​"Забили" на кондиционер перед зимой? Теперь может выйти дороже! Истоки проблем и секреты долголетия климатической установки

27714 14

Фото автора и из архива редакции

27714 14

Фото автора и из архива редакции

К хорошему быстро привыкаешь. Вот, например, можно ли себе представить сегодня автомобиль без кондиционера или климат-контроля? Поэтому, если перед началом летнего сезона выясняется, что система вышла из строя, беда…

Просто добавь фреон?

"Тоже мне, проблему нашли!" - скажут некоторые. И вспомнят, что они решают эти вопросы на раз: летом на обочинах дорог вовсю работают мобильные посты по заправке кондиционеров. Подъехал - и прямо на месте "долил" фреон…

Однако профильные специалисты говорят: если кондиционер перестал "холодить" из-за недостатка или отсутствия фреона, это обычно означает, что владелец автомобиля "проморгал" момент и не уделил должного внимания системе еще на ранней стадии проблемы.

Да, фреон может понемногу уходить и в совершенно исправной и герметичной климатической установке: ежегодная потеря 5-10% всего заправочного объема считается нормой. Именно по этой причине рекомендуется проверять "остаток" раз в два года на специальной установке.

А в возрастных автомобилях существует риск потери фреона из-за нарушения герметичности системы, как правило, вследствие сквозной коррозии конденсора, испарителя или соединительных трубок. Внешний радиатор также страдает от механических повреждений, ведь он, как правило, устанавливается за радиатором системы охлаждения двигателя и первым принимает на себя все удары.

Надо ли говорить, что в этом случае простая дозаправка не имеет никакого смысла? Необходимо найти источник утечки, причем чем раньше, тем лучше. Отсутствие герметичности системы кондиционирования может быть выявлено еще на этапе вакуумирования, которое предшествует заправке фреона. А вот для более точного определения места утечки можно использовать галоидный или ультрафиолетовый способ либо их сочетание. В любом случае это уже вопрос работы специалистов. Владельцу автомобиля же важно понимать: если ушел фреон, для начала стоит разобраться с причиной.

Без работы "закиснет"

Система может выйти из строя и по причине поломки компрессора - насоса, приводимого в действие от двигателя (по крайней мере на автомобилях с ДВС). Сам по себе узел этот надежный, но только до тех пор, пока при работе он смазывается и охлаждается. За это отвечает фреон, точнее, содержащееся в нем масло.

Если же его в системе уже нет или недостаточно, трущиеся детали работают на сухую, что приводит к их быстрому износу. Не забудем и про то, что отсутствие масла грозит развитием внутренней коррозии, от которой страдает не только компрессор, но и остальные компоненты - радиаторы и соединительные трубки.

Теперь вы понимаете, почему наличие фреона требует периодической проверки, а герметичность системы следует восстанавливать как можно быстрее? Даже если кондиционер вам особо не нужен. Кстати, здесь есть еще несколько важных нюансов.

Длительное бездействие системы тоже вредно как раз по причине того, что из-за отсутствия циркуляции фреона с маслом по контуру не производится защитная смазка. Нередки случаи, когда компрессор "сгорает" как раз при первом включении кондиционера после длительного (многие месяцы) бездействия, потому что трущиеся детали начинают работать на сухую. Поэтому кондиционер рекомендуется включать не только в летнюю жару. В составе климат-контроля он так и используется, например, для подсушивания воздуха в процессе отпотевания стекол.

Проблема, однако, в том, что в условиях низких температур кондиционер не включается даже принудительно. В зависимости от модели автомобиля нижний порог составляет +2..+5°С, а дальше срабатывает предохранитель. Так что с наступлением осенне-зимнего сезона используйте любой относительно теплый денек, чтобы дать кондиционеру поработать. Как вариант - можно воспользоваться тем, что в "теплых" паркингах торговых центров температура стабильно выше +5..+7°С.

Почему важно обращаться к специалистам

Начнем с элементарного. Если нарушение технологии работ или оборудование не позволит своевременно обнаружить недостаточный уровень фреона или установить факт отсутствия герметичности системы, вы просто потратите время и деньги впустую. Выше мы описали, чем грозит недостаточный уровень фреона или масла. Но его избыток также чреват повреждениями компрессора, теперь уже из-за чрезмерного давления в системе. Так что точность "дозировки" при заправке очень важна.

Ну а ошибки в процессе диагностики при поиске неисправностей грозят либо отсутствием положительного итогового результата, либо дополнительными затратами за лишние действия или замену не требующих того деталей. Ведь кондиционер может не включаться по совершенно разным причинам, даже довольно мелким. Проблема может быть не в малом количестве фреона или компрессоре, а в датчике либо вовсе в потере контактов.

В общем, даже элементарную заправку кондиционера, не говоря уже про более серьезные виды работ, мы бы рекомендовали доверять специализированным станциям или исполнителям с хорошей репутацией. Автомобили с "продвинутыми" системами климат-контроля требуют дополнительных знаний по функционированию оборудования, ведь в данном случае кондиционер дополнен системой регулирования потоков с сервоприводами заслонок, дополнительными датчиками (температуры, освещенности, качества воздуха и т.д.), а управление климатической системы в целом более сложное и возложено на электронные блоки.

Как продлить кондиционеру жизнь

С учетом всего сказанного приведем рекомендации, позволяющие если не избежать, то как минимум отсрочить появление проблем и минимизировать их последствия:

  • периодически включайте кондиционер в осенне-зимний период, когда это позволяют температурные условия;
  • хотя бы раз в 2 года проверяйте объем фреона в системе и при необходимости пополняйте его;
  • держите в чистоте радиатор и соединительные трубки. Если соты радиатора страдают от механических повреждений, установите защитную сетку;

  • своевременно меняйте салонный фильтр, при необходимости проводите антибактериальную обработку испарителя (дезинфекцию).

Цена вопроса

Стоимость услуг по дозаправке или заправке кондиционера в крупных городах Беларуси стартует от 10-15 руб. (но конечная стоимость зависит от объема используемых материалов), столько же берут и за проверку системы на герметичность. А вот дезинфекция, особенно актуальная во время распространения коронавируса, оценивается примерно в 20-35 рублей.

Стоимость нового компрессора, как правило, превышает 600-700 руб., поэтому в случае с подержанными автомобилями используется б/у деталь, цена которой для старых моделей может быть даже ниже 80-90 руб., но для относительно свежих и премиальных вполне может превышать 250-300 рублей. Та же история и с радиатором (конденсором): новый будет стоить сотни рублей, б/у, как правило, можно найти за 50-150 руб., впрочем, все зависит от модели автомобиля. Испаритель в разы дешевле, тот же б/у вариант обычно стоит 30-80 рублей. Ресивер-осушитель оценивается в 180-250 руб., но если предусмотрен сменный картридж, он обойдется в разы дешевле.


В услугу по заправке системы кондиционирования входит проверка системы на герметичность. В нашей сети есть широкий выбор салонных фильтров. Опыт работы 15 лет в обслуживании автомобилей. Подробнее
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214735_1_350.jpg?v=1586970372
Пожалуйста, подождите...