Главное - экология, остальное вторично. Плюсы и минусы системы Start-Stop

11781 50
11781 50

Заглох - завелся. Раньше это было признаком водителя-новичка, сейчас - наличия системы Start-Stop. Почему она активно применяется на современных машинах, как работает и чем чревата для бюджета владельца?

Было для экономии - стало для экологии

Под давлением экологов инженеры вынуждены внедрять в конструкцию современного автомобиля самые разнообразные системы. Одна из них - Start-Stop. Или же Stop-Start, что правильнее, так как в цикле ее работы запуску предшествует все же остановка двигателя. Впрочем, разные производители называют по-разному, так что не суть важно. Система проста, как и сама идея: глушить двигатель при каждой остановке, экономя при этом топливо и снижая выбросы в атмосферу. Но, как водится, есть нюансы…

Как это часто бывает, массовому применению Stop-Start предшествовали отдельно взятые "инициативы". Так, одна из ранних вариаций этой системы появилась еще в 1974 году на Toyota Crown (заявлялось, что она способна экономить до 10% топлива). В 1980-х с аналогичными системами на серийных моделях экспериментировали Fiat и Volkswagen, а  в начале 2000-х Stop-Start применялась на эковерсиях Audi A2 3L и VW Lupo 3L. Все ради достижения рекордных показателей в вопросе расхода топлива!

И оставаться бы системе в числе оригинальных "фишек" от отдельно взятых производителей (помните хитроумную систему Procon-Ten от Audi?), но тут в дело вмешались постоянно ужесточаемые экологические требования. В частности, с введением стандарта Евро-5 очень актуальным стал вопрос ограничения выбросов, а считается, что Stop-Start позволяет снизить эмиссию CO2 примерно на 10 г/км.

В 2012 году в Германии было продано около трех миллионов новых автомобилей с Stop-Start, в середине 2010-х прогнозировалось, что к 2020 году на их долю будет приходиться порядка 70-80% продаж. Скорее всего, в европейских странах примерно так оно и есть.

Впрочем, сейчас перспектива видится в применении так называемой "мягкой" гибридизации - со стартер-генератором и 48-вольтовой батареей. Такая система сложнее, дороже, но более эффективна, ведь она обеспечивает помощь ДВС при старте и может глушить его при свободном выбеге. Судя по анонсам от ведущих автопроизводителей, в ближайшие годы автомобили с ДВС будут массово оснащаться подобными системами. А дальше - только обычные и "подзаряжаемые" гибриды, электромобили. Да, некоторые все еще развивают тему водорода…  

Как это работает

Но вернемся к системе Stop-Start. Принцип ее действия таков: когда автомобиль совершает полную остановку, двигатель глохнет - и запускается вновь, когда водитель готов продолжить движение (выжимает педаль сцепления в случае МКПП или отпускает педаль тормоза при АКПП, в некоторых моделях система сработает и на движение рулем). Соответственно наибольший экономический эффект достигается в городском режиме движения, когда остановки на светофорах или при движении в пробках происходят довольно часто.

Правда, система активируется только при ряде условий: когда достигнута рабочая температура двигателя, а батарея заряжена в достаточной мере. То есть сразу после "холодного пуска" Stop-Start работать не будет. Соответственно во время коротких зимних поездок эффективность системы будет снижаться. Причем в заторах Stop-Start в какой-то момент даже может отключаться! Причина в том, что даже при заглушенном двигателе работа энергопотребителей, в том числе таких мощных, как климат-контроль, продолжается, следовательно, существует вероятность того, что заряд батареи упадет до значения, когда использование Stop-Start недопустимо.

Есть и другие нюансы. Например, большинство автомобилей "обучено" распознавать маневрирование (оно распознается по характерным алгоритмам управления, например, по сильно вывернутым колесам или по движению задним ходом перед остановкой) - и в этом случае система также не будет срабатывать.

Разумеется, имеется возможность отключать систему принудительно, чем некоторые владельцы пользуются. Почему? Одних просто раздражает сам факт того, что двигатель постоянно глохнет. Другим не нравится, что запуск сопровождается небольшой (в несколько десятых секунды) задержкой, а в случае с некоторыми моделями еще и характерными вибрациями.

За все заплатит следующий покупатель?

Ну а владельцев подержанных автомобилей наверняка волнует вопрос надежности и возможных сюрпризов со стороны системы. Не обернется ли экономия в 5-10% последующими непредвиденными расходами? Положим, сама система проста и надежна (и это действительно так), но вот самый очевидный вопрос: как частые пуски отразятся на стартере?

Как утверждали в свое время производители системы, чтобы снизить расход топлива, а также нагрузку на стартер при очередном пуске, предусмотрена следующая мера: в момент остановки двигателя коленвал устанавливается в наиболее выгодном положении для максимально легкого запуска.

Сам стартер, кстати, специальной конструкции, по сравнению с обычным узлом он обладает увеличенным ресурсом. Также применяется генератор увеличенной производительности. А в некоторых моделях оба узла объединены в единый модуль (стартер-генератор). Считается, что с надежностью и ресурсом этих деталей проблем нет, но стоят они заметно дороже обычных. Это же может касаться и приводного механизма (ремня и роликов).

Еще один важный нюанс, о котором многие владельцы узнают, только когда наступает момент замены аккумулятора, - более частые пуски двигателя и работа энергопотребителей при заглушенном моторе требуют применения батарей, выполненных по AGM-технологии. По сравнению с обычными свинцово-кислотными батареями с жидким электролитом такие аккумуляторы имеют более низкое внутреннее сопротивление и при аналогичной емкости могут обеспечивать больший пусковой ток и быстрее заряжаться, а кроме того, могут выдерживать глубокие разряды.

Проблема в том, что стоимость AGM-аккумулятора в разы больше, чем у обычной АКБ, поэтому некоторые владельцы в попытке сэкономить выбирают последнюю. Но такая батарея к "совместной жизни" с Stop-Start не приспособлена и в жестких для себя условиях выходит из строя уже через 3-4 года.

Наконец, еще один нюанс: по какой-то причине система Stop-Start не учитывает режим движения перед остановкой и готова заглушить двигатель даже после динамичной езды с работой двигателя на высоких оборотах и с хорошей нагрузкой. Спасибо за это не скажет даже "атмосферник", турбомотор - подавно. Автопроизводители в этом проблемы не видят (то ли полагают, что подобные режимы - редкость, то ли знают, что гарантийный срок двигатель выдержит). Но все же рекомендуем во время "отжига" выключать систему Stop-Start, чтобы не мучить мотор резкой остановкой.

Наш вердикт

Система Stop-Start нужна в первую очередь производителям - она помогает вписаться в жесткие экологические требования. Владельцы же бонусом получают возможность "слегка" экономить в городском режиме. А расплачиваться за это придется пользователям хорошо поездивших экземпляров, переплачивая за более дорогой аккумулятор, ремонт или замену стартера либо реверсивного генератора. В общем, все как всегда!

Экономичные и "прожорливые", для "отжига" и для работы - в нашей базе объявлений найдутся машины для любых целей!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/213599_1_350.jpg?v=1580922906
Пожалуйста, подождите...