Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Воду в топливе можно обнаружить самостоятельно". Проверяем солярку с заправки в лаборатории

16004 58
16004 58

Зимой условия эксплуатации автомобилей становятся жестче, больше всего проблем возникает у владельцев дизельных машин. Корреспондент Автобизнеса побывала в лаборатории ПО "Белоруснефть" и посмотрела, как и на каком оборудовании проверяется качество топлива на заправках сети.

Как и где проверяют топливо?

Получить официальное заключение о качестве топлива можно только в лабораториях, которые аккредитованы на проведение подобных испытаний. Такие исследования проводят лаборатории ПО "Белоруснефть" – всего их в республике 9, можно обратиться в химотологический центр Министерства обороны, подразделение МВД. Некоторые крупные сети АЗС также имеют свои лаборатории.

Сегодня мы отправились в лабораторию РУП "Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт", которая находится в Фаниполе. 

Здесь анализируют горючее, которое продается на заправках сети, кроме того, автомобилисты и юридические лица могут привезти сюда на проверку топливо или масло на платной основе. Например, анализ предельной температуры фильтруемости обойдется в 33,35 руб., определение содержания воды стоит 18,98 руб., фракционного состава – 13,66 рубля.

Чтобы быть беспристрастными, мы заранее купили на одной из заправок в Минске 1 литр дизтоплива, как это мог бы сделать любой автомобилист. Упоминать название сети или адрес АЗС не будем, так как мы не соблюдали условия отбора пробы, что могло отразиться на конечном результате. Но результаты все равно должны вписаться в нормативы, так как даже заправленное в канистру топливо не должно значительно изменить свои свойства.

К дизельному топливу в холодное время года возникает больше всего вопросов. К слову, "Арктики" в Минске на момент нашей поездки в продаже не было, появилась буквально на днях. 

"У дизтоплива марки ДТ-З-К5, так называемого "зимнего", которое сейчас продается на заправках "Белоруснефти", предельная температура фильтруемости составляет не выше минус 20 градусов, – рассказала начальник центральной испытательной лаборатории РУП "Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт" Галина Чехлова. – ПТФ по-простому – это мера текучести топлива, она не должна подниматься выше определенного значения. Также в Беларуси выпускается низкотемпературное дизтопливо ДТ-З-К5 класс 2 – на заправках оно обозначено "снежинкой", его ПТФ – минус 32. Этот и другие показатели строго контролируются на всех этапах поставки и продажи топлива. Лабораторный анализ производится сначала на заводе, на изготовленное топливо выдается паспорт. Отгруженное из вагонов-цистерн в резервуары на складах горючее проверяется еще раз. Специалисты отбирают пробы и делают анализ тех показателей, которые могли измениться в процессе транспортировки. Из резервуара топливо поступает в бензовозы и отвозится на АЗС, где наши специалисты также проводят отбор проб не реже чем раз в месяц".

В Фаниполе находятся склады, которые обеспечивают топливом Минск и Минскую область. Сотрудники этой лаборатории отвечают за состояние топлива в столичном регионе – они регулярно объезжают все АЗС сети.

На заводе на зимнее дизтопливо выдают паспорт, где указывается 16 показателей. На фото – один из последних, который поступил на предприятие в сопровождение топлива по нефтепроводу из Новополоцка. В лабораториях объединения повторно анализируют 10 из них: цетановый индекс, плотность при минус 15 градусах, содержание серы, воды и механических примесей, температуру вспышки в закрытом тигле, вязкость при 40°С, коррозионное воздействие на медную пластинку, фракционный состав и предельную температуру фильтруемости. 

Так как для полного анализа нужно около суток и три литра топлива, мы решили измерить только наиболее интересные показатели, которые можно оценить за день.

Первыми измеряем вязкость и плотность. От этих показателей зависит расход топлива и эксплуатационные свойства. Низкие значения обеспечивают лучшее распыление топлива, то есть двигатель будет легче запускаться, а расход топлива снизится. В то же время использование слишком жидкого топлива ведет к скорому износу топливного насоса. 

Плотность определяется с помощью ареометра.

