Личный опыт. Что выгоднее - продать машину целиком или по запчастям?

35449 29
35449 29

Иногда они возвращаются! Вот и наш внештатный автор Василий Мартысевич, участник читательского конкурса и автор серии текстов о дальнобойной молодости, снова описывает занимательные случаи из своей жизни.

Сегодняшняя история будет иметь гораздо больше практического значения. Что делать со старым "корчиком", "жизнь" которого подошла к концу? Продавать как "донора" или тихонько разобрать и распродавать по запчастям? Об этом расскажет Василий, предварительно напомнив, зачем ему вообще понадобилась старая и недорогая Daewoo Nexia.

"Решил выйти из зоны комфорта"

Зарплаты в сельской местности далеки до среднестатистической по стране. И пока столица обсуждает новые Geely, дорогие иномарки и финансовые инструменты на их покупку, мы, жители сел и малонаселенных районов, не можем включиться в это обсуждение.

Мечты наши более прозаичны: нам бы дороги получше, чтобы по ним хотя бы в течение одного-двух дней после снегопада проходил грейдер, машины недорогие, понадежнее и с большим клиренсом, сервис качественнее и доступнее. В плане обслуживания машин сегодня мы больше рассчитываем на себя, чем на СТО, а последнее время многие уже просто докатывают то, что есть.

На автомобиле я езжу мало, потому что в основном работаю дома. В то же время жаль моего соседа: он действительно устает, потому что тратит в целом на работу с дорогой 13-14 часов в день. Поэтому я предлагал ему, как мне кажется, логичные вещи: например, сменить работу, потому что неразумно ездить из района Фаниполя в Зеленый Луг, - логичнее рассмотреть вакансии в западных районах Минска. Или, если это невозможно, хотя бы заменить карбюраторный Opel Omega на что-то менее "прожорливое", потому что дорога обходится в ту еще копеечку. Opel, если не ломается, наверное, только бензином "съедает" половину его зарплаты.

Обычно такие разговоры заканчивались эмоциональными перепалками. Мол, и работу не так просто поменять, и машину продать сложно, а купить что-то достойное за небольшие деньги и вовсе не возможно. Реплики про съем квартиры он даже не комментирует, просто злится и ругается, как будто я ему предлагаю в другую страну переехать или даже на другую планету отправляю.

Но в какой-то момент я решил, так сказать, выйти из зоны комфорта - хотелось доказать что-то своему товарищу и себе, а заодно покататься на том, что в иных обстоятельствах никогда бы не купил.

Думал об электромобиле - это было бы идеально. Режим движения с моими маленькими пробегами всегда на холодном двигателе, который попросту не успевает за три-пять километров набирать рабочую температуру, для ДВС жесткий, можно сказать - на "убой". А вот электромобилю не страшны холодные пробеги - как владелец электроскутера я знаю о чем говорю. Но покупать электромобиль за 10.000 долларов для того, чтобы ездить на нем 10 минут в день, - это дорого и нерационально, поэтому я продолжил поиски традиционного для нашей местности автомобиля с ДВС.

Марка и модель авто, которое я искал, значения не имели - все равно какой, только бы с минимальным пробегом и в хорошем состоянии. К сожалению, задача эта оказалась сложной. Я, подогретый статьями про "Sierra за 200", искал что-то до 500. Хотел купить машину, покататься на ней лето, если получится - доказать что-то своей покупкой всем этим людям, которые не верят, что жизнь можно менять из любой ее точки.

"Nexia хрустнула - и сломалась буквально пополам"

Что делать с машиной за 500 долларов дальше, после того как она мне будет не нужна, я особо не думал, покупал ее как игрушку. Приобрел себе Daewoo Nexia за 300 долларов (я писал о ней на читательский конкурс). Удивительно, но после покупки Nexia с течением времени я заметил, что перестал смотреть машины за 3000 долларов, которые искал изначально, - эти поиски как бы сами собой отпали.

Nexia ездила, полностью решала мои транспортные задачи и даже больше. Я проездил на ней 3 года, гонял как на карте, на ней научились управлять автомобилем и отточили свое водительское мастерство несколько человек.

