Билет в детство. История и тест-драйв "лунохода" ЛуАЗ-969

16216 16 1

Фото Ольги-Анны Канашиц

Видео Ольги-Анны Канашиц

16216 16 1

Фото Ольги-Анны Канашиц

Видео Ольги-Анны Канашиц

Если бы мне предложили протестировать на выбор Lamborghini Gallardo, Bugatti Veyron или ЛуАЗ-969, то я бы выбрал последний. Наверное, потому, что это билет в детство. А еще это очень интересный легкий внедорожник, можно сказать, квадроцикл с крышей, причем еще и съемной! Краткий рассказ про легендарный ЛуАЗ-969 – в нашем материале.  

Подробнее об этом можно посмотреть в нашем видеосюжете, а для тех, кто предпочитает кадрам буквы, – экскурс в историю модели.

Дешевый и для плохих дорог

Как его только не называли! Официально – "Волынь", а неофициальные называния – "Чебурашка", "Луиза", "Луноход" и даже "Еврейский броневик" за совокупность качеств, полученных за небольшие деньги. "Родился" он на Луцком автомобильном заводе, что в Волынской области Украины.

История "Лунохода" началась с того, что в НАМИ по заказу Минобороны для ВДВ разработали транспортер переднего края (ТПК). Эта моторизованная тележка, которую можно сбрасывать с парашютом с самолета, помимо водителя может брать на борт пару носилок или шестерых сидячих раненых. В высоту не превышает полуметра и имеет полный привод и лебедку. И умеет плавать! Разработанный транспортер был поставлен на конвейер в Луцке и получил название ЛуАЗ-967. Производился он в 1961-1989 годах.

Но если с ВПК в то время все было хорошо, то с транспортом для обычных граждан – не очень. Ну и с дорогами, само собой. Стране требовался недорогой утилитарный вездеход, который можно было бы отремонтировать, не прибегая к услугам не существовавших в то время автосервисов. Который проехал бы всегда и везде. При этом был дешевым в производстве и эксплуатации. Поэтому на базе транспортера сделали ЛуАЗ-969 и поставили его на производство в 1967-м. Что интересно, производился он аж до 2002 года.

Двигатель, бортовые редукторы и трансмиссия – все это вошло в конструкцию нового автомобиля, получившего на первых порах название ЗАЗ-969В. Так как не получилось оперативно поставить в производство задний редуктор, на первых порах автомобиль был переднеприводным. Вес смещен на переднюю ось, поэтому даже такой 969-й мог неплохо показать себя на бездорожье. 

Полноприводный ЛуАЗ появился лишь в 1971 году, после освоения в производстве привода задних колес. Причем ВАЗ-2121 "Нива", ставший гражданским внедорожником №1 в Советском Союзе, был запущен в производство шестью годами позже, в апреле 1977-го. 

Кузов у автомобиля был полунесущий, с интегрированной рамой. Подвеска торсионная, на продольных рычагах с большими ходами. Установлены колесные редукторы, которые увеличивают дорожный просвет до 280 мм, что весьма неплохо. Плюс короткие свесы и короткая "база". Привод – с жестко подключаемым задним мостом и блокировкой заднего дифференциала. Само собой, была и "понижайка". Колеса 13-дюймовые, но с развитым "грязевым" рисунком.

Двигатель – V-образный четырёхцилиндровый, очень близкий к моторам "запорожца". До 1975 года ЛуАЗ снабжался двигателем рабочим объёмом 877 куб.см и мощностью 30 л.с., после – 1197 куб.см и 40 л.с. Но все равно мощности ему не хватает. Оба двигателя имели систему охлаждения с нагнетающим (а не вытяжным, как у ранних моделей "запорожцев") вентилятором. Кроме того, дополнительно масло охлаждалось в маслорадиаторе и в картере двигателя, поддон которого имел ребристую поверхность. Выполненный в виде отдельного агрегата отопитель салона зимой мог быть использован для предпускового подогрева двигателя. Для суровых зим лучше не придумать!

Автомобиль время от времени подвергался модернизации: в 1975 году его оснастили новым двигателем, а в начале 1979-го с конвейера Луцкого автозавода сошел модернизированный ЛуАЗ-969М. Основные его отличия от предыдущей модели состояли в большей комфортабельности по сравнению с предшественником. Так, более плавным стал ход машины, в салоне появился перчаточный ящик и пепельница, а рулевую колонку оснастили противоугонным устройством.

История в реальности

В авто, который мы снимали, стоит дизельный "атмосферник" от Volkswagen. Вот тут уже есть тяга! И передачи очень короткие. В оригинале стоял мотор воздушного охлаждения.

В салоне все максимально по-спартански, но, что удивительно, не так уж и мало места, а задние кресла, скорее даже стулья, складываются. При этом сзади получается неплохой грузовой отсек. Крыша у этих авто была тентованная, можно было сделать кабриолет.

Как на ходу? Он все же больше напоминает легкий трактор, нежели автомобиль. Эргономика своеобразная, хотя сидишь не так уж прямо и неудобно. Шумоизоляции и какой-то отделки салона толком и нет. Передачи короткие, ходы у рычага тоже короткие. По полям летает что дурной, причем даже задний мост особенно не просит подключать. Весит автомобильчик очень мало, вес в основном приходится на переднюю ось. Проходимость – главный "конек" ЛуАЗа. 

Осталось их не так уж много, тем более в оригинальном состоянии. У нас на обзоре внешне не самый красивый вариант, зато он был куплен всего за 500 долларов. И с дизельным мотором – "усовершенствованные" ЛуАЗы стоят обычно дороже. Надежность, увы, была не самая выдающаяся, причем даже когда автомобиль был новым, а спустя годы и подавно. Поэтому, чтобы кататься, нужно будет и саночки возить. Так и у нас в процессе съемок сломался редуктор - на "базу" автомобиль возвращался уже "инвалидом". 

Но сегодня его смысл в том, что за относительно небольшие деньги мы получаем отличное развлечение, практически квадроцикл с крышей. Можно кататься по бездорожью, ковыряться в матчасти и поле вспахать при желании. К слову, в конструкции предусмотрен вал отбора мощности для сельхозоборудования. А еще это билет в детство, когда деревья были большими и даже маленькие ЛуАЗы казались визуально больше, чем сейчас. 

Чем все закончилось?

9 мая 2002 года завод решил прекратить производство ЛуАЗ-1302 – на этом история "Лунохода" закончилась. Последний ЛуАЗ носил индекс 1302 и внешне практически не отличался от предшественника. Зато оснащался двигателем жидкостного охлаждения МеМЗ-245-201К от "Таврии" объемом 1,1 л и мощностью 53 л.с. Также новая модель имела усиленные лонжероны, новую панель приборов, дополнительную шумовиброизоляцию и более комфортабельные сиденья от "Таврии" (в часть выпущенных машин устанавливались старые "жигулевские" сиденья).

Расход топлива и шумность существенно снизились, динамика улучшилась. Но не скажешь, что 1302-й производился крупными партиями. Постоянные срывы поставок и хроническое безденежье 1990-х заставили свернуть производство. А ведь спрос был даже в то время – машина-то стоила всего в районе 2000$!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/217899_1_350.jpg?v=1606415090
Пожалуйста, подождите...