"Начинают на них ездить – и за год превращают в ведро на колесах". В чем подвох машин "из-под дедушки"

188480 66
188480 66

Про так называемые "капсулы времени" – каким-то чудом сохранившиеся в первозданном виде 30-летние автомобили – мы рассказываем с завидным постоянством. Их продают заметно дороже рынка, но вроде оно того стоит: на одометре честные 40-50 тыс. км, ресурс еще о-го-го! Однако не все так просто, о чем мы и разговариваем с опытным механиком.

После длительного простоя

Предположим, вы нашли машину, которая последние 10 лет стояла в гараже, заботливо прикрытая чехлом. Если кузов сохранился в отличном состоянии и не имеет намеков на ржавчину, поздравляем, это действительно хорошая новость. Но каким бы хорошим ни было состояние автомобиля, оно далеко от определения "сел и поехал". По-хорошему сразу после покупки столь долго простоявший на месте автомобиль требует очень тщательного осмотра и очень объемного техобслуживания.

– Да, все верно, так и есть, – подтверждает Александр. На подобной технике он не специализируется, но периодически с ней сталкивается, так что определенное мнение по поводу "капсул времени" у него есть.

– Начнем с того, какие условия хранения были. Если сухой гараж, отлично, с кузовом проблем, наверное, не будет. Но салон все равно ветшает, все резинотехнические изделия старятся, изоляция в проводке тоже.

Не надо путать туризм с эмиграцией, не надо кивать на музейные экспонаты – у них соответствующие условия хранения, реставрация и так далее. Хорошо, если дедушка перед постановкой машины в гараж ее "законсервировал", подготовил по старой науке к длительному хранению с использованием специальных составов. Но даже в этом случае важно, как он это сделал и как затем машина была "расконсервирована". 

Как правило, этого нет: машина к длительному хранению не готовилась, просто на годы осталась в гараже. То, что зимой не выезжала и соли не видела, кузов ей уберегло, в целом снаружи она выглядит неплохо. Но, как правило, стоит копнуть глубже – появляются вопросы.   

– Вроде же машина – огонек, бери да езди! В чем проблема?

Прежде чем ездить, надо провести полную ревизию всех узлов, включая их разборку. Посмотреть, что в каком состоянии находится, что требует ремонта или замены. Внешне может казаться, что все замечательно. Некоторым этого достаточно: рабочий аккумулятор подкинут, поменяют масло, фильтры и начинают ездить.

Только обычно затем приходится все в оперативном порядке устранять: то антифриз потечет, то масло, то тормозная жидкость, то затем окажется, что бензобак сгнил, а потом и проводка начинает барахлить. Все как раз потому, что, как только начинается ежедневная эксплуатация, узлы получают нагрузку, рассохшаяся резина, хрупкая изоляция и все остальное дают о себе знать.

– Любой старый автомобиль имеет свои "старческие болячки". А этот же столько лет не ездил – он должен был сохранить ресурс!

 Кузов, двигатель, коробка, если не было коррозии, могли сохраниться в хорошем состоянии. Хотя тут тоже надо смотреть, а по-хорошему все узлы вскрывать и инспектировать. Когда машина ездит, в ней все работает, по всем системам и магистралям прогоняются технические жидкости, которые помимо прямой рабочей функции выполняют и дополнительную – защитную. 

Опять же все полости кузова проветриваются, салон проветривается, все "резинки" (сальники, пыльники, манжеты, прокладки, уплотнители) и работают, и смазываются. Если автомобиль годами стоит, ничего этого не происходит – и старение от времени для некоторых деталей оказывается не менее разрушительным, чем разрушение в процессе износа, выполнения рабочей функции.

Тут еще вот какой момент. Если вы все эти годы ездите на машине, то постоянно обновляете все технические жидкости, постепенно меняете детали подвески, тормозной системы, двигателя, коробки, то есть все равно обновляете автомобиль. Если машина 10 лет стоит без движения, к тому же без правильной подготовки к долговременному хранению, через 10 лет оказывается, что многое в ней придется менять. И это для некоторых оказывается шоком. Хотя, если задуматься, это все равно не так уж много и не так дорого, потому что, как правило, по "железу", а это кузов, двигатель, коробка, вопросов может и не быть, зато по всему остальному наверняка будет. И по-хорошему все эти проблемы надо выявлять и решать сразу, если не хочешь получить неприятный сюрприз потом. 

Заплатишь за все 10 лет!

– Можно привести в пример какую-нибудь калькуляцию?

Разве что только в общих чертах. Во-первых, расходы будут зависеть от того, в каком реальном состоянии находится найденный автомобиль. Во-вторых, что это за машина – марка/модель, год выпуска, потому что искать запчасти на 40-летние "жигули" – это одно, а на 30-летний Mercedes – совсем другое. В-третьих, что мы в итоге делаем с машиной и как? Просто приводим в порядок, чтобы ездить на ней каждый день и не "гнушаемся" б/у или слишком "лицензионными" запчастями, не стремимся сохранить оригинальную конструкцию и комплектацию? Или хотим превратить ее в коллекционный экземпляр и сделать все по науке? Скажу сразу, что второй подход будет стоить дорого в любом случае.