Все три года я ездил и ждал какую-нибудь серьезную поломку, требующую дорогостоящего ремонта, чтобы наконец-то таким образом избавиться от Nexia. Ремонтировать ее не собирался, а машина уже порядком надоела, хотелось другую "гонку", чтобы другой опыт, другие ощущения и эмоции.

Но автомобиль продолжал ездить. И, если честно, меня не покидал вопрос: "Как долго он продержится?" Автомобиль оказался невероятно живучим. За три года со мной Nexia проехала всего 25.000 километров, зато какие это были километры! Режим был запредельным, часто либо в красной зоне тахометра, либо с неопытным водителем за рулем, который постигал на моей Nexia азы вождения.

Я ждал - и дождался: на гравийном перекате Nexia хрустнула - и сломалась. Сломалась буквально пополам: в районе задней балки лопнул кузов, разорвало порог и пол под задним сиденьем, появилась складка на крыше, натянулся трос ручного тормоза, заблокировалось заднее колесо. Машина остановилась.

Я разблокировал колесо и вернулся домой, благо это было рядом. Знакомые кузовщики посмотрели машину и сказали, что трещина некритичная, можно усилить место разрыва, вварить балку на место и "валить" как раньше. "На дорогах половина таких ввареных ездит", - говорили они. Но я решил, что хватит, тем более так долго ждал этого момента.

Nexia оставила впечатление надежного и неприхотливого автомобиля, и я не хотел портить это впечатление. Поэтому, не мучая сварочным аппаратом ни себя, ни ее, дал ей "уйти".

"Кузов отправил туда, куда его отправляли все злопыхатели, - в Гатово"

"Продать старый ржавый автомобиль сложно", - говорил мне мой товарищ, который меня отправил в путь "нищеброда". Я это понимал не меньше его, поэтому, как естествоиспытатель, решил проверить другую теорию белорусского автобизнеса.

Часто слышал, что, продавая автомобиль по запчастям, можно выручить больше денег, чем при продаже целиком. Что же, проверим. На момент, когда я начал разбирать машину, за самую дорогую Nexia в трехдверном кузове 2000-х годов выпуска просили 650 долларов.

Для начала я хотел попробовать продать машину на "разборку" целиком, но таким образом Nexia "провисела" в объявлениях месяц. Мне предлагали за нее именно как за запчасти не больше 200 долларов. Несколько парней давали больше, но давали они эти деньги за автомобиль на учете и без переоформления - понятно, что такой вариант меня не устраивал.

В приемном пункте вторсырья неразобранный автомобиль принимать в лом не хотели и максимум, что мне за него предлагали, - 100 рублей. Тогда параллельно я разместил объявление о том, что продаются б/у запчасти для Daewoo Nexia, - и дело пошло.

Первый откликнувшийся забрал замок зажигания и блок управления двигателем. После этого автомобиль стал обездвиженным, и я разобрал его полностью: кузов распилил и вывез туда, куда его отправляли все злопыхатели, - в Гатово. Без подвески и двигателя кузов оказался легким - 300 с чем-то килограммов, мне выплатили за него 111 рублей.

Очень быстро ушли бак, радиатор, крылья, колеса, передние сиденья, вся передняя подвеска, наполнение дверей (подъемники, внутренние и наружные ручки). По электрике в течение нескольких дней забрали стартер, генератор, топливный насос, разные датчики и реле, "стрекозу" и куски каких-то жгутов с проводами.

Жаль, что кузов был трехдверным, - таких машин мало, не все от них подходит на пятидверные Nexia. До сих пор лежит одна фара с "поворотником", бамперы, задние фонари, капот, крышка багажника, остаются невостребованными КПП, рулевая рейка и много всякой мелочи. После двух месяцев продаж мое объявление примелькалось, спрос поутих. Тогда в новом объявлении я написал, что мелкие запчасти отправлю почтой, а крупные передам со службой доставки, - и дело пошло с новой силой.

По двигателю звонили часто и предлагали 200-300 рублей за столбик, но я решил и мотор тоже разобрать и распродать его по запчастям. Во-первых, опять же говорят, что так можно больше выручить, а значит, нужно это проверить. Во-вторых, мне хотелось увидеть, что произошло внутри этого мотора за 280.000 километров. К слову, мотор до последнего километра масло не брал. Я разобрал его - и то, что увидел, впечатлило!