"Так как плотность имеет прямую зависимость от температуры, в паспорт заносятся данные при плюс 15: прибор определит показания в текущих условиях, после этого их приводят к нормативным по таблице. Все замеры производят два раза, при этом разбежка между результатами не должна превышать определенное значение", – рассказывает в процессе сотрудница лаборатории Александра

У привезенного нами топлива итоговый показатель равнялся 829,3 кг/м3 при норме от 820 до 845 кг/м3, то есть в допустимых пределах.

Для определения вязкости при 40°С топливо нагревают до заданной температуры в термостате. В прибор вставляют капиллярный вискозиметр – стеклянную трубку с отверстием определенного диаметра, через которое будет течь топливо. Задача лаборанта – секундомером замерить время, за которое жидкость преодолеет определенные отметки на приборе, и по формуле рассчитать вязкость. 

В результате вязкость нашего топлива – 2,652 мм2/с при норме от 2,000 до 4,500 мм2/с, то есть тоже в пределах нормы. 

Подробно рассказывать о том, почему наличие воды в дизтопливе – это плохо, пожалуй, нет смысла. 

"По сути, заметить воду автомобилист может и самостоятельно: если налить топливо в прозрачный стакан, вода осядет на дно", – рассказывают сотрудники лаборатории.

Для наглядности мы добавили в стакан с топливом немного воды – оно стало выглядеть так.

В нашей пробе воды не заметно, но в лаборатории можно получить точный результат, например, определить ее содержание в миллиграммах на килограмм с помощью оборудования. Участие человека тут сведено к минимуму: Александра перемешивает топливо и набирает его в шприц, который взвешивается на высокоточных весах. Затем топливо вводится в ячейку титратора, который произведет все измерения сам и выдаст нужное значение. 

В нашем случае содержание воды оказалось 30,4 мг/кг при норме до 200 мг/кг.

Температура вспышки в закрытом тигле определяет пожароопасность топлива и должна быть для дизельного топлива выше 55°С. Определяется этот показатель также практически без участия человека регистратором автоматической температуры вспышки. Лаборант выбирает минимальное ожидаемое значение для дизельного топлива, помещает пробу в прибор и зажигает газовую горелку. Аппарат постепенно нагревает топливо. Когда прибор зафиксирует температуру вспышки, пламя погаснет, а данные будут записаны в память. 

Температура вспышки привезенного нами топлива оказалась +57°С. 

От фракционного состава зависит характер процесса горения топлива в двигателе, его работа, расход топлива и дымность отработавших газов. Анализ покажет содержание в смеси в процентах разных фракций, от соотношения которых зависит качество дизельного топлива. 

Разные составляющие дизтоплива отличаются температурами начала и конца кипения, поэтому в аппарате топливо постепенно нагревается до 360°С. Прибор фиксирует объемы отгона при заданных температурах, данные выводятся на монитор. 

В колбу наливаем 100 мл топлива, аппарат измеряет объем и начинает нагрев. Анализ занимает около часа, в результате получаем, что при 250°С из нашего образца выгоняется 45,8% при норме "менее 65%", при 350°С – 95,7% при норме "не менее 85%", и 95% общего объема перегоняется при температуре 347,5°С при норме "не выше +360", то есть все показатели опять же находятся в требуемых пределах. Мы поинтересовались, какие показатели будут, если добавить в дизтопливо немного бензина.

"Скорее всего, большинство показателей не войдет в пределы нормы, в первую очередь снизится температура вспышки", – заметили сотрудники.

Цетановый индекс высчитывается по формуле с помощью данных, полученных во время анализа фракционного состава и плотности, и показывает способность топлива к воспламенению и ровному горению. Он должен быть не меньше 48, индекс нашего топлива – 51,4. 

Важный показатель для зимнего топлива – предельная температура фильтруемости, которая укажет температуру, при которой дизель перестает проходить через специальный фильтр. Она определяется с помощью автоматического устройства, охлаждающего и прокачивающего топливо через специальный фильтр. Все, что нужно от человека, – задать программу испытания и записать полученный результат.

В результате испытаний нашего дизтоплива получено значение минус 28 при норме "не выше минус 20".

"Большую часть показателей, которые есть в паспорте на любой заправке, мы проверили и подтвердили, что они находятся в требуемых пределах", – отметили в лаборатории. 