Положим, вы за 700 долларов откопали "жигули" пятой или шестой модели еще советской сборки. Последние лет 7-8 машина не ездила или ездила крайне редко. Как правило, если не все, то очень многие "резинки" идут под замену. Под "резинками" я понимаю не только уплотнители на кузове или те же пыльники, манжеты тормозной системы или патрубки системы охлаждения. Сюда же следует отнести все сальники и прокладки, естественно, приводные ремни. Так что разбираем двигатель, коробку и все меняем, попутно делая ревизию этих агрегатов. Кажется, ну что там "резинки"? Но если взять всю эту кучу деталей, легко набежит рублей на 500-600. И это дешевые запчасти на "жигули".

В подвеске обычно будут проситься на замену амортизаторы вместе с пыльниками и отбойниками. Часто приходится отправлять в утиль поворотные подшипники, втулки стабилизатора, иногда шаровые опоры и рулевые наконечники – опять же из-за рассохшихся пыльников. В тормозной системе – трубки, тросы "ручника", как минимум требуют восстановления механизмы, а иногда их проще заменить на другие. Тут еще рублей на 500-600 запчастей. Само собой, меняется моторное и трансмиссионное масло, антифриз, тормозная жидкость, был бы в "жигулях" гидроусилитель – еще и его масло. Пусть это будет рублей на 300 вместе с фильтрами и всякой сопутствующей мелочовкой.

Помимо деталей не забываем про работу, которая тоже стоит денег. Если делаешь не сам, а отдаешь все на откуп мастеру, это будет дорого. Взять тот же двигатель, который надо вскрыть, все осмотреть, заменить все уплотнители, начиная от прокладки клапанной крышки и заканчивая прокладкой поддона. Отдельная история – электрика, особенно если окажется, что изоляция действительно превратилась в труху. Правда, это все-таки больше проблема совсем уж старых или слишком долго стоявших (сильно пострадавших от условий хранения) машин.

Но в любом случае, если все перепроверять, осматривать, восстанавливать или менять детали, даже с "жигулями" получим бюджет 2000-4000 рублей, и это мы предполагаем, что с кузовом и салоном все хорошо, они не требуют никаких затрат, что можно считать фантастикой. Если вопросы есть, будет еще дороже. Для более редкой советской/российской модели, а тем более для машин остальных производителей стоимость приведения в порядок будет в разы больше. 

Опять же здесь даже не идет речи о капитальном восстановлении – просто тщательная ревизия и замена требующих того мелких деталей. Мы предполагаем, что в полноценной реставрации автомобиль не нуждается. Если он ее требует (например, необходим капитальный ремонт двигателя, восстановление кузова, салона), это будет совсем другой бюджет. Но после этого автомобиль действительно будет в состоянии "сел и поехал". И он действительно будет "как новый".

Ежедневная эксплуатация – и сказке конец 

– Допустим, мы провели такое большое ТО. Или в принципе взяли старый автомобиль, который не стоял годами в заточении, а просто не эксплуатировался зимой, ездил нечасто, но остался в ухоженном состоянии. Что с ним будет, если начать ездить на нем каждый день и круглый год?

Все просто. Вы начнете по полной использовать его ресурс. И здесь все так же, как с любым другим автомобилем. Вы или ухаживаете за кузовом и своевременно обслуживаете матчасть  и все сохраняется в отличном состоянии, или нет – и тогда через год-другой вы ездите уже на старом ведре. Только за возрастными машинами следить сложнее и дороже, чем за более свежими, как раз в силу их преклонного возраста. Особенно если не было такого глобального обновления, о котором говорили выше.

Допустим, вам посчастливилось взять машину, у которой вроде нет никаких проблем, все досмотрено, но большинство узлов – с уже изрядно выработанным ресурсом. Если продолжать ездить как предыдущий владелец, то есть нечасто, немного и аккуратно, наш век этой машины тоже хватит. Но если начать эксплуатировать ее семь дней в неделю и 365 дней в году, все узлы получат полную нагрузку, их ресурс будет выбираться достаточно быстро.

Многие старые машины дожили до наших дней потому, что их кузова никогда не видели соли. Начнете ездить на них зимой – они быстро начнут ржаветь, если вы не озаботитесь хорошей антикоррозионной защитой и не будете выполнять все меры по минимизации последствий агрессивной среды, а это тщательная мойка, сушка, использование только сухого холодного бокса.

Но тут мы опять возвращаемся к тому, с чего начали. Вам эта старая, но ухоженная машина зачем? Если вы ее взяли "для души" и хотите продлить ее состояние как можно дольше, это одно. А если взяли "на убой" на каждый день – совсем другое. Для этого старый, но ухоженный автомобиль тоже сгодится. Только надо понимать, что свой отличный вид без должного содержания он быстро потеряет.

Может, лучше новая? Машины из салона в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/219783_1_350.jpg?v=1616569074
Пожалуйста, подождите...