Пропустили мелочь – "попали" на замену всего узла. Что надо знать об обслуживании тормозов

144700 52
144700 52

Позади зима, впереди лето – самое время заняться тормозной системой! Почему именно сейчас и на что обратить внимание – все подробности ниже.

Самое время 

Зимний период эксплуатации сопровождается перепадом температур, высокой влажностью, агрессивными соляными растворами на дорогах. Все это провоцирует коррозионные процессы, которым подвержены в том числе и элементы тормозной системы. Закисшие тросы стояночного тормоза, подклинивающие направляющие колодок – это еще не самое страшное, хотя уже неприятное. 

А впереди лето, которое обещает более высокие нагрузки (в том числе и с температурные) на тормозную систему. Так что самое время провести ее ревизию и обслужить – да-да, не дожидаясь возникновения проблем или замены колодок. По-хорошему этим следует заниматься при каждом техобслуживании, то есть хотя бы один раз в год, а лучше каждые 6 месяцев (перед зимой и после нее). Почему – сейчас объясним.

Не закисать!

Начнем с банального – стояночного тормоза. Если им не пользоваться, приводные тросики закисают, исполнительные механизмы без работы теряют подвижность. Именно поэтому "ручником" стоит пользоваться постоянно, даже если у вас машина с АКПП и есть парковочный режим. Сейчас же следует убедиться, что стояночный тормоз срабатывает и не подклинивает.

Обслуживание и решение проблем зависит от конструктивных особенностей системы (барабанные тормоза или дисковые, с отдельными колодками на "ручник" или воздействием на основные рабочие). Действовать лучше всего в соответствии с предписаниями руководств по ремонту и обслуживанию именно для вашей модели автомобиля. Отдельная тема – электромеханический стояночный тормоз, где вопросы еще могут возникнуть по электромотору или приводному механизму.

Но в любом случае нужно убедиться в том, что подвижные узлы не подклинивают (при необходимости их следует очистить и смазать), тросы ходят без заеданий. Работоспособность последних во многом зависит от целостности защитной оболочки и того, как организована защита от попадания внутрь воды и загрязнений, ведь именно это приводит к "закисанию" тросов. Если проблемы только начинаются, разработка и "пролив" смазкой могут помочь, но в будущем тросы все равно потребуют замены, к этому следует быть готовым.

Главный враг – коррозия

Неравномерный износ колодок и дисков, коробление последних, слишком "тяжелая" при нажатии педаль тормоза, сокращенный выбег на нейтральной передаче – все это, как правило, указывает на "подклинивающие" тормоза. И часто одной чисткой направляющих колодок проблема не решается. Хуже всего, если ремонта или замены потребует весь тормозной механизм. Причем, как правило, это итог ненадлежащего обслуживания, когда проблема не была своевременно замечена и устранена, что привело к более серьезным последствиям.

Поэтому как минимум следует периодически производить визуальный осмотр, а в идеале проверять работоспособность и состояние тормозных механизмов. На что именно обращать внимание и как оценивать те или иные проблемы?

Начнем с визуального осмотра. Неравномерный износ колодок, как правило, указывает на подклинивание направляющих, которые часто страдают от грязи, воды и соляных растворов. Проблема не только в ускоренном износе. Если рабочая накладка сотрется до нуля, далее в работу вступит металлическая часть, которая повредит диск, – так дело может дойти до его замены.

Еще один момент: если тормоза по тем или иным причинам "подклинивают", имеется риск их перегрева – опять же могут пострадать диски. Но может достаться и другим деталям, тем же резинотехническим изделиям. А от их состояния зависит "здоровье" тормозных механизмов. 

Здесь важно не проморгать, если потрескается и начнет разрушаться пыльник, защищающий рабочий цилиндр суппорта. Ведь если внутрь попадет вода, грязь, то развитие коррозии лишь вопрос времени. Кстати, к этой же проблеме может привести и конденсат, который возникает из-за постоянных нагревов/охлаждений. В итоге поршень в цилиндре начинает ходить с усилием (это как раз отражается на "тяжести" педали при нажатии на нее). Та же проблема, но в меньшем масштабе касается и направляющих суппортов, который также могут начать подклинивать, в том числе из-за попадания грязи по причине поврежденных пыльников.   

Разборка – чистка – смазка

Так что периодический визуальный осмотр "резинок" очень важен. И если есть признаки их износа, лучше не скупиться на ремкомплект. Если проблему запустить до того момента, что поршень начнет "клинить", придется заниматься восстановлением механизмов или искать замену. Новые детали стоят недешево, б/у в разы дешевле, но нужно еще их найти, причем, возможно, придется тоже перебирать и ставить ремкомплект. В общем, чем раньше займетесь проблемой, тем дешевле будет ее решение.

Допустим, претензий к состоянию рабочих цилиндров нет, равно как и нет опасений по поводу их защиты. Но все равно стоит убедиться в том, что направляющие колодок и суппортов работают без подклиниваний. Если есть хоть малейшие сомнения, не пожалейте времени на их обслуживание. Направляющие очищаются (механически, при необходимости – с применением очистителей), на "пальцах" суппортов меняется смазка.

Кстати о последней. Важно применять правильные материалы для тормозных механизмов, чего некоторые не делают. Например, используют графитовую смазку, а ведь тормоза работают в условиях высоких температур, в итоге от "графитки" больше вреда, чем пользы, – это прямой путь к закоревшим направляющим. Для них необходимо применять специальную высокотемпературную консистентную смазку.

Не забудем и про тормозную жидкость. Она со временем накапливает влагу, и если затягивать со сроком замены, повышается риск коррозии деталей системы. Как правило, предписанный срок замены жидкости – каждые два года. На практике следует ориентироваться на характер эксплуатации. Кто ездит быстро, выезжает на трек-дни, в общем, нагружает тормоза по полной, должен задуматься о более коротком интервале. 

Тот, кто ездит спокойно, нечасто и желает сэкономить, может проверить состояние жидкости с помощью специального прибора – возможно, его показания позволят чуть затянуть с заменой. Но даже в этом случае помним о том, что цена высококачественной дорогой жидкости не сопоставима со стоимостью восстановления суппортов.

Само собой, после работы с тормозной системой она прокачивается. Если менялись колодки, тем более с дисками, ездим аккуратно первые 200-300 км. Собственно тут важен не километраж, а количество первых торможений и то, что по возможности они должны быть мягкими, дабы колодки "притерлись" к дискам. К тому же помним, что в момент приработки тормозной путь может быть большим. 

И последнее. Даже если вы или заслуживающий доверия мастер сделали все на совесть, рекомендуем не доверять одним лишь ощущениям, а заехать на стенд, чтобы убедиться, что тормоза работают равномерно и с необходимым усилием. Не для сертификата ТО, а для вашей собственной безопасности.

Остановитесь! Тормозные колодки в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/219995_1_350.jpg?v=1617638972
Пожалуйста, подождите...