"Теперь у меня две машины и два велосипеда". Как дела у белорусов, ранее отказавшихся от личных авто

49480 29

Фото героев материала и из архива редакции

49480 29

Фото героев материала и из архива редакции

В 2017-м, когда в Беларуси велодвижение было почти на самом пике и только открывался первый каршеринг, мы думали, что лет этак через пять отказ от личного автомобиля станет нормой. С тех пор в Минске стали работать три оператора краткосрочной аренды автомобилей, появились сервисы шеринга велосипедов и электросамокатов, но пришла пандемия – и владение личным автомобилем опять стало набирать популярность.

Мы поинтересовались у двух героев материала 2017 года, отказавшихся от машины в те времена, вернулись ли они к активному пользованию личным транспортом, а также познакомились с человеком, который как раз в 2020-м отказался от собственного авто, ездил только на каршеринговых и вел подробные подсчеты своих затрат.

Музыкальный продюсер Руслан Стариковский: "COVID-19 заставил изменить планы"

"Коронавирус и связанный с ним кризис повлияли на жизнь нашей семьи и заставили изменить планы. Например, Volkswagen Golf+, о котором я говорил в прошлом материале, в нашей семье до сих пор, хотя покупался как временный вариант.

До пандемии я продумывал варианты, как полностью отказаться от личного автомобиля, пытался минимизировать передвижения на нем и планировал в качестве альтернативы использовать каршеринг, но пришлось временно отложить эти мысли. В связи с тем, что в нашей семье есть особенный ребенок, мы с женой и старшей дочкой стараемся максимально изолироваться, поэтому машина для нас стала практически основным источником передвижения. Сейчас мы максимально избегаем общественного транспорта – иногда можем проехать одну-две остановки, но не в час пик, летом в хорошую погоду старались больше ходить пешком. Каршерингом не пользуемся вообще – неизвестно, кто сидел в машине до нас.

Год назад я еще как вариант рассматривал покупку электромобиля, но опять же COVID заставил повременить. Дело в том, что мой основной бизнес концертный, а так как большинство мероприятий в прошлом году было отменено из-за эпидемии, доходы нашей семьи резко упали. Поэтому сейчас Golf нас очень выручает, особенно в нынешней ситуации радует его экономичность – расход 6 литров на 100 километров".

Чемпион Беларуси по ралли, инструктор Центра контраварийной подготовки Сергей Краюшкин: "Работа не позволяет полностью исключить автомобиль"

"Я осуществил планы, о которых говорил в прошлом материале, и в 2019 году купил электровелосипед. Теперь в теплое время, когда нет дождя и ехать относительно недалеко, стараюсь передвигаться на нем или на обычном велосипеде. И в позапрошлом году велопробег у меня был довольно большой.

А вот в прошлом году на велосипеде я проехал совсем немного. Отчасти в этом виноват COVID-19, отчасти из-за работы, потому что ездить иногда приходилось с одного конца города на другой, что было неудобно на двухколесном транспорте. Я не могу приезжать на работу вспотевшим, поэтому на обычном велосипеде передвигаюсь только тогда, когда это уместно.

В целом электровелосипедом я очень доволен. В хорошую погоду, если позволяет время, я с удовольствием езжу на работу на нем. Хотя в поездках на электровелосипеде есть свои нюансы. Проблемы велосипедистов для электрического транспорта тоже актуальны, но к ним я уже приспособился.

Из-за эпидемиологической ситуации практически отказался от использования общественного транспорта, максимум несколько остановок могу проехать. Каршерингом как-то не пользовался – не было необходимости, но всякую охоту отбивают их штрафы, хотя я давно езжу безаварийно. А такси не люблю в принципе.

В целом пришел к выводу, что моя работа не позволяет мне полностью исключить использование автомобиля. В прошлом году работы было много, выходили большие пробеги, поэтому в дополнение к моей Subaru Impreza WRX STI Type-R Version V, на которой, кстати, хорошо ездить в морозы и снегопады, пришлось купить для работы Peugeot 107. Так что теперь у меня две машины и два велосипеда.

О покупке электромобиля пока всерьез не задумывался. Если уж брать "электричку", то только Tesla – мощную, с большим запасом хода, но такие автомобили слишком дорого стоят. Покупать что-то типа Nissan Leaf, проживая в городе, не вижу смысла – заряжать его неудобно, а в связи с тем, что в этом году "зарядки" стали платными, экономия в сравнении с моим Peugeot будет мизерной".

Блогер и активный пользователь каршеринга Дмитрий Волотко: "Когда продал машину, пришлось купить зимние ботинки"

"Отказ от личного автомобиля у меня произошел довольно резко – машина, на которой я ездил длительное время, начала "сыпаться", на ремонт все время требовались деньги, начались вопросы по электрике. В результате несколько месяцев автомобиль просто стоял, около года назад я его продал.

Активно каршерингом пользуюсь уже около двух лет, примерно с того времени, когда машина начала ломаться. Как раз начали активно развиваться сервисы краткосрочной аренды авто.

Для начала немного цифр. Каршерингом я пользуюсь практически ежедневно. Всего за 2020 год проехал на арендованных автомобилях 4645 километров. Чаще всего пользовался автомобилями от Anytime, на втором месте Hello, на третьем – "Везуха". Такое разделение оттого, что чем больше в парке машин, тем соответственно они ближе и доступнее оказывались для меня.

Всего на услуги трех каршерингов я потратил за год 1532 рубля. С учетом того, что три летних месяца ездил на скутере, в месяц на передвижения уходило около 170 рублей. Также важно понимать, что примерно каждая 12-я поездка была "бесплатной": я залил топливо – мне накинули бонусные рубли на счёт. Так что, если я не тороплюсь и по пути есть заправка, при выборе двух одинаковых автомобилей я выберу тот, что с пустым баком. Таким образом я помогаю сервису и еду абсолютно бесплатно.