Все анализы заняли около 4 часов, так что у нас есть время на вопросы о приборах, которые остались без внимания во время нашего эксперимента.

К примеру, этот используется для измерения количества механических примесей в топливе и маслах. Жидкости пропускаются через специальный фильтр, предназначенный для определенного вида нефтепродукта, фильтр высушивается, взвешивается до и после того, как через него пройдет жидкость, а разница и будет массой механических примесей. 

Коррозия медной пластины показывает способность топлива негативно воздействовать на системы автомобиля. Емкость с топливом и помещенной в него медной пластиной отправляется в жидкостный термостат с дистиллированной водой, в котором нагревается до 50°С и выдерживается при такой температуре в течение трех часов. После этого внешний вид извлеченной пластины сравнивается со стандартными образцами. 

Сера в дизельном топливе – один из нежелательных элементов, который помимо негативного влияния на окружающую среду способствует коррозии двигателя и образованию нагара. 

По нормативам нашей страны содержание этого элемента в дизтопливе должно быть не больше 10 мг/кг. Измеряется этот показатель анализатором серы АНТЭК 9000, в который вводится образец топлива, после чего он выдает результат на монитор.

"Если вы считаете, что топливо виновато, обращаться на АЗС нужно сразу же"

Как видим топливо, которое мы купили на заправке, было качественным как минимум по проверенным нами показателям. Мы поинтересовались, жалуются ли автомобилисты на качество горючего.

"Обращений с претензиями на качество у нас с каждым годом все меньше. В морозы возникают вопросы по низкотемпературным показателям. По каждому заявлению мы проводим проверку – отбираем пробы с АЗС и проводим анализ. И зачастую претензии оказываются необоснованными, так как топливо соответствует установленным требованиям. Как вы сами увидели, показатель температуры фильтруемости, который влияет на оседание парафина в топливном фильтре, оказался в вашем образце гораздо выше нормы. 

Но одно дело получить результат в идеальных лабораторных условиях, и другое – что с топливом произойдет в автомобиле. Чтобы избежать проблем зимой, мы рекомендуем обслуживать свой автомобиль своевременно. Например, своевременно проводить замену топливного фильтра и очистку топливного бака, так как в бензобаке может скапливаться конденсат, какие-то механические частицы. Они могут попасть в горючее и повлиять на работу автомобиля.

При значительном снижении температуры в зимнее время необходимо своевременно переходить на заправку топливом с улучшенными низкотемпературными свойствами (с "зимнего" на "Арктику"). Мы рекомендуем делать это заранее, примерно при температуре около минус 15 градусов", – говорит Галина Чехлова.

По словам руководителя лаборатории, если у человека возникли подозрения, что топливо некачественное, он должен сразу сообщить об этом оператору заправки. Сотрудник проинформирует лабораторию, ее специалисты приедут, чтобы в присутствии клиента отобрать пробу из резервуара. После этого топливо отправится на анализ, о результатах которого клиенту сообщат в установленные сроки.

По словам сотрудников лаборатории, любой автомобилист может и сам отобрать топливо и привезти его на анализ, но люди делают это редко, так как процедура стоит недешево.  

"Некоторые автомобилисты обращаются к нам с требованием возместить затраты на ремонт автомобиля через месяц или два после заправки. В этом случае провести анализ топлива уже невозможно, так как партия оказывается продана. Мы поднимаем документы, смотрим на результаты испытаний, обращаем внимание, были ли в этот период жалобы других автомобилистов. Как правило, обращения единичные, что-то доказать спустя время уже сложно. К тому же, согласитесь, если бы мы продавали некачественное топливо, подобные обращения были бы массовыми", – отметила Галина Чехлова.

По словам руководителя лаборатории, распространенное мнение о том, что на каких-то заправках топливо лучше, а на других хуже, не имеет оснований.

"Раньше АЗС в Беларуси получали топливо от нескольких поставщиков, в том числе нам возили топливо из России. Сейчас все крупные сети получают топливо с двух отечественных нефтеперерабатывающих заводов – Мозырского и Новополоцкого, поэтому можно сказать, что все топливо, которое продается у нас, примерно одинакового качества. Однако следует отметить, что отдельные поставщики нефтепродуктов республики для улучшения эксплуатационных свойств добавляют дополнительно присадки в топливо, произведенное на заводах, придавая ему статус брендового топлива". 

