Остаться без машины не худшая перспектива, особенно сейчас. Опыт, который стоит изучить

38741 109

Фото автора

38741 109

Фото автора

Я не слежу за стоимостью бензина, не жду отмены госпошлины и не думаю про то, когда менять шины. Все просто: впервые за 22 года я остался без "колес" - по собственной инициативе. Почему я решил отказаться от машины, как "выживаю" и думаю ли "исправляться"? Ответы ниже.

Баланс изменился

В какой-то момент пробеги стали уменьшаться. Сначала было 30 тыс. км в год, затем 20, 15, 10… Последние несколько лет даже того меньше! Что же, логично. Во-первых, я холостяк, так что поездки по семейным делам сведены к минимуму. Во-вторых, я работаю преимущественно на дому, а последнее время работы "в полях" стало меньше. Бывало так, что 3-4 дня в неделю машина просто стояла без дела во дворе.

Да, раза два в неделю наступает “разъездной" день, когда с утра до вечера надо мотаться по городу, участвуя в планерках, деловых встречах, присутствуя на разного рода мероприятиях, причем на многие без машины добраться трудновато. Но стоит ли только ради этих двух дней в неделю иметь собственный автомобиль?

В-третьих, я достаточно активно езжу на велосипеде. Если позволяют условия и погода, то выбираю его, потому что люблю крутить педали, а в городе байк дает ценное чувство свободы. Я и раньше наматывал за сезон 3-4 тысячи километров, а сейчас, похоже, будет еще больше. 150-200 км в неделю выходит легко. И к слову, у меня два велика: старый "горный" на каждый день и легкий городской для тренировок и дальних поездок по ровным дорогам.

Выходные? Времена, когда я посещал 30-40 гонок в год, давно позади. Дача никогда не манила, хотя и есть. А короткие и длинные автомобильные путешествия, как правило, все равно проходят на чужих машинах. Это уже в-четвертых.

В общем, как-то постепенно потребность в личном автомобиле "скукожилась" до 6-7 тыс. км в год. А если откинуть ряд поездок, которые можно совершить на другом транспорте или которые вызваны как раз наличием автомобиля (то есть чтобы съездить на авторынок или отогнать машину в ремонт, встретить кого-то в аэропорту, а затем его обратно туда же и отвезти, решить транспортные проблемы родных и знакомых), то этот километраж и вовсе можно делить пополам.

И вот я созрел. И после того как был сначала продан легендарный "сырник", а затем отправлен в люди и "резервный" Qashqai отца, я впервые с момента получения "прав" остался без машины - и решил на какое-то время зависнуть в этом статусе. Наверняка не навсегда. Я отношусь к этой затее именно как к эксперименту и новому опыту, про который и хочу рассказать.

Есть ли жизнь без "руля" ?

Прошло более двух месяцев, ломки нет, а транспортные вопросы я решаю по следующему сценарию.

Аномально теплая зима позволила не прекращать велосезон, так что более 1200 км с декабря уже есть. Это здорово: я практически не потерял форму, держу тонус и экономлю на транспортных расходах.

Размеры Минска позволяют доехать из одного конца города в другой за 40-50 минут, смотаться туда-сюда в несколько мест в течение дня не проблема, так как редко суммарный маршрут превышает 40-50 км. На практике велосипед быстрее общественного транспорта, а если едешь в центр, то скорость сообщения почти приближается к автомобильной. В часы пик тоже экономишь время и нервы.

Ну и, разумеется, никаких проблем с парковками и практически никаких затрат. Ладно, все же 2-3 велосипедные камеры за сезон "уходит"… Плюс покрышки, ТО раз в год и прочее. Но все равно дешевле, чем содержание автомобиля.

Конечно, велосипедом можно воспользоваться не всегда. "Нелетная" погода, большие расстояния, а иногда просто обстоятельства требуют использования альтернатив.

Оказывается, троллейбус или трамвай тоже может быть удобным, не говоря уже про метро. Конечно, в том случае, если их маршруты совпадают с твоими планами. Но зачастую это именно так: лично мне удается делать поездки без пересадок и без потерь времени.

Здесь здорово выручают мобильные приложения, которые помогают строить маршруты, подсказывают варианты по транспорту, а самое главное - показывают график движения, благодаря чему реально тратишь меньше времени и нервов.

Поездки настолько нерегулярны и непредсказуемы, что покупать проездной мне нецелесообразно: просто закупаюсь талончиками, а в трамвае №6 оплачиваю поездку карточкой Visa. Пока что самой затратной статьей расходов на общественный транспорт стала покупка iPhone, чтобы не выделяться из общей массы пассажиров.

Кстати, когда едешь пассажиром, будь то трамвай или такси, можно использовать время поездки для чтения или работы через мобильный интернет. Порой это помогает экономить немало времени и компенсирует длительность поездки.

Но если использование общественного транспорта не обещает быть быстрым и комфортным, то я без сожаления выбираю такси или каршеринг. Главная проблема последнего - отсутствие машин поблизости, что особенно часто мешает уехать в середине рабочего дня из сурового "Серебронкса". Что же, тогда Uber. Еще он удобен, когда нужно быстро добраться в центр и не тратить время на поиск стоянки.

