Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

​Будет перегреваться, а вы даже не заметите. Топ-5 неочевидных фактов о температурном режиме современных двигателей

51181 26

Фото автора и из архива редакции

51181 26
Иван Кришкевич

Фото автора и из архива редакции

Почему современные двигатели имеют сложные системы охлаждения? Потому что работают на грани перегрева! Зачем это надо, чем чревато и почему почти неизбежно, будем сейчас разбираться.

Температурное непостоянство

Система охлаждения не просто не допускает перегрева двигателя - ее функция заключается в быстром достижении и поддержании заданной рабочей температуры, что может быть непросто, учитывая внешние факторы, разные режимы работы мотора и, собственно говоря, разные условия движения. Сначала двигатель "холодный" - его надо как можно быстрее вывести в устойчивый температурный режим. А далее этот режим поддерживать, притом что мотор по ряду причин то охлаждается, то греется в зависимости от внешних условий, скорости движения автомобиля и того, как активно водитель жмет на "газ".

Чтобы было нагляднее, представьте, что у вас на плите стоит кастрюля, воду в которой следует держать в диапазоне 85-95°C. Кажется, что это просто - до тех пор, пока кто-то не начнет то и дело то убавлять, то прибавлять газ на конфорке. И вот ваша вода то пытается вскипеть, то норовит остыть. А у вас из всех инструментов регуляции - только подача холодной воды через трубку. И это означает как минимум несколько вещей:

  • ваши действия "догоняющие", вы начинаете реагировать после того, как меняется температура;
  • эффект от ваших действий имеет определенную инерцию, что влияет на оперативность и точность;
  • все это приводит к тому, что выдерживать точную температуру невозможно, остается лишь вписываться в определенный диапазон значений, особенно в переходных режимах;
  • ваши возможности ограничены и в определенной ситуации могут оказаться недостаточными.

Указатели врут

Вы скажете, что раз температура так пляшет, то и стрелка указателя на панели приборов должна двигаться туда-сюда по шкале то в сторону перегрева, то в сторону недогрева. На некоторых старых моделях так и было! Стрелка указателя оперативно показывала изменения температуры. Но к чему нервировать водителя этими постоянными движениями, особенно в сторону красного сектора?

Поэтому на современных моделях стрелка неподвижно стоит в одном положении, показывая "норму" и при 85°C, и при 105°C. И в этом плане толку от нее не больше, чем от модного нынче индикатора (синий сигнал означает, что двигатель еще холодный, желтый или красный говорит о риске перегрева). Для не очень опытного водителя такой индикатор, пожалуй, даже лучше - больше шансов, что обратит внимание на проблему при загорании контрольной лампы.

Кстати, "температура двигателя" - понятие довольно условное. Ведь в разных зонах (ГБЦ, блок, поддон и т.д.), не говоря уже про водяной насос или термостат, термометр будет показывать разные значения.

Система высокой точности

В "аналоговую" эпоху, где все электрическое управление работой системы охлаждения сводилось максимум к контролю температуры и включению электровентилятора, а все остальное работало за счет механических систем, обеспечивать работу двигателя в узком температурном режиме было достаточно сложно. Но современные технологии позволили значительно улучшить эффективность и точность работы всей системы как раз за счет того, что появилась возможность прямого управления узлами и исполнительными механизмами.

Для оптимизации температурного режима нынче используется раздельная система охлаждения с двумя термостатами, причем они могут быть электронноуправляемыми. Водяной насос также может иметь электропривод, а значит, можно регулировать его производительность в зависимости от текущего режима. Подачу воздуха в моторный отсек и к радиаторам охлаждения также можно регулировать за счет управляемых заслонок-жалюзи. Все это - ради большей эффективности и точности системы, чтобы двигатель как можно дольше оставался в заданном температурном диапазоне. А тот, в свою очередь, имел бы как можно более узкий диапазон значений.

"Запланированный" перегрев с риском форс-мажора

Если старые двигатели работают при температуре до 100°C, то современные, как правило, имеют рабочую температуру свыше 100°C. Взять те же моторы BMW, рабочая температура которых 110-120°C. Сделано это для достижения максимальной отдачи и обеспечения лучшей топливной экономичности. Ничего не попишешь: максимально эффективен ДВС как раз при работе на пределе, когда до детонации или перегрева его отделяет тонкая грань. Собственно по этой причине и требуется высокая производительность и точность системы охлаждения, чтобы до перегревов дело не доводить.

