Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Отличная проходимость, запчасти под заказ и заводские "диверсии". Несколько историй про "Оку"

21532 37

Фото автора и из архива владельцев

21532 37
Иван Кришкевич

Фото автора и из архива владельцев

Не так давно КАМАЗ представил прототип электромобиля "Кама-1". И как тут не вспомнить про знаменитую "Оку", которую помимо Тольятти и Серпухова собирали и в Набережных Челнах! Подождите, но разве на ней еще кто-то ездит?

Казалось бы, самый маленький и самый дешевый российский автомобиль давно стал достоянием истории. Однако мы нашли людей, которые, несмотря на наличие в семейных автопарках куда более современных и дорогих автомобилей, продолжают ездить на "Оке" и готовы рассказывать о ней лишь самое хорошее.

Чисто на зиму

Для Сергея Ивановича "Ока" выполняет роль подменного автомобиля – слишком уж жаль "гноить" соляными растворами основную машину. Поэтому, как только приходит зима, пожилой "премиум" ставится в гараж – наступает сезон для крохотного КАМАЗа.

"Купил я ее лет семь назад. Даже тогда найти "Оку" в хорошем состоянии было очень сложной задачей. Если достойный экземпляр в продаже появляется, его очень быстро забирают. Основная проблема – кузов. Он гнилушка по определению. Причем их же делали в 1990-х годах, а это самый развал всего…

Но все-таки нашел. 1999 год выпуска, тогда пробег составлял 41 тысячу километров. Бывший владелец эту машинку очень любил, это было видно. С ней еще кучу запчастей отдал. Она была вся в мовиле, я еще добавил нигрол, теперь каждый год обновляю антикор. У меня весь пол в салоне залит смесью нигрола с мовилем, затем шумоизоляция, только потом ковер. Каждый раз после зимы поднимаю, проверяю. Все хорошо, ничего не ржавеет. Если за кузовом не следить, он за несколько лет сгнивает.

То есть главное – сохранить кузов. Ну и недостатки все те же, что у всех российских машин. Решил ее перекрасить, так как много сколов было. Разобрали – потом еле собрали! Все надо подгонять, чтобы встало на место.

Но в остальном очень доволен, особенно с учетом того, для каких целей брал. По механике машина прекрасная. И теплая, что зимой опять же очень важно. Проходимость у "Оки" превосходная. Дорожный просвет большой, сама машина легкая, еще шины шипованные. Не проедет, так ходом перескочит! С учетом малого веса моторчика двухцилиндрового хватает вполне. 100 километров в час она идет легко, другое дело, что не очень-то хочется с такой скоростью на ней ехать. Ведь это "погремушка" без какой-либо шумоизоляции. По городу на короткие расстояния на ней еще нормально, но куда-то далеко, да еще по трассе – некомфортно.

Расход топлива? Не такой малый, как обещают. Во-первых, потому, что карбюратор здесь хорошо настроить непросто. Во-вторых, езжу ведь только зимой, так что постоянно прогревы. А поездки у меня короткие, всего несколько километров от дома до места, где работаю. Поэтому реально выходит литров семь. По паспорту должно быть значительно меньше. 

Но езжу-то я немного, за все эти зимы где-то около 40 тысяч километров вышло. За это время каких-то особых проблем не случалось, разве что тормозные цилиндры показали себя не самыми надежными. А в остальном никаких проблем по механической части. В общем, очень доволен. И менять "Оку" ни на что не собираюсь – смысла нет". 

Вся надежда на Россию?

Правда, нахваливая свою "подменку", Сергей Иванович признает, что с запчастями на "Оку" в Беларуси не все так просто: "Шаровые тут от "восьмерки", с ними вопросов нет. А вот если какие-то оригинальные детали, которые только на эту модель идут, то они будут дороже, чем на те же "Лады". Машина редкая, никто запчасти не везет, а если и везут, то наценка приличная. Выход – фирма в Набережных Челнах, которая без проблем высылает в Беларусь детали через транспортную компанию".

А что же местные продавцы? "С запчастями для "Оки", можно сказать, вообще почти никак не пересекаюсь, у меня даже каталогов по ней нет, – говорит Константин, магазин которого специализируется на деталях для Lada. – Ну да, некоторая унификация с моделями ВАЗа есть. Взять тот же двигатель, который называют "половинкой" от ВАЗ-2108. Но, например, приходит покупатель, просит два поршня, а я продаю комплект четыре штуки. Ну и как быть?

Случается, проскакивают запчасти из России, людям иногда привожу. Один раз бампер был, один раз – прокладка ГБЦ. С "Окой" крупные поставщики сейчас уже не работают, хотя какие-то отдельные фирмы наверняка имеют такую специализацию. Но я с ними не общаюсь. Смысл? Обращаются ко мне по "Оке" в среднем раз в год. Не те объемы, чтобы как-то поставку налаживать. В других автомобильных магазинах, думаю, такая же история".

