Пять советов, помогающих продлить жизнь автоматической коробке передач

29976 46

Классический "автомат", вариатор и даже роботизированная коробка с двумя сцеплениями давно перестали быть диковинкой и "страшилкой" для белорусских автомобилистов. Но далеко не все знают, как обеспечить трансмиссии максимально долгий ресурс. Рассказываем.

Можно кивать на конструктивные особенности, более или менее удачные модели, но все же "здоровье" автоматической коробки (а под этим общим названием мы подразумеваем и АКПП, и CVT, и роботизированные коробки с одним или двумя сцеплениями) в немалой степени зависит от эксплуатации и обслуживания. Даже когда специалисты говорят про откровенно слабые коробки, их ресурс обычно дается в довольно широком диапазоне (скажем, 150-200 тыс. км) и с обязательными уточнениями "как ездить" и "как часто масло менять".

Не забывайте про своевременное обслуживание

Своевременная замена масла и фильтра – это важно. Почему? В процессе эксплуатации в масле накапливаются продукты износа фрикционов, а это чревато сразу несколькими проблемами. Во-первых, грязное масло хуже отводит тепло, что увеличивает риск перегрева. Во-вторых, в современных коробках гидроблок, как правило, очень чувствителен к чистоте масла. При этом забивание тонких каналов или отказ соленоидов приводит к некорректной работе коробки, а это уже провоцирует новые проблемы.

Даже в считающихся надежными коробках рекомендовано выдерживать межсервисный интервал не более 60 тыс. км, а в случае с "нежными" и "слабыми" его лучше сокращать до 30-40 тыс. км. Иногда производитель заявляет, что масло залито на весь срок службы. Мастера на это говорят так: возможно, и на весь, вопрос лишь в том, какой это срок.

Не затягивайте с диагностикой и ремонтом

К слову, под обслуживанием обычно подразумевается только замена масла и фильтра, хотя неплохо бы еще и контролировать уровень масла при каждом обычном ТО. Но, во-первых, коробка может требовать обновления прошивок (особенно если говорим про свежие модели), дополнительных операций в рамках сервисных или отзывных кампаний. Во-вторых, важно не затягивать с диагностикой и ремонтом при появлении признаков неисправности (толчки и удары при переключениях, вибрации при старте и разгоне), так как дальнейшая езда может привести к более серьезным неприятностям, как следствие – к более дорогому ремонту. 

Обеспечьте эффективное охлаждение коробки

Автоматические коробки на современных автомобилях работают в куда более жестких условиях, чем раньше: активно используется ранняя блокировка гидротрансформатора, применяются более агрессивные настройки софта (например, для более быстрых переключений), сами двигатели стали более мощными и моментными, компоновка моторного отсека – более плотной. 

В общем, риск перегрева достаточно высок, штатного теплообменника некоторым агрегатам не хватает – и на практике опытные владельцы устанавливают дополнительные радиаторы охлаждения. Насколько действительно нужна такая мера, зависит от модели "автомата" или вариатора, но как минимум стоит уточнить этот вопрос (благо в век интернета это просто). И конечно же, держать в чистоте штатные радиаторы.

Помните про прогрев зимой

Зимой все спорят о необходимости прогрева двигателя. Но и коробки всех типов не любят работать "на холодную", особенно если говорим про гидромеханическую трансмиссию и вариатор. Поэтому, если на улице мороз, дайте мотору пару минут поработать на холостых, а первые километры избегайте резких ускорений.

Исключите ударные (и вообще серьезные) нагрузки

Их очень не любят все типы автоматических трансмиссий. Например, у вариаторов от них страдают конусы шкивов, у "роботов" с "сухими" дисками – сцепление, но и коробкам с "мокрыми" пакетами фрикционов повышенные нагрузки, возникающие при агрессивной езде, пробуксовках, буксировании прицепов, ничего хорошего не несут. Светофорные гонки сокращают ресурс гидротрансформатора, приводят к ускоренному загрязнению масла – соответственно его надо чаще менять, в противном случае, как уже говорили, выше риск перегревов и проблем с гидроблоком. 

К слову, для многих "роботов" с "сухим" сцеплением вредным является и режим движения в пробках, ведь очень медленная езда или постоянные старты-остановки ведут к ускоренному износу дисков. Но здесь уже ничего не поделаешь, ведь автоматические коробки как раз и берут, чтобы не мучиться со сцеплением и ручным переключением передач в городских заторах.

Но, например, можно приучить себя не ставить машину на сильном уклоне только на "паркинг". В такой ситуации автомобиль стремится скатиться вниз – возникает повышенная нагрузка на механизм блокировки выходного вала коробки. Вот почему перед включением парковочного режима рекомендуется зафиксировать машину на стояночном тормозе. При этом важно, чтобы после постановки на "ручник" был выработан "свободный ход": переводим коробку в "N", отпускаем ножной тормоз – позволяем машине откатиться на пару сантиметров и зафиксироваться при помощи стояночного тормоза. Только после этого переводим АКПП в "паркинг".

Наш вердикт

Вы скажете: а как же старые "автоматы", которые хорошо "переваривали" и огромный крутящий момент больших моторов, и солидный вес автомобиля, и не самую спокойную езду? Вон, даже на больших американских внедорожниках АКПП стоят – и ничего!

Повторимся еще раз: современные коробки, даже классические "автоматы", другие. У них плотная компоновка, облегченные детали, они работают в более нагруженных условиях даже при обычной эксплуатации, а потому чувствительны к температурному режиму и чистоте масла. Как правило, беспроблемный срок службы классических "автоматов" оценивается в 250-300 тыс. км, у вариаторов и "роботов" он обычно раза в полтора меньше, как и у менее удачных АКПП. Но и это – в среднем по больнице.

Что и возвращает нас к основной теме разговора: хотите продлить "жизнь" коробке – не растягивайте межсервисные интервалы, вовремя реагируйте на признаки нештатной работы и не перегружайте КПП агрессивной ездой.

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/220665_1_350.jpg?v=1621095985
Пожалуйста, подождите...