Внутри он был чистый, можно сказать, даже красивый. Нагара не было особенно, только светло-прозрачный налет. Износ, несомненно, был, и это подтвердили бы замеры, но я их не делал, а визуально ни царапин, ни задиров, ни следов повреждения... Стоит сказать, что хоть я и заливал недорогое масло, но всегда лил "полусинтетику", на зиму - "синтетику". Так как режим эксплуатации был жестким - без прогрева и сразу "газ" в пол, - масло в соответствии с инструкцией я менял раз в полгода.

Кстати, все три года с такими короткими поездками аккумулятор работал хорошо и потребовал дозарядки лишь один раз, в день, когда из строя вышел генератор. Батарея тоже была продана, ей на тот момент было 6 лет. Приехал дедушка с приборами, замерил плотность, подключил нагрузочную вилку - результаты его устроили, он забрал аккумулятор.

Но вернемся к мотору. Нижнюю часть двигателя с коленвалом и поршневой забрали за 250 рублей, распредвал с постелью - за 100. Коллекторы, приемная труба глушителя, форсунки, клапанная крышка, поддон, гидрокомпенсаторы, патрубки, крышка ремня ГРМ, кронштейны, "подушки", опора двигателя - все это "ушло" в основном почтой и принесло еще почти 150 рублей. Дольше всего от двигателя пролежала "голова": без распредвала она мало кому интересна, но в итоге за 60 рублей была продана и она.

"Версия, что по запчастям продавать выгоднее, подтвердилась"

Прошло уже полгода, но машина до сих пор стабильно приносит 50-100 рублей в месяц. Отдавая запчасть, я карандашом на стойке стеллажа пишу, сколько денег набежало за мою "гонку". Сейчас сумма приближается к двум тысячам.

Поэтому версия, что по запчастям продавать автомобиль выгоднее, подтверждается: денег получилось больше, чем за самую дорогую подобную Nexia на тот момент на рынке. Отвечаю на изначально поставленный вопрос: можно ли купить автомобиль за недорого и ездить нем? Да, можно. Теперь я могу говорить об этом с уверенностью, основываясь на своем практическом опыте.

Продавать запчасти оказалось занятием несложным и даже интересным. Часто покупают запчасти не для Nexia, а для другой машины или механизма. Кто-то просит померить расстояние между креплениями сидений, планирует поставить их в другую машину.

Кто-то узнает диаметр фланца и длину шланга от горловины до бензобака, приезжает и забирает его для какого-то KIA. Две передние ступицы купили для подъемного механизма, передние стойки - для багги. Передние суппорты приобрели для другой Nexia, чтобы установить на заднюю ось. Nexia шли с барабанами сзади, человек решил сделать дисковые тормоза.

В общем, все в этом деле просто и понятно. Знай себе время от времени обновляй объявления, отвечай на звонки, пакуй запчасти, пиши адрес и неси на почту. 

Конечно же, вся эта история смешна на фоне того, что в это же время некоторые суперсовременные автомобили вроде Tesla буквально бороздят простоты вселенной. Вся эта разборка и труд не дают какого-то существенно дохода, много на этом не заработаешь. Для меня это скорее развлечение и хобби. Благодаря Nexia я не скучно провел пару недель в гараже.

Для кого-то, как и для меня, подобная утилизация автомобиля в том числе была бы неплохим способом избавиться от "ломья". При желании сделать это можно относительно быстро: за месяц-два продать основные ходовые запчасти, вернуть часть денег от автомобиля, а остальное просто вывезти в металлом. Для кого-то это может стать 13-й зарплатой или премией за неурочный труд в тяжелые в финансовом плане времена.

Но стоит сказать, что дело это грязное, а через какое-то время и малоинтересное, хотя, повторюсь, изначально было очень интересно разбирать машину. Также сын с дочкой увидели, из чего состоит автомобиль, что в нем залито и для чего.

После того как мы разобрали автомобиль, сыну захотелось сделать машину самому. Теперь, используя запчасти, в том числе от Nexia, мы сконструировали и изготовили раму, подвеску - возможно, это будет электрический автомобиль с полным приводом, пока не решили. Жаль только, что Илон Маск своим Cybertruck обесценил дизайн нашего автомобиля. Поэтому придумаем что-то другое.