Топливные насосы в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
58 комментариев
1

Не надо выдумывать маркетинговые штуки, просто делайте как положено. При всеми вспоминаемом СССР продавали у нас Арктику?! Нет! Морозы были временами очень суровые? Да! Топливо работало? Да!

4

Короче, всё замечательно. А на деле,который год подряд,первый мороз,и дизеля,иногда и новые ,станут. Стабильность.

10

Дизеля «становятся» в мороз только из-за их не исправности или в результате того, что топливо в баке не полностью заменилось с летнего на зимнее.
Последние годы у нас, как раз-таки, проблем в морозы из-за топлива нет.
Хватит этих сказок.

6

"Хватит этих сказок."
Сказку посмотрел...когда года три назад на заправке под боком{Лукойл кстати) из колонок в -15 солярка отказалась течь...мне то по барабану...из дизельных штанишек вырос к тому времени...а мужикам на МАЗах и "Беларусах" из соседнего ДРСУ как то не до смеха было...заправлялись на начало смены....

9

Странно, что вы, не используя дизельное топливо, видите то, чего я, регулярно его заливавший, не видел с конца нулевых.
Хватит этих сказок.

2

За бывший Ваш бумер не скажу,как его немцы к зиме подготовили,а шведы да,толк в зимней эксплуатации авто знают(подогрева топлива стояли),сам на Вольво семь зим отгонял,а в начале "нулевых" зимы не чета нынешним были.

0

Последний мой бумер был продан в 2007-м году и он был бензиновым))

2

Шишками мерятся не буду...кто дизеля больше спалил...но вкус солярки из шланга на зубах до сих пор стоит)))...А Вы похоже только пистолет в бак...да же цвета не наблюдая...

3

В отличие от многих ворованную солярку с рук не покупал, всегда заправлялся преимущественно на Газпромнефти и Лукойл, проблем не имел.
Если не скупать краденое, то и не будешь знаком с "но вкус солярки из шланга на зубах до сих пор стоит" и проблем зимой на исправном дизеле иметь не будешь. И необходимости "наблюдать цвет" в этом случае тоже не будет.

2

Дом....теплый офис...магазин...
И 500- 700 верст в день как по трассам...и так - это немного разные вещи ...
Станешь колом хоть раз...в этих...и кипяток искать в тайге для фильтра будешь...и в бак дуть в шланг от фильтра этого....так что про краденую мимо...теоретик)))...

2

На протяжении больше года катал по маршруту Минск-Светлогорск-Минск 2-3 раза в неделю. Кипяток не искал, в бак не дул, краденой соляркой не заправлялся.
Из личной практики.

2

А Краснодар ещё южнее Светлогорска...маршрут в противоположную сторону....

0

Как то давно, лет 10 назад, заправился на А-100 бензом, что то так получилось, что выездил почти все в ноль, а ента АЗС было прям под боком, только отъехал как пипелац стал троить и как то непонятно работать, ну все подумал я "хана моему корчику", но как то было подозрительно что все приключилось сразу после заправки (хорошо залил немного). Кое как дополз до нефтехима залил бак до полного и машинка починилася сама собой.
Не реклама, не антиреклама, реальный случай из жизни)))

2

ну да,ну да.... как то странно один и тот же дизель в прошлом году замерз пару раз после заправки, а всю остальную зиму проездил нормально. причем дизель древний и всеядный. наверное после следующей заправки произошло чюдесное исцеление мотора))

4

Проблем с дизтопливом ровно ноль последние годы. Как дизелист свидетельствую.

2

Это точно. У сына была дизельная Ауди, на которой он катался 10 лет, и ни разу не стоял зимой из за дизтоплива. Не лил в бак никаких добавок, керосина. Правда, в основном заправлялся на Юнайтед Компани, но и белоруснефтью и А100 не брезговал. Думаю, проблема все таки в исправности авто, а не в соляре.

0

я б еще понимал ,если двигатель новомодный со всякими чудными форсунками и т.д.
но не бывает так ,что заправился и замерз , а все остальное время ездишь потом нормально!