"С запчастями момент следующий. Если очень понадобятся, ты их найдешь. Они есть. Но занимаются ими исключительно специализированные фирмы. И не здесь, а в России, – объясняет другой опытный "оковод" Леонид. И тоже называет компанию из Набережных Челнов. – Присылают в течение недели. То есть, если время терпит, никаких проблем нет, но если вдруг срочный ремонт, то, конечно, машина может встать на прикол.

Уровень цен? Дороже, чем на "Самары" или "Гранты", но все равно раза в два дешевле, чем на Vesta, – там же все импортное. Это я точно знаю: пока эту машину делал, купил себе как раз "Весту" – ездить-то на чем-то надо было! Ну а сейчас уже на "Оке". Все просто: она мне нравится!"

Лично я Леониду верю. И не только потому, что, имея ту же "Весту", в ближайший отпуск он планирует отправиться именно на "Оке". И даже не потому, что в течение часа слышу от него в адрес этой малолитражки исключительно хвалебные оды. Сам факт, что стоящая перед гаражом голубая "Ока" уже третья по счету, говорит о большой привязанности к данной модели. И, безусловно, эта история любви требует отдельного описания.

Надо же на чем-то ездить!

"Первую "Оку" я купил в 1999 году. Я как раз тогда взял ГАЗ-3110. Поскольку я любитель поковыряться, "Волга" тут же встала на большой проект. И вот машина разобрана, а ездить на чем-то надо. Начал искать какую-нибудь малолитражку. Так подвернулась "Ока" производства КАМАЗа. Ей было всего полтора года, стоила она недорого – решил взять, даже толком не зная, что она собой представляет.

Скажу честно: сначала даже стеснялся на ней ездить, будто убогий какой, ущербный… Но потом я настолько влюбился в эту машину, это просто потрясающе! Настолько она удобная, легкая в управлении, экономичная. Средний расход 4 литра! Проблем с парковкой тогда еще не было, но я уже оценил, что место для этой "крохи" найти можно всегда.

При этом внутри места много, гораздо больше, чем в той же "Волге". Да-да! Это кажется, что машина большая, а все время сидишь, поджав ноги и обняв руль. Даже отодвинувшись до конца назад, полностью ноги не вытянешь. А в "Оке" с этим никаких проблем. На каждый день машина отличная.

И практичная! На самом деле багажник большой, он очень глубокий. Так что несколько мешков картошки – мерило белоруса – влезет. Плюс великолепная проходимость зимой.

Той машине было полтора года, ее с самого начала никто не обрабатывал, а качество покраски было ужасным. И вот, проездив полтора года, я увидел, что машина сильно гниет. Причем внешне вроде ничего, но ставишь домкрат, начинаешь поднимать – пороги трещат. То есть понятно, что там уже гниль. В итоге продал. А так проблем по механике с ней не было. Хотя и проехал я на ней за все время 20 тысяч километров".

Если бы не авария

"Три года назад я снова приобрел "Оку". Эта уже была сделана не на КАМАЗе, а в Серпухове. Пробег у нее небольшой был, 10 тысяч, но она постоянно "кипела". Последний раз уже и клина словил мотор. Предложили мне ее купить за совершенно смешные деньги – и я не устоял. За два месяца привел в порядок. 

Проблема с двигателем, как выяснилось, заключалась вот в чем. На заводе устроили диверсию. Поверхность блока просто побита молотком между цилиндрами. Вот в этом месте прокладку всегда и пробивало. Почему говорю, что это на заводе диверсию устроили? Да потому что третья "Ока", тоже серпуховская, имела похожие повреждения, только на других узлах. Но об этом чуть позже. Отшлифовал блок, собрал мотор – и без проблем отъездил на этой машине два года и более 50 тысяч километров.

Но в прошлом году попал в аварию: врезался в выезжавший задним ходом VW Polo. Когда взялся за восстановление, выяснил, что и эта машина, несмотря на хороший внешний вид, была уже порядком "уставшая" по кузову. Его надо хорошо обработать, тогда вопросов не будет. Цинка нет, антикор заводской (мастика) ужасный, лучше бы без него. А вот сам грунт очень стойкий. Но швы никак не обрабатываются, и вот здесь есть проблема. В общем, решился на капитальный ремонт кузова, начал разбирать машину – и попутно изучать ее конструкцию. 

Не знаю, кто ее разрабатывал, с чего ее копировали, но сделана машина интересно. Она с подрамником, как во всех современных моделях. Подрамник к кузову и двигателю крепится через резиновые подушки. Рулевая рейка крепится к подрамнику, а не кузову. Вся подвеска крепится к подрамнику, только верхние опоры амортизаторов – к стаканам кузова.

На первом фото немного видна форма подрамника, видно, как он складывается (изгибается), гася удар и не позволяя агрегату пойти в салон. А на втором фото хорошо видна конструкция всех усилителей кузова в салоне: под панелью, под сиденьями и сзади.