На все транспортные расходы я закладываю в месяц 200 рублей, что сопоставимо с прежними затратами на автомобиль (топливо, обслуживание, прочие эксплуатационные расходы). Но реально трачу в разы меньше - все-таки чаще я езжу на велосипеде или общественном транспорте.

"Ага, посмотрим, как ты, нагруженный пакетами, на своем велосипеде или троллейбусе поедешь", - наверняка напишут в комментариях некоторые читатели. Во-первых, вы просто не представляете, как много можно увезти на велосипеде. Во-вторых, путь от супермаркета до остановки общественного транспорта часто не больше чем до машины, как затем и до дома. Во-вторых, если покупок действительно много, никаких проблем - берется такси или каршеринг.

В аэропорт на каршеринге я доезжал за 10 рублей 50 копеек. Обратно, правда, пришлось на автобусе - свободных машин не было, а на такси денег пожалел (но это проблема личной прижимистости). Как-то пришлось помотаться полдня по городу и окрестностям. Полтора часа и 70 км чистой езды плюс многочисленные "паузы" обошлись в каршеринге чуть больше 33 рублей.

С наступлением летнего сезона предвижу определенные проблемы с дальними поездками, когда буду уезжать на один-два дня на 100-200 км от города. В этих режимах каршеринг и такси будут слишком дорогими. Придется что-то придумывать.

Да, и еще несколько соображений насчет времени. Кажется, что на автомобиле я бы перемещался быстрее и с большим комфортом. Отчасти это так, но есть и обратные аргументы. Если посчитать все затраты времени, связанные с эксплуатацией автомобиля, то здесь "безлошадный" гражданин тоже получает свою экономию.

Я не езжу на заправки, не трачу время на прогрев утром, не ищу, где бы оставить машину в центре города. А по вечерам не совершаю привычный ранее "ритуал" поиска места в радиусе нескольких кварталов от дома. Опять же мне не надо "заморачиваться" по поводу мойки, шиномонтажа, оформления страховки и прочего. Ну и, конечно, вопросы обслуживания и ремонта…

При больших пробегах эти временные затраты - капля в море, и оно того, безусловно, стоит. Но при малых пробегах, да еще в случае старого автомобиля, который любит выкинуть коленце в самый неподходящий момент и в целом требует к себе больше внимания, все эти временные потери более существенны.

И все же…

Парадокс в том, что я очень люблю ездить на автомобиле, но в данный период жизни он мне не очень-то и нужен. Более того, пока за все время эксперимента я ни разу не пожалел об отсутствии личного авто, притом что число поездок за последние два месяца даже увеличилось.

Добавим к этому чисто практические соображения. Даже если ездить немного, затраты на автомобиль все равно будут, тем более что техника при нерегулярной эксплуатации начинает "хандрить". При этом тянет не только деньги, но и время. Почему бы не экономить и то и другое? В моем случае ситуация позволяет.

Тем не менее машину я себе рано или поздно куплю. При всех расчетах и всей "нецелесообразности". Просто потому, что я действительно люблю ездить на автомобиле. Точнее так: "пилотировать" его с удовольствием от процесса.

С учетом планируемых малых пробегов можно задуматься о каком-нибудь интересном янгтаймере вроде Peugeot 205 GTI или, чем черт не шутит, Mitsubishi Evolution 5-6-го поколения. Или что-нибудь другое интересненькое. Но здесь снова начинаются стенания по поводу временных и финансовых затрат, неизбежно связанных с эксплуатацией подобной техники. От этого я в свое время как-то устал, а сейчас уже и отвык от подобного бремени. В общем, ожидаются стенания и раздумья, а пока…

Все сложно!

Сейчас я даже рад, что не имею машины. Да, в текущих эпидемиологических условиях личный автомобиль безопаснее. Но по-хорошему эти недели лучшее вообще минимизировать активность и перемещения в пространстве, что я и стараюсь делать. А вот дальше…

Давайте начистоту. Дальше будет очень сложно в экономическом плане. Просто почитайте мрачные прогнозы экономистов, посмотрите на ситуацию на нефтяном рынке, попробуйте угнаться за изменением курса рубля. "Вангую", что в ближайшие месяцы многим станет не до покупки автомобиля. Более того, кому-то даже придется ставить его на прикол. Замороженные в железе деньги будут просто стоять на улице и ждать лучших времен. И выгодно конвертировать эту "недвижимость" в валюту будет непросто.

В общем, я рад, что пока без "колес". Точнее, рад тому, что отсутствие машины никак не сказалось на образе жизни и мобильности, а также не ограничивает меня финансово, что важно на данный момент. Это, конечно, не мое достижение - просто условия так складываются. Так что мой опыт подойдет далеко не всем. Но тому, кто может обойтись без машины, для кого целесообразность ее наличия под большим вопросом, стоит задуматься над тем, не последовать ли моему примеру.

Не готовы повторять такой эксперимент? Тогда смотрите машины в нашей базе объявлений!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214389_1_350.jpg?v=1585223028
Пожалуйста, подождите...