По поводу общественного транспорта: на него я потратил в прошлом году 45 рублей – это около 60 поездок на метро и трамваях. Я и моя жена пользуемся такси – на нас двоих в год вышло около 350 рублей. В итоге те способы передвижения, которыми мы пользуемся сейчас, выходят однозначно дешевле, чем если бы мы имели собственный автомобиль, так как наша машина была не первой свежести и постоянно требовала поездок на СТО.

Что же касается удобства, то я живу в центре города, машины в шаговой доступности есть практически всегда. Поэтому, если я вижу, что свободного авто поблизости нет, откладываю телефон на 5-15 минут – и картина кардинально меняется. Если, что бывает крайне редко, каршеринг так и не появляется, вызываю такси.

Конечно, своей машины мне до сих пор не хватает, и если бы я руководствовался только сердцем, то пошел бы и купил. Например, когда у меня был автомобиль, я всю зиму в любой мороз ходил в кроссовках, так как мог припарковаться всегда практически у подъезда дома. Сейчас же мне приходится идти до машины какое-то количество минут, поэтому пришлось купить теплую обувь.

Но каршеринг дает безумное чувство свободы. Например, если я иду с друзьями в бар, туда поеду на каршеринге, потому что это дешевле такси. Если бы я ехал на своем авто, я бы его там оставлял, а на следующее утро забирал. А тут я о машине забываю. Кроме того, я не трачу деньги и время на страховку, техосмотр, топливо, "переобувку", совсем забыл о проблеме хранения шин.

На каршеринге гораздо проще припарковаться в центре города – большинство парковок на популярных улицах для арендных машин бесплатны, поэтому я спокойно могу оставить авто в удобном для меня месте, тогда как за личный транспорт пришлось бы платить. Конечно, важно соблюдать ПДД, но и тут для каршеринга есть послабление. Я не раз замечал, что сотрудники ГАИ в первую очередь эвакуируют гражданские машины, оставляя арендные напоследок. Потому что большая вероятность, что их вскоре заберут пользователи.

Несмотря на страхи некоторых водителей, я не могу сказать, что каршеринги относятся к арендаторам несправедливо или как-то лютуют по поводу повреждений. Даже если ты заметил "звездочку" на стекле только в движении, ты можешь позвонить в техподдержку, объяснить ситуацию – и никаких проблем не будет.

Вообще с любыми арендными машинами работает хорошее правило – просто соблюдай ПДД. Если даже произойдет авария, но ты соблюдал Правила – дождешься ГАИ, получишь протокол, отправишь его в службу поддержки и можешь ехать по своим делам на другой машине. Тут еще плюс в том, что ты будешь избавлен от необходимости беспокоиться о получении страховки и ремонте. Если же водитель привык лихачить, таким я бы советовал каршерингом не пользоваться.

Еще одно хорошее правило при пользовании каршерингом – быть с компанией максимально честным. Поэтому в любой непонятной ситуации я сразу набираю номер техподдержки – все они "забиты" у меня в телефоне, я могу позвонить даже во время движения через гарнитуру, набрав номер голосом. Я всегда сообщаю оператору, если вижу в автомобиле мусор, машина грязная снаружи или бортовой компьютер информирует о какой-либо проблеме, например, требует замены масла и т.д.

Когда бортовой компьютер сообщил о падении давления в шинах, я остановился, осмотрел машину, проблем не обнаружил – это могло произойти от удара или холода. Тем не менее позвонил оператору, которая сказала продолжать движение, и я поехал дальше. У нескольких машин Hello периодически слетает блокировка спорт-режима, не сообщить об этом – нарушение.

Делаю я так потому, что, во-первых, это правильно и хорошо, а во-вторых, обо всех этих проблемах компания все равно узнает, и тогда выглядеть это будет крайне некрасиво. Все эти ошибки фиксируются в логах, каждая машина буквально напичкана разными датчиками – человек, который сидит в офисе, может узнать, с какой стороны по машине сильно ударили даже ладонью. И я считаю, что эти сервисы будут с тобой работать честно, если ты будешь с ними честен.

Что касается мыслей об электрическом транспорте, я хотел бы иметь электромобиль, но когда это будет удобно в плане инфраструктуры. Я бы не отказался от электрического каршеринга – в рамках городского использования, думаю, машина с запасом хода 250 километров заряжалась бы 2-3 раза в неделю, всем бы всего хватало. По поводу личного автомобиля тоже думаю, но чисто электрическую машину покупать бы не стал. Мне нравится концепция BMW i3, когда под капотом есть ДВС небольшого объема, который питает батарейку. В рамках города я бы ездил на электричестве, но не боялся бы выехать куда-нибудь на Браславы, где найти "зарядку" гораздо сложнее".

Наш вердикт

Герои нашего предыдущего материала пока вернулись к активному использованию личного автомобиля. Из основных причин – беспокойство за здоровье, свое и близких, нежелание пользоваться общественным транспортом и то, что машина нужна для работы. Но, как видим, с развитием сервисов краткосрочной аренды авто появляются люди, которые, несмотря на пандемию, готовы отказаться от собственного транспорта полностью и чувствовать себя при этом комфортно.

В каком случае вы готовы отказаться от личного автомобиля? Поделитесь мнением в комментариях.

Для зависимых от колес. Новые и подержанные машины в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/219223_1_350.jpg?v=1613412023
Пожалуйста, подождите...