1

не верю! на бн солярке за завелся нормально, поехал-стал. дело было в районе кольцевой (бывший декорум-уручье), там же рядом лукойл. так вот, двадцатку лукойла и уехал. t- 20, январь на дворе. и дальше бывали качели с бн, пока не познакомился с керосином

0

Заправляюсь Дизелем в основном на одной и той же заправке у дома , много лет . Дизельку 23 года . Ни разу не было проблем за последние 12 лет . К морозом стоит залить в бак грамм 100 изопропилового спирта и проверить свечи накала , стартер ( что бы не "брал на себя" и АКБ естественно )))) Ну и фильтр то же глянуть .

1

Из статьи видно, что измерить пятно контакта в лаборатории не могут, а оно на приделе 441 а придел 450микон,считай погрешность, а от него зависит долговечность всей топливной системы. В ЕС этот показатель 130-250

7

Тем не менее Польша , Прибалтика покупает белорусское топливо. Про Украину говорить не хочется, половина топлива наше. Как в статье говорят добавляют свои присадки, и вуаля -брендовое топливо.
Не спорю что в ЕС качество топлива лучше.

1

Так они что с топливом делают в частности дизельным чтоб серу снизить? Брендовые говорите после присадки .... Может у них требования совершенно другие при закупке топлива из РБ и те требования что для РБ.....

1

Может вы знаете эти требования? Или слышал звон да....

1

Знаю что наше топливо+"присадка" ≠ европейское топливо. А более подробно знать ЗАЧЕМ? Что это даст....

6

Когда в РФ начали производить дизельный Дастер ЗР-цы покатили на нём на Запад и там, по моему в Австрии, "положили" форсунку с их слов из-за неудачной заправки. Так что то, что там всё лучшее кофе, стиральный порошок(одного производителя), топливо.. это местное плацебо, доставшее нам в наследство с советских времён. И солярка в мороз там мёрзнет и ломаются топливные системы точно так же как и здесь, с поправкой на более старый автопарк в нашей стране.

0

Что топливо лучше в ЕС говорит расход, он почему-то всегда меньше чем на нашем топливе. У меня личный опыт попадания на все форсунки после заправки у нас на АЗС , когда РФ паленую нефть гнала на НПЗ, и я думаю что таких как я не маленькое количество

4

Было бы странно получить негативный результат от домашней лаборатории. Далеко ходить не надо, в пример могу поставить наш доблестный Белстат с его ошеломительной средней зп-какую по телефону скажут на читать, такую на выходе(даже удивительно) у них и озвучивают

2

И про совет использовать Арктику улыбнуло :почему в Европе с их схожим с нашим климатом вполне можно обойтись просто зимним дт, а у нас в стране именно Арктика, которая трошечки, но дороже? В той же России, буквально сразу за нашим восточным забором опять хватает простого зимнего дт, а Арктика предназначена для суровых условий (в нашем регионе таких просто нет!)

9

Улыбаться не будете когда топливо прихватит. "Арктика" это просто название. А как еще назвать чтоб потребитель был спокоен? "Снежок"? " Метелица"?))

1

Не надо выдумывать маркетинговые штуки, просто делайте как положено. При всеми вспоминаемом СССР продавали у нас Арктику?! Нет! Морозы были временами очень суровые? Да! Топливо работало? Да!

4

Только не надо выдумывать про СССР))) На Севере Арктика существовала и в СССР. Еогда были морозы тупо добавляли керосин, благо советские моторы позволяли это.

0

В условиях крайнего севера карьерные самосвалы и другая техника заправлялась арктическим топливом и почти не глушилась.

0

Засталося дадаць, што на савецкай поўначы амаль не было савецкіх грузавікоў з савецкімі рухавікамі.

1

Да при чем тут название? Речь идет за качество топлива и цену на него. Если бы цена на "Арктику" была такой же, как на обычное зимнее топливо, то без разницы, как оно называется. А то получается, в обычную солярку присадку добавили и цену увеличили на стоимость этой присадки и трудозатраты "мешальщика" (ну и на заработать чуток). При наших модернизированных НПЗ (сколько денег вбухали на модернизацию) можно сразу выпускать "Арктику", без дополнительных затрат.

