поездках, можно маршрут чуть удлиннить

2

пару петаков по району накрутить))))

1

По кольцевой. Минимум раз в две недели. Зимой, когда нет загородных поездок, так и делаю.

2

Т.е. вместо того, чтоб заняться любимым делом (на диване поваляться) вы вынуждены убить полдня и наваливать круги вокруг Минска? Сомнительное удовольствие...

0

Абсолютно не проблема: с детства люблю ездить. Можно назвать это моим хобби.
Вот только в условиях пандемии ездить приходится всё реже.

0

Для вас не проблема, а для многих - проблема. Кто-то любит землю копать, а кто-то марки собирает... Я говорю о том, что для того, чтоб автомобиль нормально работал, человек вынужден планировать полдня убитого времени и 10литров топлива, выброшенного на ветер.

0

Да плевать на эти граммы и этот ресурс. Я думаю если человек заводит и едет значит ему нужно ехать.

1

Вот и ещё один минус дизельных двигателей - зимой их угреть сложнее и дольше чем бензинки!
Если, конечно, нет различных догревателей!
А вообще, я не понимаю, что это такие за поездки, что двигатель не успевает набрать рабочую температуру? Или авто неисправен или нафиг такая поездка, лучше уж пешком дойти!
У меня бензиновый двигатель, атмосферный, в -15 градусов, за 5 минут на холостых прогревается до рабочей температуры, а всё по тому, что ГБЦ совмещен с выпускным коллектором - одна деталь!

1

дизель (не самый современный) в мороз на холостом ходу вообще не прогреете за любое время, на холостом при остановке он остывает, даже прогретый. Сейчас прогрев у меня за 10 км до 90 градусов, то есть только малый круг, термостат закрыт. Всё исправно, само собой, при этом подогревают антифриз штатные свечи.

0

не зря же с завода во многих машинах ставят штатную вебасту, т.к. без неё салон никогда не прогреешь.

4

Я, возможно, уже древний, просветите пожалуйста, что за свечи греют антифриз? Сколько живу, никогда не видел, видел предпусковой факельный, видел предпусковые жидкостные и догреватели после старта, видел свечи накала всевозможные в тч коллекторные с такой спиралью, что можно чай кипятить, видел спиральные фены в коллекторе и Plak для панели в возд. фильтре, тэны и лампочки в баке или поддоне, тормозуху и керосин в солярке, наконец паяльную лампу в поддоне и факел с последней рубашки в вп.коллекторе, газовые пушки под накрытой палаткой машиной и теплорукава на несколько машин, но свечей нагрева антифриза не встречал, хоть для развития расскажите.

0

тебя в гугле забанили ? бывает (((((

0

Бывает. Я сам офигел, когда на древней "ксара пикассо" увидел два оплавленных предохранителя на 40А. Полез по проводам - дошёл до металлической болванки в которую входит антифриз, там он греется и сразу в радиатор печки идёт. Иначе эта печка ни хрена не нагреет.

0

на очень многих легковых есть. бочонок с 3-мя или 4-мя свечами, стоит на подающем к печке патрубке. Свечи включает блок управления двигателем по температуре ож и в зависимости от нагрузки на генератор.
Даже встречал такую систему на бензиновом двигателе (авто для холодного климата). А на современных дизелях это норма.

0

на дизельных мондео 3 есть. на 750 вт. Оттомоторам эта шняга не нужна.

1

не поэтому а потому что указатель температуры врёт, что бы водитель ехал и радовался

2

еще один диванный сказочник или школотрон на переменке

в -15 на холостых за 5 минут до +90, ахаха

0

В последнее время тоже пересмотрел подход к коротким поездкам: от дома до работы 2,5 км и пешком выходит полезнее для организма ;).

0

30-40 минут топать? А зачем тогда содержать машину? Чтобы тупо место занимать во дворе?

0

Ребята, про электромобиль это правда, одеваюсь тепло и еду в холоде))))), все для экономии, иначе батарея тает на глазах, ах да, еще надо стекла запотевшие постоянно протирать. Плюс в том, что на короткие расстояния сад, школа, магаз, аптека, работа 4 км поездки дешевые по стоимости и греть не надо, сразу сел и поехал -пока не замерз))) се ля ви

0

Была до этого бензинка с приличным обьемом, на короткие расстояния только успевай бензин заправлять, большой расход

0

В статье неправильный тест, слишком большое расстояние. У меня так: прогрев пару минут, 1км остановка, еще 1.5 км и остановка, и третий раз 1км. Через час снова два раза по 1км. И еще 3 раза так в обед и вечером. Итого получается 15 км минимум когда самый простой день. Машина успевает остыть даже в 0. В итоге при таком режиме минимальный расход топлива на любой машине будет + 40% от заявленного. Автор предлагает 15км ходить пешком, особенно в непогоду отличный совет!!

  • Войти или создать профиль