Это непросто, особенно с учетом того, что современные двигатели форсированы и термонагружены. Добавляют проблем и компоновочные решения. Взять, к примеру, 4,4-литровый V8 S63 компании BMW. Турбины находятся в развале блока, из-за чего электрика и многие детали систем наддува, смазки и охлаждения страдают от высоких температур, что сказывается на сроке их службы.

С возрастом факторов риска становится только больше. "Бутерброды" из радиаторов забиваются пухом и дорожным мусором, утечки охлаждающей жидкости или ее выкипание могут привести к ее недостаточному уровню в системе, также с возрастом возрастает вероятность отказа датчиков, термостатов и т.д. В итоге снижение эффективности работы системы охлаждения при минимальном запасе по температуре грозит обернуться перегревом.

Неочевидные последствия

Пробитая прокладка, головка винтом, а при наихудшем сценарии еще и заклинивший от температурного расширения деталей мотор - все это крайние случаи серьезного перегрева. И до этого еще надо дело довести. Но мы уже сказали: современные двигатели и так работают "на грани", при температурах, которые еще 20 лет назад считались слишком высокими, чтобы быть нормой. Да, наука и промышленность не стоят на месте, разрабатывают и внедряют термостойкие материалы, но всех проблем это не решает.

Как показывает практика, высокая рабочая температура и локальные перегревы, о которых владелец даже не подозревает (стрелка-то показывает 90°С!), негативно сказываются на состоянии пластиковых и резиновых деталей, которых предостаточно в каждом моторе, причем в ответственных системах (того же охлаждения, а также смазки). Такие детали быстрее стареют, рассыхаются, теряют герметичность и провоцируют новые проблемы.

Более жесткие условия работы накладывают свои требования на характеристики и качество применяемого моторного масла, тем более что в современных моторах применяются масла пониженной вязкости. Поэтому для снижения риска повреждений деталей из-за разрыва масляной пленки или масляного голодания крайне важен правильный подбор масла по параметрам и классу качества. И, разумеется, чем меньше межсервисный интервал, тем лучше.

Собственно своевременное обслуживание, включающее в том числе проверку функциональности системы охлаждения (как визуальную, так и инструментальную, компьютерную) и регламентную замену антифриза, - главное условие снижения риска перегрева двигателя. Также неплохо бы помнить, что неоптимальным режимом является не только агрессивная езда, но и движение на малой скорости или же работа двигателя на холостых оборотах (когда автомобиль "толкается" в заторах). В эти моменты на стрелку указателя или индикатор температуры стоит посматривать чаще. Какими бы "задемпфированными" они не были.

Кипит и булькает? Запчасти к системе охлаждения в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
26 комментариев
0

Тополиный пух, жара, июль(с)... мойка радиатора.....

0

Тополиный пух, жара, июль(с)... мойка радиатора.....

0

Плюс, некоторые антифриз вообще никогда не меняют. Только в случае утечки или уровень подлить. И всё.

13

Обоснуйте как старый антифриз влияет на охлаждение? На поддержание в чистоте трубок, радиаторов и т.д. - это да. А на охлаждение думаю нет.

0

Вы сами и ответили на вопрос. Вдумайтесь в то, что написали.

8

Я про то, что сама жидкость свойства охлаждения не потеряет, залей хоть ослиную мочу(главное, что бы температура кипения была выше , допустим 100градусов). А вы как я понял из вашего поста, говорите, если не менять жидкость , то будет перегрев. Если не менять жидкость, то будут побочные последствия вызваные разрушением внутренностей системы охлаждения. Но прямой зависимости я не вижу.....
Еще скажите , что по цвету они имеют разные свойства...

0

А понял, это не гильотина голову отрубила. Смерть наступила из-за разрушения шейных позвонков. А вместо гильотины можно использовать, что угодно (главное, что бы заточка была правильной). Прямой зависимости в этом нет))

0

В антифризах типа G11, с силикатной антикоррозионной основой, на поверхности деталей образуется стекловидный слой, предохраняющий от коррозии. Со временем этот слой осыпается и превращается в абразив, забивающий радиатор и стачивающий лопатки помпы, снижая её производительность. Так-же из-за старения антифриза начинается активная коррозия двигателя, приводящая к утечкам и снижению эффективности охлаждения.