2

В Европе зимнее топливо тоже дороже обычного, и как вы объясните почему? Или это другое?

2

В России суровые условия, в Беларуси суровая реальность.

1

Можно и самому. Регулярно обнаруживаю и воду и мусор при смене фильтра раз в 10.000 км.

2

Я весной за месяц три раза фильтра менял(а у меня их два-основной и сепаратор). Стоит датчик воды в фильтре. Снял бак , в итоге почти 2 литра воды. И это с 30 литров заправки. Просто перестал там заправляться. Сейчас заправляюсь на Белоруснефть, пока все нормально. За 10 тыс воды в фильтре чуть меньше крышки от пластиковй бутылки

0

раз в 60000 - мусора и воды нет вообще, заливаю канистрами через сетку.

1

Точно так! С канистр, лейка с сеткой. Правда только соляра из Р.Ф. и никогда не было проблем. На нашей "мёрз" пару раз

2

VAG весь мир обманул с дизелем,думаю тут есть свои фишки как пыль в глаза пускать.

1

Много букв и много цифр, можно было уложиться по факту в одну фразу - "проверили свое топливо в своей лаборатории - все хорошо")))

0

как всегда в зомбоящике сладкая болтовня о том как все сладко в батькиных-бнхашных райских кущах, а пока не будет независимого контроля, независимых сми и независимого суда ничего стоящего доверия мы не узнаем.

1

По приколу было бы неплохо проверить вашу пробу в независимой от беларуси лаборатории, в другой стране. Только именно пробу купленную тут, а не там?

1

Дерзайте, а всем нам будет интересно почитать.

2

Ну-ну, рассказывайте про качество. В феврале сего года, соляра при минус 10 была уже белого цвета, а залитая мною в Краснодаре обычная солярка ( на роснефть) была прозрачной, и мой даф завёлся без вопросов. А на второй машине с нашей солярой фильтры пришлось менять.

2

Лаборатория, приборы, исследования, о чём вы. У нас большинство спецов, которые всё могут определить с помощью глаз, носа и пальцев.

1

Ну так когда зимняя солярка при -10 превращается в парафин, нафиг та лаборатория нужна? И своих глаз достаточно. А пальцы потом уже задействуются, когда фильтр меняешь или набираешь телефон эвакуаторщика.

2

Про парафин в исследовании ничего не говорили, говорили про предельную температуру фильтруемости. Намеряли -28, что не так?

1

Просто вы упомянули за "глаза, нос и пальцы" при определении качества дизтоплива, хотя никто среди комментаторов не подверг сомнению результаты лабораторных исследований, приведенных в статье. Да и в статье за "глаза, пальцы и нос" при исследованиях ничего не говорится.

3

Хорошая статья, всё доступно и более-менее понятно. По возможности сделайте репортаж о точности отпуска топлива на АЗС. Как регулируют колонки, как опломбируются и поверяются.

1

На сколько я знаю, точность должна быть в пределах +- 0.25%, это 25 мл на 10 литров. И за любые отклонения от этой нормы, проверяющие органы очень сильно имеют продавцов.

1

Как по цифрам в лаборатории (ях) глянуть, - так прямо EURO-7 Super Sport,(мистика).

1

Неее, спасибо уважаемый AA1234, не надо нам таких статей, если интересно изучите материал в профильной литературе)))

1

В соответствии с паспортом на ДТ цетановое число по ГОСТ-ISO 5165-2014 должно быть не менее 51,0. По тексту пишите, что 48. По поводу пятна износа Бош заявляет максимум 440 микрон. 130-250 мкм для Европы, полагаю, домыслы, т.к. фактические результаты там от 200 до 400 мкм. Мне казалось, что сорт К5 должен соответствовать топливу с содержанием серы менее 5 мг/кг, а по паспорту 7,5, то есть в 1,5 раза более. Это как?

0

как, как...
инохда не да ГОСТау...

0

да, статья хорошая)) и вааще - все у нас хорошо...
но дней 10 назад у меня в авто загорается "джеки чан" - поехал считать и стереть ошибку: "Некачественное топливо"
сегодня уже в авто жены - та же фигня, и тоже - "Некачественное топливо"
льется только 95-й и, ессессно, только с АЗС

  • Войти или создать профиль