Также стоит сказать, что разборка своего авто будет эффективно работать у жителя частного дома. Квартирному горожанину провернуть такую операцию сложнее, даже при наличии гаража, все усложняется в несколько раз. Первая проблема - разобранная машина сначала занимает много места, гаражом в это время пользоваться вы не сможете, он будет служить только для разбора авто.

Если повезет, то пройдет месяц-два, пока машина не "усохнет" до размеров стеллажа.

Вторая проблема заключается в мобильности. Клиенту часто нужно здесь и сейчас, он просит показать деталь, то есть сфотографировать ее и выслать фото. Заметил, что если меня нет дома, то чаще всего такой клиент пропадает. Пока я вернусь домой через два-три часа и сфотографирую запчасти, как правило, человек отвечает, что нашел деталь в другом месте. Конкуренция здесь высока, интуиция ваша тоже должна быть на высоте.

"Знакомые в Польше не одухотворяют автомобили, а я в это же время пишу про ржавую "жесть"

Я понимаю, что все это печально. Разобрал я машину, как и написал статью, в доказательство товарищу, больше от скуки и на потеху комментаторам, чем с какой-то другой целью. Ну и как побочный эффект - мы с сыном для общего развития поковырялись в "железе" вместо песочницы или конструктора.

Печально то, что параллельно мои знакомые из Польши страдают от того, что их рынок перенасыщен предложениями. Буквально за несколько сотен долларов можно купить неплохой исправный автомобиль. Теща знакомого долгое время не может продать Opel Corsa с пробегом меньше 100.000 километров без намека на ржавчину за 500 долларов.

В то же время они могут себе позволить, используя разного рода финансовые программы, покупать новые автомобили. Они уже могут думать о машинах просто как о транспорте, могут не одухотворять их, не подчеркивать ими свой жизненный уровень, не дрожать над каждой царапиной или сколом. Люди среднего достатка обсуждают в основном последние автомобильные новинки, делятся впечатлениями от электрокаров и автопутешествий, ходят на тесты, выбирают себе новый автомобиль и аксессуары для него. Покупая новую машину, оборудуют ее газовой установкой, чтобы в путешествии больше тратить на отдых, а не на топливо.

Я же в это время рассказываю здесь про ржавую "жесть". И я бы очень хотел добавить ярких красок в свой рассказ, хотел бы обсуждать поездки и впечатления со своими товарищами здесь, в нашей стране, слушать об их приключениях, но… Как говорится, среда обитания определяет.

Мои знакомые, жители сел и малозаселенных районов, в основной своей массе даже не понимают и не представляют жизнь как-то иначе, кроме "как получается". Некоторые из них и за границей ни разу не были, даже в России или Украине. Поэтому, сколько бы я ни пытался заговорить о новой машине, вышедшей на рынок в Европе, Америке или Азии, сколько бы я ни пытался развить тему о новых технологиях, путешествиях, о Скандинавии или Африке, наш автомобильный разговор непременно скатится к нашим дорогам, дорожным пошлинам, "Вестам", "Логанам", фильтрам, ценам на топливо, поддельным маслам, запчастям и прочей нашей автомобильной действительности.

Вот и сейчас я говорю с соседом, который так и не решился за три года поменять работу, не решился поменять Omega на что-то другое. Говорим мы с ним о том, за сколько можно распродать "сгнившую" Nexia, а другие соседи, проходя мимо, еще и восхищаются моей идеей - разобрать авто и распродать по запчастям. Почти у каждого в огороде стоит автомобиль из "той жизни", купленный в 2011-2014 годах либо раньше. Выезжает этот автомобиль все реже, продать его все сложнее, машина гниет, а что с ней делать дальше - не понятно.

"Вот как бы и мне так за "болгарку" взяться…" - завистливо произносят проходящие мимо соседи…

Nexia больше нет. Надеюсь, ее переплавленный металл пойдет на пользу отечественной промышленности. А мне снова нужно озадачиться поиском нового для себя транспорта.

Продать или купить запчасти можно в нашей базе объявлений. Более 47,5 тыс. предложений!

ТОП объявлений о продаже Daewoo Nexia

5 325 BYN ≈ 2 199 $
1 259 BYN ≈ 520 $
726 BYN ≈ 300 $
2 179 BYN ≈ 900 $
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/213716_1_350.jpg?v=1581105064
Пожалуйста, подождите...