1

ещё в конце 90-х заметил на бмв что указатель слишком рано стремиться ровно 90 и там чётко замирает. прям нереально. в Мерседесе середины 2000 указатель отсутствует что бы не стояли и не грели утром

1

Вот, прямо, для этого стрелку и убрали?))

0

Так и правда, зачем она нужна, если в инструкции к дюбому современному автомобилю написано примерно следующее: "начинайте движение сразу после запуска двигателя. Прогрев не требуется". Теперь это лишняя информация, как и стрелка "заряд-разряд" АКБ, которую тоже убрали.

0

Так ее убрали из-за того, что отпала необходимость греть или для того чтобы не грели по утрам?

0

Вообще то нужна, чтобы знать, можно уже тапку в пол жать или стоит еще подождать

0

При 80 градусах можно тапку жать или еще нет?

0

Я не в курсе. Я по положению стрелки ориентируюсь.

0

В том и вопрос. Вы взяли для себя некое правило, по которому можно топить тапку в пол. А ведь четкой инструкции, по сути, нет. Учитывая довольно грубую шкалу этого термометра и искусственность значений в современных автомобилях, смысла от него немного. По сути, хватит двух индикаторов: перегрев (есть в любой машине) и недогрев (на шкоде рапид, например). Динамику прогрева нужна разве что техногикам. У меня друг такой: выводит на компьютере в трее кучу инфы - текущая частота процессора, загруженность ядер, температура ЦП, температура HDD и прочее. Обычному пользователю компьютера нафиг это не надо.

0

Согласен. Достаточно будет и двух индикаторов, но отказываться совсем от них - не лучшее решение.

0

У бмв 90-х и начала 00-х указатель температуры стоит посередине от 75 до 115 градусов. Умельцы даже придумали программу, которая в ЭБУ меняет алгоритм работы стрелки на приборке, можно сделать середину шкалы при 85-95 градусах, чтобы четко видеть недогрев или перегрев

1

Сделано это для достижения максимальной отдачи и обеспечения лучшей топливной экономичности. Ничего не попишешь: максимально эффективен ДВС как раз при работе на пределе, когда до детонации или перегрева его отделяет тонкая грань.
Какое-то обьяснение для блондинок. "Температуру двигателя повышают, потому что так он работает на пределе". Ну все понятно.

3

В современных авто под капотом такая "толкотня" деталей, что порой не то что руку не просунешь - палец не пролазит. И все это ради всякого рода минимизации: объема (размера) ДВС, уменьшения габаритов авто и т.п. Результат - почти полное отсутствие циркуляции воздуха. И тут вся тяжесть ложится на систему охлаждения, порой такую хлипкую, что она просто не может выполнять свою функцию. Вот за отсутствие такого нагромождения я предпочитаю (и люблю) "старые" машины с чугунными двигателями, а не с алюминиевыми частями как двигателя, так и подвески. Попробуйте переубедить меня...

0

А зачем вас переубеждать, любите старые машины и дальше....
Как и вы попытайтесь переубедить меня зачем ездить на старых корчах, если есть возможность купить современный авто. Повторюсь если есть возможность!!!!
Последнее время ловлю себя на том , что уже забыл даже когда сам масло менял в авто. Заехал отдал 10-15рублей и поехал дальше свой 20т.км наяривать.

0

Есть же Логан, там все вот это вот есть

1

Постоянное отсутствие горящих ошибок на ПП, замена антифриза раз в 2-3 года, мойка радиаторов по весне под не сильным напором - делает работу охлаждающей системы абсолютно незаметной для меня. И указатель температуры ОЖ - абсолютно бесполезная приблуда.

0

В тех же современных БМВ стрелка показывает уже температуру масла а не ОЖ

1

Что то подсказывает, что ноздри у современных БНВ растут не просто так. Лоханулись баварцы в свое время. Продольных 5 цилиндров попробуй охлади.

0

Вот и купи машину у такого ездюка потом, как po861. При продаже будет нахваливать, а на деле в радиаторах будет каша, а в моторе килограммы говна, при 20-тысячном интервале замены масла.

2

Так ты же первый и купишь, цена будет сладкая, будет все сверкать, садон кпк новый. Или ты думаешь , я тебе всю прпвду скажу, юуду лить в уши, то что хочешь сам слышать... или ты думаешь, я покупаю машину, что бы тебе ее сохранить в идеале, конечно я ее укатаю и в люди..

  • Войти или создать профиль