Также на фото видно, что в зоне рамки лобового стекла, под панелью приборов, моторный щит вместе с рамкой лобового стекла образует очень жесткую конструкцию, своего рода брус от бокового удара. Далее между коробами и порогами тоже вварена жесткая поперечина от бокового удара, на ней крепятся сиденья. И под задним сиденьем форма пола тоже образует очень жесткую конструкцию, все от того же бокового удара. Стойки дверей тоже очень жесткие! Не хватает только бруса в дверях.

Кстати, форма переднего подрамника тоже сконструирована таким образом, чтобы гаситься удар, не задвигая двигатель в салон. И ещё он разборный со стороны КПП, чтобы не снимать весь агрегат, например, для замены сцепления, которое можно заменить с такой конструкцией в течение трех часов в придорожной канаве.

Я врезался на скорости 40 с небольшим – от удара Volkswagen отскочил метров на семь. При аварии ударился сильно, но грудью о ремень безопасности, когда тот "выбирал" слабину. Руль согнул руками, но никаких ушибов при этом не было. А еще вся рулевая колонка при аварии ушла миллиметров на 10, но не к водителю, а, наоборот, удалившись от него. Главное – обошелся без сколь-либо серьезных травм. И полагаю, что в том заслуга конструкции автомобиля. Я нашел в ней всего один недостаток – в дверях нет брусьев безопасности. Вот они бы точно не помешали, тем более что вставить их технически возможно, место в дверях для этого есть. 

А еще с завода серпуховская "Ока" шла с ремнями старого образца, которые надо регулировать под конкретного водителя и пассажира. Я поставил более современные, с инерционными катушками безопасности. Они гораздо удобнее в использовании". 

Культура производства

"Я уже практически собрал все запчасти для ремонта, но тут на глаза попалось объявление: в Москве продавалась "Ока" 2005 года выпуска, но по состоянию практически новая, с пробегом всего 87 километров! Хорошо, что решил сразу же позвонить и поговорить с продавцом. Выяснил, что на самом деле машина все эти 14 лет просто простояла, не ездила, что у нее состояние новой. 

В 2005-м "Ока" серпуховского производства с ручным управлением "газом" была предоставлена государством инвалиду, тот вскоре умер, но семья не могла продать машину, пока не появилась такая законная возможность 14 лет спустя. Попросил продавца, чтобы он ее придержал для меня, а сам помчал покупать билет в Москву.

Действительно, машина новая. Но еще по пути домой я столкнулся с рядом проблем. Аккумулятор не заряжался, третья передача не включалась. А когда приехал домой, на следующее утро обнаружил под машиной лужу с разноцветными разливами. Глянул под капот – там все течет! Понятно, что после столь длительной стоянки все уплотнения потеряли герметичность. 

После этого было принято решение полностью перебрать машину. Коробку все равно надо было ремонтировать. Двигатель не проверенный, все резинки надо менять. Всю машину "протягивать". Датчик включения вентилятора вкручен, но не зажат, рукой докручивается. И с него антифриз капает.

А еще увидел такие же следы диверсии, как на предыдущей "Оке". Блок цилиндров, масляный насос снаружи, а с краю – канал. Так вот, от канала зубилом канавка глубиной в миллиметр сделана – и из нее масло капает. В блок вкручен датчик давления масла. И там иголкой дырочка сделана – тоже масло капает. На головке блока зубилом или молотком набиты насечки. В арке заднего колеса отверткой или еще чем-то острым "ХУ…" до металла продрано.

На этом фоне то, что ровно через один болты не затянуты, – мелочи. И заводская мастика "отличная": там, где она есть, – под ней ржавчина на кузове, где ее нет – все хорошо. Такое вот качество изготовления". 

И все же…

"На "Оке" я люблю ездить не спеша – 70 километров в час по загородной дороге. Ехать 100 она может без проблем, но уже не так комфортно – шумно. Коробка же там 4-ступенчатая. А 70-80 едешь – и отдыхаешь. И какое-то удовольствие, не знаю, как объяснить. Здесь же отличная обзорность. И управляется "Ока" хорошо. 

В "Весте", как и в других современных машинах, усилитель руля уже смазывает ощущение от управления, ты не чувствуешь машину. А в "Оке" руль очень информативный. И стоит машина на дороге хорошо, и от фур не шарахается. Средний расход на этой машине – 5 литров. Это больше, чем на прежней, но и едет она веселее.  

Я не сторонник российского автопрома, даже наоборот. Да, у меня было 17 штук "девяток", "девяносто девятых". Были Volkswagen T3 и T4. Сейчас вторая машина в семье – Vesta. Есть с чем сравнивать. Не исключаю, что если бы вместо "Оки" попалась какая-то иномарка, то я бы в нее влюбился, ездил бы не ней. Но сложилось так, что это моя любимая машина. Я ее так и называю – любимой, обожаемой. Наверное, поэтому она мне и отвечает тем же. И никогда не подводит". 

Альтернатива есть. Трехдверные хэтчбеки в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать
  • Войти или создать профиль